НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вуктыльского городского суда (Республика Коми) от 14.03.2019 № 2-4/19

Дело № 2-4/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вуктыл Республика Коми 14 марта 2019 года

Вуктыльский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Сергеевой Е.Е.,

при секретаре Лавриненко А.А.,

с участием истца Сергеева И.И.,

представителя ответчика - Федерального Государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Югыд ва» Пузановой Л.В., действующей на основании доверенности от 09 января 2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сергеева Ивана Ивановича к Федеральному Государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Югыд ва» об обязании установить должностной оклад в соответствии с действующим законодательством, перерасчете и взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Сергеев И.И. 28 мая 2018 года обратился в Вуктыльский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к Федеральному Государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Югыд ва» (далее по тексту - ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва») об обязании установить должностной оклад в соответствии с действующим законодательством, перерасчете и взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы следующим.

Сергеев И.И. указал, что состоит в должности инженера по благоустройству в ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ. На основании Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с истцом продлен на неопределенный срок.

С 01 декабря 2008 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583 была введена новая система оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, которым утверждено Положение об установлении системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений с учетом профессиональных квалификационных групп (далее - ПКГ).

В соответствии с данным Постановлением разработано «Положение об оплате труда работников Государственного учреждения «Национальный парк «Югыд ва» (далее Положение), утвержденное приказом -п от ДД.ММ.ГГГГ-п, в п. 2.6. которого указано о том, что минимальный размер окладов общеотраслевых должностей служащих устанавливается на основе отнесения должностей к ПКГ, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-н и должность инженера отнесена к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня» с окладом <данные изъяты> рублей.

По Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 247-н утверждены ПКГ «Общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих», а рекомендуемые минимальные размеры окладов (должностных окладов) работников, входящих в данную ПКГ, данным приказом не устанавливаются. Нормативный правовой акт, регламентирующий размеры должностных окладов в связи с введением новой системы, труда работников федеральных бюджетных учреждений с учетом ПКГ, в «Положении об оплате труда работников Государственного учреждения «Национальный парк «Югыд ва», отнесенных к «Общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих» не указан.

При заключении дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ работодателем истцу было устно разъяснено, что устанавливаемый оклад в размере <данные изъяты> рублей в связи с введением новых систем оплаты труда, является правом директора учреждения.

Далее, в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ-п и приложения к данному приказу, установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей.

Истцом Сергеевым И.И. ДД.ММ.ГГГГ получен приказ от ДД.ММ.ГГГГ-п об утверждении Положения об оплате туда работников ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» на 2018 года и Положение на 2018 год, в п. 2.6. которого указано, что минимальные размеры окладов «Общеотраслевых должностей служащих» устанавливаются на основе отнесения должностей служащих к ПКГ, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-н и установлен оклад инженера в размере <данные изъяты> рублей.

Анализируя данное Положение, истец узнал, что вышеназванным Приказом утверждены только ПКГ, но минимальные размеры должностных окладов по ПКГ не регламентированы.

В последующем, с целью выяснения данного вопроса, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к директору ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» Фомичевой Т.С. с заявлением (вх. ) о разъяснении механизма расчета и основания установления данного минимального размера должностного оклада для инженера.

Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) директора ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» следует, что при переходе федеральными бюджетными учреждениями на новую систему оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ инженерам по благоустройству был установлен оклад в размере <данные изъяты> рублей на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных учреждений Росприроднадзора», (далее Приказ от ДД.ММ.ГГГГ), с последующими индексациями в 2011, 2012, 2013 и 2018 г.г. На ДД.ММ.ГГГГ оклад инженера по благоустройству равен <данные изъяты> рублей.

Также из вышеуказанного ответа следует, что ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» до настоящего времени при оплате труда работников учреждения, отнесенных ПКГ «Общеотраслевых должностей служащих» руководствуется Приказом от 28 ноября 2008 года № 510, в то время как «Национальный парк Югыд ва» находился в ведении Росприроднадзора только до 31 декабря 2008 года, в связи с тем, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2055-р и от 31 декабря 2008 года № 2056-р Национальный парк «Югыд ва» передан в ведение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее Минприроды России).

При введении новых систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Минприроды России, рекомендуемые минимальные размеры должностных окладов работников Учреждения, отнесенные к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня», существенно отличаются от рекомендуемых минимальных размеров должностных окладов работников Учреждения, устанавливаемых в соответствии с Приказом от 28 ноября 2008 года № 510, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня».

Согласно Приказу от 28 ноября 2008 года № 510 минимальный размер оклада «Общеотраслевых должностей служащих третьего уровня» установлен в <данные изъяты> рублей, в то время как по Приказу Минприроды России от 23 сентября 2008 года № 229 минимальный размер оклада «Общеотраслевых должностей служащих третьего уровня» установлен <данные изъяты> рублей. Данный приказ устанавливает более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом.

Истец полагает, что руководитель Национального парка «Югыд ва» не выполнил п. 2 Приказа Минприроды России от 23 сентября 2008 года № 229 в части утверждения Положения о системе оплаты труда работников Учреждения, отнесенных ПКГ «Общеотраслевых должностей служащих», с учетом «Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных учреждений», подведомственных Минприроды России, не пересмотрел и не утвердил Положение о системе оплаты труда работников Национального парка «Югыд ва», отнесенных ПКГ «Общеотраслевых должностей служащих», не выполнил п.п. 3 п. 34 Устава Федерального бюджетного учреждения «Национального парка «Югыд ва» в части утверждения штатного расписания Учреждения в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников.

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (вх. ), истец обратился к директору ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» с просьбой установить оклад с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. и произвести индексацию за предыдущие годы.

Сергеев И.И. считает, что ответчик умышленно либо по иной причине, но явно бездействовал, не указывал нормативный правовой акт, которым регламентируются размеры должностных окладов по ПКГ «Общеотраслевых должностей служащих», сославшись только лишь на Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 247-н, которым определены только ПКГ, тем самым вводил истца в заблуждение относительно размера его должностного оклада.

В настоящее время истец указывает о том, что 21 февраля 2019 года фактически ознакомлен с введением новой системы оплаты труда, утвержденной Приказом от 23 сентября 2008 года № 229 Минприроды России, то есть когда должностной оклад был установлен истцу в сумме <данные изъяты> рублей на основании Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

Вывод о введении новой системы оплаты труда, утвержденной Приказом от 23 сентября 2008 года № 229 Минприроды России, сделан Сергеевым И.И. исходя из размера должностного оклада - <данные изъяты> рублей.

По мнению истца, работодатель своими действиями неправомерно удерживал и удерживает часть неначисленной и недоплаченной заработной платы - разницы в минимальных размерах должностных окладов, указанные действия работодателя повлекли существенные нарушения его прав и законных интересов, в связи с чем, Сергеев И.И. просил суд:

-обязать ответчика с 31 декабря 2008 года привести в соответствие с Приказом Минприроды России от 23 сентября 2008 года № 229 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Минприроды России» и Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Минприроды п. 2.6. Положения об оплате труда работников «Национального парка «Югыд ва», отнесенных ПКГ «Общеотраслевых должностей служащих» 2008 год, 2011 год, 2015 год и 2018 год, в части установления должностных окладов;

-признать не подлежащим применению с 31 декабря 2008 года п. 2.6. Положения об оплате труда работников «Национального парка «Югыд ва», отнесенных ПКГ «Общеотраслевых должностей служащих» от 2008 года, 2011 года, 2015 года и 2018 года, в части установления должностных окладов, как основанных на Приказе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 ноября 2008 года № 510;

-обязать ответчика с 31 декабря 2008 года привести в соответствие с Приказом Минприроды России от 23 сентября 2008 года № 229, отнесенных ПКГ «Общеотраслевых должностей служащих» Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ и Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ в части установления должностного оклада;

-обязать ответчика произвести перерасчет, доначисление невыплаченной заработной платы с 31 декабря 2008 года по настоящее время;

-взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по заработной плате: оклада - в соответствии с Приказом Минприроды России от 23 сентября 2008 года № 229 в сумме <данные изъяты>; премиальных от оклада в сумме <данные изъяты>; выслуги лет от оклада в сумме <данные изъяты>;

-обязать ответчика в соответствии с положениями ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации произвести начисление денежной компенсации за задержку невыплаченной заработной платы с 31 декабря 2008 года по настоящее время;

-взыскать с ответчика в пользу истца в соответствии с положениями ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации денежную компенсацию за задержку невыплаченной заработной платы: оклада в сумме <данные изъяты>; за выслугу лет в сумме <данные изъяты>; премиальных в сумме <данные изъяты>

-взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей (том 1, л.д. 8-9);

-признать не подлежащими применению Положения об оплате труда работников «Национальный парк «Югыд ва» на период: 2012-2015 годы, 2015-2018 годы и на 2018 год, принятых и утвержденных с нарушением ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации; рекомендаций по разработке федеральными органами и учреждениями - Примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений в соответствии с Приказом от 14 августа 2008 года № 425-н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации; п. 1.1. Положений об оплате труда работников «Национального парка «Югыд ва» на период: 2012-2015 годы, 2015-2018 годы и 2018 год (том 1, л.д. 211);

-обязать ответчика произвести перерасчет, доначисление заработной платы с 11 января 2019 года по 31 декабря 2008 года согласно представленных расчетов в части п. 2.6. Положений на период с 2009 года по 2018 год: оклада, премиальных, за выслугу лет; стимулирующей надбавки (том 2, л.д. 4).

В судебном заседании истец Сергеев И.И. на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме.

Представитель ответчика ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, представил суду подробный письменный отзыв с изложением позиции по делу, указав, что до 31 декабря 2008 года ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» находилось в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2056-р с 01 января 2009 года ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1. Постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых, в настоящее время, осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и автономных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и федеральными учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные и (или) автономные учреждения.

Указанные примерные положения носят для федеральных бюджетных и автономных учреждений рекомендательный характер.

В целях исполнения Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 48, ФГБУ «Югыд ва» издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ-п, в соответствии с которым во всей финансовой, кадровой и рабочей документации учреждения произведена замена слов «Государственное Учреждение «Национальный парк «Югыд ва», на «Федеральное Государственное Учреждение «Национальный парк «Югыд ва», «Росприроднадзор» на «Минприроды России».

С приказом от ДД.ММ.ГГГГ-п истец Сергеев И.И. ознакомлен под роспись.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 2322-р утверждена Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года. В соответствии с разделом 4 данной Концепции, основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий в сфере обеспечения эффективной кадровой политики это необходимость разработки и внедрения отраслевой системы оплаты труда и материального стимулирования работников заповедников и национальных парков.

Вместе с тем, отраслевая система оплаты труда до настоящего времени не внедрена.

Директор Учреждения в соответствии с Уставом национального парка имеет право утверждать штатное расписание данного Учреждения, включающее в себя все должности служащих (профессий рабочих) данного Учреждения, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Учреждения на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников.

Оплата труда сотрудников национального парка установлена в соответствии с Положениями об оплате труда, являющегося в свою очередь приложением к коллективному договору учреждения, заключенному на соответствующие периоды: 2009-2012 год, 2012-2015 год, 2015-2018 год.

С ДД.ММ.ГГГГ истцу Сергееву И.И. установлен оклад в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ истец ознакомлен об изменениях обязательных условий трудового договора в части размере оплаты труда, которая осуществлялась в соответствии с утвержденным Положением об оплате труда и выразил свое согласие с внесением в трудовой договор соответствующих изменений.

С изменениями, внесенными в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, истец Сергеев И.И. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

На вышеуказанную дату, то есть ДД.ММ.ГГГГ, национальный парк находился в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора).

