НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Воткинского районного суда (Удмуртская Республика) от 02.09.2020 № 2-816/20

Дело № 2-816/2020

18RS 0009-01-2020-000739-26

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 сентября 2020 года г.Воткинск

Воткинский районный суд УР в составе судьи Акуловой Е.А.,

При секретаре Поносовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав,

у с т а н о в и л :

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику - Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонное) (далее по тексту – УПФР, Управление, ответчик) с вышеуказанными исковыми требованиями, обосновав их тем, что <дата> он обращался в адрес ответчика с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости на основании п.п. 18 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», однако ему было отказано в виду отсутствия требуемого стажа. По мнению ответчика, не подлежали включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии периоды его работы:

- с <дата> - ввиду того, что наименование должности не предусмотрено Списком № 437, а также служба проходила в противопожарной службе субъекта РФ;

- с <дата> - ввиду того, что наименование должности не предусмотрено Списком № 437;

- с <дата> - ввиду того, что наименование должности не предусмотрено Списком № 437;

- с <дата>. - ввиду того, что наименование должности не предусмотрено Списком № 437.

С вышеуказанным решением ответчика об отказе в установлении пенсии от <дата> истец не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене.

В соответствии с записями его трудовой книжки, его общий трудовой стаж (по состоянию на <дата>.) составляет <***> и включает следующие периоды:

- с <дата> - период обучения в Ижевском механическом институте, с переводом в Казанский авиационный институт;

- с <дата> - служба в армии;

- с <дата> - служба в <***>;

- с <дата> (по наст.время) - ОАО «<***><дата> переведен начальником караула в службу пожарной охраны).

По указанным выше основаниям, истец просил:

- признать решение УПФР от <дата>. незаконным и подлежащим отмене;

- признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости, в соответствии с Федеральным законодательством РФ, включив в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды: с <дата>

- обязать ответчика назначить Отцу А.В. страховую пенсию по старости досрочно с момента наступления права;

- взыскать расходы по оплате юридических услуг и оплате государственной пошлины.

В ходе рассмотрения дела протокольным определением от <дата> судом принято заявление истца от <дата> содержащее, в том числе требование об увеличении исковых требований, в соответствии с которым истец просил включить время нахождения на службе в органах внутренних дел с <дата> в общий и непрерывный трудовой стаж, а также стаж работы по специальности, на следующих льготных условиях: один год службы за полтора года трудового стажа.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что, независимо от того, что он обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании Закона «О страховых пенсиях», полагает, что все спорные периоды его работы подлежат зачету в льготном исчислении, как год за полтора. Кроме того, полагает, что имеет место тождество профессий, по которой работал он – инспектор государственного пожарного надзора и инструктор по противопожарной профилактике, которая предусмотрена Списком. Об этом свидетельствует сравнение квалификационных требований к указанным должностям, предусмотренных действующими нормативными актами. На необходимость учета спорных периодов в льготном исчислении свидетельствует справка, выданная ему СУ <***> от <дата>№*** со ссылкой на п.64 Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Также, истец полагает, что поскольку он продолжает в настоящее время работать, спорные периоды подлежат суммированию со всеми периодами, которые были зачтены ответчиком при вынесении оспариваемого решения, а также и последующие периоды его работы вплоть до настоящее времени. С учетом такого подсчета полагает, что право на назначение досрочной страховой пенсии у него возникнет с 55 лет, тем не менее, просит признать за ним право на досрочную страховую пенсию в настоящее время.

Представитель ответчика - ФИО2, действующий на основании доверенности от <дата> исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном возражении на исковое заявление, которые сводятся к следующему.

ФИО1 <дата>. обратился в УПФР с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости. Решением Управления №*** от <дата> Отцу А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

На основании п.18 ч.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. (далее по тексту – Закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, указанного статьей 8 настоящего закона, мужчинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно части 2 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утвержден постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 № 437 (далее Список от 18.06.2002 №437).

В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 18.06.2002 № 437 в стаж, с учетом которого досрочно назначается страховая пенсия по рассматриваемому основанию, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) МЧС России являлась Государственной противопожарной службой МВД Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба как структурное подразделение Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, создаваемая органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которая не входит в структуру МЧС РФ.

Предоставление права на такой вид пенсии работникам противопожарной службы субъектов РФ Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусмотрено.

