Дело №а-1913/2019 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Витер Л.В.,
при секретаре ФИО23,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО17ФИО1ФИО18, ФИО2 и ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 к Комитету по природным ресурсам <адрес> о признании незаконным отказа во внесении изменений в сведения Государственного лесного фонда и обязании Комитета по природным ресурсам <адрес> внести изменения в Государственный лесной реестр, исключив из него сведения об отнесении к землям лесного фонда земельных участков, обязании административного ответчика выдать документы о внесении в сведения Государственного лесного реестра требуемых изменений
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Всеволожский городской суд со следующими административными исковыми требованиями: признать незаконным отказ Комитета по природным ресурсам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ во внесении изменений в сведения Государственного лесного реестра и обязать Комитет по природным ресурсам <адрес> внести изменения в Государственный лесной реестр, исключив из него сведения об отнесении к землям лесного фонда земельных участков: 47:09:0116001:967; 47:09:0116001:968; 47:09:0116001:969; 47:09:0116001:1139; 47:09:0116001:965; 47:09:0116001:1133; 47:09:0116001:979; 47:09:0116001:954; 47:09:0116001:955; 47:09:0116001:1166; 47:09:0116001:1169; 47:09:0116001:948; 47:09:0116001:956; 47:09:0116001:1165; 47:09:0116001:966; 47:09:0116001:972; 47:09:0116001:970; 47:09:0116001:980;
обязать административного ответчика выдать административным истцам документы о внесении в сведения Государственного лесного реестр требуемых изменений в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование административных исковых требований указывают, что являются собственниками земельных участков по адресу: <адрес>, земли АОЗТ «Всеволожское»:
Кадастровые номера 47:09:0116001:967; 47:09:0116001:968; 47:09:0116001:969 - ФИО17
Кадастровый № – ФИО1 Д.Н.
47:09:0116001:965 – ФИО2 и ФИО3 (общая долевая собственность – в равных долях)
Кадастровый № – ФИО4
Кадастровый № – ФИО5
Кадастровый № – ФИО6
Кадастровый № – ФИО7
Кадастровый № – ФИО8
Кадастровый № – ФИО9
Кадастровые номера 47:09:0116001:948 – ФИО11 и ФИО10(совместная собственность)
Кадастровый № – ФИО12
Кадастровый № – ФИО13
Кадастровый № – ФИО14
Кадастровые номера 47:09:0116001:970; 47:09:0116001:972 – ФИО15
Кадастровый № – ФИО16
Административные истцы указывают, что в ЕГРН отсутствуют сведения о нахождении в границах принадлежащих им участком лесов, водных и иных природных объектов, а также – сведений о расположении земельных участков в пределах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков.
Земельные участки были образованы путем раздела из земельного участка сельскохозяйственного назначения до ДД.ММ.ГГГГ, категория земель не изменялась.
Истцы указывают, что в настоящее время в отношении принадлежащих им земельных участков существует двойной учет в качестве земель сельскохозяйственного назначения и в качестве земель лесного фонда.
Руководствуясь п.3 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ административные истцы ДД.ММ.ГГГГ обратились к административному ответчику с единым заявлением о внесении изменений в Государственный лесной реестр.
Из телефонного разговора с административным ответчиком истцам стало известно, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцам было отказано во внесении изменений в Государственный лесной реестр.
Административные истцы считают, что в соответствии с ст.ст.1,77,101 Земельного кодекса РФ земельный участок может относиться только к одной категории. Ссылаясь на положения п.3 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ (в ред.Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 280-ФЗ) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и определения Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-О и №-О, считают, что границы лесного фонда должны соответствовать границам земельных участков, учтенных в ЕГРН.
В обоснование своей позиции указывают на полномочия Комитета по природным ресурсам <адрес>, установленным Положением, утвержденным Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории <адрес>, а также предоставление истцами всех документов, необходимых для принятия решения о внесении изменений в Государственный лесной реестр.
Также указывают, что обжалуемый отказ нарушает права собственников земельных участков, так как способствует правовой неопределенности относительно титула собственника, вызванной двойным учетом.