В дальнейшем оклады истца неоднократно индексировались в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 06 декабря 2017 года № 2716-р Учреждением произведено увеличение окладов на 4%. С соответствующими изменениями, внесенными в трудовой договор об установлении с ДД.ММ.ГГГГ должностного оклада в <данные изъяты> рублей, истец Сергеев И.И. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вышеизложенного, ответчик в лице ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» полагает, что трудовые права истца нарушены не были, поскольку должностной оклад и иные выплаты, в том числе и стимулирующего характера, установлены Сергееву И.И. законно и обоснованно.

Кроме того, представитель ответчика указал о пропуске истцом срока для обращения в суд за защитой своих прав, который в данном случае необходимо исчислять с издания приказа от ДД.ММ.ГГГГ-п, в соответствии с которым во всей финансовой, кадровой и рабочей документации учреждения произведена замена слов «Государственное Учреждение «Национальный парк «Югыд ва», на «Федеральное Государственное Учреждение «Национальный парк «Югыд ва», «Росприроднадзор» на «Минприроды России», поскольку с данным приказом от ДД.ММ.ГГГГ-п истец Сергеев И.И. ознакомлен под роспись.

Заслушав пояснения истца, принимая во внимание позицию ответчика по делу, а также исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ-к Сергеев И.И. принят на работу в ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» инженером по благоустройству с оплатой по 11 разряду ЕТС и заключением контракта на три года (том 1, л.д. 11).

Между ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва», как работодателем, и Сергеевым И.И, как работником, ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор .

Как следует из п. 10 указанного договора работнику устанавливается должностной оклад (тарифная ставка) по ЕТС 11 разряда с окладом <данные изъяты> рублей. Установлен районный коэффициент в размере 30%, надбавка к заработной плате за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера 50% (том 1, л.д. 12-13).

В соответствии с условиями Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с введением ДД.ММ.ГГГГ новых систем оплаты труда, за выполнение трудовой функции Сергееву И.И. установлен оклад в размере <данные изъяты> рублей. С условиями дополнительного соглашения Сергеев И.И. ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 15).

На основании Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ по соглашению сторон продлен на неопределенный срок. В остальной части условия трудового договора оставлены без изменения (том 1, л.д. 14).

По Дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ Сергееву И.И., как работнику, за выполнение трудовых обязанностей, установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей. В остальном условия трудового договора оставлены без изменения (том 1, л.д. 16).

В судебном заседании установлено, что ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного Приказом Минприроды России от 19 мая 2011 года № 359.

Согласно п.п. 2, 3 Устава Учреждение в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2056-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 2, ст. 336) находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Учредителем Учреждения является Правительство Российской Федерации. Полномочия учредителя Учреждения от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти - Минприроды России.

В соответствии с п.п. 31, 33 Устава руководство учреждением осуществляется директором, действующим на принципах единоначалия. Директор Учреждения руководит деятельностью Учреждения и действует в соответствии с настоящим Уставом.

Согласно п.п. 3 п. 34 Устава директор учреждения утверждает штатное расписание Учреждения, включающее в себя все должности служащих (профессий рабочих) данного учреждения, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Учреждения на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников.

По приказу от 08 декабря 2008 года № 97-п утверждено Положение об оплате труда работников Государственного учреждения «Национальный парк «Югыд ва». Из смысла приказа следует, что в соответствии с п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» в срок до 15 декабря 2008 года необходимо осуществить мероприятия по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками Национального парка в связи с введением новых условий оплаты труда.

Согласно указанного Положения должность истца Сергеева И.И. - инженера, отнесена к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня» с окладом <данные изъяты> рублей.

На основании приказа № 1-п от 09 января 2018 года размер должностных окладов сотрудников ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» с ДД.ММ.ГГГГ увеличен на 4%. Согласно приложению к приказу от ДД.ММ.ГГГГ-п размер должностного оклада инженера по благоустройству составил <данные изъяты> рублей (том 1, л.д. 63, 64).

Согласно положениям ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно положениям ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из раздела III распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р (редакция от 14 сентября 2015 года) «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы» системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», установлено, что введение новых систем оплаты труда для работников и гражданского персонала осуществляется: федеральными государственными органами - в отношении работников этих органов подведомственных им учреждений; руководителями учреждений - главных распорядителей средств федерального бюджета в отношении работников этих учреждений, а также подведомственных им учреждений; федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрев военная и приравненная к ней служба, и Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации - в отношении гражданского персонала.

