Дело № 2-584/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2022 года г. Вязьма Смоленской области
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего, судьи Перегонцевой Н.В.,
при секретаре Поморцевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, отделу социальной защиты населения в Вяземском районе Смоленской области о признании незаконным отказа во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», и признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 в обоснование исковых требований указал, что через СОГБУ МФЦ г. Вязьма им поданы документы для предоставления услуги «Присвоение звания «Ветеран труда». Письмом отдела социальной защиты населения в Вяземском районе Смоленской области по социальному развитию от 3 декабря 2021 года № 8665 ему сообщено, что включить в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», не представляется возможным по причине того, что справка о выслуге лет не соответствует требованиям Административного регламента предоставления Департаментом Смоленской области по социальному развитию государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 2 декабря 2013 года № 1005.
При этом справка о выслуге лет, подготовлена войсковой частью ХХХ, в которой в настоящее время он проходит военную службу, и выдана в установленном порядке на основании архивных данных (из личного дела) подразделения кадров, о его (ФИО1) выслуге лет в календарном исчислении.
Обязанность представить справку, подтверждающую выслугу лет, для назначения пенсии за выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего пенсионное обеспечение, он не может, так как является действующим военнослужащим и на пенсионном обеспечении не состоит.
Требование представить справку, подтверждающую выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего пенсионное обеспечение, со стороны отдела социальной защиты населения в Вяземском районе, не основано на законе.
С данным отказом не согласен, так как пока он является действующим военнослужащим, он не может запросить справку о выслуге лет для назначения пенсии из пенсионного органа, но при этом может запросить данную справку из подразделения кадров по месту службы.
Ссылаясь на данные обстоятельства, нормы права, просит признать незаконным решение отдела социальной защиты населения в Вяземском районе Смоленской области Департамента Смоленской области по социальному развитию об отказе включить его в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» и признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда».
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддерживает.
Представитель ответчика – отдела социальной защиты населения в Вяземском районе Смоленской области Департамента Смоленской области по социальному развитию не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с указанием на то, что исковые требование считает незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика – Департамента Смоленской области по социальному развитию не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил возражения на иск, согласно которым просит в иске отказать, поскольку представленная истцом справка о выслуге лет не соответствует требованиям, утвержденным Административным регламентом.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Областного закона от 22 июня 2006 № 66-з «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Смоленской области» установлено, что звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Постановлением Администрации Смоленской области от 26 декабря 2006 № 466 утвержден Перечень ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».
В соответствии с п.п. 2, 3 указанного Перечня к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», относятся учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные, почетные и памятные знаки, нагрудные значки, значки, почетные, похвальные и юбилейные грамоты, грамоты, дипломы, благодарности, свидетельства (далее - ведомственные знаки), если награждение конкретного лица принято: Правительством Российской Федерации; федеральными органами государственной власти; федеральными органами судебной власти; Прокуратурой СССР и Российской Федерации; Президиумом Верховного Совета СССР и РСФСР; Советом Министров СССР и РСФСР; Верховным Судом СССР; министерством, ведомством СССР и РСФСР; Министерством обороны СССР и Российской Федерации; Администрацией Президента Российской Федерации; палатами Федерального Собрания Российской Федерации; межгосударственными (межправительственными) органами, созданными государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации; центральными органами партийных, профсоюзных, комсомольских, ветеранских и других общественных организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации (далее - органы, общественные организации).
Решение о награждении ведомственным знаком конкретного лица должно быть принято председателем (его заместителем), министром (его заместителем), Генеральным прокурором СССР, РСФСР, Российской Федерации, директором (его заместителем), президентом Российского акционерного общества «ЕЭС России», руководителем (его заместителем) рода войск, военного округа, флота Вооруженных Сил СССР, Российской Федерации, органов государственной власти и государственного управления, партийных, профсоюзных и других общественных организаций, указанных в пункте 2 настоящего постановления.
Согласно пп. 4 п. 7 указанного постановления, к ведомственным знакам относятся, медали, в том числе «За отличие в военной службе» I (II, III) степени федеральных органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с п. «а» ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
Статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрены виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе и пенсия за выслугу лет, которая назначается, в том числе военнослужащим.
Следовательно, исходя из буквального толкования вышеприведенных положений закона, звание «Ветеран труда» может быть присвоено и при наличии стажа за выслугу лет.
Пунктом 2 Приказа ФСБ России от 29 сентября 2016 года № 600 «О ведомственных знаках отличия Федеральной службы безопасности Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» установлено, что знаками отличия Федеральной службы безопасности Российской Федерации, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», являются: медаль ФСБ России «За отличие в военной службе» II или I степени; медаль ФСБ России «За отличие в труде»; Почетная грамота ФСБ России.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 с 15 декабря 2011 года является военнослужащим войсковой части ХХХ, расположенной в <адрес>; по состоянию на дд.мм.гггг. общая выслуга лет составляет 22 года 8 месяцев 3 дня, в календарном исчислении – 17 лет 4 месяца 2 дня, в льготном исчислении – 5 лет 4 месяца 1 день. Имеющаяся выслуга лет в календарном исчислении является достаточной для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 (л.д. 23).
