Дело № 2а-2392/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 декабря 2015 года г. Воткинск
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Сычевой Т.В.,
при секретарях Красноперовой О.В., Прозоровой К.В.
с участием:
представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 3 по УР Б
административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 3 по УР к ФИО1 о взыскании налогов и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с заявлением, указанным в водной части решения.
Требования мотивированы тем, что согласно данных ГУП УР «Удмуртский Республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» (Воткинский филиал), Филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Удмуртской Республике, органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Удмуртской Республике - (Росреестр) ФИО1 имел в собственности с <дата> года по <дата> года:
- здания, строения, сооружения по адресу <*****>, инвентаризационная оценка которого по состоянию на <дата> год составляла 2 <сумма>
- земельный участок расположенный по адресу <*****> кадастровый № <***> кадастровая стоимость которого составляла <сумма> рублей <сумма>
Административный истец первоначально просил взыскать с ФИО1 задолженность:
1) по налогу на имущество:
- за 4 месяца <дата> года (с учетом технической описки и перерасчета, произведенного в связи с изменением инвентаризационной стоимости объекта) <сумма>
- за 10 месяцев <дата> (с учетом перерасчета, произведенного в связи с изменением инвентаризационной стоимости объекта) <сумма>.
- пени <сумма> (за 271 день просрочки (с <дата> года по <дата> года);
2) по земельному налогу:
- за 10 месяцев <дата><сумма>
- пени <сумма> (за 292 дня просрочки (с <дата> года по <дата>).
В ходе судебного разбирательства административный истец представил уточненный расчет по налогу на имущество, согласно которого просит взыскать с ФИО1:
1) по налогу на имущество:
- за 4 месяца <дата> (с учетом технической описки и перерасчета, произведенного в связи с изменением инвентаризационной стоимости объекта в сторону уменьшения) 1 <сумма>
- за 10 месяцев <дата> года (с учетом перерасчета, произведенного в связи с изменением инвентаризационной стоимости объекта в сторону уменьшения) <сумма> копеек.
- пени <сумма> (за 271 день просрочки (с <дата> года по <дата> года).
В настоящем судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала в полном объеме с учетом уменьшения размера взыскания по налогу на имущество. Уточнила, что с ответчика ФИО1 ранее, в <дата> была взыскана на основании решения мирового судьи задолженность по налогу на имущество за 4 месяца <дата> года в сумме <сумма>., пени по налогу на имущество за <сумма> год в сумме <сумма> коп., земельному налогу за 4 месяца <дата> года в сумме <сумма> коп.. При этом, при исчислении ставки по налогу на имущество Инспекцией была допущена арифметическая ошибка в сторону уменьшения суммы подлежащей взысканию. При подаче настоящего иска ими указанная ошибка учтена, и устранена, сумма налога к уплате пересчитана в сторону увеличения. Сумма налога на имущество за 4 месяца <дата> года, с учетом перерасчета была указана Инспекцией, как в налоговом уведомлении, так и требовании об уплате налога.
Административный ответчик ФИО1 требования не признал. Пояснил, что право собственности на спорные объекты им было передано на основании решения Воткинского районного суда УР от <дата> года (дело <***> вступившего в законную силу <дата> года С, с которым был заключен договор купли-продажи от <дата> года. Считает, что не должен нести налоговое бремя с указанной даты, несмотря на то, что регистрирующим органом договор купли продажи был зарегистрирован лишь <дата> года. Завил о пропуске срока обращения в суд.
В настоящем судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 не участвует, извещена надлежащим образом, дело рассмотрено в ее отсутствие. Ранее с исковыми требованиями не согласилась, поддержав позицию ФИО1.
Исследовав материалы дела, и, оценив добытые по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном НК, с учетом положений Закона № 2003-1, действующего до дня вступления в силу Федерального закона от 04.10.2014 г. № 284-ФЗ (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ).
Статьей 6 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» установлено, что одной из главных задач налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
В силу п.1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Разрешая требования о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени по этому же налогу, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Закона № 2003-1 плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии со ст. 2 Закона № 2003-1 определены объекты налогообложения.
Согласно ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физически лиц» исчисление налогов производится налоговыми органами.
Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (п. 9 ст. 5 Закона № 2003-1).
В соответствии со ст. 3 Закона № 2003-1 ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы налог на имущество физических лиц отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований. Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
По смыслу ст. 5 Закона № 2003-1 исчисления налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами. Налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.
Однако положения Закона РФ № 2003-1 (в редакции Закона от 02.11.2013 г. № 306-ФЗ) применяются начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за <дата> год (ч.5 ст.8 Закона от 02.11.2013 № 306-ФЗ). При этом налог за <дата> год исчисляется без учета коэффициента-дефлятора (ч.6 ст.8 Закона от 02.11.2013 № 306-ФЗ).
Согласно п. 10 статьи 5 Закона лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
Из материалов дела следует что ФИО1 является собственником следующего имущества (в период с <дата> года по <дата> года), подтверждено договорами купли-продажи от <дата> года (регистрация <дата> года) и <дата> года (регистрация <дата> года):
- здания, строения, сооружения по адресу <*****> инвентаризационная оценка которого по состоянию на <дата> год составляла <сумма> рубля, за весь спорный период;
- земельного участка, расположенного по адресу <*****> кадастровый № <***> кадастровая стоимость которого составляла <сумма><сумма>, за весь спорный период.
Таким образом, вышеуказанное имущество является объектами налогообложения.
<дата> года Межрайонная ИФНС России №3 по УР направила в адрес налогоплательщика ФИО1 налоговое уведомление № <***> об уплате налога на имущество физических лиц за 4 месяца <дата> года и 10 месяцев <дата> года в размере <сумма> (инвентаризационная стоимость объекта <сумма>.), в срок до <дата> года, которое оставлено ответчиком без исполнения.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога (ч.1 ст.45 НК РФ).
<дата> г. Межрайонная ИФНС России № 3 по УР направила ответчику требование № <***> об уплате в срок до <дата> года налога на имущество физических лиц в размере <сумма> а также пени в размере <сумма>
Как отмечалось выше, ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
Решением Воткинской городской Думы № 288 от 31 октября 2007 года установлены ставки налога на имущество физических лиц на территории МО «Город Воткинск», согласно которого для нежилых помещений, стоимостью свыше 1 000 000 рублей, устанавливается ставка налога 1% от стоимости имущества (ч.4 ст.2 Положения).
Согласно п.6 ст. 5 Закона № 2003-1 при переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.
Как следует из материалов дела, право собственности у ФИО1 на объекты налогообложения возникло на основании договора купли-продажи от <дата> года, зарегистрированного <дата> года и прекращено на основании договора купли-продажи от <дата> года, зарегистрированного <дата> года.
Учитывая, что отчуждение объектов налогообложения по вышеуказанным договорам подлежит обязательной государственной регистрации, в силу ч.2 ст.223 ГК РФ суд учитывает, что периодом для исчисления налогов в отношении ФИО1 следует считать с <дата> года по <дата> года.
Истцом представлен расчет налога на имущество ответчика за 4 месяца <дата> и 10 месяцев <дата>. Проверив расчет истца, суд признает его верным. Данный расчет произведен истцом в соответствии с требованиями налогового законодательства, исходя из инвентаризационной стоимости объекта, принадлежащего ответчику, налоговых ставок, а также периода нахождения объектов в собственности ответчика, а так же с учетом предыдущего взыскания суммы задолженности по налогу на имущество физических ли за 4 месяца <дата> года в сумме <сумма>. Ответчиком возражений относительно расчета суду не представлено.
