Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 25 марта 2019 года
Всеволожский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Мартьяновой С.А.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному дорожному агентству «Росавтодор», ФКУ Упрдор «Северо-Запад» о взыскании возмещения за земельный участок, взыскании возмещение за частный сервитут, прекращении право собственности на земельный участок,
установил:
истец ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с Федерального дорожного агентства (Росавтодор) в его пользу возмещение за земельный участок с кадастровым номером 47:07:0155001:104. изъятый для государственных нужд, в размере 240 700 рублей; взыскать с Федерального дорожного агентства (Росавтодор) в его пользу возмещение за частный сервитут земельного участка с кадастровым номером 47:07:0155001:104 под строительство дороги в размере 66 856 рублей за период с 7.06.2014г. по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с Федерального дорожного агентства (Росавтодор) в его пользу возмещение за частный сервитут земельного участка с кадастровым номером 47:07:0155001:104 исходя из стоимости 61 рубль за каждый день, начиная с 8.07.2017г., взыскать с Федерального дорожного агентства (Росавтодор) в его пользу расходы по подготовке отчета об оценке №Н-24293/17 в размере 140000 руб., прекратить его право собственности на вышеуказанный земельный участок и взыскать с Федерального дорожного агентства (Росавтодор) в его пользу судебные расходы.
Представитель истца ФИО1 - ФИО4 в судебное заседание явилась, просила удовлетворить исковые требования, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ФКУ Упрдор «Северо-Запад» ФИО5 в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях и правовой позиции, пояснила истцом не доказано, что действиями ответчиков нарушены его права и законные интересы. Именно длительное бездействие истца по оформлению прав на спорный земельный участок не позволило Учреждению подготовить проект решения об изъятии спорного земельного участка, провести оценку размера возмещения за изымаемый земельный участок, подготовить проект соглашения об изъятии спорного земельного участка. ФКУ Упрдор «Северо-Запад» полагает, что в силу недоказанности занятия ответчиками спорного земельного участка, а равно недоказанности факта лишения истца правомочий владения и пользования спорным земельным участком убытки у истца в виде утраченного земельного участка отсутствуют. Между ФИО1 и ответчиками не заключены гражданско-правовые договоры, не свершены иные сделки, а также отсутствуют иные основания для возникновения обязанности ФКУ Упрдор «Северо-Запад» по оплате за частный сервитут. Представленный в материалы настоящего дела отчет от ДД.ММ.ГГГГ не является надлежащим доказательством размера возмещения за изъятие спорного земельного участка. В связи с тем, что объект построен и введен в эксплуатацию (то есть федеральная адресная программа была реализована), а изъятие спорного земельного участка и получение финансирования на такие мероприятия возможны только в случае, если соответствующая адресная программа является действующей, ФКУ Упрдор «Северо-Запад» (а равно и Росавтодор) не обладают бюджетными средствами, выделенными целевым назначением для оплаты возмещения при изъятии спорного земельного участка. А также просит применить срок исковой давности к заявленным требованиям.
Ответчик - Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался, сведений об уважительных причинах неявки суду не представил.
Третье лицо - Министерство Финансов РФ в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался, сведений об уважительных причинах неявки суду не представил.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что ФКУ Упрдор «Северо-Запад» выполняет функции заказчика по строительству и реконструкции объектов, включенных в федеральную целевую программу «Развитие |транспортной системы России (2010-2020 годы), утвержденную Постановлением Правительства Фот ДД.ММ.ГГГГ№.
В указанную федеральную адресную программу были включены работы по объекту: Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги от Санкт-Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска. Строительство автомобильной дороги от Санкт- Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска, включающей строящийся участок от кольцевой автомобильной дороги вкруг <адрес> через Скотное до автомобильной дороги Магистральная на участке н.<адрес> - км 36 в <адрес>».
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 являлся собственником земельного участка площадью 11340 кв.м по адресу: <адрес>, земли СПК «Пригородный», массив «Лемболово», с кадастровым №.
Осуществлен раздел указанного земельного участка и образовано два земельных участка: с кадастровым № площадью 10838 кв.м и с кадастровым № площадью 502 кв.м. Сведения об образованных земельных участков внесены ЕГРН – 7.03.2012г.
Право собственности на земельный участок с кадастровым № площадью 502 кв.м за ФИО1 зарегистрировано 15.09.2017г.
В судебном заседании установлено, что в границах строительства и реконструкция участков автомобильной дороги расположен земельный участок с кадастровым №.
Земельный участок с кадастровым № относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.
Принята в эксплуатацию законченная строительством федеральная автомобильная дорога от Санкт-Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска. Строительство автомобильной дороги от Санкт- Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска, включающей строящийся участок от кольцевой автомобильной дороги вкруг <адрес> через Скотное до автомобильной дороги Магистральная на участке н.<адрес> - км 36 в <адрес>, что подтверждается актом приемочной комиссии от 22.06.2013г.