Истец просит включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости на основании п.18 ч.1 ст.30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, следующие периоды:

с <дата> в должности инспектора <***> Наименование должности не предусмотрено Списком от 18.06.2002 № 437. Кроме этого, служба протекала в противопожарной службе субъекта РФ - Республики Татарстан, а могут быть включены только периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, когда Государственная противопожарная служба МЧС России являлась Государственной противопожарной службой МВД Российской Федерации.

с <дата> в должности инспектора пожарной части-<***>. Наименование должности не предусмотрено Списком от 18.06.2002 № 437;

с <дата>. в должности инспектора государственного надзора пожарной части <***>. Наименование должности не предусмотрено Списком от 18.06.2002 № 437;

с <дата> в должности инспектора государственного пожарного надзора пожарной части <***>. Наименование должности не предусмотрено Списком от 18.06.2002 № 437.

Постановление Правительства РФ от 18.06.2002 № 437 имеет императивную форму и не подлежит вольному толкованию. Должность «инспектор» отсутствует в Списке от 18.06.2002 №437. Тождественность данной должности к какой-либо иной должности, предусмотренной Списком, в установленном законом порядке не подтверждена. Доказательств работы в должности, предусмотренной Списком, истцом не представлено.

Таким образом, стаж в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком от 18.06.2002 № 437, по состоянию на <дата> у ФИО1 составляет <дата> вместо требуемых 25 лет.

Поскольку требуемый стаж на соответствующих видах работ не выработан, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» у ФИО1 отсутствует, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав пояснения участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, и, оценив добытые по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

С 01.01.2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Закон № 400-ФЗ).

Закон № 400-ФЗ, определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии, в качестве условий назначения страховой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пятнадцати лет (статья 8) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30-32).

В соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, указанного статьей 8 настоящего закона, мужчинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно части 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утвержден постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 № 437 (далее Список от 18.06.2002 №437).

Исходя из заявленных исковых требований, истец не согласен с исключением из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов, имевших место с <дата> в должности инспектора пожарной части (инспектора государственного пожарного надзора пожарной части), составляющих в календарном исчислении <***>

При этом, согласно Списка от 18.06.2002 г. № 437 должность «инспектора» не предусмотрена, но предусмотрена должность «инструктора по противопожарной профилактике (старшие) отряда».

Судом из объяснений сторон и материалов дела: копии трудовой книжки истца (л.д.№***), архивной справки от <дата>№*** (копия л.д. №***), справки №*** от <дата> (л.д.№***) судом установлено, что в периоды с с <дата> истец работал инспектором ФИО10, а с <дата> - инспектором государственного пожарного надзора <***>

<дата> истец обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии (копия л.д.№***), но решением Управления от <дата> (копия л.д.№***) в назначении пенсии отказано, при этом, в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ, истцу зачтено 2 года 06 месяцев службы в должности начальника караула <***>

Частью 5 ст.30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 869 «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости» на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.

В отношении должностей государственной противопожарной службы имеется Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.03.2017 г. № 328н, которым тождественность вышеуказанных должностей «инструктора» и «инспектора» не устанавливалась. Иных нормативно-правовых актов, действующих на территории РФ и устанавливающих тождество указанных должностей не имеется, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что доводы истца о необходимости зачета спорных периодов его работы в должности инспектора пожарной части в соответствии со Списком от 18.06.2002 г. № 437 в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п.18 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Суд также обращает внимание, что доводы истца о необходимости включения спорных периодов в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии в льготном исчислении, противоречат требованям ст.ст.11-13 Закона № 400-ФЗ, на основании которого истец и обращался в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.

В соответствии с п.25 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 г. № 884н, днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами.

Учитывая, что на дату обращения в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии (<дата>.) истец не выработал необходимый 25-летний стаж на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, (и не выработал бы его даже при условии включения спорных периодов), суд приходит к выводу о том, что правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований в полном объеме отсутствуют.

В соответствии с требованиями ст.ст.98, 100 ГПК РФ, поскольку решение состоялось не в пользу истца, расходы, понесенные им по оплате юридических услуг и оплате государственной пошлины, возмещению также не подлежат.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд УР в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 07 сентября 2020 года.

Судья: Е.А. Акулова