НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Воткинского районного суда (Удмуртская Республика) от 27.09.2010 № 2-1036

                                                                                    Воткинский районный суд Удмуртской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Воткинский районный суд Удмуртской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Дело № 2-1036/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

От 27 сентября 2010 года

Воткинский городской суд Удмуртской Республики под председательством федерального судьи Черкас Н.Н.,

при секретаре Симановой Н.В.,

с участием: представителя истца Малых Е.В., представителя ответчика Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воткинске, Воткинском и Шарканском районе Удмуртской Республики (межрайонное) А***, действующего по доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бельтюковой Л.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воткинске, Воткинском и Шарканском районе Удмуртской Республики (межрайонное) о признании незаконным отказа по уточнению расчетного капитала страховой части пенсии, определенных на  с применением повышенного коэффициента заработков 1,7, о взыскании недополученной пенсии за период с  по , о изменении стажевого коэффициента 0,67

У С Т А Н О В И Л:

Бельтюкова Л.М. обратилась в суд с иском к ответчику Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воткинске, Воткинском и Шарканском районе Удмуртской Республики (межрайонное) о признании незаконным отказа по уточнению расчетного капитала страховой части пенсии, определенных на  с применением повышенного коэффициента заработков 1,7, о взыскании недополученной пенсии за период с  по , об изменении стажевого коэффициента 0,67

В обоснование иска указала на то, что в  ей была назначена пенсия в размере 737 руб 05 коп. на дату назначения пенсии она работала в ООО «», где продолжала трудиться и в настоящее время. В  специалистами пенсионного фонда была приглашена на прием, где ей было разъяснено, что была осуществлена оценка ее пенсионных прав по состоянию на  путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал, при расчете которого ошибочно отношение его заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации было учтено в размере 1,2 вместо повышенного 1,7, подлежащего применению при расчете лицам, проживающим в районах Крайнего Севера на  ( с учетом районного коэффициента, начисляемого к заработной плате 1,8). В  она получила письмо из пенсионного фонда от  за №***, в соответствии с которым в уточнении пенсионного капитала по состоянию на  ей было отказано на том основании, что в выписке из ее лицевого счета факт работы в РКС не усматривается (не проставлен код льготы). Повышенное отношение заработков в размере 1,7 было применено с . считает данное решение Пенсионного фонда незаконным, т.к. пунктом 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

Ее трудовой книжкой подтверждается, что с  года по настоящее время она работает в ООО «», расположенном в . К ее заработной плате установлен районный коэффициент 1,8. Страхователем в ООО «», с момента ее трудоустройства в установленный законодательством срок в территориальный орган Пенсионного фонда РФ предоставляются сведения о ее заработной плате, а также о суммах страховых взносов, уплаченных страхователем на страховую часть пенсии, что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица. При наличии данных сведений ответчик обязан был исчислить размер пенсионного капитала и страховой части пенсии с применением повышенного отношения заработков в размере 1,7.

Кроме того, из расчетов, представленных ответчиком по ранее рассматриваемому делу усматривается, что при расчете пенсионного капитала на  применялся стажевый коэффициент равный 0,66 (за общий трудовой стаж трудовой деятельности равный 26 годам).

Пунктом 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Ее общий трудовой стаж составил 28 лет и 22 дня, по данному стажу стажевый коэффициент составил 0,68, соответственно размер пенсии составит при применении отношения заработков 1,7 и стажевого коэффициента 0, 68 составит 1931 руб 67 коп (0,68 х 1,7 х 1671 руб). расшифровка данных при расчете: 0, 68-стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц составляет 0,55 и повышается на 0,1 за каждый полный год общего трудового стажа. 1,7 отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ. 1671 рублей -средняя заработная плата по РФ за третий квартал . ответчиком размер пенсии определен 1323 руб 43 коп.

В письменном возражении ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воткинске, Воткинском и Шарканском районе Удмуртской Республики (межрайонное) на исковое заявление Бельтюковой Л.М., указано, в соответствии с пунктом 2 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в Постановлении от 21 января 2002 года № 30 постановило Министерству труда и социального развития РФ и Пенсионному фонду совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" согласно приложению N 4;

Были утверждены Постановлением Правительства от 27 февраля 2002 года № 179пб «Правила обращения за пенсией, назначения и перерасчета размера пенсии, перехода с одного вида пенсии на другой», в соответствии с п. 28 которых «Перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17.12.2001 и Законом от 15.12.2001, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (кроме случаев, предусмотренных в пункте 29 настоящих Правил).

Заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии и необходимые документы подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии.».

В соответствии с п. 30 вышеуказанных Правил перерасчет размера пенсии производится со сроков, предусмотренных в статье 20 Закона от 17.12.2001 и в статье 23 Закона от 15.12.2001.

В Определении Конституционного Суда РФ № 577-О от 21.12.2006 года указано, что Федеральный законодатель установил в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок назначения, выплаты и правила перерасчета трудовых пенсий. В соответствии с пунктом 2 статьи 20 данного Федерального закона заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов. Поэтому без обращения пенсионера с соответствующими документами перерасчет пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может.

Бельтюкова Л.М. обращалась в Пенсионный фонд в  о перерасчете страховой части пенсии с учетом страховых взносов, ничего не мешало ей обратиться в период времени, начиная с  обратиться с заявлением о перерасчете как проживающей и работающей в РКС. (л.д. № 27).

В судебное заседание истец Бельтюкова Л.М. не явилась, от нее поступило в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца Малых Е.В., в судебном заседании пояснила, чтопри расчете пенсии истицы должно быть применено повышенное отношение заработной платы с коэффициентом 1,7, а был применен коэффициент 1,2, и должен быть применен стажевый коэффициент - 0,68, поскольку на  истица работала с  в ОАО «», т.е. в РКС. Сведения о том, что она находилась и работала в РКС были предоставлены ответчику страхователем- ОАО «». В соответствии со ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и ст. 6 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании граждан в РФ» страхователи обязаны предоставлять территориальным органам необходимые сведения по работающим гражданам. Сведения предоставляются по форме СЗВ, которые включат в себя информацию о стаже и заработной плате, информацию об оплаченных страховых взносах. Срок предоставления сведений установлен законом - не позднее 01 марта следующего года, но у ответчика имелись предыдущие сведения за , т.е. на дату введения закона и в этих сведениях указана льгота о том, что истица работает в РКС. Данные сведения имеются в пенсионном деле. Пенсия истице была назначена в . Сведения о ее месте работы после назначения пенсии, предоставлялись организацией, в которой истица работала. Имелись сведения, предоставленные Ижевской АТП «Спецгазавтотранс» - предприятие, которое изначально осуществляла свою деятельность в РКС, о чем имеется запись в трудовой книжке. Копия трудовой книжки находится в Управление Пенсионного фонда. Истица не просила назначить пенсию по северному стажу. Истице была назначена пенсия по другому основанию в связи с осуществлением работы во вредных условиях, истица работала рентген-лаборантом. Коэффициент 1,7 начисляется независимо от начисления пенсии, в ст. 30 Закона данные не привязываются к наличию применения северного стажа и повышенного отношения заработка. Указывается «лица проживающие», а не конкретно к имеющемуся стажу. На момент конвертации в материалах дела имелись документы работодателя - страхователя о работе истицы в РКС. Впоследствии  эти сведения были подтверждены работодателем.  страхователем были предоставлены сведения, начиная с , о работе в РКС. Коэффициент применяется за проживание в РКС. Данные имеются в сведениях СЗВ, по данным об индивидуальном персонифицированном учете о страховом стаже застрахованного лица начисленных и уплаченных страховых взносах за него. В Пенсионном фонде на каждое физическое лицо имелся лицевой счет в электронном виде. В этом лицевом счете отражаются необходимые сведения. Перечень определен в Постановлении Правительства от 15.03.1997 года № 318 «Об утверждении инструкции по ведению персонифицированного учета». Согласно п. 47 инструкции перечислены данные, которые содержит лицевой счет. В пп «к» указаны периоды деятельности, включая страховой стаж, а также стаж, связанный с особыми условиями труда работы РКС и приравненных к ним. На период назначения пенсии, у истицы не был выработан северный стаж, в сведениях отражается информация о том, что она работает в РКС. И эта информация имеется с момента поступления, с 1994 года у истицы открыт лицевой счет, на котором отражается вся информация о трудовой деятельности. На момент конвертации данные сведения у Пенсионного фонда имелись. Согласно инструкции п. 30 - если застрахованное лицо увольняется, то у работодателя - страхователя есть обязанность предоставить информацию о факте увольнения. Если информация не предоставлялась, то следовательно, человек продолжает работать. Обязанность произвести оценку пенсионных прав возложена на Пенсионный фонд, соответственно, процедура прописана в ст. 30 Закона № 173, Пенсионный фонд должен был руководствоваться данной статьей, а не тем, что содержится в материалах Пенсионного дела и оценивать сведения в совокупности. Неоднократно представитель ответчика заявлял, что руководствовались материалами пенсионного дела. В статье написано, что среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 г. и 2001 г. должен во внимание приниматься по сведениям индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, данные сведения содержаться в электронном виде. На  информации о работе в РКС истицы имелась. В ст. 30 указывается, что информация при расчете пенсионного капитала должна была анализироваться за  гг. из лицевого счета. Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности до  Стаж истицы не был учтен. Пенсионный фонд был вправе уточнить данную информацию на основании ст. 29 Закона. Пенсионный фонд мог истребовать выписку из лицевого счета или направить запрос работодателю. Относительно стажевого коэффициента расчет предоставлен представителем ответчика с применением 0,66. Согласно п. 4 ст. 30 Закона при расчете пенсионного капитала должен был приниматься во внимание период, включая на . Когда рассчитывает стаж по трудовой книжке и сведений предоставленных работодателем, общая продолжительность получается 27 лет 7 месяцев. При расчете принимаются только полные года, получается 27 лет. При льготном назначении пенсии требовалось отработать 15 лет, свыше идет 12 лет. Стажевый коэффициент получается 0,67. Истица учитывала стаж при расчете с  по .

