НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Всеволожского городского суда (Ленинградская область) от 15.12.2017 № А-10036/17

Дело а-10036/17 15 декабря 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.

при секретаре ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к ИФНС по <адрес>, ФИО4 ФНС России по <адрес> о признании незаконным решений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, обязании предоставить налоговый вычет и возвратить сумму излишне уплаченного налога на доходы физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к ФИО4 налоговой службы по <адрес>ФИО9<адрес>, в обоснование требований указав, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, массив <адрес>.

Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. ДД.ММ.ГГГГ административный истец предоставил в ФИО10 району Ленинградской области первичную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за ДД.ММ.ГГГГ г. (рег. ), в которой заявил имущественный вычет по расходам на приобретенный объект недвижимости.

В порядке ст.88 НК РФ, была проведена камеральная проверка, результат которой изложен в акте налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Административным истцом были направлены мотивированные возражения на акт налоговой проверки. По результатам рассмотрения материалов проверки, ИФНС России по <адрес> было вынесла решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому административному истцу было отказано в возврате суммы налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере рублей.

Административным истцом была подана жалоба в апелляционном порядке на указанное решение. ДД.ММ.ГГГГФИО4 ФНС России по <адрес> было вынесено решение, согласно которому жалоба была оставлена без удовлетворения. С вынесенными решениями административный истец не согласен и просит суд:

- признать незаконными решение ИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Решение ФИО4 ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать ИФНС России по <адрес> предоставить налоговый вычет на сумму коп. и возвратить сумму излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в размере 93808 руб.

В настоящее судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, направил своего ФИО8, который поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске.

ФИО3 налоговой службы России по <адрес>, возражала против удовлетворения требования. Пояснила, что заявитель не представил доказательств его права на получение имущественного налогового вычета. Дачный дом не является жилым и не признан таковым межведомственной комиссией согласно требованиям закона. Оспариваемое решение было вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства с учетом интересов всех заинтересованных сторон.

ФИО4 налоговой службы по <адрес> в судебное заседание не явился, просит рассматривать дело в свое отсутствие, предоставил письменные возражения на административный иск, в которых просит отказать в удовлетворении требований ФИО2.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившегося ФИО8 административного ответчика, применительно к положениям ст.ст.150, 226 КАС РФ.

Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.

Статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Материалами дела установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка и дачного дома от ДД.ММ.ГГГГФИО2 на праве собственности принадлежит дачный дом, назначение – жилое, 1-этажный, общая площадь 70 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, 3 км. за <адрес>, ДНТ «Алюмино», <адрес>, уч.24, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись от ДД.ММ.ГГГГ.

Также на основании вышеуказанного договора купли продажи ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, общая площадь 853 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, 3 км. за <адрес>, ДНТ «Алюмино», <адрес>, уч. 24, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в ИНФС России по <адрес> с заявлением, в котором просил предоставить имущественный налоговый вычет за 2016 г. в размере 93808 рублей, приложив к заявлению копию паспорта, копию ИНН, копию реквизитов банка.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 предоставил в ИФНС России по <адрес> налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), с целью форме получения налогового вычета в связи с приобретением недвижимости: земельного участка и расположенного на нем дома, по адресу: <адрес>, 3 км. за <адрес>, ДНТ «Алюмино», <адрес>, уч.24, прложив к ней: кадастровый паспорт здания, выданный ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Ростехинвентаризация-ФИО5 БТИ «Ленинградский филиал»; договор купли-продажи земельного участка и дачного дома от ДД.ММ.ГГГГ; выписку из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельного участка; копию паспорта.

После проведения камеральной проверки в предоставлении имущественного налогового вычета отказано, о чем ИФНС России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное решение административным истцом была подана апелляционная жалоба в ФИО4 ФНС по <адрес>.

Решением ФИО4 налоговой службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ@, решение ИФНС России по <адрес> оставлено без изменений.

С Решением ИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Решением ФИО4 ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административный истец не согласен, по доводам, изложенным в административном иске.

В силу ст.ст.210, 224 НК РФ для доходов, в отношении которых установлена налоговая ставка в размере 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных, в частности, на сумму имущественного налогового вычета, предусмотренного в ст.220 НК РФ.

Согласно п.3 ч.1 ст.220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей: имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ, облагаемой по ставке 13%, налогоплательщик вправе получить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных им расходов на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

Согласно ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп.1 и 4).

В соответствии с п.2 ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются ФИО5 законами и требованиями специальных ФИО5 законов.

Градостроительный Кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с ФИО5 законами (п.6 ст.1, п.3 ч.2 и ч.6 ст.30, чч.1, 6 ст.36, ч.5 ст.37).

С учетом положений и правил п.2 ст.7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - «земли населенных пунктов».

В главе 23 НК РФ не определено понятие «жилой дом». В связи с этим на основании пункта 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

В соответствии со ст.16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. При этом жилой дом относится к жилым помещениям.

В силу ст.15 ЖК РФ установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

То есть для того, чтобы строение на садовом участке из числа земель поселений было признано жилым, оно должно, согласно вышеназванному определению, отвечать следующим признакам: являться изолированным. Понятие «изолированное» не раскрывается ни ГК РФ, ни в ЖК РФ, поэтому на практике исходят из общеупотребительного значения – отдельный, обособленный от других объектов; являться недвижимым имуществом, а именно, иметь прочную связь с землей. Прочная связь с землей в ситуации с признанием жилым садовых строений подразумевает наличие фундамента. То есть, сборные дома, так называемые срубы или облегченные конструкции, признаваться жилыми не могут; быть пригодным для постоянного проживания граждан. К жилому дому предъявляются санитарные и технические требования.

В соответствии с положениями ст.1 ФИО5 закона от ДД.ММ.ГГГГ №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Таким образом, законодательство разделяет понятия «жилое строение» и «жилой дом».

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации ФИО5 органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2 Положения).

В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

Содержащийся в п.47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

По смыслу приведенных норм, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду ФИО5 органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Надлежащим доказательством установления пригодности (непригодности) для проживания жилого помещения является акт межведомственной комиссии, составленный в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для получения административным истцом налогового вычета за приобретение жилого дома без признания такого дома жилым в установленном законом порядке.

Таким образом, Решение ИФНС по <адрес>, по мнению суда, является законным и обоснованным, принятым на основании действующий норм ФИО5 законодательства.

Решение ФИО4 ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении жалобы ФИО2 без удовлетворения, также, исходя из вышеприведенных норм, является законным и обоснованным.

При таком положении дела, административные исковые требования ФИО2 к ИФНС по <адрес>, ФИО4 ФНС России по <адрес> удовлетворению не подлежат в полном объеме, по вышеизложенным судом основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 218-227, 150 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к ИФНС по <адрес>, ФИО4 ФНС России по <адрес> о признании незаконным решений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, обязании предоставить налоговый вычет и возвратить сумму излишне уплаченного налога на доходы физических лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.

Судья: