Дело № 2а-750/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 мая 2018 года г. Воткинск
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Шкробова Д.Н.,
при секретаре Ломаевой Е.С.,
с участием представителя административного истца Куткина Я.О. – Семеновой О.А., представителя административных ответчиков – Призывной комиссии муниципального образования «Город Воткинск», Администрации г. Воткинска – Швецовой Т.Н., представителя административного ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» – Симушиной С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Куткина Я.О. к Призывной комиссии муниципального образования «Город Воткинск», Администрации г. Воткинска, ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики», Военному комиссариату
(г. Воткинска, Воткинского и Шарканского районов Удмуртской Республики) о признании незаконным решения призывной комиссии, обязании рассмотреть вопрос о выдаче военного билета с освобождением от призыва,
у с т а н о в и л:
Куткин Я.О. обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения заявленных требований просит признать незаконным решение призывной комиссии муниципального образования «Город Воткинск» в отношении Куткина Я.О, <дата> г.р., выраженное в протоколе №*** от <дата>, в части признания Куткина Я.О. не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и зачисления в запас, на основании пп. «а» п. 1 ст. 22, абз. 5 п. 1 ст. 28, абз. 6 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», возложить на призывную комиссию муниципального образования «Город Воткинск» обязанность повторно рассмотреть вопрос о выдаче военного билета, с освобождением от призыва на военную службу, с учетом наличия ученой степени кандидата наук, полученной в призывной период, в соответствии с пп. «а»
п. 2 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Заявленные требования мотивированы тем, что <дата> в отношении административного истца принято оспариваемое решение.
О наличии данного решения Куткину Я.О. стало известно в ноябре 2017 г., после выдачи ему выписки из дела с протоколом заседания призывной комиссии муниципального образования «Город Воткинск», данная выписка ему выдана в объединенном военном комиссариате <*****> (ОВК <*****>.
Вместе с тем, в период с <дата> г. по <дата>. Куткин Я.О. проходил обучение по очной форме в <***>», в связи с чем имел отсрочку от призыва до <дата> г. согласно пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона РФ 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе).
В период с <дата> по <дата> Куткин Я.О. проходил обучение по очной форме обучения в аспирантуре <***> на кафедре <***> в связи чем имел отсрочку от призыва согласно пп. «б» п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности и военной службе. За время обучения в аспирантуре административным истцом подготовлена диссертационная работа на тему «<***>».
<дата> в адрес Военного комиссариата (г. Воткинск, Воткинского и Шарканского районов) <***> направлена выписка из приказа №***ст об отчислении Куткина Я.О. из аспирантуры в связи с окончанием срока обучения, основанием приказа являлось положение о подготовке научно-педагогических работников и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования и заключение по диссертационной работе. Второй экземпляр выписки №***ст <дата> получен Куткиным Я.О. и направлен родителям в <*****> для передачи в Воткинский военкомат. В <дата> г. отец Куткина Я.О. лично отнес оригинал выписки приказа №***ст от <дата>. в Военный комиссариат
(г. Воткинск, Воткинского и Шарканского районов).
Куткин Я.О. считал, что, поскольку образовательным учреждением, в соответствии с Инструкцией по ведению воинского учета в организациях и учреждениях РФ, выписка об отчислении №***ст направлена в Военный комиссариат (г. Воткинск, Воткинского и Шарканского районов), а также отнесена туда лично его отцом, в соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе, он обладал правом на предоставление отсрочки для защиты квалификационной работы (диссертации) в течение одного года после окончания обучения в аспирантуре, т.е. до <дата>
Заключением диссертационного совета №***, созданного на базе <***>» от <дата>, протокол заседания №***, Куткину Я.О. присуждена ученая степень кандидата <***>.
После защиты <дата> Куткин Я.О. приехал в <*****>, <дата> посетил военкомат и поинтересовался о своих дальнейших действиях, так как по нормам Высшей аттестационной комиссии предоставляется 30 суток на оформление аттестационного дела. В военкомате пояснили, что им нужен только диплом. После посещения военкомата и получения этой устной информации, Куткин Я.О. вернулся в Москву для оформления своего аттестационного дела. Закончив оформление, отправил письмо родителям, чтобы они направили его в Воткинский военкомат. В справке исх. от <дата>№***<***>, представленной отцом административного истца в Воткинский военкомат, сообщалось, что Куткин Я.О. успешно защитил диссертацию и что для выдачи диплома кандидата <***> аттестационное дело направлено в Минобрнауки России (исх. №*** от <дата>).