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воткинске, Воткинском и Шарканском районе Удмуртской Республики (межрайонное)А***, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что истец получала пенсию по Списку № 1, в связи с чем,. не было необходимости делать перерасчет по повышенному отношению заработка за работу в РКС, на тот момент истица никакими документами не подтвердила работу в РКС. Она имела право предоставить документы для перерасчета, чем воспользовалась в . Сведения в Пенсионный фонд подаются за следующий год, то есть на  сведения подаются на первый месяц . На момент обращения истицы за пенсией действовал закон № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». Он не предусматривал обязанности того, чтобы Пенсионный фонд запрашивал выписку из лицевого счета, работали по имеющимся в пенсионном деле документам. На момент назначения пенсии истице в  были представлены документы по нахождению в РКС, стажа у истицы не хватало, она получила пенсию по Списку № 1. На момент конвертации именно в  у Пенсионного фонда не было достоверных сведений о работе истицы. Конвертация проводилась по документам, которые имелись в Пенсионном деле. Подтверждений о работе истицы в тот момент не было. Лицевой счет запрашивают на момент, когда гражданин обратился в Пенсионный фонд с заявлением. Истица получает пенсию по Списку и конвертация была проведена по Списку № 1. Далее истица обращалась с заявлением по стажу, ей необходимо было написать заявление о том, что она работает в РКС для перерасчета пенсии по коэффициенту, т.к. коэффициент применяется за работу в РКС. Истица получает пенсию не как работник РКС, а как работник по Списку № 1. Истица получает пенсию по Списку, РКС там не значилось. В обязанности Пенсионного фонда не входит запрашивание выписки. В  истица написала заявление о перерасчете, и ей был сделан перерасчет и корректировка. Формирование данного документа сделано на . Получены данные за все года. На момент конвертации в , Пенсионный фонд не затрагивал вопрос, работает ли истица дальше на севере или не работает, т.к. она получала пенсию по Списку. Данные имелись только за . Конвертация проходила автоматически по всем пенсионерам в РФ. У истицы было право, после проведения конвертации, обратиться с заявлением, предоставить документы, подтверждающие ее работу в РКС, предоставить справку о том, что она на момент конвертации работала в РКС. Ей бы сделали перерасчет с учетом северного коэффициента. Истица данным правом воспользовалась только в . На основании трудовой книжки Пенсионный фонд тоже не мог получить сведения, т.к. запись сделана только на момент . После этого времени истица могла уволиться, перевестись, просто перестать работать. Лицевой счет в электронном виде существует. У Управления Пенсионного фонда не было надобности запрашивать выписку из лицевого счета, так как истица пенсионер, получает пенсию по списку. Выписку им предоставляет система каждый год. База предоставляется по запросу в г. Москву. Это всероссийский документ. За предоставленные сведения ответственность несет работодатель. УПФ запрашивает выписку из лицевого счета по заявлению пенсионера либо когда производиться перерасчет. Право гражданина подтверждать свой стаж, обращаться с заявлением о перерасчете. УПФ руководствуется ст. 30 Закона. Надбавка учитывается, если человек проживает в РКС на момент конвертации, а у них таких сведений не было. Пенсию истице назначили по документам, которые имелись. Лицевой счет на тот момент не проверяли. В дальнейшем истица обращалась с заявлением по стажу, предоставляла справку. Заявление было написано истицей только по стажу. Существует заявительная система, по каким позициям граждане обращаются по тем и предоставляют. Период по стажевому коэффициенту получился 26 лет 2 месяца 21 день: с  по  - 3 года 2 месяца 21 день; с  по  - 8 лет 9 месяцев 11 дней; с  по  - 13 лет 5 месяцев 29 дней; с  по  - 9 месяцев 29 дней. Не включили , так как не было документов, подтверждающих трудовую деятельность.