Согласно сведений Воткинского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация» (входящий <***> от <дата> года) инвентаризационная стоимость здания за <дата> и <дата> год составляет <сумма>
Учитывая изложенное, с ответчика подлежит взысканию налог на имущество физических лиц согласно следующего расчета:
- (срок уплаты до <дата> года, за 4 месяца <дата> года (<дата>)) нежилое здание (литер А, инвентарный номер <***>) инвентаризационной стоимостью <сумма> рубля Х1.0%:12Х4= <сумма> руб. <сумма> (взыскано решением от <дата> года) = <сумма>
- (срок уплаты до <дата> года, за 10 месяцев <дата> года (с <дата> года по <дата> года)) нежилое здание (литер А, инвентарный номер <***>) инвентаризационной стоимостью <сумма>.0%:12Х10= <сумма>
Возможность устранения ошибок при исчислении налога предусмотрена ст.52 НК РФ, а так же ст.11 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Оснований для освобождения ответчика от уплаты налога в судебном заседании не установлено, при этом уменьшение в ходе рассмотрения дела инвентаризационной стоимости имущества, и соответственно суммы налога, подлежащего уплате, не ущемляет права ФИО1, напротив, лишь улучшает его положение.
Согласно ч. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе, налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (ч. 2, ч. 3 ст. 75 НК РФ).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4 ст. 75 НК РФ).
Поскольку сумма налога на имущество физических лиц за <дата> г.г. ответчиком своевременно не уплачена, истцом на сумму задолженности обоснованно начислены пени в размере <сумма>., исходя из периода просрочки (271 дней), действующей ставки рефинансирования на данный период (0, 000275). Указанный расчет ответчиком не оспорен, проверен судом и признан верным.
Разрешая требования о взыскании задолженности по земельному налогу и пени, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. ст. 15, 387 НК РФ земельный налог отнесен к местным видам налогов, который вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований
Решением Воткинской городской Думы № 438 от 25.02.2009 г. утверждено Положение о земельном налоге МО «Город Воткинск».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в соответствии со ст. 389 НК РФ, земельный участок, расположенный по адресу: <*****> как уже указывалось ранее, является объектом налогообложения, а ответчик с <дата> г., на основании ст.ст. 19, 388 НК РФ - налогоплательщиком земельного налога, обязанность по уплате которого возникла у последнего в соответствии с п.1 ст. 23, п.1 ст. 45 части 1 НК РФ, ст. 397 НК РФ.
После выявления истцом недоимки по земельному налогу в адрес ответчика было первоначально отправлено <дата> года уведомление № <***> об уплате налога за 10 месяцев <дата> года в сумме <сумма> исходя из кадастровой стоимости объекта <сумма> в срок до <дата> года, которое оставлено ответчиком без исполнения.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога (ч.2 ст.69 НК РФ).
<дата> года Межрайонная ИФНС России № 3 по УР направила ответчику требование № <***> об уплате в срок до <дата> года земельного налога в размере <сумма>., а также пени в размере <сумма>
Указанным требованием, соответствующим положениям ч.4 ст. 69 НК РФ, была установлена обязанность ответчика оплатить земельный налог, пеню в срок до <дата>
Как отмечалось выше, ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
В соответствии со ст. 2 Положения «О земельном налоге МО «Город Воткинск», утвержденного Решением Воткинской городской Думы № 438 от 25 февраля 2009 года и ст. 1, 2 Положения о земельном налоге МО «Город Воткинск», утвержденного Решением Воткинской городской Думы № 22 от 16 ноября 2005 года земельный налог рассчитывается исходя из кадастровой оценки земли с применением налоговой ставки дифференцированно, по видам функционального использования земель. (п.14 Положения)
Согласно сведений филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по УР, кадастровая стоимость земельного участка в спорный период (<дата> года, с января по <дата> года) составляла <сумма> такая же кадастровая стоимость земельного участка была указана истцом в налоговом уведомлении <***>, и требовании об уплате налога <***>, направленным ответчику.
Расчет суммы налога произведен в соответствии с требованиями ст. ст. 391, 393, 394, 396 НК РФ, а также Положениями о земельном налоге МО «Город Воткинск», утвержденными Решением Воткинской городской Думы № 438 от 25.02.2009 года, № 22 от 16 ноября 2005 года. Налоговая база определена на основании сведений государственного кадастра недвижимости, налоговая ставка применена в соответствии со ст. 394 НК РФ и ст.2 Положения о земельном налоге.
