НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Выборгского гарнизонного военного суда (Ленинградская область) от 12.05.2021 № 2А-22/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2021 года город Выборг

Выборгский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Максименко Д.В. при секретаре судебного заседания Полтавской Е.Ф., с участием административного истца Белова В.В., его представителя Беловой Л.Ю., представителя административного ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» Бычковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению командира войсковой части подполковника Белова Вадима Викторовича о признании незаконными отказа и бездействия начальника связи – заместителя начальника штаба Западного военного округа, связанных с непредставлением ему очередных отпусков,

У С Т А Н О В И Л:

Белов обратился в Выборгский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил:

-признать незаконным отказ начальника связи – заместителя начальника штаба ЗВО в предоставлении ему основного отпуска за 2018 год в количестве 45 суток;

-обязать названное должностное лицо согласовать и предоставить ему отпуск за 2018 год в количестве 45 суток;

-признать незаконным бездействие начальника связи – заместителя начальника штаба ЗВО, связанное с не согласованием ему основного отпуска за 2019 год в количестве 45 суток;

-обязать названное должностное лицо согласовать и предоставить ему отпуск за 2019 год в количестве 45 суток.

В обоснование административного иска Белов указал, что проходит военную службу с 1989 года, является ветераном боевых действий, в настоящее время проходит военную службу в должности командира войсковой части , в отпуске не был с 2017 года, так как непрерывно выполняет приказы вышестоящего командования. 21 декабря 2020 года он обратился к административному ответчику с рапортом о предоставлении очередного отпуска, продолжительностью 45 суток за 2018 год и 45 суток за 2019 год. Начальником связи – заместителем начальника штаба ЗВО его требование было проигнорировано, с чем он не согласен. Ссылаясь на положения п.п. 4 и 5 ст. 3, п. 5 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», п. 2, подп. «б» п. 12, п. 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 Белов также утверждает, что в соответствии с содержанием данных норм реализация права военнослужащего на ежегодный основной отпуск обеспечивается обязанностью командования по предоставлению такого отпуска в текущем году. При этом, в случае неиспользования военнослужащим своего отпуска в текущем календарном году по уважительным причинам (болезнь и прочие исключительные обстоятельства), отпуск может быть использован им до окончания следующего календарного года. Вместе с тем названные нормы не допускают возможность отказа военнослужащему в реализации его конституционного права на отдых в случае своевременного не предоставления основного отпуска по служебной необходимости. По окончании такой необходимости военнослужащий подлежит направлению в отпуск в любом случае. Таким образом, Белов считает, что неудовлетворением требования о предоставлении очередного отпуска административный ответчик нарушил его право на законный отдых.

Выступая в судебном заседании, Белов и его представитель Белова Л.Ю., поддержали уточненные требования административного иска, просили суд удовлетворить их в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям. Представитель административного истца добавила, что непосредственным начальником Белова является начальник связи – заместитель начальника штаба ЗВО, и без соответствующего согласования с данным должностным лицом административный истец не может убыть в отпуск. Белов также пояснил, что поскольку на протяжении 2018, 2019 и 2020 года выполнял возложенные на него командованием обязанности, данные обстоятельства являются исключительными и позволяют перенести отпуска за 2018 и 2019 годы на соответствующий следующий год.

Помимо этого, административный истец и его представитель указали, что Белову стало известно о нарушенном праве на отдых за 2018 год – 21 декабря 2020 года, за 2019 год – 29 декабря 2020 года, после рассмотрения его рапортов, когда ему сообщили об этом представителя командования по телефону, в связи с чем срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением им не пропущен.

Представителем начальника связи – заместителя начальника штаба ЗВО, в суд были представлены возражения, в которых он указывает, что не согласен с требованиями Белова, просит отказать в их удовлетворении в полном объеме по следующим основаниям. Административный истец является командиром войсковой части и непосредственно подчиняется Объединенному стратегическому командования ЗВО. Он, как командир части, наделен властно-распорядительными полномочиями по изданию приказов по строевой части, в том числе по предоставлению отпусков. Белов в нарушение требований действующего законодательства не ушел в основной отпуск в 2018 и в 2019 году. С учетом того, что он входит в льготную категорию военнослужащих и сам наделен полномочиями по изданию приказов по строевой части, для убытия в отпуск ему всего лишь необходимо уведомить начальника связи об этом, самому издав соответствующий приказ, оставив за себя исполняющего обязанности. Такие приказы Белов издавал ранее, при убытии в командировку или госпиталь, а также в отпуска за другие годы. При этом административный истец действительно подавал рапорта на имя начальника связи с просьбой предоставить ему основной отпуск за 2018 и 2019 годы. Разница между их подачей составила три дня, два из которых выходные, однако необходимости в их подаче не было. Белову надлежало издать приказ о своем убытии и уведомить об этом начальника связи ЗВО. Отпуск за 2018 года ему не был согласован, так как это нарушает законодательство. Отпуск за 2019 года начальником связи был согласован, о чем имеется резолюция на рапорте «на решение НШО». Боевых, учебно-боевых, специальных или иных задач, являющихся исключительными и препятствующих уходу Белова в основной отпуск в 2018, 2019 и 2020 годах управлением связи ЗВО не ставилось. Кроме того, в нарушение указаний начальника связи ЗВО административный истец в отпуск за 2019 год не убыл, приказа не издавал. Белову о бездействии начальника связи ЗВО, связанном с непредставлением ему отпуска за 2018 и 2019 годы было известно в 2018 и в 2019 году соответственно, однако он не обжаловал данное бездействие в установленный законом трехмесячный срок, в связи с чем представитель административного ответчика считает, что Беловым пропущен срок обращения в суд.