25.12.2013г. выдано ФКУ Упрдор «Северо-Запад» (ранее - ФКУ «Федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» им. ФИО6 ФКУ «Севзапуправтодор») разрешение на ввод указанного выше объекта в эксплуатацию.
Пунктом 3 ст.35 КонституцииРФ гарантировано, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имуществадлягосударственных нуждможет быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно подп. 2 п. 1 ст.49ЗемельногокодексаРоссийской Федерации (далее ЗК РФ)изъятие земельныхучастковдля государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в том числе объектов федерального транспорта, объектов связи федерального значения, а также объектов транспорта, объектов связи регионального значения, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Как предусмотрено положениями ст.56.2ЗК РФ,изъятиеземельныхучастковдля государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случаеизъятияземельныхучастковдлягосударственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения.
Согласно ч. 7 ст.56.3ЗК РФ, если строительство, реконструкцию объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых для государственных или муниципальных нуждизымаютсяземельныеучастки, предполагается осуществлять полностью или частичнозасчетсредстворганизаций, указанных в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса,изъятиетакихземельныхучастковосуществляется по ходатайству указанных организаций.
В соответствии с п. 3 и п. 4 ст.56.10ЗК РФ, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти, принявшим решение обизъятии, а также организацией, подавшей ходатайство обизъятии, на основании которого было принято такое решение, проект соглашения обизъятиинедвижимости направляется для подписания лицу, у которогоизымаютсяземельныеучасткии (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. К указанному проекту соглашения прилагаются кадастровые паспортаизымаемыхобъектов недвижимости и отчет об оценке.
Согласно п. 1 ст.279Гражданского кодекса Российской Федерацииизъятиеземельногоучасткадля государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотреныземельнымзаконодательством. Решение обизъятииземельногоучасткадля государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии сземельнымзаконодательством.
Согласно п. п. 1 и 2 ст.281 ГК РФ,заземельныйучасток,изымаемыйдля государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения приизъятииземельногоучасткадля государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимостьземельногоучастка, право собственности на который подлежит прекращению, и убытки, причиненныеизъятиемтакогоземельногоучастка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. В случае если одновременно сизъятиемземельногоучасткадля государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятиерасположенных на такомземельномучасткеи принадлежащих правообладателю данного земельногоучасткаобъектов недвижимого имущества, в возмещениезаизымаемоеимущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Из положений статьи282 ГК РФследует, что если правообладательизымаемогоземельногоучасткане заключил соглашение обизъятии, в том числе по причине несогласия с решением обизъятииу него земельногоучастка, допускается принудительноеизъятиеземельногоучасткадля государственных или муниципальных нужд. Принудительноеизъятиеземельногоучасткадля государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
Решение об изъятии у ФИО1 земельного участка (его части) для государственных нужд, компетентным органом государственной власти не принималось и возмещение за фактически изъятый земельный участок (его части), ФИО1 не выплачивалось.
По настоящему проведена судебная экспертиза в ООО «Компания независимых экспертов и оценщиков «ДАН-эксперт».
Из заключения экспертизы следует, что по результатам комплекса измерительно-вычислительных мероприятий проведенного осмотра на местности, изучения материалов гражданского дела №, а также сведений государственно кадастра недвижимости выявлено, что границы земельного участка с кадастровым № по адресу: <адрес>, земли СПК «Пригородный», массив «Лемболово 2», установлены в соответствии с земельным законодательством.
Также определено, что границы земельного участка полосы отвода автомобильной дороги А-121 «Сортавала» с кадастровым № установлены в соответствии с земельным законодательством.
В результате изучения план-схемы (приложение 1) установлено, что земельный участок с кадастровым № по адресу: <адрес>, земли СПК «Пригородный», массив «Лемболово 2», находится в 210 метрах на юго-запад от земельного участка полосы отвода автомобильной дороги А-121 «Сортавала» с кадастровым № (приложение 1).
На основании выше изложенного следует вывод, что земельный участок с кадастровым № по адресу: <адрес>, земли СПК «Пригородный», массив «Лемболово 2», не находится в границах полосы отвода автомобильной дороги А-121 «Сортавала» с кадастровым №.
Эксперт указал, что границы земельного участка накладываются на фактически имеющийся съезд автомобильной дороги А-121 «Сортавала», площадь наложения составляет 37 кв.м (приложение 1).
Границы земельного участка отвода указанного съезда не установлены. Определить границы и площадь наложения с кадастровым № по адресу: <адрес>, земли СПК «Пригородный», массив «Лемболово 2» на границы земельного участка отвода съезда не представляется возможным.