<дата> вышел приказ Министерства образования РФ №*** о выдаче Куткину Я.О. диплома кандидата <***>. В соответствии с положением о присуждении ученых степеней свой диплом Куткин Я.О. мог получить только в организации, где он защищался. Дипломы забирает в ВАКе уполномоченное лицо, когда дипломы были получены уполномоченным лицом, проректор по науке был в отпуске (он должен был подписать форму для ректора), когда проректор по науке вышел из отпуска, в отпуск ушел ректор, т.е. из-за отпускного периода затянулось время получения диплома.
В <дата> года Куткин Я.О. приехал в <*****>, попросил своего отца позвонить в военкомат и спросить нужно ли посещать их с приказом Министерства образования РФ №*** о том, что Куткину Я.О. выдан диплом и пояснять, что из-за того, что сейчас у всех отпуска получение диплома затягивается. В военкомате пояснили, что у них имеется письмо от <дата>№***<***>», и что когда Куткиным Я.О. будет получен диплом, он должен будет его представить в военкомат.
На момент заседания призывной комиссии <дата> Куткин Я.О. был в Воткинске, однако, ему не сообщили о заседании комиссии, никто также не информировал о принятых комиссией решениях. Хотя по месту постоянной регистрации административного истца, по адресу: <*****> постоянно проживают его родители, в адрес которых не приходило никаких повесток.
<дата> Куткину Я.О. исполнилось 27 лет. Диплом кандидата <***> административный истец получил в сентябре 2016 года. Сразу после этого он обратился в Воткинский военкомат для того, чтобы пройти все мероприятия по получению военного билета. В Военкомате ему пояснили, что в сентябре военная медкомиссия не работает, а для получения военного билета надо проходить именно военную медкомиссию в период ее работы. Сказали, чтобы приехал в декабре 2016 г. В декабре-январе административный истец приехал в Воткинск, прошел военную медкомиссию, подготовил документы для получения военного билета. Документы в Военкомате у него приняли (никаких документов о принятии не выдавали), после чего административный истец вернулся в Москву, полагая, что в призывной период (с <дата> по <дата>) он будет вызван на призывную комиссию, и ему будет вручен военный билет.
По прошествии длительного времени повесток от военкомата не было. В июне 2017 года по адресу временной регистрации Куткина Я.О. пришла повестка из Военного комиссариата <*****> (ранее в его адрес повестки из военкомата не направлялись). Куткин Я.О. явился по повестке в московский военкомат, получил разъяснения о том, что он нарушал условия призыва.
Для выяснения ситуации в июле 2017 года Куткин Я.О. приехал в Воткинский военкомат, где ему сообщили, что все его документы утеряны.
Куткин Я.О. пошел подавать документы в отдел запаса, где ему сообщили, что он «уклонист». Военный комиссар был в отпуске, лицо его замещающее сообщило, что решение по нему уже принято, и что для того, чтобы разобраться сложившейся ситуации ему нужно ехать в ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» в <*****> или в <*****>. Никаких решений призывной комиссии ему не выдали. В июле-августе 2017 г. связаться с Военным комиссаром Удмуртской Республики не удалось, он был в отпуске. Куткин Я.О. вернулся в <*****>.
В сентябре-октябре 2017 года Куткин Я.О. обратился в военкомат <*****> (т.к. приписан к нему из-за временной регистрации). В октябре 2017 года военкомат <*****> сделал запрос в
<*****>, чтобы истребовать личное дело. Личное дело пришло в ноябре 2017 года. После чего административного истца вызвали и сообщили, что призывная комиссия <дата> вынесла решение о признании Куткина Я.О. не прошедшим военную службу.
<дата> в адрес Председателя призывной комиссии Удмуртской Республики Куткин Я.О. направил жалобу на оспариваемое решение призывной комиссии.
<дата> Куткиным Я.О. от ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» получен ответ от <дата>№***, об отказе в пересмотре решения призывной комиссии, в связи с истечением срока для обжалования.
