НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Воткинского районного суда (Удмуртская Республика) от 15.10.2020 № 2-1360/20

Дело № 2-1360/2020

УИД 18 RS 0009-01-2020-001980-86

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 октября 2020 года г. Воткинск

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи: Караневич Е.В.,

при секретаре: Агафоновой А.С.,

с участием представителя истца - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонное) Стрелкова А.В., выступающего на основании доверенности от 16.03.2020 №***, представителя ответчика Касаткина С.Л. Касаткиной Е.А., выступающей на основании доверенности от 23.09.2020г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонное) к Касаткину Сергею Леонидовичу о взыскании суммы незаконно полученной компенсации,

установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонное) (далее – УПФР в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонное), истец) обратилось в суд с иском к Касаткину Сергею Леонидовичу (далее – ответчик, Касаткин С.Л.) о взыскании суммы незаконно полученной компенсации в размере 90314 руб. 00 коп. Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 26,12.2006 года №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (далее по тексту — Указ), и ст.2 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 г. №343 (далее тексту — Правила) устанавливается ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. Касаткин Сергей Леонидович нуждается в постороннем уходе. j

Трубников Денис Андреевич обратился 03,10.2012 г. в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республике (межрайонное), 11.03.2020 г. переименованное в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воткинске Удмуртской Республики (межрайонное) (далее по тексту - Управление) с заявлением о назначении компенсации по уходу за Касаткиным С.Л. Компенсация была назначена с 01.10.2012 года и выплачивалась вместе с пенсией Касаткина С.Л. С 01.12.2013 г. выплата компенсации была прекращена.

Карпенко Елизавета Алексеевна обратилась 20.11.2013 г. в Управление с заявлением о назначении компенсации по уходу за Касаткиным С.Л. Компенсация была назначена с 01.12.2013 и выплачивалась вместе с пенсией Касаткина С.Л. С 01.09.2015 г. выплата компенсации была прекращена. I

Маслова Ольга Михайловна обратилась 29.10.2015 г. в Управление с заявлением о назначении компенсации по уходу за Касаткиным С.Л. Компенсация была назначена с 01.10.2015 года и выплачивалась вместе с пенсией Касаткина С.Л.

В июне 2018 года в Управление поступили сведения персонифицированного учета о том, что Касаткин С.Л. работает в ООО «Скит». Была запрошена выписка из ЕГРЮЛ на OOО «Скит». Согласно выписке, ООО «Скит» зарегистрировано 11.07.2012 г. Касаткин С.Л. указан генеральным директором. Кроме того, Касаткин представил трудовую книжку, в которой имеются записи: «23. 12.07.2012г. ООО «Скит» принят на должность генерального директора. 24. 29.06.2018 Уволен по собственному желанию». С 30.06.2018 г. выплата компенсации была прекращена по основаниям п. «д» ст.9. Правил: осуществление компенсационной выплаты прекращается в следующих случаях; выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.

Переплата образовалась в результате нарушения пункта 5 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; «пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменений места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств».

Касаткин С.Л. заведомо зная, что он обязан сообщить в Управление о любых обстоятельствах, влекущих за собой изменение или прекращение выплаты, не сообщил об этом и незаконно получил компенсацию трудоспособному лицу, занятому уходом за нетрудоспособным лицом за периоды с 01.10.20l2 г. по 31.08.2015 г. и с 01.10.2015 г. по 29.06.2018 г. в размере 93794 рубля 00 копеек (расчет прилагается к иску). Выплата компенсации за периоды с 01.10.2012 по 31.08.2015 и с 01.10.2015 по 30.09.2016 осуществлялась через почтовое отделение №5 г.Воткинска АО «Почта России»; и за период с 01.10.2016 по 29.06.2018 на расчетный счет Касаткина С.Л. №***, открытый в ПАО «Сбербанк».

После обнаружения переплаты специалистами Управления ответчику было предложено, во избежание судебных разбирательств, и, как следствия, уменьшения судебных издержек, добровольно погасить образовавшуюся переплату, путем ее перечисления на расчетный счет ПФР. Касаткин С. написал собственноручное заявление, в котором согласился с переплатой и обязался погасить её добровольно. В добровольном порядке было уплачено 9000 рублей 00 копеек. Остаток задолженности в сумме 84794 рубля 00 копеек на настоящий момент не погашен.

