Дело № 12-150/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
09 августа 2019 года г. Воткинск
Судья Воткинского районного суда Удмуртской Республики Караневич Е.В.,
с участием: лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директора ООО «СТОР» Белослудцева Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «СТОР» Белослудцева Е.Н. на постановление временно исполняющего обязанности руководителя Удмуртского УФАС России Анголенко А.В. от 19.04.2019г. в отношении директора ООО «СТОР» Белослудцева Е.Н. о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ,
установил:
Постановлением временно исполняющего обязанности руководителя Удмуртского УФАС России Анголенко А.В. от 19.04.2019г. директор ООО «СТОР» Белослудцев Е.Н. привлечен к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб.
В установленный срок, директором ООО «СТОР» Белослудцевым Е.Н. подана жалоба на вышеуказанное постановление, мотивированная тем, что 20 сентября 2012г. между обществом с ограниченной ответственностью "СТОР" и АО "Воткинский завод" было заключено Соглашение о сотрудничестве № 114-1221213 (далее - Соглашение), во исполнение положений которого в период с 2012г. по 2016г. сторонами заключались отдельные договоры подряда на работы по строительству, реконструкции, ремонту объектов АО "Воткинский завод" согласно приложению № 1 к Соглашению.
10 августа 2017г. УФАС УР было возбуждено дело № АА06-06/2017-298 по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО "СТОР", АО "Воткинский завод", иных юридических лиц. На момент возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства отношения между ООО "СТОР" и АО "Воткинский завод" в рамках Соглашения были прекращены, Соглашение с АО "Воткинский завод" было расторгнуто 21 октября 2016 г. 04 сентября 2018г. УФАС УР было вынесено Решение по делу № АА06- 06/2017-298 о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с которым ООО "СТОР" было признано нарушившим ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось, по мнению УФАС УР, в заключении прямых договоров без проведения конкурентных процедур определения подрядчика и в отсутствие оснований для осуществления закупки таких работ у единственного подрядчика, предусмотренных Положением о закупке АО "Воткинский завод", в рамках соглашений о сотрудничестве на разработку проектной документации, строительство, реконструкцию и ремонтные работы на объектах АО "Воткинский завод" на период с 01.01.13г. по 31.12.17г., которые привели или могли привести к ограничению конкуренции на рынке по разработке проектной документации, строительству, реконструкции и ремонту зданий и сооружений в территориальных границах города Воткинска Удмуртской Республики. Не согласившись с Решением УФАС, 30 ноября 2018г. ООО "СТОР" обратилось в Арбитражный суд УР с заявлением о признании недействительным данного решения (дело № А71-21680/2018).
В настоящее время в производстве Семнадцатого арбитражного апелляционного суда находится апелляционная жалоба ООО "СТОР" на решение Арбитражного суда УР от 06.05.2019г. по делу № А71-21680/2018, которым в удовлетворении требований ООО "СТОР" о признании недействительным Решения УФАС было отказано (Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019г. о принятии апелляционной жалобы к производству № 17АП-8933/2019-АК). Учитывая вышеприведенные доводы, заявитель считает, что в действиях ООО "СТОР" и, соответственно, самого заявителя как должностного лица - директора ООО "СТОР" отсутствует состав вменяемого заинтересованным лицом нарушения, административная ответственность за совершение которого установлена ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – директор ООО «СТОР» Белослудцев Е.Н. в судебном заседании жалобу поддержал, дополнительно пояснил, что Семнадцатый арбитражного апелляционного суд 08.08.2019г. отклонил жалобу ООО «СТОР».
Должностное лицо временно исполняющий обязанности руководителя Удмуртского УФАС России Анголенко А.В. в судебном заседании, будучи извещен надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения жалобы, не присутствует, о причинах неявки судью не уведомил. Жалоба в порядке ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрена в отсутствие должностного лица.
Выслушав Белослудцева Е.Н., исследовав материалы дела № 12-150/2019, а также материалы дела об административном правонарушении, судья пришел к следующему.
