НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Воткинского районного суда (Удмуртская Республика) от 01.11.2016 № 2-2937/2016

Дело 2-2937/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2016 года г. Воткинск УР

Воткинский районный суд УР в составе:

Председательствующего судьи Акуловой Е.А.

При секретаре Старших О.Л.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уткиной М.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав,

У с т а н о в и л :

Истец Уткина М.Г. обратилась в суд с иском к ответчику - Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам (межрайонное) (далее по тексту – УПФР, Управление, ответчик) с вышеуказанными исковыми требованиями, обосновав их тем, что 04 августа 2016 года истец, полагая, что необходимый двадцатипятилетний педагогический стаж ею выработан, обратилась в УПФР с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (далее по тексту Закон № 400-ФЗ). 08.09.2016 г. Управлением вынесено решение № 288883/16 об отказе в установлении истцу пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа - зачтенный Управлением педагогический стаж истца составил менее 25 лет, а именно 24 года 01 месяц 25 дней. При этом, в ее специальный педагогический стаж не включены некоторые периоды работы истца, в том числе, периоды работы в должности воспитателя с 18.04.2003 г. по 14.07.2003 г., с 13.08.2003 г. по 31.03.2004 г., в связи с невыполнением истцом в указанный период нормы педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы. Считает отказ Управления незаконным поскольку с учетом действовавшего на тот момент на территории Удмуртской Республики законодательства для воспитателей детский садов была установлена 30 часовая недельная нагрузка, и она на данный размер педагогической нагрузки повлиять не могла, так как в силу того, что, являясь работником, обязана была исполнять свои обязательства по трудовым отношениям, кроме того, она, как работник не могла самостоятельно установить себе размер нормы педагогической нагрузки за ставку заработной платы соответствующей федеральному размеру.

По указанным основаниям, истец просит признать незаконным решение Управления от 08.09.2016 г. № 288883/16 в части исключения спорных периодов; обязать ответчика включить в ее специальный педагогический стаж периоды с 18.04.2003 г. по 14.07.2003 г., с 13.08.2003 г. по 31.03.2004 г., назначить и выплачивать истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением - с 04.08.2016 г.; взыскать расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.

В судебном заседании истец Уткина М.Г. и ее представитель адвокат Балаганская Т.Ю. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснили, что представленными в материалы дела документами подтверждается, что в спорные периоды времени истец выполнила установленную работодателем 30 часовую недельную нагрузку, в связи с чем, невключение спорных периодов в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, является необоснованным.

Представитель ответчика – Стрелков А.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, поддержал письменные возражения, подписанные начальником Управления Зайцевым В.В., из содержания которых следует, что 04.08.2016 г. Уткина М.Г. обратилась с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное). Решением Управления № 288883/16 от 08.09.2016г. Уткиной М.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

На день обращения истицы с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости действовал и действует в настоящий момент Закон № 400-ФЗ. В соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 данного Закона лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, назначается досрочная трудовая пенсия по старости независимо от возраста.

Также на момент обращения истицы с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

Истица просит зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как педагогическому работнику, ряд периодов работы в должности воспитателя детского сада. Все периоды указаны верно.

Периоды работы в должности воспитателя не подлежат зачету в педагогический стаж по следующим основаниям.

При назначении досрочных страховых пенсий по старости, в связи с педагогической деятельностью, периоды работы педагогических работников, начиная с 01.09.2000 г., засчитываются в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781).

В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 16.01.2001 г. № 20-58-196/20-5 «Рекомендации о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений», норма учебной нагрузки (объема педагогической работы) для воспитателей дошкольных образовательных, за которую выплачивается ставка заработной платы, определена в количестве 36 часов педагогической работы в неделю. В Удмуртской Республике постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29.09.1995 г. № 82/258 норма педагогической нагрузки указанной категории педагогических работников была снижена до 30 часов в неделю. В соответствии с постановлением Правительства РФ принятым 03.04.2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (вступило в силу с 18.04.2003), продолжительность рабочего времени воспитателей дошкольных образовательных учреждений по всей территории РФ установлена 36 часов в неделю. В данном случае при исчислении стажа Уткиной М.Г. действует нормативный акт федерального уровня, т.е. Постановление правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191.

Поскольку данный нормативный акт принят на федеральном уровне, то выполнение воспитателями дошкольных образовательных учреждений Удмуртской Республики нормы рабочего времени, установленной в Удмуртской Республике постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29.09.1995 г. № 82/258 (30 часов в неделю), нельзя считать выполнением нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Практически это означает, что периоды работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений в Удмуртской Республике с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 03.04.2003 № 191, т.е. с 18.04.2003 г. не могут быть зачтены в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, в связи с невыполнением нормы педагогической нагрузки.

На момент обращения истицы в Управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, т.е. на 04.08.2016 г., у нее имеется 24 года 01 месяц 25 дней стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, как педагогическому работнику, что менее необходимых по Закону 25 лет. На основании изложенного, представитель ответчика просил суд в удовлетворении исковых требований Уткиной М.Г. отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, и, оценив добытые по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Закон № 400-ФЗ, определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии, в качестве условий назначения страховой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пятнадцати лет (статья 8) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30-32).

В соответствии с п. 19 п. 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из пояснений сторон, материалов дела, судом установлено, что Уткина М.Г. в УПФР за назначением досрочной пенсии по старости обратилась 04.08.2016 г. Решением Управления № 288883/16 от 08.09.2016 г. в удовлетворении данного заявления ей было отказано.