Маслова Ольга Михайловна обратилась 23.07.2018 г. в Управление с заявлением о назначении компенсации по уходу за Касаткиным С.Л. Компенсация была назначена с 26.07.2018 года и выплачивалась вместе с пенсией Касаткина С.Л.

В октябре 2019 года в Управление поступила информация о трудоустройстве Касаткина С.Д Управлением была запрошена выписка из лицевого счета застрахованного лица Касаткина С.Л Согласно выписке, ООО «Скит» отчитывалось за работника - Касаткина С.Л. с 01.03.2018 г. по 19.12.2019 г. Выплата компенсации с 01.11.2018 г. была прекращена.

Касаткин С.Л. заведомо зная, что он обязан сообщить в Управление о любых обстоятельствах, влекущий за собой изменение или прекращение выплаты, не сообщил об этом и незаконно получил компенсацию трудоспособному лицу, занятому уходом за нетрудоспособным лицом за период с 07.07.2018 г. по 31.10.2018 г. в размере 5520 рублей 00 копеек (расчет прилагается к иску). Выплата компенсации за указанный период осуществлялась через почтовое отделение №5 г.Воткинска АО «Почта России».

После обнаружения переплаты специалистами Управления ответчику было предложено, во избежание судебных разбирательств, и, как следствия, уменьшения судебных издержек, добровольно погасить образовавшуюся переплату, путем ее перечисления на расчетный счет ПФР, однако задолженность на настоящий момент не погашена.

Таким образом, общий размер задолженности Касаткина С.Л. на настоящий момент составила 84794,00+5520,00= 90314 рублей 00 копеек.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховых пенсиях", «в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременно представление сведении, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты страховой пенсии, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причинённый ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

В соответствии с п.1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Представитель истца государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонное) в судебном заседании Стрелков А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Пояснил, что недобросовестность ответчика выразилась в не извещении пенсионного органа о трудоустройстве при назначении компенсации. Ответчиком представлена при назначении компенсации трудовая книжка с отсутствием записи о трудоустройстве. Срок давности по требованиям истца не истек, поскольку о трудоустройстве ответчика истец узнал только в июне 2018 года, когда ответчиком была представлена трудовая книжка с записью о трудоустройстве, сумма должна оцениваться вся целиком с момента обнаружения переплаты. У истца имеются заявления ответчика о том, что согласен, что за ним будет осуществлен уход. У истца ни одним законом нет обязанности отслеживать статус лиц либо, которые осуществляют уход, либо за которым осуществляют уход. Лица обязаны немедленно после изменения обстоятельств сообщить об обстоятельствах, которые привлекут к изменению обстоятельств назначения компенсации. Обязанность не лежит на истце, так как если имеется запись в ЕГРЮЛ, что является генеральным директором, не является основополагающим фактором для прекращения выплаты компенсация. Пункт 4 возражения ответчика к делу не относится. Компенсация не является ни одной из выплат, представленных в качестве средств к существованию. По логике должна передаваться лицу, которое осуществляет уход, но законодатель решил, что компенсация идет к пенсии пенсионера, сумму выплаченной компенсации следует взыскать с ответчика. Касаткин сам приходил в пенсионный фонд, «ухажеры» предупреждались об ответственности, в Указе Президента указано, что выплата компенсации прекращается с момента выполнения оплачиваемой работы. Касаткин не мог не знать об этом. Пенсионный фонд не обязан отслеживать статус ухажера. Обязаны самостоятельно приходить. В любом случае заявления о прекращении выплаты компенсации не поступало. Занимаются различные службы назначением компенсации и отчетами организаций, взаимосвязи не отслеживается. Возможно, была плановая проверка по лицам, за которыми производится уход. Не может сказать, как часто проводится такая проверка. Касаткин сам при специалисте поставил печать в трудовой книжке, что уволен. Выписку поэтому не запросили. Запросили потом и обнаружили, что Касаткин до сих пор является директором ООО. Кроме того, представителем ответчика представлены письменные пояснения на иск.