Законность постановления по делу означает соответствие формы и содержания постановления требованиям ст.29.10 КоАП РФ, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным, с указанием выводов о виновности правонарушителя, обстоятельств исключающих производство по делу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Данной нормой установлен запрет на любые соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции соглашение -договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18); признаком ограничения конкуренции является, в том числе, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами (пункт 17).
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, должностное лицо УФАС УР при рассмотрении дела об административном правонарушении должно было установить факт заключения ООО «СТОР» в лице директора Белослудцева Е.Н. с АО «Воткинский завод» недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, во вменяемый ему период времени – с 09.01.2014 года по 09.12.2016 года.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из постановления о назначении административного наказания № 018/04/14.32-82/2019 от 19.04.2019г. следует и достоверно установлено в судебном заседании, что в период времени с 09 января 2014 года по 09 декабря 2016 года (дата заключения первого и последнего договора между заказчиком – АО «Воткинский завод» и подрядчиком ООО «СТОР») должностное лицо – директор ООО «СТОР» по адресу УР, г. Воткинск, ул. Спорта, д. 23 помещение 6 нарушил часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», что выразилось в следующем.
04.09.2018 Комиссией Удмуртского УФАС России вынесено решение по делу №АА06-06/2017-298 о нарушении антимонопольного законодательства, которым ООО «СТОР» признано нарушившим ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении прямых договоров без проведения конкурентных процедур определения подрядчика и в отсутствие оснований для осуществления закупки таких работ у единственного подрядчика, предусмотренных Положением о закупке АО «Воткинский завод», в рамках соглашений о сотрудничестве на разработку проектной документации, строительству, реконструкции и ремонту на объектах АО «Воткинский завод» на период с 01.01.2013г. по 31.12.2017, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции на рынке по разработке проектной документации, строительству, реконструкции и ремонту зданий и сооружений в территориальных границах г. Воткинска УР
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг осуществляемых:
- государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках юридическим лицам;
3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 части 2 статьи 1 Закона о закупках дочерним хозяйственным обществам.
Согласно сведениям, размещенным в Едином государственном реестре юридических лиц, учредителем АО «Воткинский завод» является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
АО «Воткинский завод» относится к дочерним хозяйственным обществам в уставном капитале которого более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона (закупках юридическим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Решением Совета директоров ОАО «Воткинский завод» от 29.03.2012 утверждено и размещено в единой информационной системе в сфере закупок Положение «О закупочной деятельности ОАО «Воткинский завод» (далее - Положение о закупке АО «Воткинский завод»).
Таким образом, АО «Воткинский завод» с 01.01.2013 при осуществлении закупок обязано руководствоваться требованиями Закона о закупках, Положения о закупке АО «Воткинский завод».
Положением о закупке АО «Воткинский завод» предусмотрены конкурентные и неконкурентные способы закупок.
К конкурентным способам относятся: конкурс; понижающий аукцион; запрос цен; запрос предложений; конкурентные переговоры.
К неконкурентным способам закупок относятся: закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); малая закупка.
В соответствии с пунктом 5.1.2. Положения о закупке АО «Воткинский завод» вправе осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в следующих случаях:
- при принятии закупочной комиссией решения о признании закупочной процедуры несостоявшейся, когда проведение повторной закупочной процедуры невозможно или нецелесообразно;
- при признании повторной конкурентной процедуры несостоявшейся;
- при закупке товаров, работ, услуг в следствие чрезвычайных обстоятельств, возникновения срочной потребности;
- при утвержденной адресной закупке, когда поставщики определены сторонней организацией - заказчиков;
- когда исключительные права в отношении закупаемых товаров, работ, услуг принадлежат определенному поставщику, подрядчику, исполнителю;
- при закупке товаров, работ, услуг относящихся к деятельности субъектов естественных монополий;
- при выполнении работ, оказании услуг, являющихся естественны) продолжением работы, услуги, оказанной ранее;
закупки услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения; газоснабжения, электроснабжения, подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического снабжения;
- закупки работ, услуг, выполнение и оказание которых может оказываться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями;
- при возникновении потребности в специальных товарах, работах услугах;
- при выполнении работ по мобилизационной подготовке;
- при закупке товаров, работ, услуг, когда смена поставщика н целесообразна ввиду необходимости обеспечения совместимости имеющимися товарами, учитывая эффективность первоначальной закупки;
- при осуществлении закупок в рамках выполнения заданий Правительств Российской Федерации при наличии распоряжения Правительства Российской Федерации об этом;
- при закупке услуг по авторскому контролю за разработкой проектной конструкторской документации;
- при закупке образовательных, консультационных и информационных услуг, связанных со стратегическим развитием деятельности заказчика;
- при закупке товаров, работ, услуг, имеющих гриф секретности;
- при закупке услуг и работ у физических лиц, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера.