Представителем ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» (далее – ОСК ЗВО) в суд представлены возражения на административный иск Белова, в которых она просит отказать ему в удовлетворении требований в полном объеме по следующим основаниям. Белов подавал два рапорта на имя начальника связи – заместителя начальника штаба ЗВО о предоставлении ему отпусков. В рапорте от 17 декабря 2020 года Белов просил предоставить ему очередной отпуск за 2018 год продолжительностью 45 суток. Начальник связи ЗВО по телефону сообщил Белову, что данный рапорт не может быть реализован, так как его необходимо переработать в соответствии с требованиями законодательства. В связи с этим административный истец предоставил рапорт от 21 декабря 2020 года, в котором просил предоставить ему очередной отпуск продолжительностью 45 суток за 2019 год в тот же период времени, указанный в предыдущем рапорте. С учетом предоставления скорректированного рапорта от 21 декабря 2020 года, рапорт от 17 декабря 2020 года далее не рассматривался, так как он фактически был отозван. Согласно резолюции начальника связи – заместителя начальника штаба ЗВО разрешение данного вопроса оставлено на решение начальника штаба ЗВО, о чем Белова уведомили по телефону. Какие-либо сведения о подаче Беловым рапорта на имя начальника штаба ЗВО отсутствуют. По смыслу п. 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы предоставление отпуска за 2018 год в декабре 2020 года противоречит закону. Отпуск за 2018 года мог быть перенесен только на 2019 год. При переносе основного отпуска на следующий календарный год он должен быть использован до окончания года. Таким образом, рапорт Белова от 21 декабря 2020 года был подан также в нарушение действующих норм закона, поскольку отпуск, продолжительностью 45 суток за 2019 год не мог быть использован до конца 2020 года. Ни в одном из рапортов Белов не обосновал, в связи с чем им не были использованы отпуска в надлежащем году и с какими исключительными обстоятельствами возникла необходимость переноса отпуска на следующий год. В материалах дела эти сведения также отсутствуют. Белов, как командир войсковой части , правомочен издавать приказ о предоставлении отпусков. Начальник связи – заместитель начальника штаба ЗВО не предоставляет отпуск командиру войсковой части , а только согласовывает его предоставление, исходя из обязанностей осуществлять координацию повседневной деятельности подчиненных воинских частей. Из п. 62 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» следует, что вопрос о целесообразности согласования начальником связи – заместителем начальника штаба ЗВО отпуска командиру войсковой части не может разрешаться судом. В настоящем деле не применимы положения Трудового кодекса РФ, поскольку они не регулируют отношения, возникающие в период прохождения лицом военной службы. В связи с поздним обращением с рапортами, а также в связи с отсутствием исключительных обстоятельств, обосновывающих необходимость переноса отпусков, административный истец утратил право на предоставление отпусков за 2018 и 2019 годы. Административным ответчиком бездействия не допущено, а права Белова не нарушались.

В судебном заседании представитель административного ответчика – ОСК ЗВО просила суд отказать Белову в удовлетворении его требований в полном объеме по основаниям, изложенным в вышеуказанных возражениях.

Представителем ФКУ «УФО МО РФ по ЗВО» представлен отзыв, в котором указано, что ОСК ЗВО является юридическим лицом, наделено соответствующими бюджетными полномочиями и имеет лицевой счет в органе Федерального казначейства. Таким образом, возмещение понесенных административным истцом расходов надлежит возложить на ОСК ЗВО, как на орган, в котором исполняет должностные обязанности административный ответчик.