Ответчик Касаткин С.Л., третьи лица Трубников Д.А., Карпенко Е.А., Маслова О.М. в судебном заседании, будучи извещены надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, не присутствуют, от ответчика представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также от ответчика возражение на иск. В порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика, в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ – в отсутствие третьих лиц.

В судебном заседании представитель ответчика Касаткина Е.А. исковые требования не признала, представила письменные возражения на иск, в которых заявила о пропуске истцом срока исковой давности. В ходе рассмотрения дела суду пояснила следующее. Сделали свой расчет по сроку исковой давности. Истец обратился с иском 30.07.2020г., выплата компенсации ежемесячно производилась, срок исковой давности могли отследить после каждого платежа. С июля 2017 года только можно взыскать выплаты. Общая сумма выплат составила 22020 руб. (с июля 2017). Погасили добровольно 9000 руб., следовательно, общая сумма задолженности составила 13020 руб. Касаткин С.Л. является <***>, у него поражен головной мозг, не действует левая сторона, человек нуждается в постоянном уходе. Денежные средства использованы непосредственно по назначению, денежными средствами Касаткин не пользовался, что Трубников, что Карпенко, что Маслова постоянно не работают. Постоянно сдают отчетность ООО «Скит» в Пенсионный фонд, у Пенсионного фонда нет сведений, что начислялась зарплата, деятельность ООО «Скит» не велась. Отчетность сдавалась в Пенсионный фонд, и налоговый орган. Получение денежных средств не оспаривает в размере, указанном истцом, не оспаривают.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно:

- согласно выписке из ЕГРЮЛ от 09.10.2020г., УПФР в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонное) является действующим юридическим лицом с адресом местонахождения <*****><*****>, начальником Управления является Зайцев В.В., основным видом деятельности – деятельность в области обязательного социального обеспечения;

- 20.03.2020г. истцом в адрес Касаткина С.Л. направлено сообщение о том, что необходимо срочно подойти в Управление Пенсионного фонда по вопросу излишне выплаченной суммы компенсации по уходу. В связи с тем, что Касаткин С.Л. работал в ООО «СКИТ» с июля 2018г. по октябрь 2018г. образовалась переплата, которую необходимо погасить. Одновременно просит представить справки о работе за данный периоды или трудовую книжку;

- согласно выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии №***, Касаткину С.Л. 12.04.2007 впервые установлена инвалидность первой группы по общему заболеванию до 01.05.2009г.;

- согласно выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии №***, Касаткину С.Л. 23.04.2009 повторно установлена инвалидность первой группы по общему заболеванию до 01.05.2011г.;

- согласно выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии №***, Касаткину С.Л. 01.05.2011 повторно установлена инвалидность первой группы по общему заболеванию до 01.05.2013г.;

- - согласно выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии №***№***, Касаткину С.Л. 01.05.2013 повторно установлена инвалидность первой группы по общему заболеванию бессрочно;

- заявлением от 03.10.2012г. в адрес Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) Трубников Денис Андреевич просил назначить компенсацию трудоспособному лицу, занятому уходом за нетрудоспособным Касаткиным С.Л. с 1 октября 2012г.;

- заявлением от 03.10.2012г. в адрес начальника УПФР по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) Касаткин С.Л. согласился на оформление компенсации по уходу за Касаткиным С.Л., так как нуждается в постоянном постороннем уходе на Трубникова Д.А., который ухаживает за Касаткиным С.Л. с 01.10.2012г.;

- решением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации УПФР по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) по заявлению Трубникова Д.А., осуществляющего уход за нетрудоспособным гражданином Касаткиным С.Л. назначена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006г. №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» с 01.10.2012 по 30.04.2013 в размере 1380 рублей;

- согласно справки УПФР по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное), Касаткин С.Л. получал компенсацию лицу, занятому уходом (к трудовой пенсии) в размере 1380 руб. с 01.05.2013 по 28.02.2054, выплата прекращена 01.12.2013;