Согласно пункту 5.2 Положения о закупке АО «Воткинский завод» малая закупка - закупка, проводимая без проведения торгов. Малая закупка может быть произведена на сумму не более 500 000 рублей.
20.09.2012 между АО «Воткинский завод» и ООО «СТОР» заключено Соглашение о сотрудничестве №114-1221213, согласно которому АО «Воткинский завод» и ООО «СТОР» в период с 20.09.2012 по 31.12.2017 буду осуществлять сотрудничество по разработке проектно-сметной документации строительству, реконструкции, ремонту на объектах АО «Воткинский завод» по указанному в приложении к данному Соглашению наименованию объектов перечню работ по ним и ориентировочной стоимости таких работ. Перечень работ, стоимость, порядок оплаты, сроки выполнения работ по каждом; объекту определяются договорами, заключаемыми между АО «Воткинский завод» и ООО «СТОР» во исполнение данного Соглашения.
В рамках Соглашения о сотрудничестве от 20.09.2012 №114-1221213 заключенного между АО «Воткинский завод» и ООО «СТОР», АО «Воткинский завод» в период с 01.01.2013 по 31.12.2017 осуществило закупку работ у ООО «СТОР» на разработку проектной документации, строительстве реконструкцию и ремонтные работы на объектах АО «Воткинский завод» в территориальных границах города Воткинска Удмуртской Республики в количестве 35 единиц (заключено 35 договоров на выполнение указанных] видов работ) без применения положений Закона о закупках, Положения о закупке АО «Воткинский завод»:
- договор от 22.10.2014 №114-142996 на выполнение работ по восстановлению легкосбрасываемых конструкций цеха п/к 121, 126, 111 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 271 474,32 рубля;
- договор от 07.11.2014 №114-142984 на выполнение работ по ремонту оконных блоков административно-бытовых помещений со столовой п/к 121 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 5 160 304,02 рубля;
- договор от 29.10.2014 №114-142966 на выполнение работ по разработке эскизного проекта «Концептуальные решения по ремонту фасадов здания АБК, склада и гаража 55», ремонт фасадов и кровли здания АБК, склада и гаража 55 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 18 305 099,12 рублей;
- договор от 29.10.2014 №114-142965 на выполнение работ по ремонту фасадов п/к 18, АБЧ корпуса п/к 18 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 47 782 527,00 рублей;
- договор от 09.01.2014 №114-142401 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли п/к 104 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 57 073 395,12 рублей;
- договор от 09.01.2014 №114-142318 на выполнение работ по ремонту внутренних помещений п/к 121 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 17 348 451,14 рубль;
- договор от 01.12.2014 №114-152192 на выполнение работ по ремонту внутренней ливниевой канализации п/к 121 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 4 722 693,94 рубля;
- договор от 18.02.2015 №114-152378 на выполнение работ по капитальному ремонту внутренней ливниевой канализации п/к 106 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 1 767 027,58 рублей;
- договор от 18.02.2015 №114-152405 на выполнение работ по ремонту кровли п/к 97 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 14 041 826,54 рублей;
- договор от 24.02.2015 №114-152420 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания участка штамповки взрывом АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Речная, 14, на сумму 2 522 189,82 рублей;
- договор от 01.04.2015 №114-152423 на выполнение работ по капитальному ремонту полов производственных участков п/к 126 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, с дополнительным соглашением №1 от 09.11.2015 на сумму 37 309 737,96 рублей;
- договор от 12.03.2015 №114-152512 на выполнение работ по капитальному ремонту фасада, кровли, демонтаж тамбура п/к 37 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 18 802 710,00 рублей;
- договор от 15.05.2015 №114-152576 на выполнение работ по ремонту помещений пролета в п/к 106 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, с дополнительным соглашением №1 от 07.09.2015 на сумму 37 415 207,86 рублей; - договор от 16.07.2015 №114-152675 на выполнение работ по реконструкции и техническому перевооружению цеха п/к 126, 124, 121 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 50 141 957,74 рублей;