Представитель третьего лица ООО «» в судебное заседание не явился, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел заявление в отсутствие истца и представителя третьего лица.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив пенсионное дело №*** Бельтюковой Л.М., суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что Бельтюкова Л.М. (истица по делу)  обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, в , ей была назначена пенсия по ст. 12 п. «а» предусмотренных действовавшего на тот момент Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а) мужчинам - по достижении 50 лет и женщинам - по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет.

 году истица обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете выплаты компенсации за период  по  за работу в условиях Крайнего Севера, указывая на то, что на основании ее заявлений, поданных в июне и августе  перерасчет был произведен только с июля , в перерасчете за период с  ей было отказано (л.д. №7).

Письмом зам. начальника Управления Б*** на заявление истицы от , было отказано Бельтюковой Л.М. в перерасчете пенсии с  по . (л.д. 8).

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.

В силу ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ст. 3 ГПК РФ).

Суд признает, что заявленный спор возник из публичных правоотношений как спор об оспаривании решения об отказе в перерасчете пенсии. В силу того, что оспариваемое решение принято государственным учреждением, данный спор разрешается судом в порядке искового производства, но по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2).

При этом учитывается, что при рассмотрении и разрешении дел, возникших из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, т.е. обстоятельствами, на которых заявитель основывает свои требования (часть 3 статьи 246 ГПК РФ).

Доводы стороны истца по иску основаны на том, что при конвертации пенсионных прав истицы ответчик Управление Пенсионного фонда должен был руководствоваться ст. 29 и 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и при исчислении расчетного пенсионного капитала должен был применить отношение заработка истицы к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации с повышающим коэффициентом 1,7, как лицам, проживающим в районах Крайнего Севера на 01.01.2002 года (с учетом районного коэффициента, начисляемого к заработной плате 1,8), а также ответчиком неправильно рассчитан на  стажевый коэффициент, всеми необходимыми сведениями о стаже работы истицы на момент  ответчик обладал.

Возражения ответчика против иска обосновываются тем, что для перерасчета пенсии истицы необходимо наличие ее заявление, которое истицей было представлено только . На момент конвертации пенсионных прав истицы ответчик руководствовался пенсионным делом истицы, в котором данные о работе на  в районах Крайнего Севера отсутствовали.

Проанализировав все представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Конвертация - это преобразование пенсионных прав в сумму расчетного пенсионного капитала по состоянию на момент начала реформы, иными словами, пенсионные права в денежном выражении.

Конвертация пенсионных прав проводилась органами Пенсионного фонда по состоянию на 1 января 2002 г., т.е. на момент начала пенсионной реформы.