- заявлением от 20.11.2013г. в адрес Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) Карпенко Елизавета Алексеевна просила назначить компенсацию трудоспособному лицу, занятому уходом за нетрудоспособным Касаткиным С.Л. с 1 ноября 2013г.;

- заявлением от 20.11.2013г. в адрес начальника УПФР по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) Касаткин С.Л. согласился на оформление компенсации по уходу за Касаткиным С.Л., так как нуждается в постоянном постороннем уходе на Карпенко Е.А., которая ухаживает за Касаткиным С.Л. При этом Касаткин С.Л. указал, что не работает, к заявлению приложил трудовую книжку;

- решением от 27.11.2013г. о назначении ежемесячной компенсационной выплаты территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации УПФР по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) по заявлению Карпенко Е.А., осуществляющей уход за нетрудоспособным гражданином Касаткиным С.Л. назначена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006г. №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» с 01.11.2013 по 31.08.2014 в размере 1380 рублей;

- распоряжением УПФР по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) от 29.10.2015 прекращено осуществление ежемесячной компенсационной выплаты Карпенко Е.А., производимой к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину Касаткину С.Л. с 01.09.2015 в соответствии с п.п. б пункта 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 г. №343;

- заявлением от 29.10.2015г. в адрес Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) Маслова Ольга Михайловна просила назначить компенсацию трудоспособному лицу, занятому уходом за нетрудоспособным Касаткиным С.Л. с 1 октября 2015г.;

- заявлением от 29.10.2015г. в адрес начальника УПФР по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) Касаткин С.Л. согласился на оформление компенсации по уходу за Касаткиным С.Л., так как нуждается в постоянном постороннем уходе на Маслову О.М., которая ухаживает за Касаткиным С.Л. При этом Касаткин С.Л. указал, что не работает, к заявлению приложил трудовую книжку;

- решением от 06.11.2015г. о назначении ежемесячной компенсационной выплаты территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации УПФР по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) по заявлению Масловой О.М., осуществляющей уход за нетрудоспособным гражданином Касаткиным С.Л. назначена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006г. №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» с 01.10.2015 на период осуществления ухода в размере 1380 рублей;

- согласно копии трудовой книжки Касаткина С.Л., имеются сведения о работе: номер записи 23. 12.07.2012г. ООО СКиТ принят на должность генерального директора. номер записи 24. 29.06.2018 Уволен по собственному желанию;

- согласно выписки из ЕГРЮЛ от 17.08.2018г., ООО «СКИТ» является действующим юридическим лицом, генеральным директором является Касаткин С.Л. с 11.07.2012 (дала внесения записи в ЕГРЮЛ);

- согласно выписки из ЕГРЮЛ от 15.10.2020г., ООО «СКИТ» ликвидировано 31.01.2020г., ликвидатором являлся Касаткин С.Л. с 24.08.2018 г. (дата внесения записи в ЕГРЮЛ);

- протоколом УПФР по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) от 24.07.2018г. выявлен факт излишне выплаченной суммы ежемесячной компенсационной выплаты по уходу, в связи с несвоевременным сообщением об устройстве на работу нетрудоспособного лица в отношении Касаткина С.Л. за период с 01.08.2012г. по 29.06.2018г. в сумме 96554 руб. 00 коп.;

- решением ГУ – УПФР в г. Воткинске УР (межрайонное) от 23.03.2020г. выявлена ошибка, допущенная при установлении переплаты компенсационной выплаты согласно протокола №*** от 24.07.2018г., установлена сумма переплаты в размере 93794 руб. согласно расчета от 20.03.2020г.;

- заявлением от 23.07.2018г. в адрес Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) Маслова Ольга Михайловна просила назначить компенсацию трудоспособному лицу, занятому уходом за нетрудоспособным Касаткиным С.Л. с 01 июля 2018г.;

- заявлением от 23.07.2018г. в адрес начальника УПФР по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) Касаткин С.Л. согласился на оформление компенсации по уходу за Касаткиным С.Л., так как нуждается в постоянном постороннем уходе на Маслову О.М., которая ухаживает за Касаткиным С.Л. При этом Касаткин С.Л. указал, что не работает, к заявлению приложил трудовую книжку;