Также, судом установлено, что в стаж, дающий истцу право на досрочную страховую пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью, не зачтены периоды с 18.04.2003 г. по 14.07.2003 г., с 13.08.2003 г. по 31.03.2004 г., так как, по мнению ответчика, в данные периоды истцом не выполнена норма педагогической нагрузки. При этом, ответчик признал, что общая суммарная продолжительность педагогической деятельности истицы на день обращения за назначением досрочной трудовой пенсии составляет 24 года 01 мес. 25 дн.

Из трудовой книжки истца, копия которой имеется в материалах дела, судом также установлено, что в оспариваемые (указанные выше) периоды истица работала воспитателем в детском саду <*****>

Возражения ответчика о не включении в педагогический стаж спорных периодов по причине того, что истицей не выработана норма педагогической нагрузки, установленная за ставку в размере 36 часов в неделю на основании постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений», суд не принимает с учетом следующих обстоятельств.Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы «...начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад)...».

Статья 333 Трудового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период времени) устанавливала, что «в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации».

В связи с чем, постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (далее по тексту - постановление Правительства РФ № 191) была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в неделю - воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом, более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства и Государственного Совета Удмуртской Республики от 29 сентября 1995 г. № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» норма рабочего времени воспитателей дошкольных учреждений с 1 января 1996 года снижена до 30 часов.

Таким образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом РФ, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п. 8 постановления УР № 82/258).

На основании данного нормативного акта органа власти субъекта Российской Федерации, работодателем истицы был установлен режим и норма рабочего времени для своих работников. При указанных обстоятельствах истица не могла работать по другому порядку работы, поскольку, в соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ, работник обязан исполнять условия трудового соглашения, в т.ч. норму рабочего времени. При этом, ответчиком не оспаривалось, что оплата труда истцу работодателем производилась, как при полной норме рабочего времени в количестве 36 часов, установленной в ст. 55 Закона РФ «Об образовании», отчисления в Пенсионный фонд производились работодателем как по полной ставке.

Указанные выше обстоятельства не должны влиять на объем пенсионных прав истицы, поскольку она вынуждена была выполнять волю работодателя, в основе которой лежит нормативный акт органа власти субъекта Российской Федерации.

Доводы представителя ответчика о несоответствии вышеуказанного Постановления Правительства и Государственного Совета Удмуртской Республики от 29.09.1995 г. № 82/258 федеральному законодательству, суд не может принять во внимание, поскольку это нарушает пенсионные права истицы.

В соответствии с пунктами 9 и 14 ст. 29 Закона РФ «Об образовании» субъект Российской Федерации вправе формировать бюджет в части расходов на образование и устанавливать дополнительные к федеральным льготы педагогическим работникам.

Таким образом, Постановление УР № 82/258 от 29.09.1995 г. принято в пределах полномочий, предоставленных Правительству Удмуртской Республики статьей 54 Конституции Удмуртской Республики, а также в соответствии и на основании ст.ст. 6 и 333 ТК РФ, п.п. 9 и 14 ст. 29 Закона РФ «Об образовании».

Исходя из требований ст. 55 п. 3 Конституции РФ следует, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 года, установившее норму педагогической нагрузки для педагогических работников дошкольных учреждений в 36 часов в неделю ухудшает уровень трудовых прав работников данной категории субъекта РФ - Удмуртской Республики. С учетом того, что статьями 11, 12 и ч. 2 ст. 13 ТК РФ предусмотрен порядок действия законов и иных нормативных актов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права во времени и пространстве, суд признает, что постановление УР № 82/258 от 29.09.1995 г. подлежит применению на территории УР.

Из имеющихся в деле доказательств: лицевых счетов рабочих и служащих РОНО за 2003, 2004 г.г., приказов о тарификации на 01.09.2002 г. и на 01.09.2003 г., справок МБДОУ «Детский сад № 2 <*****>» от 29.07.2016 г. № 71 и от 04.08.2016 г. № 70, представленных в судебном заседании, судом установлено, что установленная норма педагогической нагрузки (30 часов в неделю) истцом в спорные периоды времени была выработана.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что периоды работы с 18.04.2003 г. по 14.07.2003 г., с 13.08.2003 г. по 31.03.2004 г., подлежат включению в специальный (педагогический) стаж истца, дающий ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В соответствии с решением Управления от 08.09.2016 г. № 288883/16 и, исходя из пояснений представителя ответчика, суд считает установленным, что при оценке пенсионных прав истца ответчиком признано наличие у истца специального стажа - 24 года 01 месяца 25 дней. При включении спорных периодов, составляющих в совокупности 10 месяцев 15 дней, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения с заявлением, т.е. на 04.08.2016 г., у истицы требуемый 25-летний стаж педагогической работы был выработан.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о незаконности решения Управления от 08.09.2016 г. № 288883/16 об отказе в назначении Перевозчиковой С.Н. досрочной страховой пенсии.

В соответствии с п.25 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 г. № 884н, днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами.

Таким образом, суд считает необходимым обязать ответчика назначить и выплачивать истцу досрочную пенсию с 04.08.2016 г.

Поскольку исковые требования удовлетворены полностью, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. (квитанция об оплате истцом государственной пошлины на л.д. 2).

На основании вышеизложенного и руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Уткиной М.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав – удовлетворить.

Признать незаконным решение № 288883/16 Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) от 08.09.2016 г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Уткиной М.Г.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) включить в стаж, дающий право на назначение Уткиной М.Г. досрочной страховой пенсии периоды работы в должности воспитателя детского сада с 18.04.2003 г. по 14.07.2003 г., с 13.08.2003 г. по 31.03.2004 г. и досрочно назначить Уткиной М.Г. страховую пенсию по старости с момента возникновения права на пенсию – с момента обращения за назначением пенсии, т.е. с 04.08.2016 г.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) в пользу Уткиной М.Г. судебные расходы по оплате государственной пошлины 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд УР в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 02 ноября 2016 года.

Судья: Е.А. Акулова