Представители начальника связи – заместителя начальника штаба ЗВО, ФКУ «УФО МО РФ по ЗВО», надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, просили суд, рассмотреть данное административное дело без их участия.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика, административного истца и его представителя, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с копией послужного списка Белов проходит военную службу с августа 1989 года.

Согласно выписке из приказа командующего войсками ЗВО от 24 октября 2017 года № 384 Белов назначен начальником <данные изъяты>.

Административным истцом заключен контракт о прохождении военной службы на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что видно из его копии.

В период с 30 декабря 2017 года по 13 января 2018 года Белов убывал в дополнительный отпуск за 2017 год, с 12 по 31 августа 2018 года – в основной отпуск за 2017 год, с 10 декабря 2018 года по 13 января 2019 года – в дополнительный отпуск за 2018 год, с 5 по 21 сентября 2019 года – в дополнительный отпуск за 2019 год, что отражено в соответствующих приказах командира войсковой части .

Как усматривается из рапорта Белова от 17 декабря 2020 года на имя начальника связи – заместителя начальника штаба ЗВО, он просит предоставить ему очередной отпуск за 2018 год продолжительностью 45 суток с 21 декабря 2020 года. На данном рапорте имеется резолюция «нет».

Из рапорта Белова от 21 декабря 2020 года следует, что он просит то же должностное лицо предоставить ему очередной отпуск за 2019 год продолжительностью 45 суток с 22 декабря 2020 года. На указанном рапорте имеется резолюция от 28 декабря 2020 года «на решение НШО, подготовить справку-доклад».

Согласно выписке из телеграммы начальника штаба 11 командования резерва от 29 сентября 2017 года непосредственное руководство деятельностью <данные изъяты> возложено на начальника связи – заместителя начальника штаба ЗВО.

В копии телеграммы начальника связи ЗВО от 6 февраля 2019 года указано о доведении графиков отпусков на 2019 год, в том числе на Белова: 20 суток с 10 февраля 2019 года, 25 суток с 5 декабря 2019 года.

В соответствии с п. 12 выписки из положения об управлении связи штаба ОСК ЗВО начальник связи является прямым начальником личного состава управления и войск связи ЗВО и подчиняется начальнику штаба. На основании п.15 той же выписки начальник связи помимо прочего обязан направлять деятельность подчиненных командиров на строгое выполнение общевоинских уставов и поддержание внутреннего порядка, своевременно предоставлять в порядке подчиненности соответствующие документы по назначению но воинские должности, присвоение воинских званий, увольнению с военной службы, а также принимать решения по другим вопросам, касающимся прохождения военной службы подчиненным личным составом управления и войск связи.

В силу п. 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее – Положение) в случаях, когда основной отпуск не был предоставлен военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в текущем календарном году в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, допускается перенос основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год с учетом времени проезда к месту использования отпуска и обратно. При переносе основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год они должны быть использованы до его окончания.

На основании ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Суд приходит к выводу, что Белову, учитывая требования п. 14 ст. 29 Положения о возможности переноса основного отпуска на следующий календарный год, стало известно о нарушении его прав на предоставление отпуска за 2018 год в количестве 45 суток не позднее 1 января 2020 года, а с настоящим административным исковым заявлением он обратился 16 марта 2021 года, то есть по прошествии трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав.

На основании изложенного суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока, предусмотренного ст. 219 КАС РФ, без уважительной причины.

Доводы административного истца и его представителя о том, что он узнал о нарушенном праве на отдых за 2018 год – 21 декабря 2020 года, суд считает несостоятельными, исходя из указанных выше требований п. 14 ст. 29 Положения.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного суд отказывает Белову в удовлетворении его требований о признании незаконным отказа начальника связи – заместителя начальника штаба ЗВО в предоставлении ему основного отпуска за 2018 года в количестве 45 суток и обязании названного должностного лица согласовать и предоставить ему этот отпуск в связи с пропуском установленного законом срока для обращения в суд.

Вместе с тем, вопреки доводам представителей административных ответчиков об обратном, суд приходит к выводу, что Беловым не пропущен трехмесячный срок обращения в суд с требованиями о признании незаконным бездействия начальника связи – заместителя начальника штаба ЗВО, связанным с не согласованием ему основного отпуска за 2019 год в количестве 45 суток и обязании названного должностного лица согласовать и предоставить ему отпуск за 2019 год в количестве 45 суток, поскольку, как указывалось выше, административному истцу стало известно о нарушении прав на отдых за 2019 год – 29 декабря 2020 года (ранее 1 января 2021 года), а с настоящим административным исковым заявлением он обратился в суд 16 марта 2021 года, то есть в пределах предусмотренного законом трехмесячного срока.

Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-«О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск. Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, - 45 суток.

Суд считает обоснованными требования Белова о признании незаконным бездействия начальника связи – заместителя начальника штаба Западного военного округа, связанного с не согласованием ему предоставления очередного отпуска за 2019 год в количестве 45 суток и обязании названного должностного лица согласовать предоставление этого отпуска по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, непосредственным начальником Белова, как командира войсковой части , является начальник связи - заместитель начальника штаба ЗВО, в полномочия которого входит, в том числе, согласование отпусков подчиненным войскам связи, то есть и командиру войсковой части .

Учитывая тот факт, что Белов в период с 2019 по 2020 годы исполнял обязанности военной службы, выполнял поставленные командованием задачи, подробно изложенные в его письменных объяснениях, а самовольно убыть в отпуск без согласования с командованием после подачи соответствующего рапорта он не вправе, суд считает возможным перенос его отпуска за 2019 года на следующий календарный год, то есть на 2020 год, в соответствии с требованиями п. 14 ст. 29 Положения.

Утверждения представителей административных ответчиков о том, что у Белова отсутствовали исключительные обстоятельства, обосновывающие необходимость переноса отпуска, ему боевых, учебно-боевых, специальных или иных задач, являющихся исключительными и препятствующих уходу в основной отпуск, управлением связи ЗВО не ставилось, суд считает голословными и не подтвержденными документально.

Поскольку начальник связи – заместитель начальника штаба ЗВО не принял входящее в его полномочия решение о согласовании либо об отказе в согласовании отпуска Белову за 2019 год в количестве 45 суток на основании рапорта последнего от 21 декабря 2020 года, что подтверждается резолюцией от 28 декабря 2020 года на указанном рапорте, суд признает указанное бездействие должностного лица незаконным.

В целях восстановления прав административного истца суд возлагает на начальника связи – заместителя начальника штаба ЗВО обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу согласовать командиру войсковой части Белову предоставление отпуска за 2019 год в количестве 45 суток.

Доводы представителя ОСК ЗВО о том, что рапорт Белова от 21 декабря 2020 года был подан в нарушение действующих норм закона, поскольку отпуск, продолжительностью 45 суток за 2019 год не мог быть использован до конца 2020 года, суд считает несостоятельным, поскольку требования п. 14 ст. 29 Положения, касающиеся использования перенесенного отпуска на следующий календарный год до его окончания, не могут являться основанием для бездействия административного ответчика по согласованию предоставления основного отпуска Белову за 2019 год. Кроме этого, начальник связи – заместитель начальника штаба ЗВО по указанному основанию не отказывал Белову в согласовании рапорта на отпуск от 21 декабря 2020 года, а необоснованно делегировал данные полномочия начальнику штаба ЗВО.

Суд также считает ошибочными утверждения представителя ОСК ЗВО, касающиеся невозможности разрешения судом вопроса о целесообразности согласования начальником связи – заместителем начальника штаба ЗВО отпуска командиру войсковой части , так как требования Белова непосредственно вытекают из публичных отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой и они подлежат рассмотрению в соответствии с положениями главы 22 КАС РФ, в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Иные доводы представителей административных ответчиков на изложенные выводы суда не влияют.

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Так как суд частично удовлетворил административный иск Белова, следовательно, судебные расходы, связанные с его оплатой государственной пошлиной, надлежит взыскать в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» <адрес> с Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», так как в данном органе исполняет свои должностные обязанности начальник связи – заместитель начальника штаба ЗВО.

Руководствуясь ст. 111, 175-180, 227 КАС РФ, военный суд

Р Е Ш И Л

Административное исковое заявление Белова Вадима Викторовича о признании незаконными отказа и бездействия начальника связи – заместителя начальника штаба Западного военного округа, связанных с непредставлением ему очередных отпусков, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие начальника связи – заместителя начальника штаба Западного военного округа, связанного с не согласованием командиру войсковой части Белову В.В. предоставления ему очередного отпуска за 2019 год в количестве 45 суток.

Обязать начальника связи – заместителя начальника штаба Западного военного округа в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу согласовать командиру войсковой части Белову В.В. предоставление отпуска за 2019 год в количестве 45 суток.

В удовлетворении требований Белова В.В. о признании незаконным отказа начальника связи – заместителя начальника штаба Западного военного округа в согласовании предоставления ему очередного отпуска за 2018 года в количестве 45 суток и обязании названного должностного лица согласовать предоставление этого отпуска – отказать.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» в доход бюджета муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

На основании п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ обязать начальника связи – заместителя начальника штаба Западного военного округа и Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» сообщить в суд и административному истцу об исполнении настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-й Западный окружной военный суд через Выборгский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 19 мая 2021 года.

Копия верна:

Судья Д.В. Максименко