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к служба, оплата труда которых, в настоящее время, осуществляется на основе едина тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, Приказом Минприроды России от 23 сентября 2008 года № 229 «О введении новой системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Минприроды России» утверждено примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Минприроды России. Указанные примерные положения носят рекомендательный характер.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года № 370» федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» до 31 декабря 2018 года находилось в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Данное обстоятельство не оспаривается сторонами по делу.

Согласно Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 ноября 2008 года № 510 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных учреждений Росприроднадзора, директором федеральных государственных учреждений Росприроднадзора следовало утвердить Положение об оплате труда работников соответствующих учреждений с учетом Примерного Положения об оплате труда работников федеральных государственных учреждений Росприроднадзора.

Таким образом, Положение об оплате труда ФГБУ «Национальный парк «Югыд Ва» утверждено на основании примерного положения Росприроднадзора для работников национальных парков, утвержденного в свою очередь на основании рекомендуемого положения Минприроды России.

Согласно ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Как обоснованно указано ответчиком и установлено в судебном заседании, согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ Сергеев И.И. ознакомлен об изменениях обязательных условий трудового договора в части размера оплаты труда, которая осуществлялась в соответствии с утвержденным Положением об оплате труда. Возражений против внесения соответствующих изменений в трудовой договор Сергеев И.И. не представил (том 1, л.д. 83).

На основании Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 ноября 2008 года № 510 Сергееву И.И. с ДД.ММ.ГГГГ установлен оклад в размере <данные изъяты> рублей. Об изменениях, внесенных в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ посредством заключения Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Сергеев И.И. ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 22-1/10-4937, с 01 июня 2011 года оклады работников национального парка были повышены на 6,5%, оклад инженера по благоустройству составил <данные изъяты> рублей (приказ ФГУ «Национальный парк «Югыд ва» от ДД.ММ.ГГГГ-п.)

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р оклады работников национального парка были повышены на 6,5%, а оклад инженера по благоустройству составил <данные изъяты> рубль (приказ от ДД.ММ.ГГГГ-п).

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2012 года № 1667-р с 01 октября 2012 года увеличение окладов работников произошло на 6% и оклад инженера по благоустройству составил <данные изъяты> рублей (приказ ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» от ДД.ММ.ГГГГ-п).

С 01 октября 2013 года на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года № 1490-р произведено очередное повышение окладов работников национального парка на 5,5% и оклад инженера по благоустройству составил <данные изъяты> рубля (приказ ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» от ДД.ММ.ГГГГ-п).

С 01 января 2018 года увеличение окладов работников Учреждения произошло на 4% согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 06 декабря 2017 года № 2716-р. Оклад инженера по благоустройству составил <данные изъяты> рублей (приказ ФГБУ «Национальный парк «Югыд Ва» от ДД.ММ.ГГГГ-п).

Доводы Сергеева И.И. относительно подложности письменных доказательств, представленных ответчиком суду в части отсутствия на копии Положения об оплате труда работников «Национального парка «Югыд ва» на период 2012-2015 гг.; 2015-2018 г.г. и на 2018 год текста, содержащего информацию о согласовании данных документов с представительным органом трудового коллектива, отвергаются судом, поскольку копии указанных документов заверены надлежащим образом, представитель ответчика в судебном заседании пояснил о соответствии копий данных документов, представленных суду, их оригиналам, хранящимся у работодателя, в связи с чем, у суда отсутствуют основания не доверять представленным документам.

Кроме того, в судебном заседании 14 марта 2019 года оригиналы соответствующих коллективных договоров и соответственно Положений об оплате труда работников обозрены судом и лично истцом Сергеевым И.И.

При этом, стороной ответчика не оспаривается несоответствие копий Положений об оплате труда работников их оригиналам лишь в части наличия строки о согласовании данных Положений с трудовым коллективом.