Ссылаясь на несвоевременное получение оспариваемого решения и рассмотрение жалобы в порядке подчиненности на него, административный истец ходатайствует о восстановлении срока на обжалование решения призывной комиссии.
Административный истец Куткин Я.О., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца Семенова О.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика – Призывной комиссии муниципального образования «Город Воткинск», привлеченной в соответствии с ч. 2 ст. 221 КАС РФ к участию в деле в качестве второго административного ответчика Администрации г. Воткинска – Швецова Т.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Куткин Я.О. не предоставил своевременно документы, подтверждающие право на отсрочку от призыва с <дата>, не сообщал о смене места жительства в Военный комиссариат, пропустил срок на обжалование оспариваемого решения.
Представитель административного ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» – Симушина С.Ф. в судебном заседании заявленные требования не признала, по основаниям, указанным в письменных возражениях на административный иск, в которых указано следующее.
Военный комиссариат (г. Воткинск, Воткинского и Шарканского районов Удмуртской Республики) не может выступать в качестве административного ответчика, так как не является ни представительством, ни филиалом ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики».
Военный комиссариат (г. Воткинск, Воткинского и Шарканского районов Удмуртской Республики) не наделен правоспособностью и не может выступать в качестве ответчика в суде.
Администрация муниципального образования «Город Воткинск» не может выступать в качестве заинтересованного лица, так как ее права и обязанности не затрагиваются при разрешении административного дела.
ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» ненадлежащий ответчик, так как призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия.
Оспариваемое решение в отношении Куткина Я.О. принимала призывная комиссия муниципального образования «Город Воткинск», а не ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» или его структурное подразделение.
Пропущен трехмесячный срок, предусмотренный на обжалование заключения призывной комиссии.
Административным истцом нарушены требования федерального законодательства, регламентирующего обязанности граждан, подлежащих призыву.
Согласно ст. 10 Закона о воинской обязанности и военной службе в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате;
сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
Согласно административному иску Куткин Я.О. в период с <дата> по <дата> год проходил обучение по очной форме в <***>» (<*****>), с <дата> по <дата> проходил обучение по очной форме обучения в аспирантуре <***>», <*****>.
Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания Куткин Я.О. был зарегистрирован с <дата> по <дата>, по адресу: <*****>; с <дата> по <дата> по адресу: <*****>,
<*****>.
В нарушение указанного федерального закона об изменении образования, места жительства военный комиссариат по месту первоначального воинского учета не извещал, на воинский учет по месту жительства в <*****> с <дата> не вставал.
В связи с нарушением Куткиным Я.О. требований ст. 10 Закона о воинской обязанности и военной службе Военный комиссариат (г. Воткинск, Воткинского и Шарканского районов Удмуртской Республики) не владел информацией об изменении в учетных данных данного гражданина.
Согласно административному иску, об изменении образования, нового места жительства Военный комиссариат (г. Воткинск, Воткинского и Шарканского районов Удмуртской Республики) уведомлен в <дата> г.
<дата> Куткину Я.О. исполнилось 27 лет.
Заключение призывной комиссии муниципального образования «Город Воткинск» законно и обоснованно.
В соответствии с п. 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, п.п. «в» п. 3, п.4 ст. 23 и ст. 24 Закона о воинской обязанности и военной службе, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01.01.2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из анализа приведенных положений следует, что при зачислении в запас достаточным условием для признания, состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то оснований, предусмотренных статьями 23 и 24 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», является наличие в документах воинского учета данных о том, что призывник не прошел военную службу после 1 января 2014 года, не имея на то законных оснований.
Для применения призывной комиссий положений п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности и военной службе не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения военной службы. Юридически значимым является лишь отсутствие оснований, предусмотренных статьями 23 и 24 Закона о воинской обязанности и военной службе для не прохождения военной службы по призыву. У Куткина Я.О. в призывные периоды 2014 года (с 01.04. по 15.07., с 01.10. по 31.12.), 2015 года (с 01.04. по 15.07., с 01.10. по 31.12.), 2016 года (с 01.04 по 09.06 (достижение 27 лет)) таких оснований установлено не было.