Условия и порядок конвертации урегулированы ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал может осуществляться по выбору застрахованных лиц с применением стажа на отдельных видах работ (имеющегося и полного), который выработан до 1 января 2002 г.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 трудовая пенсия, назначаемая застрахованным лицам с 01.01.2002 года, складывается из следующих частей: базовой части, страховой части; накопительной части.

Базовая часть трудовой пенсии формируется за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет. Страховая и накопительная части трудовой пенсии финансируются за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, имеющих неналоговый индивидуально-возмездный характер, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда РФ они персонифицируются применительно к каждому из застрахованных лиц и учитываются на их индивидуальных лицевых счетах, открытых в органах пенсионного фонда РФ. Учтенные таким образом страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при наступлении страхового случая (в частности достижение пенсионного возраста).

Первая составляющая часть трудовой пенсии - базовая, она гарантируется государством в твердой сумме для всех пенсионеров и фактически не соотносится с системой обязательного пенсионного страхования и не зависит от трудового вклада гражданина. Это сумма государственного минимального пенсионного обеспечения, выплачиваемая всем гражданам, имеющим право на трудовую пенсию. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется не за счет средств обязательного пенсионного страхования, а из федерального бюджета за счет поступающих в него сумм единого социального налога. Изменения базовой части возможно двумя только способами - путем ее законодательного увеличения с целью приближения ее размера к прожиточному минимуму и путем индексации в зависимости от темпов роста инфляции.

Второй составляющей частью трудовой пенсии является ее страховая часть, финансирование которой происходит за счет средств обязательного пенсионного страхования, а именно поступающих от страхователей на ее финансирование сумм страховых взносов.

Третьей составляющей трудовой пенсии является ее накопительная часть, которая находится в зависимости от суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо на финансирование данной части пенсии, а также размера инвестиционного дохода, то есть пенсионных накоплений. Накопительная часть пенсии финансируется исключительно на накопительной основе.

Размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии зависит от продолжительности трудового стажа работника и его заработной платы, так как от данных величин напрямую зависит количество перечисленных страховых взносов и длительность их перечисления. Следовательно, размер назначаемой пенсии прямо пропорционален размеру страховых взносов, потупивших в Пенсионный фонд за весь период трудовой деятельности работника. Таким образом, данная зависимость стимулирует работников к заинтересованности и контролю над перечислением на их счета страховых взносов.

Все указанные части трудовой пенсии независимы друг от друга, имеют различные источники финансирования, они начисляются, перерассчитываются и индексируются по отдельным правилам.

Страховая часть пенсии зависит от размера расчетного пенсионного капитала, находящегося на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, то есть страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии за период его трудовой деятельности. При этом эквивалентность является условной, так как страховую часть трудовой пенсии гражданин получает не со своего лицевого счета, а из общей части страховых взносов. Страховые взносы, выплачиваемые за работников страхователями идут на страховую часть пенсии действующих пенсионеров.

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" вступил в законную силу с 1 января 1996 года на территории отдельных административно-территориальных единиц пяти субъектов РФ и с 1 января 1997 года - на всей территории РФ.

До введения индивидуального персонифицированного учета страховой стаж граждан может быть подтвержден только документами, выданными работодателем. После регистрации гражданина в качестве застрахованного страховой стаж может быть доказан сведениями индивидуального счета.

Согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица Бельтюковой Л.М. дата регистрации в системе государственного пенсионного страхования .

Таким образом, страховой номер индивидуального лицевого счета у истицы на момент назначения ей пенсии в  имелся.

На каждое застрахованное лицо Пенсионным фондом открывается индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный номер. Данный счет хранится в Пенсионном фонде в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти - в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел. Информация о застрахованном лице, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете, является конфиденциальной, она систематически дополняется и уточняется.

Сведения о размере расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений отражаются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" установлены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа как до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, так и после такой регистрации в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". В указанных Правилах отмечено, что разработаны они в соответствии с Законом от 17.12.2001 N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть два данных документа неразрывно связаны между собой и дополняют друг друга нормативными положениями.