- договор от 06.07.2016 №114-1621174 на выполнение работ по установке противопожарных дверей в п/к 18, 82, 106, 126 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 470 980,48 рублей;
- договор от 09.12.2016 №114-1621430 на выполнение работ по ремонту ливниевой канализации от п/к 126 до колодцев №82, 84, воронок л/к, веток внутренней л/к АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 962 301,80 рубль;
- договор от 19.10.2016 №114-1621396 на выполнение работ по устройству дверей и замене окон п/к 77, 92, 93, 82, 12, 105 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, с дополнительным соглашением №1 от 23.12.2016 на сумму 407 570,82 рублей;
- договор от 10.05.2016 №114-1621371 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений в отделении промывки комплектующих гидросистем п/к 124 цех 68 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 973 905,92 рублей;
- договор от 22.08.2016 №114-1621236 на выполнение работ по ремонту подвесного потолка в помещении зубопротезного кабинета здравпункта №2 корпуса 125 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 64 108,22 рублей;
- договор от 15.12.2015 №114-162933 на выполнение работ по устройству металлических решеток на окнах режимного помещения п/к 106 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 114 601,60 рубль;
- договор от 28.01.2016 №114-16256 на выполнение работ по установке металлических дверей в режимных помещениях АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 1 177 627,02 рублей;
- договор от 15.06.2015 №114-152631 на выполнение работ по устройству металлических решеток на окнах режимного помещения п/к 106 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 603 748,18 рублей;
- договор от 05.06.2015 №114-152653 на выполнение работ по капитальному ремонту фонарей п/к 122 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, с дополнительными соглашениями №1 и №2 на сумму 120 020 378,30 рублей;
- договор от 07.08.2015 №114-152755 на выполнение работ по ремонту коридора, помещений цеха АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, с дополнительным соглашением №1 от 01.10.2015 на сумму 7 554 880,38 рублей;
- договор от 27.07.2015 №114-152457 на выполнение работ по установке металлических решеток на витражное остекление п/к 126 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, с дополнительным соглашением от 02.11.2015 №1 на сумму 4 093 966,34 рублей;
- договор от 14.09.2015 №114-152856 на выполнение работ по ремонту п/к 45 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 4 647 290,76 рублей;
- договор от 05.10.2015 №114-152859 на выполнение работ по ремонту окон АБК с переходной галереей 123 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, с дополнительным соглашением №1 от 16.11.2015 на сумму 531 998,28 рублей;
- договор от 08.10.2015 №114-152927 на выполнение работ по ремонту внутренней ливниевой канализации п/к 92 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 1 376 252,88 рублей;
- договор от 07.10.2015 №114-152937 на выполнение работ по замене оконных блоков на 1 и 2 этажах п/к 94 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 5 487 234,82 рубля;
- договор от 27.04.2015 №114-152956 на выполнение работ по ремонту ливниевой канализации п/к 82 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 6 144 147,90 рублей;
- договор от 28.08.2015 №114-1521015 на выполнение работ по ремонту фонарей п/к 106 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 3 240 013,32 рублей;
- договор от 02.09.2015 №114-1521016 на выполнение работ по замене оконных блоков на 1 и 2 этаже ремонту п/к 94 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, на сумму 8 045 262,42 рубля;
- договор от 15.11.2015 №114-1521018 на выполнение работ по ремонту здания склада, порожних баллонов, кровли и помещений здания КПП АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Красноармейская, 1, на сумму 2 349 118,04 рублей;
- договор от 25.11.2015 №114-1521021 на выполнение работ по ремонту оконных блоков в п/к 13 АО «Воткинский завод» по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Красноармейская, 1, на сумму 4 776 118,44 рублей.