Считая обжалуемый отказ незаконным, ссылаясь на вышеизложенное, административные истцы обратились в суд с административными исками, которые определением Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ объединены в одно производство.
В судебное заседание представитель административных истцов явился, настаивал на удовлетворении заявленных требований. Считает, что истцами избран надлежащий способ защиты права. Административный ответчик не выполнил требования закона о соблюдении приоритете сведений ЕГРН над сведениями лесного реестра, не представил административным истцам в срок, установленный Федеральным законом №159-ФЗ ответа по существу обращения о внесении изменений в сведения лесного реестра.
Представитель административного ответчика – Комитета по природным ресурсам <адрес> явился, просил отказать в удовлетворении требований. В обоснование своей позиции указал, что имеет место пересечение границ земельных участков истцов и земельных участков Всеволожского сельского лесничества, что не свидетельствует о включении одного земельного участка в состав другого. Считает, что право собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым № зарегистрировано в установленном порядке, в связи с чем имеет место спор о праве на земельные участки, в связи с чем, внесение изменений в сведения Государственного лесного реестра невозможно без разрешения данного спора. Обращает внимание на указания, данные Верховным Судом РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ№-кг16-7898 относительно необходимости исследования обстоятельств, послуживших основанием для исключения сведений о земельном участке из государственного лесного реестра. Также пояснил, что по спорному вопросу уже состоялось три заседания межведомственной комиссии.
Представитель заинтересованного лица – администрации МО Колтушское сельское поселение явилась, считает, что спор о праве на земельные участки отсутствует ввиду установления границ земельных участков, принадлежащих истцам в установленном порядке, в связи с чем, истцами выбран надлежащий способ защиты права. Несмотря на то, что администрации Колтушское сельское поселение экономически выгодно получение налогов, отчисляемых собственниками земельных участков в бюджет муниципального образования, оставляет разрешение спора на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо – Департамент лесного хозяйства, не явился, уведомлен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не сообщил, участие в судебном разбирательстве не признано судом обязательным.
Заинтересованное лицо - Всеволожское лесничество не явился, уведомлен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не сообщил, участие в судебном разбирательстве не признано судом обязательным. Принявший ранее участие в судебном заседании представитель Ленобллес возражал против удовлетворения требований, считает, что границы лесничества установлены картографическим способом на основании данных планшета, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда зарегистрировано в установленном порядке, в связи с чем, без оспаривания права собственности исключение сведений из лесного реестра невозможно.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 КАС РФ защите подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы.
Установлено, что собственниками земельных участков по адресу: <адрес>, земли АОЗТ «Всеволожское», являются:
- ФИО17 принадлежат земельные участки кадастровые номера 47:09:0116001:967 (право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ); 47:09:0116001:968 (право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ); 47:09:0116001:969 (право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ)
- ФИО1 Д.Н. принадлежит земельный участок кадастровый №;
- ФИО2 и ФИО3 на праве общей долевой собственности в равных долях принадлежит участок кадастровый №;
ФИО4 принадлежит земельный участок кадастровый 47:09:0116001:1133;
ФИО5 принадлежит земельный участок кадастровый 47:09:0116001:979;
ФИО6 принадлежит земельный участок кадастровый №;
ФИО7 принадлежит земельный участок кадастровый №;
ФИО8 принадлежит земельный участок кадастровый №;
ФИО9 принадлежит земельный участок кадастровый №;
ФИО11 и ФИО10 на праве совместной собственности принадлежит земельный участок кадастровый №;
ФИО12 принадлежит земельный участок кадастровый №;
ФИО13 принадлежит земельный участок кадастровый №;
ФИО14 принадлежит земельный участок кадастровый №;
ФИО15 принадлежат земельные участки кадастровые №; №;
ФИО16 принадлежит земельный участок кадастровый №.
Как указывают истцы, и не отрицает представитель Колтушского сельского поселения (в состав которого вошло Разметелевское сельское поселение), земельные участки истцов учтены в Генеральном плане поселения как земли «двойного учета», а именно как земли, относящиеся к зоне лесного фонда Всеволожского участкового сельского лесничества и земли сельскохозяйственного назначения. Аналогичная информация следует и из обжалуемого ответа административного ответчика.
ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обращались в Комитет по природным ресурсам <адрес>, в котором указывали, что принадлежащие им земельные участки были образованы из земельных участок, поставленных на кадастровый учет до ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на участки возникло до ДД.ММ.ГГГГ, категория земель указан а – земли сельскохозяйственного назначения. Несмотря на этом, согласно сведений Генерального плана МО Котушское сельское поселение, земельные участки указаны в качестве земель лесного фонда Всеволожского участкового сельского лесничества. Однако сведений об учете их как земель лесного фонда и сведения о праве собственности российской Федерации в ЕГРН отсутствуют. В связи с чем, просили внести изменения в Государственный лесной реестр, исключив из него сведения об отнесении к землям лесного фонда земельных участков сельскохозяйственного назначения, принадлежащих административным истцам.
ДД.ММ.ГГГГ, то есть, в рамках установленного законом срока для ответа на обращение граждан, Комитет по природным ресурсам <адрес> подготовил ответ на указанное обращение, в котором указал, что к полномочиям Комитета по природным ресурсам не относятся полномочия по принятию решений об установлении или изменении границ лесничеств. В связи с чем, у Комитета отсутствуют правовые основания для изменения границы лесного участка Всеволожского лесничества.
Также в ответе указано, что Комитетом будут направлены предложения по включению в повестку заседания межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра на территории <адрес> вопроса, связанного с двойным учетом земельных участков, в числе прочих, принадлежащих административным истцам.
В соответствии с п.2.2. «Положения о Комитете по природным ресурсам <адрес> и признании утратившими силу отдельных постановлений <адрес>", утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 341 к полномочиям Комитета в сфере лесных отношений относится ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории <адрес>; утверждение проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда.
Согласно ст.91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
В государственном лесном реестре содержится документированная информация: 1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах.
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п.п.26,32,35.1) ст.81 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки; установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества; установление порядка представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти содержащейся в государственном лесном реестре документированной информации органами государственной власти, органами местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, согласно но ст.84 Лесного кодекса РФ относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками. При этом, органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утверждены Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 496, в соответствии с п.2.1 которого окументами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются следующие Акты:
- Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр;
- Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра;
- Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
Основанием для внесения документированной информации в Акты, согласно п.2.2 вышеуказанного нормативно-правового акта является следующая первичная документация:
- распоряжения Правительства Российской Федерации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий;
- решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений;
- решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления:
а) об определении площади лесопарковых зон, зеленых зон;
б) об установлении границ зон с особыми условиями использования территорий;
в) об установлении или изменении границ населенных пунктов на основании утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, утверждения или изменения схем территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских набеленных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях);
е) о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
- свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости;
Основанием для внесения документированной информации в Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра также являются уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также иные уведомления органа регистрации прав, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (п.2.3).
Административным ответчиком представлен Приказ Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№, которым определено количество лесничеств на территории <адрес> и установлены их границы. Из данного документа следует, что Всеволожское сельское лесничество входило в состав Кировского лесничества.
Как следует из представленного свидетельства о государственной регистрации права, ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесена запись о праве собственности Российской Федерации на лесной участок Кировского лесничества, категория земель – земли лесного фонда, общая площадь 2285014700 кв.м. по адресу: <адрес> Кировское лесничество, участковые лесничества, в числе прочих – Всеволожское сельское <адрес>, 15-32, 34-57, 101-104.
То есть, первичная документация, на основании которой внесена документированная информация в государственный лесной реестр, содержит информацию о праве собственности Российской Федерации на земли лесного фонда.
В соответствии с п.3 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.
Тогда как права истцов на земельные участки зарегистрированы после указанной даты. Доказательств иного суду не представлено.
Кроме того, вышеуказанный приоритет сведений ЕГРН над сведениями лесного реестра не означает возможности игнорирования процедуры определения принадлежности земельного участка к определенной категории.