Частью 2 статьи 13 ФЗ-173 установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 Закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-Ф3 определяет индивидуальный (персонифицированный) учет как организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ. Цели индивидуального (персонифицированного) учета указаны в ст. 3 данного Закона.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд РФ (ст. 5 указанного Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 ).

Статья 1 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" определяет индивидуальный лицевой счет как документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда РФ, содержащий сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда РФ.

Индивидуальный лицевой счет с постоянным номером открывается в Пенсионном фонде РФ на каждое застрахованное лицо и состоит из трех частей (разделов) - общей, специальной и профессиональной. Застрахованному лицу выдается страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В пенсионном деле имеется копия трудовой книжки истицы с записями на момент назначения пенсии, таким образом, доказательством подтверждения стажа на момент конвертации трудовая книжка служить не может, не смотря на запись №*** от  «продолжает работать», т.к. с этого времени истица могла уволиться с работы, в этой части доводы представителя ответчика суд считает обоснованными.

Пункт 2 ст. 17 ФЗ-173, В случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, и в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размеров страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

При этом наличие права на соответствующее изменение размера и сроки проведения перерасчета являются субъективными понятиями и определяются отдельно для каждого конкретного лица. Кроме того, для проведения перерасчета необходимо волеизъявление лица, выражающееся в подаче им соответствующего заявления.

Часть 2 статьи 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает, что заявление о перерасчете трудовой пенсии может быть принято органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, только при условии представления совместно с заявлением всех необходимых документов, доказывающих наличие основания для проведения перерасчета.

Заявление со всеми необходимыми для перерасчета документами подается пенсионером в территориальный орган пенсионного обеспечения, где оно регистрируется в Журнале регистрации заявлений.

Законодателем не установлено, в каком из случаев необходимо обращаться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о перерасчете, а когда это не обязательно. Данный вопрос решается логически в каждом конкретном случае.

В случаях, когда пенсионный орган не располагает и не может располагать сведениями, являющимися основанием для перерасчета трудовой пенсии, пенсионеру необходимо обратиться в Пенсионный орган с заявлением.

Суд считает, что целесообразно подавать заявление во всех случаях возникновения основания для перерасчета, т.к. ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предписывает, что пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

Сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица, необходимые для перерасчета, предоставляются территориальным органом Пенсионного фонда в виде выписки из индивидуального лицевого счета пенсионера.

Поскольку перерасчет пенсии осуществляется на основании заявления пенсионера, то и сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица, необходимые для перерасчета, должны предоставляться на основании заявления гражданина.

Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего Федерального закона по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пункт 3 ст. 29 ФЗ, расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовых пенсий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

Порядок данного перерасчета определен в ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При конвертации перерасчет ранее назначенных пенсий производился по документам пенсионного дела, волеизъявления пенсионера и подачи им заявления о перерасчете не требовалось. Данная норма исходит из того, что до 1 января 2002 года на индивидуальных лицевых счетах пенсионеров какие-либо средства страховых выплат отсутствовали, а образовываться они начали после вступления в силу нового пенсионного законодательства за счет поступающих на счет пенсионных взносов.

В связи с тем, что истице была назначена пенсия по Списку № 1 в , то при конвертации пенсионных прав истицы на  Управление Пенсионного фонда руководствовалось пенсионным делом истицы, в котором отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие, что на указанную дату работодатель предоставил ответчику сведения индивидуального персонифицированного учета на истца Бельтюкову Л.М., которыми бы подтвердил льготный характер ее работы в районах Крайнего Севера.

После конвертации перерасчет назначенной пенсии истца Бельтюковой Л.М. мог быть произведен на основании ее заявления, т.к. данная льгота- применение повышающего коэффициента за работу в районах Крайнего Севера влечет за собою увеличение базовой части пенсии, которая зависит от страховых выплат, от условий работы в районах КС.

Пункт 6 статьи 14 ФЗ № 173 устанавливает, что размер базовой части трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в указанных районах (местностях).

В справке от  №***, выданной ОАО «» ДОАО «», имеющейся в пенсионном деле указано, что в документах архивного фонда в приказах личного состава значится Бельтюкова Л.М., которая действительно работает на данном предприятии с  вахтовым методом в условиях Крайнего Севера, продолжает работать по настоящее время. Предприятие производит работы в . За время работы Бельтюкова Л.М. отработала следующее количество дней и часов и получала районный коэффициент 80% В представленной справке о заработной плате имеются сведения о районном коэффициенте ( л.д № 98).