Всего на сумму 485 706 108,08 рублей.
Пунктом 3.1 указанного соглашения о сотрудничестве ООО «СТОР» и заказчик - АО «Воткинский завод» определили, что при осуществлении сотрудничества в рамках данных соглашений названные юридические лица будут руководствоваться нормативными правовыми актами Российской Федерации и локальными актами АО «Воткинский завод».
Комиссией Удмуртского УФАС России при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства №АА06-06/2017-298 было установлено, что ООО «СТОР» и заказчик - АО «Воткинский завод» пункт 3.1 заключенного соглашения о сотрудничестве не исполняли, поскольку требованиями Закона о закупках и Положения о закупке АО «Воткинский завод» с 01.01.2013 при реализации указанного соглашения, не руководствовались.
Осуществление указанных закупок осуществлялось путем заключения «прямых» договоров между подрядчиком - ООО «СТОР» и заказчиком - АО «Воткинский завод» в рамках заключенного Соглашения о сотрудничестве без применения конкурентных способов определения подрядчика и в отсутствие оснований для осуществления закупок у единственного подрядчика, предусмотренных Положением о закупке АО «Воткинский завод».
В силу части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Согласно пункту 19 статьи 4 Закона о защите конкуренции «вертикальное» соглашение - соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар.
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции, Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно части 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Частью 1 статьи 708 ГК РФ установлено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Из содержания пункта 1 статьи 702 и пункта 1 статьи 708 ГК РФ следует, что существенными условиями договора подряда являются предмет (содержание, виды и объем подлежащих выполнению работ), а также начальный и конечный сроки их выполнения.
Между тем, условия заключенного между АО «Воткинский завод» и ООО «СТОР» Соглашения о сотрудничестве не содержат ни виды, ни объемы подлежащих выполнению работ, а также начальный и конечный сроки их выполнения, а содержат лишь наименования работ и перечень объектов, на которых указанные работы подлежат выполнению.
Таким образом, заключенное между АО «Воткинский завод» и ООО «СТОР» Соглашение о сотрудничестве не может быть признано «вертикальным», поскольку предметом данного соглашения является сотрудничество по разработке проектно-сметной документации, строительству, реконструкции и ремонту на объектах АО «Воткинский завод», указанное соглашение не содержит виды и объемы подлежащих выполнению работ, а также начальный и конечный сроки их выполнения, что не позволяет отнести такое соглашение к договорам подряда и, тем самым, отнести данное соглашение к «вертикальным» в соответствии с пунктом 19 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Из положений Закона о защите конкуренции следует, что при осуществлении хозяйственной деятельности требования, установленные Законом о защите конкуренции, обязательны к соблюдению всеми хозяйствующими субъектами, в том числе, ООО «СТОР».
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что неисполнение ООО «СТОР» и заказчиком - АО «Воткинский завод» пункта 3.1 заключенного Соглашения о сотрудничестве свидетельствует о том, что указанные юридические лица не руководствовались с 01.01.2013 требованиями Закона о закупках и Положения о закупках АО «Воткинский завод», требования которых являются обязательными для АО «Воткинский завод» с указанной даты.
При этом, в случае надлежащего соблюдения ООО «СТОР» и заказчиком - АО «Воткинский завод» пункта 3.1 заключенного Соглашения о сотрудничестве при реализации таких Соглашений с 01.01.2013 не препятствовало бы участию ООО «СТОР» в закупках работ по разработке проектной документации, строительству, реконструкции и ремонту зданий и сооружений объектов АО «Воткинский завод», осуществляемых АО «Воткинский завод» для обеспечения собственных нужд, а также не привело и не могло привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на рынке указанных видов работ.
Не проведение конкурентных процедур в случаях, когда проведение таких процедур предусмотрено законодательством, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении закупочной процедуры могут быть выявлены контрагенты, предлагающие наилучшие условия, что обеспечивает соблюдение интересов хозяйствующих субъектов действующих на соответствующем товарном рынке, эффективное расходование средств заказчика.