- решением от 26.07.2018г. о назначении ежемесячной компенсационной выплаты территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации УПФР по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) по заявлению Масловой О.М., осуществляющей уход за нетрудоспособным гражданином Касаткиным С.Л. назначена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006г. №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» с 01.07.2018 на период осуществления ухода в размере 1380 рублей;

- решением УПФР по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) от 24.10.2018г. прекращено осуществление ежемесячной компенсационной выплаты Масловой О.М., производимой к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину Касаткину С.Л. с 01.08.2018 в соответствии с п.п. д пункта 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 г. №343;

- протоколом УПФР по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) от 25.03.2020г. выявлен факт излишне выплаченной суммы ежемесячной компенсационной выплаты по уходу, в связи с несвоевременным сообщением об устройстве на работу нетрудоспособного лица в отношении Касаткина С.Л. за период с 01.07.2019г. по 31.10.2019г. в сумме 5520 руб. 00 коп.

Касаткиным С.Л. получена от истца компенсация неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом за период с 01.10.2012г. по 31.08.2015г., с 01.10.2015г. по 29.06.2018г. в размере 93794 руб., с 01.07.2018 по 31.10.2018 в размере 5520 рублей.

Указанные обстоятельства установлены пояснениями участвующих по делу лиц, материалами гражданского дела и сторонами не оспорены.

Оценивая представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ответчик Касаткин С.Л. с 12.04.2007 года является инвалидом первой группы по общему заболеванию.

Как установлено в судебном заседании, в период с 01.10.2012г. по 30.11.2013г. Трубникову С.А. истцом была назначена компенсация неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом (далее – компенсация) по уходу за ответчиком Касаткиным С.Л. в размере 1380 рублей. С 01.12.2013г. выплата компенсации была прекращена. Получателем компенсации являлся ответчик Касаткин С.Л. (через почтовое отделение).

В период с 01.12.2013г. по 31.08.2015г. Карпенко Е.А. истцом была назначена компенсация по уходу за ответчиком Касаткиным С.Л. в размере 1380 рублей. С 01.10.2015г. выплата компенсации была прекращена. Получателем компенсации являлся ответчик Касаткин С.Л. (через почтовое отделение).

В период с 01.10.2015г. по 29.06.2018г. Масловой О.М. истцом была назначена компенсация по уходу за ответчиком Касаткиным С.Л. в размере 1380 рублей. С 30.06.2018г. выплата компенсации была прекращена в связи с представлением Касаткиным С.Л. сведений о трудоустройстве. Получателем компенсации являлся ответчик Касаткин С.Л. (через почтовое отделение и ПАО Сбербанк).

В период с 01.07.2018г. по 31.10.2018г. Масловой О.М. истцом была назначена компенсация по уходу за ответчиком Касаткиным С.Л. в размере 1380 рублей. С 01.11.2018г. выплата компенсации была прекращена в связи с выявлением посредством запроса выписки из ЕГРЮЛ сведений о трудоустройстве Касаткина С.Л. Получателем компенсации являлся ответчик Касаткин С.Л. (через ПАО Сбербанк).

Касаткин С.Л. получение компенсации в размере, указанном истцом в расчете не оспаривает.

Основанием для взыскания с ответчика суммы компенсации, выплаченной в период с 01.10.2012г. по 31.10.2018г. в размере 90314 руб. (за минусом добровольно оплаченных ответчиком 9000 руб.) явилось не извещение органа, осуществляющего пенсионного обеспечение при назначении компенсации о трудоустройстве в ООО «Скит» на должность генерального директора.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» получатель обязан безотлагательно извещать пенсионный орган об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или её выплаты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона №173-ФЗ, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 ст.23 настоящего закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством

В соответствии с частью 5 ст.26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ( далее – Закон № 400-ФЗ), введённого в действие с 1 января 2015 года, пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

Частью 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ установлена норма, согласно которой виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 28 Закона № 400-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее – ГК РФ) закреплено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В силу пункта 3 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Порядок осуществления компенсационных выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 года N 343 (далее - Правила).

В соответствии с пунктами 2 и 3 названных выше Правил, указанная компенсационная выплата назначается неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, а ее выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.

Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 года, в целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, а именно компенсационная выплата, предусмотренная Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455, суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения.

Соответственно взыскание необоснованно полученных компенсационных выплат, установленных указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", должно производиться с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законных оснований.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон №173-ФЗ) получатель обязан безотлагательно извещать пенсионный орган об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или её выплаты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы" утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее - Правила), в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.

Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним. Ежемесячная выплата производится к установленной ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы пенсии и осуществляется в течение периода осуществления ухода за ним в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (пункт 3 Правил).

В соответствии с пунктом 4 Правил, ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.

Перечень представляемых в орган, осуществляющий назначение и выплату пенсии, документов для назначения ежемесячной компенсационной выплаты установлен пунктом 5 Правил.

Документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, представляются в случае их отсутствия в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии (пункт 6 Правил).

Ежемесячная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлениями и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату (пункт 9 Правил).

В пункте 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты. Одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт "д" пункта 12 Правил).

Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты (пункт 13 Правил).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" имеют трудоспособные неработающие граждане, проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы. Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации, принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами и дает оценку правильности оформления этих документов, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

При этом основанием для прекращения ежемесячной денежной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина возлагается обязанность безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, пособий, компенсаций.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Между тем, суд приходит к выводу об отсутствии на стороне ответчика неосновательного обогащения за счет истца, по следующим основаниям.

Так, в судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что на момент назначения компенсации как Трубникову Д.А., так и Карпенко Е.А., Масловой О.М. Касаткин С.Л. был трудоустроен в ООО «Скит» на должность генерального директора, что не оспаривается ответчиком, и подтверждается имеющейся в материалах дела копией трудовой книжки Касаткина С.Л., а также выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Скит».

Судом также установлено, и не оспорено ответчиком, что при назначении компенсации к заявлению о согласии на осуществление ухода Касаткиным С.Л. прикладывалась копия трудовой книжки без записей о трудоустройстве в ООО «Скит», что следует из копии трудовой книжки Касаткина С.Л., представленной истцом.

Кроме того, как следует из заявлений Касаткина С.Л. о согласии на осуществление ухода, Касаткин С.Л. указывал, что не работает.

Между тем, правовым основанием для прекращения выплаты компенсации, либо отказа в ее назначении на основании вышеприведенных правовых норм Указа Президента РФ от 26.12.20206 г. №1455 является осуществление лицом, за которым осуществляется уход (нетрудоспособным лицом) оплачиваемой работы.

В судебном заседании представитель ответчика Касаткина Е.А. и ответчика Касаткин С.Л. указывали на то обстоятельство, что работа, выполняемая Касаткиным С.Л. в должности генерального директора ООО «Скит» не оплачивалась, поскольку организация доходов не имела.

Исследовав представленные стороной ответчика доказательства (налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за период с 2013 по 2019 годы), суд приходит к выводу об отсутствии у организации в указанный период времени доходов.

Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) Касаткина С.Л., последний раз страховые взносы оплачивались в 2010 году. Страховой стаж за период работы Касаткина С.Л. в ООО «Скит» с 01.03.2018 по 19.12.2018 не исчислен ввиду отсутствия оплаты страховых взносов.

Из представленных расчета по начисленным и уплаченных страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам формы РСВ-1, а также сведений о представлении расчета формы РСВ-1 ООО «Скит» за периоды с 2010 по 2016, сведений об уплате страховых взносов ООО «Скит» не имеется, количество застрахованных лиц 0, среднесписочная численность 0.

Таким образом, судом установлено, что Касаткин С.Л., являясь генеральным директором ООО «Скит», ввиду отсутствия в организации дохода, дохода как работник организации (в рамках трудовых отношений) не получал, страховые взносы в виду отсутствия дохода, не отчислял, о чем отчеты установленной формы представлял в Пенсионный фонд. В связи с установленными обстоятельствами, суд приходит к выводу о выполнении Касаткиным С.Л. не оплачиваемой работы за весь период выплаты компенсации.

Соответственно, по мнению суда, неосновательное обогащение на стороне ответчика Касаткина С.Л. отсутствует в связи с отсутствием обстоятельств, являющихся основанием для прекращения выплаты компенсации, либо отказа в ее назначении.