Данная справка не является доказательством того, что на  истица работала в районах Крайнего Севера, т.к. сведения в ней изложены по состоянию на .

Суду не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие, что ответчик на момент конвертации пенсионных прав истицы, т.е. на  располагал сведениями о стаже работы истицы в РКС. Выписка из лицевого счета в усеченном виде, оформленная на  год, информации о работе истицы в РКС, не имеет (л.д. 49).

На основании изложенного суд считает необходимым в удовлетворении требований о признании незаконным отказа по уточнению расчетного капитала страховой части пенсии, определенных на  с применением повышенного коэффициента заработков 1,7, о взыскании недополученной пенсии за период с  по , отказать.

Не подлежит удовлетворению исковое требование об изменении стажевого коэффициента на 0,67 с  по следующим основаниям.

Стажевый коэффициент при этом полагается равным 0,55 и подлежит увеличению на 0,01 за каждый полный год, имеющегося стажа по состоянию на

Закон о трудовых пенсиях устанавливает различные формулы расчета, но во всех участвует стажевый коэффициент. Стаж имеет значение и для определения суммы валоризации (повышения) пенсии.

Согласно п. 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. Постановлением Правительства РФ от  N 555) периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом ПФР на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

До 2002 г. пенсия в РФ рассчитывалась с учетом двух факторов: продолжительности общего трудового стажа и величины среднемесячного заработка лица, уходящего на пенсию. Среднемесячный заработок складывался в определенный период времени перед выходом на пенсию: либо за последние 2 года, либо за любые 5 лет на протяжении всей трудовой жизни.

В результате изменения пенсионного законодательства с 2002 г. размер пенсии определялся не стажем и заработком, а объемом страховых взносов, которые перечислены работодателем за работника на его индивидуальный лицевой счет. Чем больше у гражданина зарплата и чем дольше платятся с нее страховые взносы, тем больше величина расчетного пенсионного капитала. В свою очередь, расчетный пенсионный капитал для получения размера пенсии делится на ожидаемый период выплаты.

С 2002 г. пенсию по новым правилам назначают тем гражданам, чьи пенсионные права уже были сформированы в старой системе, т.е. измерялись стажем и заработком.

Чтобы учесть права на пенсионное обеспечение, возникшие до 01.01.2002, была осуществлена конвертация пенсионных прав. Возникшие ранее пенсионные права граждан были соединены с теми страховыми взносами, которые стали индивидуально учитываться на лицевых счетах застрахованных лиц с 2002 г.

Конвертация пенсионных прав была проведена в 2002 г. в отношении всех пенсионеров, вышедших на пенсию до 2002 г., и тех, кто начал работать до 2002 г. Для того чтобы пенсионные права перевести в капитал, нужно было рассчитать условный размер пенсии, соответствующий тому объему прав, который гражданин приобрел, работая до 2002 г. То есть должен был быть определен расчетный размер пенсии.

Он рассчитывался с помощью стажевого коэффициента, стажевый коэффициент умножался на соотношение заработка либо за 2000 - 2001 гг. по данным персонифицированного учета, либо за любые 5 лет подряд на протяжении всей трудовой деятельности. Этот личный среднемесячный заработок соотносился со средней зарплатой по стране в тот период времени. Результат умножался на 1671 руб. - размер среднемесячной заработной платы в РФ по состоянию на III квартал 2001 г.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 производится исходя из расчетного размера пенсии по старости, который определяется в порядке, аналогичном порядку исчисления размера трудовой пенсии, по нормам действовавшего ранее пенсионного законодательства, т.е. исходя из заработка и стажа застрахованного лица, выработанного им до 01.01.2002.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии производит пересчет размера получаемой пенсии по документам, имеющимся в пенсионном деле.

При этом, если у гражданина имелись дополнительные документы о стаже и заработке, которые не были учтены при оценке пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002, либо гражданин примет решение о проведении оценки пенсионных прав по другому варианту, то он должен был обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, увеличение стажевого коэффициента также могло быть произведено на основании личного заявления истицы.

