НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Воткинского районного суда (Удмуртская Республика) от 02.02.2021 № 2А-447/21

Дело № 2а-447/21

УИД 18RS0009-01-2020-003653-14

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 февраля 2021 года с.Шаркан УР

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Макаровой Т.П.,

при секретаре Парифоновой Н.В.,

с участием старшего помощника прокурора Шарканского района Удмуртской Республики Леконцевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Шарканского района Удмуртской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с URL-адресом: https://help-ndfl.ru информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

прокурор Шарканского района Удмуртской Республики (далее – УР), действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с URL-адресами: https://help-ndfl.ru, https://ndfl-spravka.ru, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Требования обоснованы следующим.

Прокуратурой Шарканского района УР в рамках осуществления надзора за исполнением требований трудового законодательства проведен мониторинг Интернет сайтов на предмет наличия информации, провоцирующей совершение правонарушений и преступлений, в ходе которого выявлены Интернет-сайты: https://help-ndfl.ru, https://ndfl-spravka.ru, содержащие публичное предложение изготовления и продажи справок по форме 2-НДФЛ.

Между тем, положениями ч. 3 ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, физическим лицам по их заявлениям выдают налоговые агенты.

Приказом ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@ утверждены Форма сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц, Порядок заполнения и Формат ее представления в электронной форме, а также Порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц.

Пунктом 1.1. Порядка заполнения формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц «Справка о доходах и суммах налога физического лица» предусмотрено, что сведения о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц представляются налоговыми агентами по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах и суммах налога физического лица» за налоговый период.

В пункте 2 Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц, указано, что справки по форме 2-НДФЛ представляют налоговые агенты – российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, в налоговый орган по месту своего учета.

В силу ст. 62 Трудового кодекса Российской Федерации по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику, в том числе, справки о заработной плате.

Согласно действующему законодательству, справка о заработной плате необходима для расчета пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, для постановки на учет в центре занятости, для назначения пенсии, получении кредита и других юридически значимых событий и обстоятельств.

Информация на Интернет-сайтах https://help-ndfl.ru, https://ndfl-spravka.ru находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц и содержит сведения о способах приобретения справки по форме 2-НДФЛ, что влечет нарушение действующего трудового законодательства Российской Федерации.

Кроме того, указанная информация побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная (ст. 19.23 КоАП РФ), так и уголовная (ст. 327 УК РФ) ответственность.

Таким образом, предоставление возможности доступа к сайтам по адресам: https://help-ndfl.ru, https://ndfl-spravka.ru, на страницах которых размещена информация о продаже справки по форме 2-НДФЛ, нарушает публичные интересы Российской Федерации и способствует совершению преступлений в указанной сфере, что может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушение прав неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ одним из оснований для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сведений, указанных в части 2 данной статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На момент проверки Интернет-сайты с URL-адресами: https://help-ndfl.ru, https://ndfl-spravka.ru, в данном реестре отсутствуют.

Установить лицо, действия которого послужили поводом для подачи настоящего административного искового заявления, не представляется возможным.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ст.ст.9, 10, 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.ст.39, 265.1, 265.2, 265.3 КАС РФ, прокурор Шарканского района УР просил признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с URL-адресами: https://help-ndfl.ru, https://ndfl-spravka.ru, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Определением Воткинского районного суда УР от 02 февраля 2021 года производство по делу в части признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с URL-адресом: https://ndfl-spravka.ru, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, прекращено на основании ч.6 ст.265.3 КАС РФ.

В судебном заседании административный истец старший помощник прокурора Шарканского района УР Леконцева И.А. исковые требования о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с URL-адресом: https://help-ndfl.ru, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что на день рассмотрения спора в суде, указанная в иске Интернет-страница по прежнему находится в свободном доступе, информация, размещаемая на ней, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не признана.

Заинтересованное лицо – представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, извещен о дне, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела без его участия.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.

В порядке, предусмотренном ч.1 ст. 265.3 КАС РФ, круг лиц, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение, а равно администратора сайта с URL-адресом: https://help-ndfl.ru, установить не представилось возможным.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципе установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.

Прокуратурой Шарканского района УР в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере здравоохранения, в ходе мониторинга размещенной на сайтах сети «Интернет» информации, установлено, что на Интернет-сайте https://help-ndfl.ru, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена информация, содержащая публичное предложение изготовления и продажи справок о доходах по форме 2-НДФЛ.

Данные обстоятельства указаны административным истцом, подтверждены материалами дела: скриншотом информации, отраженной на Интернет-сайте https://help-ndfl.ru, справкой о результатах мониторинга информации, размещаемой в сети «Интернет», составленной помощником прокурора Шарканского района УР Нестеревой А.В.

Справка о доходах, как обоснованно указано в административном иске, необходима для расчета пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, для постановки на учет в службе занятости населения и расчете последней соответствующего пособия, для назначения и расчета пенсии, получения кредита и т.п.

В силу ч.3 ст.230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ст.24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Приказом ФНС России от 02 октября 2018 года N ММВ-7-11/566@ утверждена форма сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц, порядок заполнения и формат ее представления в электронной форме, а также порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц.

В соответствии с Пунктом 1.1 Приложения №2 к Приказу ФНС России от 02 октября 2018 года N ММВ-7-11/566@ - Порядок заполнения формы сведений о доходах физических лиц «Справка о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц (форма 2-НДФЛ), сведения о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц представляются налоговыми агентами по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах и суммах налога физического лица" (далее - Справка) за налоговый период.

Согласно пункту 2 Приложения №4 ФНС России от 02 октября 2018 года N ММВ-7-11/566@ - Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц, справки представляют налоговые агенты - российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, в налоговый орган по месту своего учета.

Согласно ст.62 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику в том числе справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

Анализ приведенных выше положений действующего законодательства свидетельствует о том, что справка по форме 2-НДФЛ является официальным документом, выдаваемым бесплатно налоговым агентом (российскими организациями, индивидуальными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, а также обособленными подразделениями иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы), и содержит сведения о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Таким образом, выдача справки по форме 2-НДФЛ субъектами, которым право выдачи таких документов не предоставлено, равно как и получение справок по форме 2-НДФЛ физическими лицами, не получившими доход в отчетном периоде, противоречит законодательству Российской Федерации.

Подделка документа, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт влекут за собой ответственность по ст.19.23 КоАП РФ.

За подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа, за приобретение, хранение, перевозка в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, штампов, печатей или бланков, использование заведомо подложного документа в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность (ст.327 УК РФ).

Таким образом, указанная выше, размещенная в сети «Интернет» на сайте https://help-ndfl.ru, информация противоречит целям и задачам действующего законодательства, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа, содержащего сведения о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, за плату без трудоустройства, побуждает неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и преступлений, способствует их совершению, свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, в силу чего является информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Распространение такой информации нарушает публичные интересы Российской Федерации, может повлечь негативные социальные, экономические и иные последствия, нарушение прав неопределенного круга лиц, соответственно, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

Информация, размещенная на странице указанного выше сайта, адресована неограниченному кругу лиц и склоняет к совершению преступных действий, что запрещено законом, а потому данная информация подлежит признанию запрещенной к распространению.

Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

По сведениям, предоставленным административным истцом, информация, размещенная на вышеуказанном сайте, запрещенной ранее не признавалась, владельца сайта установить не представилось возможным.

На день рассмотрения настоящего административного искового заявления, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информация, размещенная на вышеуказанном сайте, не внесена, запрещенной не признана.

В соответствии с положениями ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Согласно ст.265.4 КАС РФ судебные расходы не подлежат распределению судом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Шарканского района Удмуртской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» с URL-адресом: https://help-ndfl.ru, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую в сети «Интернет» с URL-адресом: https://help-ndfl.ru, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Копию решения суда направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи – Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Судья Т.П.Макарова

Решение в окончательной форме принято 02 февраля 2021 года