Представленное административными истцами заключение кадастрового инженера не имеет правового значения в рамках рассматриваемого спора, так как вопрос о юридическом пересечении границ земельных участков сторонами не оспаривается, а вопрос о фактическом пересечении – не является предметом рассмотрения.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 5-пг принято решение образовать межведомственную рабочую группу по рассмотрению вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра на территории <адрес>.
Согласно п.1.1. Положения, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 5-пг межведомственная рабочая группа по рассмотрению вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра на территории <адрес> (далее - межведомственная рабочая группа), является временным координационным органом, образованным в целях согласования позиций органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных заинтересованных лиц и выработки взаимоприемлемых решений в случаях выявления несоответствий сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и государственного лесного реестра (далее - ГЛР).
Задачами межведомственной рабочей группы являются, в числе прочих:
- выявление земельных участков, которые в соответствии с данными ГЛР являются лесными участками в составе земель лесного фонда, а в соответствии с данными ЕГРН относятся к иным категориям земель, а также земельных участков, границы которых пересекаются с границами лесных участков, лесничеств, лесопарков;
- контроль реализации мероприятий по устранению противоречий в сведениях государственных реестров и установлению принадлежности земельного участка к определенной категории земель, в отношении включенных в указанный список земельных участков, Управлением Росреестра по <адрес> (далее - Росреестр), филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по <адрес> (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по <адрес>), Департаментом лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Департамент лесного хозяйства по СЗФО), Комитетом по природным ресурсам <адрес> и <адрес> комитетом по управлению государственным имуществом.
В соответствии с п.4.10. решение межведомственной рабочей группы оформляется протоколом, которым утверждается список земельных участков, с определением способа устранения противоречий в государственных реестрах и оценкой судебной перспективы, а также с его кратким обоснованием.
Сведения о земельных участках в зависимости от принятого решения применяются:
Департаментом лесного хозяйства по СЗФО для организации работы по защите прав, в том числе в судебном порядке, а также направляются межведомственной рабочей группой в правоохранительные органы для организации предметной проверки законности возникновения прав на земельные участки, в том числе в части оценки компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) по предоставлению тех или иных земельных участков;
Комитетом по природным ресурсам <адрес> комитетом по управлению государственным имуществом, Росреестром, филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по <адрес>, Департаментом лесного хозяйства по СЗФО при выполнении мероприятий по устранению противоречий в сведениях государственных реестров в части изменения сведений о категории земель земельных (лесных) участков, изменения сведений о границах лесных участков, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, лесопарков (п.4.11).
Таким образом, нормативно-правовыми актами установлен порядок устранения «двойного учета» земельных участков.
Как следует из сообщения Комитета по природным ресурсам на ДД.ММ.ГГГГ состоялось уже два заседания межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений ЕГРН и государственного лесного реестра на территории <адрес>.
С учетом указанных обстоятельства, оспариваемый ответ не является отказом во внесении сведений в государственный лесной реестр.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Тогда как решение суда не должно подменять собой установленную законом административную процедуру внесения изменений в сведения лесного реестра. С учетом отсутствия отказа во внесении изменений в сведения лесного реестра, требования истцов об обжаловании отказа во внесении изменений в сведения лесного реестра преждевременны. Соответственно, отсутствуют основания для обязания государственного органа осуществлять действия, направленные на устранение нарушения прав граждан.
Оценивая в совокупности имеющиеся в деле доказательства, учитывая, что спорный вопрос находится на рассмотрении уполномоченных органов, суд считает что требования административных истцов не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 360 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО17, ФИО18, ФИО2, ФИО3, ФИО4 Зое ФИО21, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 в удовлетворении требований к Комитету по природным ресурсам <адрес> о признании незаконным отказа во внесении изменений в сведения Государственного лесного фонда и обязании Комитета по природным ресурсам <адрес> внести изменения в Государственный лесной реестр, исключив из него сведения об отнесении к землям лесного фонда земельных участков, обязании административного ответчика выдать документы о внесении в сведения Государственного лесного реестра требуемых изменений – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Всеволожский городской суд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Дело №а-1913/2019 РЕШЕНИЕ