Согласно статьям 12 и 16 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась женщинам по достижении 45 лет при наличии требуемого стажа с вредными условиями труда и общего трудового стажа не менее 15 лет и исчислялась в размере 55 процентов заработка.

На льготных условиях в соответствии со Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173) в размере 55 процентов ее заработка и, сверх того, - один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии.

Понятие «общий трудовой стаж" применяется в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии, а также учитывается при досрочном назначении пенсий отдельным категориям граждан.

Страховой стаж - Закон определяет, как учитываемую при определении права на трудовую пенсию суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статья 3 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", определяет страховой стаж только как суммарную продолжительность времени уплаты страховых взносов.

Если гражданин приступил к трудовым обязанностям до вступления в действие Закона о трудовых пенсиях и продолжал работать, расчетный пенсионный капитал представляет собой сочетание пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 1 января 2002 года, и страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд после указанной даты.

Истец Бельтюкова Л.М. не представила суду доказательств, подтверждающих, что на  год в ее пенсионном деле имелись все необходимые документы, для того, что ответчик мог рассчитать ее размер пенсии с учетом стажа работы после назначения пенсии в 

Специалистами органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, размер пенсии истице был исчислен как неработающему пенсионеру, т.к. данных о работе на момент конвертации истицей не были представлены, а из тех документов, который имелись в пенсионном деле, нельзя было сделать вывод о работе в РКС на .

Доводы истицы о том, что ответчик должен был руководствоваться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица, т.е. истицы, суд считает необоснованными, т.к. необходимые для перерасчета пенсии сведения, предоставляются территориальным органом Пенсионного фонда в виде выписки из индивидуального лицевого счета пенсионера на основании письменного заявления истицы о перерасчете пенсии. Однако такого заявления от истицы на момент  не последовало.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и никем опровергнуты не были.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для назначения, перерасчета трудовой пенсии предусмотрен заявительный характер, истец Бельтюкова Л.М. ставит вопрос о перерасчете трудовой пенсии по старости в связи с применением повышающего коэффициента 1,7 и стажевого коэффициента - 0, 68, позднее представитель истца настаивала на исчислении стажевого коэффициента равному - 0,67. Между тем, доказательств указанных обстоятельств истец не представила.

При оценке пенсионных прав истца, для определения размера причитающейся ему пенсии, ответчиком применен стажевый коэффициент равный 0,66, о чем ответчиком представлен расчет размера доплаты по перерасчету страховой части пенсии Бельтюковой Л.М.(л.д. 9-12)

Вышеуказанный расчет суд считает правильным и обоснованным, т.к. с заявлением о перерасчете трудовой пенсии по старости в связи с применением повышающего коэффициента 1,7 и стажевого коэффициента по стажу работы после назначения пенсии в , истица обратилась только в , в связи с чем, перерасчет пенсии истицы был произведен на .

На основании оценки, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, представленных сторонами доказательств и анализа правовых норм, суд пришел к выводу, о том, что право на пенсионное обеспечение истицы Бельтюковой Л.М. ответчиком нарушено не было, пенсия на  пересчитана в строгом соответствии с пенсионным законодательством на основании сведений, имеющихся в пенсионном деле истицы.

Вследствие чего, исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, исходя из принципов состязательности и равноправия сторон (ст. 12 ГПК РФ), суд приходит к выводу о невозможности установления стажевого коэффициента равного 0,67.

Следовательно, исковые требования истца в данной части также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Бельтюковой Л.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воткинске, Воткинском и Шарканском районе Удмуртской Республики (межрайонное) о признании незаконным отказа по уточнению расчетного капитала страховой части пенсии, определенных на  с применением повышенного коэффициента заработков 1,7, о взыскании недополученной пенсии за период с  по , о изменении стажевого коэффициента 0,67, отказать

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Воткинский городской суд УР в течение 10 дней со дня вынесения в мотивированной форме.

Решение в резолютивной форме принято и напечатано в совещательной комнате на компьютере.

Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2010 года с применением технических средств- компьютера

Председательствующая судья Черкас Н.Н.