На основании приказов ФСБ России ХХХ от 17 октября 2016 года ФИО1 награжден медалью «За отличие в военной службе» III степени, ХХХ от 29 октября 2019 года – медалью «За отличие в военной службе» II степени (л.д. 24).
ФИО1 через СОГБУ МФЦ г. Вязьмы обратился в Департамент Смоленской области по социальному развитию с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» (л.д. 12).
Письмом отдела социальной защиты населения в Вяземском районе Смоленской области Департамента Смоленской области по социальному развитию от 3 декабря 2021 года № 8665 ему отказано во включении в список лиц, претендующих на присвоение звание «Ветеран труда» (л.д. 17). Отказ мотивирован тем, что представленная справка о выслуге лет не соответствует требованиям, утвержденным Административным регламентом, а справка о выслуге лет, выданная войсковой частью, не является документом, подтверждающим выслугу лет, необходимую для назначения пенсии по выслуге лет.
20 декабря 2021 года ФИО1 обратился с жалобой в Департамент Смоленской области по социальному развитию на решение об отказе включить в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» (л.д. 17-21, 22).
13 января 2022 года Департамент Смоленской области по социальному развитию, рассмотрев обращение, указал, что для получения документа о выслуге лет, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, следует обратиться в федеральный орган исполнительной власти либо в федеральный государственный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение (л.д. 15-16).
Суд полагает, что данный отказ является незаконным на основании следующего.
Пунктом 2.6.1 Административного регламента предоставления Департаментом Смоленской области по социальному развитию государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 2 декабря 2013 года № 1005, предусмотрено, что в перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителями, указанными в подпункте 1 подраздела 1.2 раздела 1 настоящего Административного регламента, входят: 1) заявление в письменной форме о присвоении звания «Ветеран труда»; 2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя; 3) документы, подтверждающие награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), либо награждение по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде; 4) документы, подтверждающие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно п. 2.9.2 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: 1) отсутствие у заявителя права на присвоение звания «Ветеран труда Смоленской области»; 2) представление документов, указанных в пунктах 2.6.1, 2.6.2 подраздела 2.6 настоящего раздела, не в полном объеме; 3) выявление недостоверных сведений в документах, представленных заявителем для присвоения ему звания «Ветеран труда Смоленской области». Проверка достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных заявителем для присвоения ему звания «Ветеран труда Смоленской области», осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной от компетентных органов или организаций, выдавших документ (документы), а также другими способами, разрешенными федеральным законодательством.
В силу п. 2.2.2 Административного регламента при получении государственной услуги заявитель взаимодействует со следующими органами и организациями: 1) с Архивным фондом Российской Федерации для получения справки о награждении; 2) с Пенсионным фондом Российской Федерации для получения справки о трудовом (страховом) стаже; 3) с органами государственной власти и уполномоченными организациями для получения справки, выданной в установленном порядке на основании архивных данных; 4) с федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, для получения документа, подтверждающего выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии с частью первой статьи 51 Закон РФ от 12 февраля 1992 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой: гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, - в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, в Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности…
В силу п. «в» части первой статьи 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется: Федеральной службой безопасности Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, органов государственной охраны, федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, из Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей.
Федеральным законом от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» определено, что Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.
Приказом ФСБ России от 14 февраля 2017 года № 87 утверждена Инструкция об организации работы в органах федеральной службы безопасности по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и их семей, которая определяет организацию работы в органах федеральной службы безопасности по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и их семей (п. 1 Инструкции).
В соответствии с п. 3 названной Инструкции (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, и их семей в зависимости от последнего места военной службы осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) (далее - органы безопасности) и пограничных войск, органов внешней разведки, органов государственной охраны, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей <2>.
Согласно п. 16 и п. 17 указанной Инструкции оформленные подразделением кадров документы вместе с заявлением о назначении пенсии, денежным аттестатом, представленным финансово-экономическим подразделением органа безопасности, направляются не позднее десяти дней со дня увольнения лица с военной службы в территориальный орган безопасности по избранному лицом месту жительства (пребывания) для назначения пенсии.
Заявления и поступившие вместе с ними в территориальный орган безопасности документы для назначения пенсий рассматриваются пенсионными подразделениями не позднее десяти дней со дня поступления заявления или не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя <1>.
Таким образом, пенсионным органом в органах федеральной службы безопасности являются пенсионные подразделения территориальных органов безопасности, а документы к ним на военнослужащего поступают только после увольнения с военной службы. Указанные документы готовятся подразделениями кадров воинских частей, в которых военнослужащий проходит военную службу.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что ФИО1 является действующим военнослужащим войсковой части ХХХ, суд приходит к выводу о том, что истец, имеющий выслугу лет, необходимую для назначения пении за выслугу лет, в установленном законом порядке награжден ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с чем отказ ответчика во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», является незаконным, а заявленные требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение отдела социальной защиты населения в Вяземском районе Смоленской области Департамента Смоленской области по социальному развитию об отказе включить ФИО1 в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».
Признать за ФИО1 право на присвоение звания «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области.
Судья Н.В. Перегонцева
Вынесена резолютивная часть решения 18.04.2022
Изготовлено мотивированное решение 19.04.2022
Решение вступает в законную силу 20.05.2022