НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Выборгского городского суда (Ленинградская область) от 05.08.2020 № 2А-2209/20

Административное дело № 2а-2209/2020

УИД: 10RS0017-01-2019-001477-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 августа 2020 года город Выборг

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 05 августа 2020 г.

Решение в окончательной форме изготовлено 07 августа 2020 г.

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Гришина Д.Ю.

при секретаре Андреевой М. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карельской таможни к Василаке Инге Ивановне о взыскании пени на задолженность по таможенным платежам,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с уточненным административным исковым заявлением к Василаке Инге Ивановне о взыскании пени на задолженность по таможенным платежам.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 08.06.2009 Карельской таможней было направлено требование об уплате таможенных платежей Василаке Инге Ивановне на общую сумму 227 850,68 руб. (198 655,02 руб. – таможенные платежи, 29 195,66 руб. – пени) в связи с обманным использованием документов и недостоверным декларированием при ввозе автомобиля на территорию Российской Федерации.

В связи с неисполнением в установленный для добровольной уплаты срок требования об уплате таможенных платежей Карельской таможней была взыскана задолженность с Василаке И.И. в судебном порядке на общую сумму 227 850,68 руб. (исполнительный лист Сортавальского городского суда от 22.01.2010 ).

Задолженность была взыскана с Василаке И.И. в полном объеме через территориальные подразделения УФССП России по Республике Карелия. Денежные средства поступали согласно представленному административным истцом графику в период с 14.12.2010 по 12.08.2019.

Таким образом, фактически уплата таможенных пошлин, налогов производилась постепенно в период с декабря 2010 по август 2019, срок уплаты по которым истек 04.06.2008. Пени уплачены за период с 05.06.2008 по 08.06.2009 в размере 29 195,66 руб.

В соответствии со ст. 74 Закона Карельской таможней проведена проверка факта неполной уплаты пеней Василаке И.И., в результате которой обнаружен факт неисполнения обязанности по уплате пеней за период с 09.06.2009 (следующий день начисления пеней после ранее выставленного таможенным органом требования об уплате таможенных платежей от 08.06.2009 ) по 12.08.2019 (день погашения задолженности по уплате таможенных платежей в полном объеме) в размере 159 985,13 руб. (таможенный приходный ордер № от 11.09.2019).

Руководствуясь ст. 55 ТК ЕАЭС, ст. 73 Закона, 12.09.2019 Карельская таможня направила Уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени в адрес Василаке И.И.

Согласно ч. 23 ст. 73 Закона в случае направления уведомления (уточнения к уведомлению) таможенным органом по почте заказным письмом днем его получения считается шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма. Таким образом, день получения уведомления – 20.09.2019. Уплата образовавшейся задолженности должна быть осуществлена в срок не позднее 15 рабочих дней со дня вручения (получения) данного уведомления (ч. 19. ст. 73 Закона), то есть 11.10.2019. Уведомление не было оплачено должником в установленный законом срок.

В соответствии с ч. 5 ст. 71 Закона принудительное взыскание таможенных платежей с физических лиц производится в судебном порядке.

12.11.2019 судебным приказом мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Карелия с административного ответчика взысканы денежные средства в размере 159 985,13 руб. Определением от 25.11.2019 мировым судьей судебного участка г. Сортавала Республики Карелия указанный судебный приказ отменен в связи с возражениями должника в порядке ст. 123.7 КАС РФ.

На основании изложенного административный истец просит суд взыскать с Василаке Инги Ивановны в пользу Карельской таможни пени за период с 09.06.2009 по 12.08.2019 в размере 159 985 рублей 13 копеек.

В судебном заседании представитель административного истца Якунина О.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по доводам искового заявления, а также по доводам, изложенным в дополнительных пояснениях, указала, что моментом нарушения прав административного истца является момент полной выплаты задолженности по таможенным платежам, при этом неустойка подлежит взысканию за весь период взыскания долга.

В судебное заседание административный ответчик не явилась, извещена о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, ее представитель адвокат Гуров А.Б., действующий на основании ордера, возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал письменные объяснения административного ответчика о истечении срока исковой давности и отсутствии оснований его восстановления, также указал, что административному ответчику была предоставлена рассрочка исполнения решения Сортавальского городского суда от 22.01.2010 в размере 500 рублей ежемесячной выплаты до полного погашения задолженности. Также просила взыскать судебные расходы на представителя и его проезд в судебные заседания.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и их представителей, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст. 59, 60, 61 КАС РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 57 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный Кодексом срок уплачиваются пени. Пенями, согласно ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (ч. 3 ст. 72 Закона) по день исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин включительно, если на день начисления пеней такая обязанность исполнена (п.2 ч. 16. ст. 72 Закона).

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока (ч. 7 ст. 72 Закона).

В соответствии со ст. 74 Закона Карельской таможней проведена проверка факта неполной уплаты пеней Василаке И.И., в результате которой обнаружен факт неисполнения обязанности по уплате пеней за период с 09.06.2009 (следующий день начисления пеней после ранее выставленного таможенным органом требования об уплате таможенных платежей от 08.06.2009 ) по 12.08.2019 (день погашения задолженности по уплате таможенных платежей в полном объеме) в размере 159 985,13 руб. (таможенный приходный ордер № от 11.09.2019).

Руководствуясь ст. 55 ТК ЕАЭС, ст. 73 Закона, 12.09.2019 Карельская таможня направила Уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени в адрес Василаке И.И.