Поскольку, после 1 января 2014 года, призывник Куткин Я.О. подлежал призыву в 2014 году (с 01.04. по 15.07., с 01.10. по 31.12.), в 2015 году (с 01.04. по 15.07., с 01.10. по 31.12.), в 2016 году (с 01.04 по 09.06.), с заявлениями о предоставлении отсрочек, освобождений от военной службы не обращался, и не прошел военную службу в указанные периоды, призывная комиссия при зачислении Куткина Я.О. в запас правомерно признала его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Представитель Военного комиссариата (г. Воткинск, Воткинского и Шарканского районов Удмуртской Республики), извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
В соответствии со ст.ст. 150, 226 КАС РФ судебное заседание проведено в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителей административного истца и административных ответчиком, показания свидетеля К, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно материалам личного дела призывника Куткин Я.О., <дата> г.р. достиг возраста 27 лет <дата>
Решением комиссии по постановке граждан на воинский учет, протокол №*** от <дата>, поставлен на первоначальный воинский учет призывников. Признан Г-временно не годным к военной службе.
<дата>. выехал в <*****> для обучения <***>. Принят на воинский учет в ОВК <*****> ЗАО <*****><дата>.
Принят на воинский учет в Военный комиссариат (г. Воткинск, Воткинскому и Шарканскому районов) Удмуртской Республики <дата>.
Решением призывной комиссии МО «Город Воткинск» от <дата>.
№*** предоставлена отсрочка на основании п. 2 «а» ст. 24 до <дата>.
Решением призывной комиссии МО «Город Воткинск», протокол №*** от <дата>, признан A-годным к военной службе.
В <дата> г. в ОВК <*****><***> предоставлялись справки об обучении Куткина Я.О. в данном образовательном учреждении, срок окончания обучения – <дата>.
В материалах личного дела призывника представлена копия диплома о высшем образовании <***> о присуждении <дата> Куткину Я.О. квалификации «<***>» по специальности «<***>».
В материалах дела также представлены: выписка из приказа <***>№*** от <дата>, которым Куткин Я.О. зачислен в очную аспирантуру с <дата> по <дата>, справка <***>№*** от <дата> о том, что Куткин Я.О. в 2012 году поступил, имея высшее образование, в <***> и обучается на 1 курсе по очной форме обучения по направлению специальности <***>, окончание обучения в образовательном учреждении (окончание обучении по программе послевузовского образования и защиты квалификационной работы) в 2015 г., справка <***>№*** от <дата> о том, что Куткин Я.О. в 2012 году поступил в <***>» и обучается на 3 курсе по очной форме обучения по направлению, специальности <***>, аспирант, срок окончания обучения по программе послевузовского образования и защиты квалификационной работы <дата>.
Решением призывной комиссии МО «Город Воткинск», протокол №*** от <дата>, признан Б-годным к военной службе с незначительными ограничениями, предоставлена отсрочка от призыва по пп. «а» п. 2 ст. 24 до <дата>.
<дата> в Военный комиссариат (г. Воткинск, Воткинского и Шарканского районов Удмуртской Республики) поступила справка <***>» от <дата>№*** о том, что Куткин Я.О. успешно защитил диссертацию на тему «<***>» на соискание ученой степени кандидата <***> по специальности <***>» (решение диссертационного совета №*** от <дата> протокол №***). Для выдачи диплома кандидата <***> аттестационное дело Куткина Я.О. направлено в Минобрнауки России (исх. №*** от <дата>).
Согласно показаниям К, он приходится отцом Куткину Я.О. После зачисления Куткина Я.О. в аспирантуру К относил документы об этом в Военный комиссариат (г. Воткинск, Воткинского и Шарканского районов Удмуртской Республики), затем предоставлял в комиссариат документ о том, что Куткин Я.О. защитил диссертацию и его документы направлены для получения диплома в Минобрнауки России.
Решением призывной комиссии МО «Город Воткинск», протокол №*** от <дата>, по пп.1.1 п.1 ст.28 Куткин Я.О. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
<дата> снят с воинского учета призывников в связи с достижение возраста 27 лет.
Согласно диплому Министерства образования и науки Российской Федерации КНД №*** на основании решения диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, созданного на базе <***>, от <дата>№*** приказом от <дата>№*** Куткину Я.О. присуждена ученая степень кандидата технических наук.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из системы действующих правовых норм, оспариваемое решение затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку его принятие влечет для административного истца определенные ограничения, в том числе ограничения, связанные с гражданской службой, установленные ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с рассматриваемым административным иском, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. КАС РФ иные сроки для судебного обжалования оспариваемого решения не установлены.