При этом судом установлено, что вышеуказанные Положения в полном объеме и надлежащим образом применялись национальным парком при осуществлении деятельности в сфере оплаты труда сотрудников, поскольку указанные Положения являются приложением к тексту коллективного договора, которым руководствовалось Учреждение в период с 2009 года по 2015 года. Положение об оплате труда работников на 2018 год также применялось национальным парком в работе в полном объеме, что не оспаривалось в судебном заседании истцом.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что отсутствие строки о согласовании Положений об оплате труда работников с трудовым коллективом, не повлияли на суть данных Положений, а также на механизм и реальность их применения национальным парком.

Как указывалось выше, применяя Положения об оплате труда работников - приложения к коллективным договорам на 2009-2012 года; 2012-2015 года; 2015-2018 года и отдельно Положения об оплате труда работников на 2018 год, работодатель обоснованно воспользовался правом, предоставленным ему действующим трудовым законодательством, издав соответствующие локальные акты, регулирующие оплату труда сотрудников национального парка.

Как обоснованно указано ответчиком и установлено материалами рассматриваемого дела, примерные положения, изложенные в п. 2.1. Постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583, носят для федеральных бюджетных и автономных учреждений рекомендательный характер, то есть императивная норма, обязывающая работодателя применять вышеуказанные положения, отсутствует.

Истец, по мнению суда, ошибочно полагает, что размер его должностного оклада, оспариваемый в настоящем исковом производстве, установлен на основании нормативного акта Росприроднадзора, однако в судебном заседании достоверно установлено об установлении размера оклада истца, как и иных работников Учреждения, в соответствии с коллективным договорами и Положениями об оплате труда.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Сергеева И.И. об обязании ответчика с 31 декабря 2008 года привести в соответствие с Приказом Минприроды России от 23 сентября 2008 года № 229 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Минприроды России» и Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Минприроды п. 2.6. Положения об оплате труда работников «Национального парка «Югыд ва», отнесенных ПКГ «Общеотраслевых должностей служащих» 2008 год, 2011 год, 2015 год и 2018 год, в части установления должностных окладов; а также признании не подлежащим применению с 31 декабря 2008 года п. 2.6. Положения об оплате труда работников «Национального парка «Югыд ва», отнесенных ПКГ «Общеотраслевых должностей служащих» от 2008 года, 2011 года, 2015 года и 2018 года, в части установления должностных окладов, как основанных на Приказе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 ноября 2008 года № 510.

Также в судебном заседании установлены факт неоднократной индексации Сергееву И.И. размера должностного оклада. В настоящее время истец указывает о том, что ДД.ММ.ГГГГ фактически ознакомлен с введением новой системы оплаты труда, утвержденной Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Минприроды России, то есть когда должностной оклад был установлен истцу в сумме <данные изъяты> рублей на основании Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, сам же истец указывает, что в Дополнительном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует ссылка на какой-либо нормативный акт, который в данном случае является основанием для установления именно этого размера должностного оклада. Вывод о введении новой системы оплаты труда, утвержденной Приказом от 23 сентября 2008 года № 229 Минприроды России, сделан Сергеевым И.И. лишь исходя из размера должностного оклада - <данные изъяты> рублей.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что выплата заработной платы производилась истцу в соответствии с Положениями об оплате труда работников, а также в строгом соответствии с условиями Дополнительных соглашений к действующему трудовому договору, суд полагает необоснованными исковые требования о перерасчете и доначислении невыплаченной заработной платы с 31 декабря 2008 года по настоящее время, а также взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по заработной плате: оклада - в соответствии с Приказом Минприроды России от 23 сентября 2008 года № 229 в сумме <данные изъяты>; премиальных от оклада в сумме <данные изъяты>; выслуги лет от оклада в сумме <данные изъяты>.

В силу ч. 1 ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания работника, причиненные неправомерными действиями или бездействием работодателя, нарушающими его трудовые права, закрепленные законодательством, соглашением, коллективным договором, иными локальными нормативными актами организации, трудовым договором.