Согласно ч. 23 ст. 73 Закона в случае направления уведомления (уточнения к уведомлению) таможенным органом по почте заказным письмом днем его получения считается шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма. Таким образом, день получения уведомления – 20.09.2019. Уплата образовавшейся задолженности должна быть осуществлена в срок не позднее 15 рабочих дней со дня вручения (получения) данного уведомления (ч. 19. ст. 73 Закона), то есть 11.10.2019. Уведомление не было оплачено должником в установленный законом срок.

В соответствии с ч. 5 ст. 71 Закона принудительное взыскание таможенных платежей с физических лиц производится в судебном порядке.

12.11.2019 судебным приказом мирового судьи судебного участка г. Сортавала Республики Карелия с административного ответчика взысканы денежные средства в размере 159 985,13 руб. Определением от 25.11.2019 мировым судьей судебного участка г. Сортавала Республики Карелия указанный судебный приказ отменен в связи с возражениями должника в порядке ст. 123.7 КАС РФ.

Взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 КАС РФ (ч. 2 ст. 123.7 КАС РФ).

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с п. 3 ст. 3 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом.

В период многолетнего погашения Василаке И.И. задолженности по таможенным платежам таможенное законодательство изменялось: с 01.01.2018 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) заменил Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС), а с 04.09.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – ФЗ № 289-ФЗ), заменив Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Вместе с тем, обязанность по уплате пени в целях компенсирования потерь Федерального бюджета Российской Федерации в связи с несвоевременным исполнением плательщиком обязанности по уплате таможенных платежей в установленный таможенным законодательством срок установлена во всех вышеуказанных нормативно-правовых документах.

В соответствии с ч. 1 ст. 151 ФЗ № 311-ФЗ в связи с неуплатой или неполной уплатой в установленный срок таможенных пошлин, налогов подлежат уплате пени. Согласно ч. 2 ст. 151 ФЗ № 311-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Исходя из 4.7 ст. 151 ФЗ № 311-ФЗ в случаях, если сумма пеней, начисленная в соответствии с ч. 2 ст. 151 ФЗ № 311-ФЗ, не будет взыскана в полном объеме за счет иного имущества плательщика либо в судебном порядке, в отношении сумм неуплаченных пеней лицу, ответственному за уплату таможенных пошлин, налогов, направляется требование об уплате таможенных платежей, а при неисполнении указанного требования в установленные сроки принимаются меры принудительного взыскания в порядке, предусмотренном гл. 18 ФЗ № 311-ФЗ.

Таким образом, требование об уплате пени направляется в силу того, что за время принудительного взыскания сумм задолженности по уплате таможенных платежей и пени, сумма пени, подлежащая уплате за несвоевременное исполнение (неисполнение) обязанности по уплате таможенных платежей, изменилась.

В ФЗ № 289-ФЗ также заложено доначисление и взыскание пеней с физических лиц, осуществляющих многолетнее погашение задолженности по уплате таможенных платежей.

В соответствии с п. 4 ст. 57 ТК ЕАЭС при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный ТК ЕАЭС срок уплачиваются пени.

Начисление, уплата, взыскание и возврат пеней производятся в государстве-члене, в котором в соответствии со ст. 61 ТК ЕАЭС подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, в соответствии с законодательством этого государства-члена.

Согласно 4.1 ст. 72 ФЗ № 289-ФЗ пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные ТК ЕАЭС и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

В соответствий с ч. 3 ст. 72 ФЗ № 289-ФЗ обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Обязанность по уплате пеней исполняется одновременно с уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов в полном объеме (ч. 5 ст. 72 ФЗ № 289-ФЗ).

Согласно 4.7 ст. 72 ФЗ № 289-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности но уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная" со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено ч. 28 ст. 76 ФЗ № 289-ФЗ.

В соответствии с ч. 16 ст. 72 ФЗ № 289-ФЗ таможенный орган начисляет пени за период, который начинается со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов, по день:

1) проведения такого начисления включительно, если на день начисления пеней обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не исполнена;

2) исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин включительно, если на день начисления пеней такая обязанность исполнена.

Таким образом, в период многолетнего погашения задолженности по уплате таможенных платежей Василаке И.И. по исполнительному документу сумма пеней, подлежащая уплате, изменяется и ч. 1, ч. 5, ч. 7, пп. 2 ч. 16 ст. 72 ФЗ № 289-ФЗ установлено доначисление пеней в данном случае и, соответственно, их взыскание в соответствии с нормами гл. 12 ФЗ № 289-ФЗ в целях компенсирования потерь Федерального бюджета Российской Федерации в связи с несвоевременным исполнением физическим лицом обязанности по уплате таможенных платежей в установленный таможенным законодательством срок.

На основании вышеизложенного, уведомление от 11.09.2019 об уплате пеней за период с 09.06.2009 по 12.08.2019 в сумме 159 985,13 руб. законное и обоснованное.

При таких обстоятельствах суд полагает доводы административного ответчика и его представителя о пропуске срока исковой давности на взыскание пени, о необоснованности их начисления, о наличии рассрочки как обстоятельства, исключающего начисление пени ошибочными и не подлежащими учету судом.

На основании изложенного суд полагает исковые требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Карельской таможни к Василаке Инге Ивановне о взыскании пени на задолженность по таможенным платежам удовлетворить.

Взыскать с Василаке Инги Ивановны в пользу Карельской таможни пени за период с 09.06.2009 по 12.08.2019 в размере 159 985 рублей 13 копеек.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Судья Д.Ю. Гришин