НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Воткинского районного суда (Удмуртская Республика) от 11.09.2023 № 180009-01-2023-001686-46

Дело № 2-1891/2023

УИД № 18RS0009-01-2023-001686-46

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 сентября 2023 года г. Воткинск

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Новожиловой Н.Ю., при секретаре Никулиной Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО4» о ликвидации фонда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит ликвидировать ФИО5», мотивируя свои требования тем, что некоммерческая организация Благотворительный ФИО12» (далее по тексту – Фонд) был создан решением единственного учредителя – ФИО1<дата>. Решением Управления Министерства юстиции РФ по УР от <дата> внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером №***, что подтверждается свидетельством от <дата>. <дата> Фонд был поставлен на налоговый учет, о чем выдано свидетельство.

Согласно п. 2.2. Устава Фонд был создан в целях использования добровольных взносов и других, не запрещенных законом поступлений для социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических и интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы, увековечивание памяти погибших воинов в локальных войнах, поддержка ветеранских движений, а также оказания помощи пострадавшим в результате социальных, национальных, религиозных конфликтов.

Источниками формирования имущества Фонда для осуществления уставных целей являются: взносы учредителей благотворительной организации, благотворительные пожертвования, в том числе, носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме; доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг; поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством РФ, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями); доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности; доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией; труд добровольцев; иные, не запрещенные законом доходы.

Отсутствие у Фонда средств и имущества бухгалтерским балансом за 2022 и 2023 годы. По состоянию на <дата> Фонд не имеет задолженности перед бюджетом по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций. Отсутствие имущества и необходимого финансирования не позволяет Фонду осуществлять свою деятельность, в связи с чем, цели Фонда, для которых он создан, не могут быть достигнуты.

Фонд может быть ликвидирован: если имущества недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о недостаточности имущества Фонда для осуществления его целей и отсутствии вероятности получения необходимого имущества, также о том, что цели Фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей Фонда не могут быть произведены.

Истец ФИО1, представитель ответчика ФИО10», представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике в судебном заседании не присутствуют, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что не возражает относительно удовлетворения требований истца, в связи с чем, в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Огласив и исследовав материалы дела, и, оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

В соответствии с ппHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=6CF8089A111C07B6E153764466198870B6319D3F1CE9F547D238B40BFC758BE8A93DA80F9EAE4C5DE4107D7498E813E17ECE0745595BA4OFH". 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации, решения единственного учредителя №*** от <дата>, ФИО11» зарегистрирован в качестве юридического лица Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике <дата> с присвоением Фонду ОГРН 1121800000145, единственным учредителем и генеральным директором Фонда является ФИО1.

Уставом Фонда, утвержденным решением единственного учредителя №*** от <дата>, предусмотрено, что Фонд был создан в целях использования добровольных взносов и других, не запрещенных законом поступлений для социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических и интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы, увековечивание памяти погибших воинов в локальных войнах, поддержка ветеранских движений, а также оказания помощи пострадавшим в результате социальных, национальных, религиозных конфликтов. Источниками формирования имущества Фонда для осуществления уставных целей являются: взносы учредителей благотворительной организации, благотворительные пожертвования, в том числе, носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме; доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг; поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством РФ, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями); доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности; доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией; труд добровольцев; иные, не запрещенные законом доходы.

Согласно п. 6.2. Устава, Фонд может быть ликвидирован на основании в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

Как следует из искового заявления цели Фонда не могут быть выполнены ввиду отсутствия имущества у Фонда, необходимого для выполнения предусмотренных уставом целей. Фонд не может достигнуть целей, установленных при его создании, а изменение целей сделает нецелесообразным его существование.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 123.20 ГК РФ фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если: 1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; 4) в других случаях, предусмотренных законом.

В силу положений ст. 18 ФЗ "О некоммерческих организациях" учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 61 ГК РФ).

В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено о том, что в целях обеспечения исполнения решения о ликвидации в резолютивной части решения суд может возложить обязанность по осуществлению ликвидации объединения граждан на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию учредительным документом, установив срок проведения и завершения процедуры ликвидации.

При таком положении, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению. Поскольку указанные выше обстоятельства законодательство признает основанием для ликвидации некоммерческого фонда, суд считает возможным ликвидировать ФИО6», что влечет исключение его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Суд считает необходимым ликвидатором фонда назначить ФИО1, которому поручить осуществление действий, связанных с ликвидацией фонда, предусмотренных ст. 19 ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии со ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике подлежит направлению сообщение о ликвидации Благотворительного фонда «<***>».

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования ФИО1 к ФИО7» о ликвидации некоммерческой организации, удовлетворить.

Ликвидировать некоммерческую организацию ФИО8», ОГРН №***, исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Назначить ликвидатором некоммерческой организации - ФИО9» ФИО1, поручить ликвидатору осуществить действия, связанные с ликвидацией фонда, предусмотренные статьей 19 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 сентября 2023 года.

Судья Н.Ю. Новожилова