ООО «СТОР» и заказчик - АО «Воткинский завод» в период с 01.01.2013 по 31.12.2017 требования пункта 3.1 заключенного Соглашения сотрудничестве при реализации такого Соглашения не соблюдали, Законом закупках и Положением о закупках АО «Воткинский завод» при заключении указанный период между ООО «СТОР» и заказчиком - АО «Воткинский завод»; договоров на выполнение работ по разработке проектной документации строительству, реконструкции и ремонту зданий и сооружений объектов АО «Воткинский завод» не руководствовались.
Действия ООО «СТОР» и заказчика - АО «Воткинский завод» и исполнении соглашения о сотрудничестве на разработку проекта документации, строительство, реконструкцию и ремонтные работы на объект АО «Воткинский завод» в период с 01.01.2013 по 31.12.2017 не в соответствии с пунктом 3.1 данного Соглашения в совокупности с действиями АО «Воткинский завод» по заключению прямых договоров без проведения конкурентных процедур определения подрядчика и в отсутствие оснований; осуществления закупки таких работ у единственного подрядчика, предусмотренных Положением о закупке АО «Воткинский завод», в рамках указанных Соглашений о сотрудничестве, привели или могли привести к ограничению конкуренции на рынке указанных работ, что указывает на наличие признаков нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащимся в свободном для ознакомления неопределенного круга доступе, АО «Воткинский завод» и ООО «СТОР» по состоянию на 21.08. 2018 года не входят в одну группу лиц в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции.
Антимонопольным органом при рассмотрении дела №АА06-06/2017-298 установлено, что на рынке по разработке проектной документации, строительству, реконструкции и ремонту зданий и сооружений в территориальных границах города Воткинска Удмуртской Республики в 2013- 2017 годах действовало несколько хозяйствующих субъектов. Также установлено присутствие на рынке по разработке проектной документации, строительству, реконструкции и ремонту зданий и сооружений в территориальных границах города Воткинска Удмуртской Республики и иных хозяйствующих субъектов, за исключением ООО «СТОР», имевших возможность выполнить указанные виды работ, закупки которых осуществлялись АО «Воткинский завод», а именно: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство природоохранных технологий» (ОГРН 1081841006763, ИНН 1835088381, место нахождения: 426039, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 298 литер К2 офис 3); Общество с ограниченной ответственностью Проектно-конструкторское бюро «АртПроект» (ОГРН 10818440002254, ИНН 1833048023, место нахождения: 426039, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 12-А); Общество с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «ТЕРМОЭКО» (ОГРН 1021801168377, ИНН 1831069606, место нахождения: 426069, г. Ижевск, ул. Нижняя, 18); Общество с ограниченной ответственностью Проектно -производственная фирма «Технические системы» (ОГРН 1081837001267, ИНН 1837004901, место нахождения: 427622, УР, г. Глазов, ул. Белова, д. 7); Общество с ограниченной ответственность «СтройМонтажПроект» (ОГРН 1101841001987, ИНН 1841009860, место нахождения: 426063, г. Ижевск, ул. Промышленная, 35-52); Общество с ограниченной ответственностью «Строй Дом» (ОГРН 1061828012058, ИНН 1828015590, место нахождения: 427430, УР, г. Воткинск, ул. Железнодорожная, д. 2); Общество с ограниченной ответственностью «АльянсСтройТорг» (ОГРН 1131832001795, ИНН 1832106233, место нахождения: 426028, г. Ижевск, ул. Пойма, д. 17); Общество с ограниченной ответственностью «Энергостроитель» (ОГРН 1151840008231, ИНН 1840042696, место нахождения: 426011, г. Ижевск, ул. Майская, д. 57 литер К, 6); Общество с ограниченной ответственностью «ПрофиСтрой» (ОГРН 1111828002879, ИНН 1828021700, место нахождения: 427430, УР, г. Воткинск, ул. Промышленная, д. 14); Общество с ограниченной ответственностью «Русстрой двор» (ОГРН 1081832004682, ИНН 1832066781, место нахождения: 426028, г. Ижевск, ул. Пойма, д. 37).