В результате проведенных геодезических измерений установлено, что дальняя граница земельного участка с кадастровым № по адресу: <адрес>, земли СПК «Пригородный», массив «Лемболово 2», располагается 24 метрах от обочины съезда (приложение 1).
Таким образом, если считать указанный съезд дорогой пятой категории, соответственно придорожная полоса от фактической обочины съезда составит 25 метров.
На основании выше изложенного следует вывод, что земельный участок с кадастровым № по адресу: <адрес>, земли ПК «Пригородный», массив «Лемболово 2», полностью входит в придорожную полосу въезда с автомобильной дороги А-121 «Сортавала».
Соответственно, эксплуатация земельного участка с кадастровым № о адресу: <адрес>, земли СПК «Пригородный», массив «Лемболово 2», в соответствии с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного использования невозможна.
Оценив представленные доказательства в совокупности с установленными обстоятельствами, и с учетом возникших в связи с эксплуатацией указанной автомобильной дороги ограничений прав истца на сохраняющийся у него земельный участок, суд приходит к выводу, что земельныйучастокс кадастровым № подлежитизъятиюдлягосударственных нужд, а истец имеет право получить денежные средства в размере рыночной стоимости указанного земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 56.8 Земельного Кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 56.8 Земельного Кодекса РФ при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Истцом представлен отчет об оценке № Н-24293/17, подготовленный ООО «ЛАИР», из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка составляет 240700 руб.
Ответчиками не оспорена указанная сумма и п ресдтавлено доказательств, подтверждающих иную стоимость данного земельного участка.
В связи с изложенным, истцу должна быть произведена выплата заизымаемый земельныйучастокв размере 240700 руб.
Так какизъятиеземельногоучасткадлягосударственных нуждпосле выплаты соответствующего возмещения влечет прекращение права собственности наизъятыеобъекты, требование о прекращении права собственности ФИО1 на земельный участок площадью 502 кв.м с кадастровым № подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет, соответственно, казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (статья 1071 ГК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:
1) О возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В соответствии с п. 5.13 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 374 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве" агентство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на агентство функций.
Согласно п. 5.3.1 Положения федеральное дорожное агентство (Росавтодор) организует в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, и закреплению земельных участков, а также резервированию земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или расположенных на них объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты.
Согласно Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 848 (в настоящее время Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" Федеральное дорожное агентство определено как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, государственный заказчик подпрограммы "Автомобильные дороги" в целом и главный распорядитель выделяемых на ее реализацию средств федерального бюджета.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.
С учетом изложенного надлежащим ответчиком по делу является главный распорядитель средств федерального бюджета Росавтодор, уполномоченный представлять интересы Российской Федерации в отношениях с собственниками земельных участков при их изъятии в рамках реализации комплексного инвестиционного проекта, которому выделяются средства федерального бюджета на указанные цели, в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
При таких обстоятельствах, подлежит взысканию с Федерального дорожного агентства «Росавтодор» в пользу ФИО1 возмещение за земельный участок, изъятый для государственных нужд, в размере 240700 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьей 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 1 статьи 274 ГК РФ установлено, что собственник недвижимого имущества хмельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего ?мельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком сервитута).
В силу пункта 3 статьи 274 ГК РФ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Следовательно, взыскание с ответчиков платы за сервитут в пользу истца возможно только три наличии действующего и зарегистрированного соглашения об установлении сервитута между ответчиками и истцом.
Как установлено в судебном заседании, между ФИО1 и ответчиками не заключены гражданско-правовые договоры, не совершены иные сделки, а также отсутствуют иные основания для возникновения обязанности ответчиков по оплате за частный сервитут.
Таким образом, требование истца о взыскании с ответчиков возмещения за частный сервитут не подлежат удовлетворению.
Суд полагает, что отсутствуют основания для применения срока исковой давности к предъявленным истцом требованиям.
Согласно ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию с Федерального дорожного агентства «Росавтодор» в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 5599 руб. 99 коп.
Поскольку в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие оплату за составление отчета об оценке, в размере 140000 руб., то данные расходы не подлежат взысканию.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
взыскать с Федерального дорожного агентства «Росавтодор» в пользу ФИО1 возмещение за земельный участок с кадастровый №, изъятый для государственных нужд в размере 240700 руб.
Прекратить право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровый № площадью 502 кв.м с момента выплаты полной компенсации присужденной денежной суммы.
Данное решение является основанием для исключение из ЕГРН сведений о зарегистрированных правах ФИО1ФИО1 на земельный участок с кадастровый № площадью 502 кв.м.
Взыскать с Федерального дорожного агентства «Росавтодор» в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 5599.99 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
В удовлетворении исковых требований к ФКУ Упрдор «Северо-Запад» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Всеволожский городской суд <адрес>.
Судья