Как следует из административного иска, об оспариваемом решении административный истец узнал в ноябре 2017 года, доказательств обратного суду не представлено.
После чего, 27.12.2017 г. обжаловал указанное решение председателю призывной комиссии Удмуртской Республики.
Ответ на жалобу, которым отказано в пересмотре оспариваемого решения в связи с пропуском срока обжалования, данный Военным комиссаром Удмуртской Республики - заместителем председателя призывной комиссии Удмуртской Республики <дата> за исх. №***, Куткин Я.О. получил 19.02.2018 г.
В соответствии с п. 1.2 ст. 28 Закона о воинской обязанности и военной службе Военный комиссариат должен уведомить в письменной форме руководителя государственных органа либо организации или муниципального органа, указанных в качестве места работы в документах воинского учета гражданина, признанного не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, о вынесении в отношении этого гражданина заключения, указанного в пункте 1.1 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, или со дня вынесения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации решения об отказе в удовлетворении жалобы гражданина на заключение призывной комиссии, а в случае отмены указанных заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по решению суда - в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.
В силу п. 7 указанной статьи решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на заключение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
Сведения о направлении Куткину Я.О., либо по месту его работы информации о вынесении в отношении него заключения, указанного в п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности и военной службе, несмотря на наличие в личном деле призывника данных о прохождения обучения Куткиным Я.О. в аспирантуре <***>», суду не представлены.
Как следует из исследованных судом доказательства, жалоба Куткина Я.О. на оспариваемое решение призывной комиссии МО «Город Воткинск», направленная в призывную комиссию Удмуртской Республики, рассмотрена с нарушением срока, установленного п. 7 ст. 28 Закона о воинской обязанности и военной службе.
В соответствии с ч. 5 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
В силу ч. 6 указанной статьи несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Исходя из указанного, установленные судом обстоятельства вынесения оспариваемого решения, рассмотрения жалобы Куткина Я.О. на него, поданной в порядке подчиненности, свидетельствуют о наличии уважительных причин пропуска срока обращения в суд.
Согласно ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Так как срок подачи административного искового заявления пропущен Куткиным Я.О. по уважительным причинам, данный срок подлежит восстановлению.
Проверяя наличие оснований для вынесения оспариваемого решения, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности и военной службе при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2, подп. «в» п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 54 Закона о воинской обязанности и военной службе, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (п. 34 Положения в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения).
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального) (п. 18 Положения).
Согласно п. 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу п. 1 ст. 5 Закона о воинской обязанности и военной службе проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Закона о воинской обязанности и военной службе.
На основании п. 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 названной статьи).
В соответствии со ст. 31 Закона о воинской обязанности и военной службе граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (п. 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (п. 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 г.
№ 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению № 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 30.10.2014 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики» неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Как следует из личного дела призывника и не оспаривается сторонами, <дата> Куткину Я.О. предоставлены отсрочки от призыва на основании
подп. «а» п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности и военной службе (как указано в личном деле) до <дата>.
Вместе с тем, суду не представлено доказательств того, что после <дата> в отношении административного истца призывной комиссией совершались действия, направленные на проведение мероприятий по призыву на военную службу, ему направлялись повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата. При этом в личном деле призывника имеются сведения об организации, где учился
Куткин Я.О.
Кроме того, в силу подп. «а», «б» п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности и военной службе право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:
а) обучающиеся по очной форме обучения в:
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
б) обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования (получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования - в ред. Федерального закона от 01.12.2011 г. № 375-ФЗ).
Как следует из представленных суду документов, Куткину Я.О. в <дата> предоставлена отсрочка от призыва до <дата> на основании подп. «а» п. 2
ст. 24 Закона о воинской обязанности и военной службе.
Вместе с тем, Куткин Я.О. в <дата> году поступил в <***>» и обучался по очной форме обучения по направлению, специальности <***>, аспирант, срок окончания обучения по программе после вузовского образования и защиты квалификационной работы <дата>.