Согласно разъяснениям, данным в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

В судебном заседании не установлен факт нарушения трудовых прав истца, следовательно, требования в части компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

Кроме того, суд приходит к выводу, что дополнительные исковые требования Сергеева И.И. о признании не подлежащими применению Положений об оплате труда работников «Национальный парк «Югыд ва» на период: 2012-2015 годы, 2015-2018 годы и на 2018 год, принятых и утвержденных с нарушением ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации; рекомендаций по разработке федеральными органами и учреждениями - Примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений в соответствии с Приказом от 14 августа 2008 года № 425-н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации; п. 1.1. Положений об оплате труда работников «Национального парка «Югыд ва» на период: 2012-2015 годы, 2015-2018 годы и 2018 год также не подлежат удовлетворению, поскольку материалами дела не установлены основания для признания вышеприведенных Положений об оплате труда работников национального парка не подлежащими применению.

Следовательно, исковые требования Сергеева И.И. об обязании ответчика произвести перерасчет, доначисление заработной платы с 11 января 2019 года по 31 декабря 2008 года согласно представленных расчетов в части п. 2.6. Положений на период с 2009 года по 2018 год: оклада, премиальных, за выслугу лет; стимулирующей надбавки также не основаны на законе.

Кроме того, суд считает заслуживающими внимания доводы ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд за защитой нарушенных прав.

В соответствии с частями первой, третьей статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 272-ФЗ введена часть 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, действующей с 03 октября 2016 года, согласно которой за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

В соответствии со ст. 12 Трудового кодекса Российской Федерации закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Принимая во внимание, как указывалось выше, что новая редакция ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации введена в действие с 03 октября 2016 года, она применяется к правоотношениям, возникшим после указанной даты.

С приказом Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ-п, изданного в целях исполнения приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым во всей финансовой, кадровой и рабочей документации учреждения произведена замена слов «Государственное Учреждение «Национальный парк «Югыд ва», на «Федеральное Государственное Учреждение «Национальный парк «Югыд ва», «Росприроднадзор» на «Минприроды России», Сергеев И.И. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов гражданского дела, с Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым Сергееву И.И. установлен оклад в размере <данные изъяты> рублей истец ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 15).

Учитывая, что трудовые отношения между истцом и ответчиком имеют место до настоящего времени, следовательно, к исковым требованиям о взыскании задолженности по заработной подлежит применению редакция ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, действующая после ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание вышеизложенное, а именно тот факт, что Сергеев И.И. достоверно знал о переходе ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» из ведения Росприроднадзора в ведение Минприроды России с 01 апреля 2009 года, при этом ему был известен размер должностного оклада как до, так и после перехода Учреждения в ведение «Минприроды России», тем не менее, на протяжении длительного периода времени, до обращения в суд с настоящим исковым заявлением 28 мая 2018 года, Сергеев И.И. не предпринимал действий, направленных на защиту и оспаривание своих нарушенных прав, суд делает вывод о пропуске истцом срока для обращения в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Доводы истца о том, что о своем нарушенном праве он узнал из заявления от 06 марта 2018 года, адресованного директору национального парка Фомичевой Т.С., а следовательно, трехмесячный срок обращения в суд истекал 06 июня 2018 года, тогда как исковое заявление в суд подано Сергеевым И.И. 28 мая 2018 года, то есть в пределах срока исковой давности, а также о том, что нарушения трудового законодательства со стороны работодателя носят длящийся характер, поскольку до настоящего времени заработная плата размере, установленном действующим законодательством, ему не выплачена до настоящего времени, основаны на ошибочном толковании норм действующего права.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Вместе с тем, истцом не представлено суду доказательств наличия уважительных причин, из-за которых этот срок был им пропущен, иных обстоятельств, приостанавливающих или прерывающих течения срока давности, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по заработной плате, а также иных выплат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Сергеева Ивана Ивановича к Федеральному Государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Югыд ва» об обязании установить должностной оклад в соответствии с действующим законодательством, перерасчете и взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, - оказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, то есть с 19 марта 2019 года, через Вуктыльский городской суд Республики Коми.

Судья Е.Е. Сергеева