Таким образом, действия АО «Воткинский завод» и ООО «СТОР» при исполнении соглашения о сотрудничестве на разработку проектной документации, строительство, реконструкцию и ремонтные работы на объектах АО «Воткинский завод» в период с 01.01.2013 по 31.12.2017 не в соответствии с пунктом 3.1 данного соглашения в совокупности с действиями АО «Воткинский завод» по заключению прямых договоров без проведения конкурентных процедур определения подрядчика и в отсутствие оснований для осуществления закупки таких работ у единственного подрядчика, предусмотренных Положением о закупке АО «Воткинский завод», в рамках указанных соглашений о сотрудничестве, привели или могли привести к ограничению конкуренции на рынке по разработке проектной документации, строительству, реконструкции и ремонту зданий и сооружений в территориальных границах города Воткинска Удмуртской Республики, что квалифицированно Удмуртским УФАС России как нарушение части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Из совокупности фактических обстоятельств, установлено, что действия АО «Воткинский завод» и ООО «СТОР» имеют единую модель поведения, которая заранее известна каждому из участников. Их действия направлены не на обеспечение конкуренции, расширение возможностей для участия хозяйствующих субъектов в закупках работ по разработке проектной документации, строительству, реконструкции и ремонту зданий и сооружений, объектов АО «Воткинский завод», осуществляемых АО «Воткинский завод» для обеспечения собственных нужд, а направлены на устранение иных хозяйствующих субъектов, помимо ООО «СТОР», от участия в таких закупках. Действия АО «Воткинский завод» при этом направлены не на выбор наилучшего предложения в условиях конкурентной борьбы и стимулирования участия хозяйствующих субъектов в осуществляемых им закупках, развитие добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачность осуществления указанных закупок, а на создание преимуществ участник} сговора в отсутствие снижения цены заключаемого в рамках заключенной антиконкурентного соглашения договора с участником такого соглашения ООО «СТОР».
Приведенная схема действий указанных хозяйствующих субъектов явилась следствием достигнутого между АО «Воткинский завод» и ООО «СТОР» соглашения, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке по разработке проектной документации, строительств реконструкции и ремонту зданий и сооружений в территориальных границ города Воткинска Удмуртской Республики.
ООО «СТОР» осознанно игнорировало пункт 3.1 Соглашения, намерен не руководствовалось в период с 01.01.2013 по 31.12.2017 требованиями Закона о закупках и Положения о закупке АО «Воткинский завод», не предпринимало каких-либо действий по реализации требований указанного пункта соглашения и соблюдения названных нормативных правовых актов.
Правонарушение установлено антимонопольным органом на основа совокупности прямых и косвенных доказательств.
Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования определению соглашения как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:
1) о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
2) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;
4) об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.
Перечень запретов, перечисленных в части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим. Для квалификации действий по заключению ограничивающих конкуренцию соглашений, как нарушающих требования антимонопольного законодательства, необходимы установление и оценка последствий с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в каждом конкретном случае.
Из взаимосвязанных положений статей 11, 12, 13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 4 статьи 11 последствиям, запрещаются. Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).
Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской и иной деятельности с учетом принципов разумности и обоснованности.
Учитывая изложенное, Удмуртским УФАС России установлен факт договоренности в устной форме между хозяйствующими субъектами АО «Воткинский завод» и ООО «СТОР», которое привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке по разработке проектной документации, строительству, реконструкции и ремонту зданий и сооружений в территориальных границах города Воткинска Удмуртской Республики.