<дата> Куткин Я.О. защитил диссертацию на тему на соискание ученой степени <***> по специальности <***>» (решение диссертационного совета №*** от <дата> протокол №***). Для выдачи диплома <***> аттестационное дело Куткина Я.О. направлено в Минобрнауки России (исх. №*** от <дата>).
Таким образом, в силу подп. «б» ч. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности и военной службе Куткин Я.О. имел право на отсрочку на период обучения в аспирантуре и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения в аспирантуре.
Диссертация защищена Куткиным Я.О. <дата>, в срок, не превышающий год с момента окончания обучения по программе послевузовского образования, – <дата>, следовательно, до ее защиты он сохранял право на отсрочку.
Решением диссертационного совета №*** на базе <***> от <дата> Куткину Я.О. присуждена ученая степень <***>.
После присуждения ученой степени в силу подп. «а» п. 2 ст. 23 Закона о воинской обязанности и военной службе Куткин Я.О. получил право на освобождение от призыва на военную службу.
Как следует из материалов личного дела призывника Куткина Я.О., после окончания срока предоставленной ему отсрочки - <дата>, несмотря на наличие сведений о месте обучения призывника в очной аспирантуре, соответствующий запрос об итогах обучения для выявления правового статуса административного истца, направлен не был.
В любом случае, призывная комиссия при наличии сведений об обучении гражданина в аспирантуре не вправе игнорировать факт возможного освобождения призывника от службы при принятии заключения о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
При этом, на момент принятия оспариваемого решения в личном деле призывника Куткина Я.О. имелись сведения <***> о том, что Куткин Я.О. <дата> защитил диссертацию и его аттестационное дело направлено в Минобрнауки России (справка <***> от <дата>№***, с отметкой о ее поступлении в Военный комиссариат (г. Воткинска, Воткинского и Шарканского районов Удмуртской Республики) <дата>).
При указанных обстоятельствах, учитывая наличие у Куткина Я.О. правовых оснований для не прохождения военной службы, оспариваемое решение является незаконным.
В части требования административного истца об обязании рассмотреть вопрос о выдаче военного билета с освобождением от призыва суд исходит из следующего.
Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона о воинской обязанности и военной службе при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Суд не находит оснований для возложения на административного ответчика – призывную комиссию муниципального образования «Город Воткинск» обязанности рассмотреть вопрос о выдаче военного билета с освобождением от призыва, так как вывод о наличии либо отсутствии оснований для разрешения данного вопроса, должен быть сделан компетентным органом по итогам рассмотрения материалов личного дела призывника, с учетом всех конкретных обстоятельств, в том числе факта присуждения призывнику ученой степени кандидата технических наук.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Исходя из установленных обстоятельств, суд полагает необходимым и достаточным для устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению возложить на призывную комиссию муниципального образования «Город Воткинск» обязанность рассмотреть вопрос о принятии в отношении Куткина Я.О. одного из решений, предусмотренных п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Требования о признании незаконным решения призывной комиссии, обязании рассмотреть вопрос о выдаче военного билета с освобождением от призыва не подлежат удовлетворению в отношении ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики, Военного комиссариата (г. Воткинск, Воткинского и Шарканского районов Удмуртской Республики), поскольку оспариваемое решение ими не принималось, указанные лица в соответствии действующим законодательством, в частности Законом о воинской обязанности и военной службе, полномочиями по принятия оспариваемого решения, его отмене не обладают.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Куткина Я.О. – удовлетворить в части
Признать незаконным решение Призывной комиссии муниципального образования «Город Воткинск» в отношении Куткина Я.О., <дата> года рождения, выраженное в протоколе №*** от <дата>, в части признания Куткина Я.О. не прошедшим военную службу по призыву, не имея оснований и зачислении в запас, на основании пп. «а» п. 1 ст. 22, абз. 5 п. 1 ст. 28, абз. 6 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Обязать Призывную комиссию муниципального образования «Город Воткинск» рассмотреть вопрос о принятии в отношении Куткина Я.О. одного из решений, предусмотренных п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В удовлетворении требований, предъявленных к ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики, Военному комиссариату (г. Воткинск, Воткинского и Шарканского районов Удмуртской Республики) – отказать
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда составлено 20 мая 2018 года.
Судья Д.Н. Шкробов