В связи с отсутствием у Касаткина С.Л. оплачиваемой работы, по мнению суда, и недобросовестность в его действиях отсутствует. Как следует из выписки ЕГРЮЛ, в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Воткинске и Воткинском району УР г. Воткинска ООО «Скит» зарегистрировано 23.07.2012 г., сведения о Касаткине С.Л. как о генеральном директоре ООО «Скит» внесены в ЕГРЮЛ 11.07.2012г. Между тем, как следует из отчетов Касаткина С.Л. в Пенсионный фонд, страховые взносы им за себя, как за работника ООО «Скит» не отчислялись. Данных о том, что при решении вопроса о назначении ежемесячной компенсационной выплаты пенсионным органом были предприняты меры к установлению наличия либо отсутствия оснований для назначения данной выплаты (выполнение Касаткиным С.Л. оплачиваемой работы), материалы дела не содержат.

Анализируя ходатайство стороны ответчика о применении к требованиям истца срока исковой давности, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации; является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов; организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; капитализацию средств Пенсионного фонда России, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в названный фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ), действующему до 01 января 2017 года, предусмотрено, что в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

В силу пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Указанная отчетность с учетом обязанности, установленной пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, а с 01 января 2017 года главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации не являлась в спорных периодах единственным видом отчетности страхователя перед пенсионным фондом.

Статьей 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ) установлена обязанность по представлению страхователями в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений об уплачиваемых страховых взносах (на основании данных бухгалтерского учета) и сведений о страховом стаже застрахованных лиц (на основании приказов и других документов по учету кадров).

В спорные периоды с учетом действовавшей редакции Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ ежеквартально подлежали представлению сведения о каждом работающем застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы): 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилия, имя и отчество; 3) дата приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера; 4) дата увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; и иные сведения, предусмотренные данной статьей.

Целью индивидуального (персонифицированного) учета является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть распределение Пенсионным фондом начисленных и уплаченных страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в течение отчетного периода (квартал) на каждого застрахованного работника для формирования накопительной части трудовой пенсии (перераспределения на индивидуальные лицевые счета работников части страховых взносов). Соответственно, несвоевременное представление или представление неполных или недостоверных индивидуальных сведений о работниках страхователя нарушает их права на своевременное распределение поступивших в пенсионный фонд, в том числе от конкретного страхователя страховых взносов на индивидуальные лицевые счета для формирования накопительной части трудовой пенсии.

Тем самым сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются необходимой составляющей данных об уплаченных и исчисленных страховых взносах, представляемых страхователями в пенсионный фонд.

Таким образом, пенсионный фонд, осуществляющий управление средствами пенсионного страхования и обеспечивающий назначение и выплату государственных пенсий, в том числе, ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, а также контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, исходя из предоставленных ему полномочий по контролю за правильным и рациональным расходованием его средств, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, мог установить факт осуществления трудовой деятельности Касаткина С.Л. в должности генерального директора 11.07.2012 (дата постановки на учет организации, генеральным директором которой является ООО «Скит» в Пенсионном фонде) и об отсутствии оснований для назначения компенсационной выплаты в спорные периоды.

Именно на пенсионный орган возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, в том числе на выплату компенсации, путем проверки обоснованности предоставления гражданину такой выплаты.

Ввиду изложенного, срок давности по заявленным требованиям с учетом обращения истца в суд 30.07.2020 по требованиям о взыскании суммы компенсации с 01.10.2012 по 29.07.2017 истек.

Кроме того, суд пришел к выводу об отсутствии на стороне ответчика неосновательного обогащения и недобросовестности с его стороны, соответственно, сумма, входящая в пределы срока давности, также не может быть взыскана с ответчика.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.

О взыскании судебных расходов по делу не заявлено.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонное) к Касаткину Сергею Леонидовичу о взыскании суммы незаконно полученной компенсации, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики. В этот же срок на решение суда прокурором может быть принесено апелляционное представление.

Мотивированное решение изготовлено 30.10.2020 года.

Судья Е.В. Караневич