Вина директора ООО «СТОР» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:
- решением УФАС по УР от 04.09.2018г. по делу №АА06-06/2017-298, которым АО «Воткинский завод», ООО «СтройХолдинг», ООО «ВСК», ООО «АКН-групп», ООО «СТОР», признаны нарушившими ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении прямых договоров без проведения конкурентных процедур определения подрядчика и в отсутствие оснований для осуществления закупки таких работ у единственного подрядчика, предусмотренных Положением о закупке АО «Воткинский завод», в рамках соглашений о сотрудничестве на разработку проектной документации, строительству, реконструкции и ремонту на объектах АО «Воткинский завод» на период с 01.01.2013г. по 31.12.2017, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции на рынке по разработке проектной документации, строительству, реконструкции и ремонту зданий и сооружений в территориальных границах г. Воткинска УР, кроме того в том числе, ООО «СТОР» выдано предписание об обеспечении конкуренции и соблюдении при участии в закупках, осуществляемых АО «Воткинский завод», требований Положения о закупке АО «Воткинский завод» и Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц»;
- предписанием УФАС по УР по делу №АА06-06/2017-298 от 04.09.2018г. в адрес ООО «СТОР»
- договорами с юридическими лицами, указанными в обжалуемом постановлении, представленными в материалы административного дела на СD-R диске;
- протоколом №018/04/14.32-82/2019 от 06.03.2019г., составленного ведущими специалистом-экспертом отдела контроля закупок УФАС по УР Соколовым М.В. в отношении должностного лица директора ООО «СТОР» Белослудцева Е.Н. о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ.
При этом в судебном заседании установлено, что решением Арбитражного суда УР от 06.05.2019г. по делу № А71-21680/2018 в удовлетворении заявлений АО «Воткинский завод», ООО «СТОР», о признании недействительными решения и предписания УФАС по УР от 04.09.2018 по делу №АА06-06/2017-298 о нарушении антимонопольного законодательства; заявлений ООО «СтройХолдинг», ООО «ВСК» о признании незаконными решения УФАС по УР от 04.09.2018 по делу АА06-06/2017-298 о нарушении антимонопольного законодательства, отказано полностью. Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 09.08.2019г., решение Арбитражного суда УР от 06.05.2019г. по делу № А71-21680/2018 оставлено без изменения, апелляционные жалобы АО «Воткинский завод», ООО «СТОР» и ООО «СтройХолдинг» оставлены без удовлетворения.
Изучив материалы дела и представленный административный материал, судья приходит к выводу, что вина директора ООО «СТОР» Белослудцева Е.Н. доказана в полном объеме, подтверждается представленными вышеуказанными доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы о виновности директора ООО «СТОР» Белослудцева Е.Н. в совершении правонарушения. Более того, директором ООО «СТОР» Белослудцевым Е.Н. фактически в качестве единственного довода указано на обжалование решения УФАС по УР от 04.09.2018г. в Арбитражном суде. Между тем, как установлено в судебном заседании, решением Арбитражного суда УР от 06.05.2019г. и постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 09.08.2019г. жалоба ООО «СТОР» отклонена, что свидетельствует об обоснованности и законности вынесенного УФАС по УР решения от 04.09.2018г. в отношении, в том числе, ООО «СТОР».
Совокупность приведенных выше доказательств свидетельствует о том, что директором ООО «СТОР» Белослудцевым Е.Н. заключено недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашение с АО «Воткинский завод», которое привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке по разработке проектной документации, строительству, реконструкции и ремонту зданий и сооружений в территориальных границах города Воткинска Удмуртской Республики.
Административным органом дана верная квалификация действиям директора ООО «СТОР» Белослудцева Е.Н., предусмотренная ч.4 ст.14.32 КоАП РФ. Административное наказание назначено директору ООО «СТОР» Белослудцеву Е.Н. в пределах санкции ч.4 ст. 14.32 КоАП РФ, с учетом смягчающего вину обстоятельства – совершение административного правонарушения впервые. Порядок и срок привлечения директора ООО «СТОР» Белослудцева Е.Н. к административной ответственности соблюдены.
С учетом изложенных обстоятельств постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба директора ООО «СТОР» Белослудцева Е.Н. без удовлетворения.
На момент вынесения обжалуемого постановления срок давности привлечения директора ООО «СТОР» Белослудцева Е.Н. к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ не истек.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ
об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление временно исполняющего обязанности руководителя Удмуртского УФАС России Анголенко А.В. №018/04/14.32-82/2019 от 19.04.2019г. о привлечении директора ООО «СТОР» Белослудцева Е.Н. к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу директора ООО «СТОР» Белослудцева Е.Н. –без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через судью Воткинского районного суда Удмуртской Республики, которым вынесено решение по делу в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В. Караневич