Учитывая изложенное, с ответчика подлежит взысканию земельный налог согласно следующего расчета:
- (срок уплаты до <дата> года, за 10 месяцев <дата> (с <дата> года по <дата> года)) земельный участок кадастровый номер <***> кадастровая стоимость <сумма> (за весь спорный период)Х1.5%:12Х10= <сумма>
Оснований для освобождения ответчика от уплаты налога в судебном заседании не установлено.
Положения о начислении и взыскании пени приведены в решении выше (ст.75 НК РФ).
Поскольку сумма земельного налога за <дата> год ответчиком своевременно не уплачена, истцом на сумму задолженности обоснованно начислены пени в размере <сумма> исходя из периода просрочки (292 дней), действующей ставки рефинансирования на данный период (0, 000275). Указанный расчет ответчиком не оспорен, проверен судом и признан верным.
В связи с тем, что в установленный законом срок ответчиком – налогоплательщиком не была исполнена обязанность по уплате налогов, пени истец, на основании ст. 48 НК РФ, вправе обратиться в суд для принудительного взыскания суммы недоимки.
Оценивая довод административного ответчика о пропуске срока обращения с исковыми требования, суд приходит к следующему.
Частью 2 ст. 48 НК РФ предусмотрен шестимесячный срок для обращения налогового органа с иском в суд после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Судом установлено, что <дата> г. мировым судьей судебного участка Воткинского района УР был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности:
- по земельному налогу за <дата> год в сумме <сумма>., пени по земельному налогу в размере <сумма>
- по налогу на имущество физических лиц за <дата>.г. в размере <сумма>., пени по налогу на имущество физических лиц <сумма>
Основанием для вынесения судебного приказа <***> явилось заявление взыскателя межрайонной ИФНС России №3 по УР от <дата> года, из которого следует, что объектами налогообложения указаны те же объекты, что и при рассмотрении настоящего дела, приведены ссылки на те же требования об уплате налогов.
Впоследствии, <дата> года данный судебный приказ был отменен определением мирового судьи, в связи с подачей ответчиком возражений в установленный законом срок. При этом суд приходит к выводу о том, что мировым судьей допущена техническая описка в указании даты вынесения определения - <дата> г., что явно следует из установленных обстоятельств, и мотивированного текста определения.
Копия определения от <дата> года поступила в адрес административного истца <дата>.
В соответствии со ст.48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
09 октября 2015 года инспекция обратилась в суд с исковым заявлением.
Таким образом, в рамках настоящего дела, названный шестимесячный срок с момента вынесения судом определения об отмене судебного приказа не пропущен.
В соответствии со ст.14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административным ответчиком не представлено каких либо достоверных, достаточных, допустимых и относимых доказательств в подтверждение своих возражений относительно заявленных истцом требований. Доводы ответчика основаны на неверном толковании закона.
Учитывая вышеизложенные и установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования Межрайонной ИФНС России № 3 по УР являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии ст.111 КАС РФ госпошлина, от уплаты которой истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика в размере <сумма> в бюджет МО «Город Воткинск».
руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 3 по УР к ФИО1 о взыскании налогов и пени, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу <*****> зарегистрированного по адресу <*****> в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по УР задолженность:
- по налогу на имущество за четыре месяца <дата> года в размере <сумма>
- по пени по налогу на имущество за четыре месяца <дата> года <сумма>
-по налогу на имущество за десять месяцев <дата> года в сумме <сумма>
- пени по налогу на имущество за десять месяцев <дата> года в сумме <сумма>
- по земельному налогу за десять месяцев <дата> в сумме <сумма>
- пени по земельному налогу за десять месяцев <дата> года в сумме <сумма>. Всего взыскать <сумма>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 31 декабря 2015 года.
Судья Т.В. Сычева