НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область) от 25.06.2019 № 2А-1476/19

Дело № 2а-1476/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе председательствующего судьи Юрченко Д.А.,

при секретаре судебного заседания Волковой Е.А.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика-

МИ ФНС России №10 по Волгоградской области ФИО2,

25 июня 2019 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к МИ ФНС России №10 по Волгоградской области, УФНС России по Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения за ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении налогового вычета, возложении обязанности переквалифицировать основания для предоставления налогового вычета, признании решений об отказе в предоставлении налогового вычета незаконными, возложении обязанности,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском, измененным в порядке 46 КАС РФ, в котором просит признать незаконным и отменить решение МИ ФНС России №10 по Волгоградской области за ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении налогового вычета за приобретенную квартиру ДД.ММ.ГГГГ на основании пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ; возложить на МИ ФНС России №10 по Волгоградской области обязанность переквалифицировать предоставление налогового вычета на основании п. 10 ст. 220 НК РФ; признать решение МИ ФНС России №10 по Волгоградской области ото ДД.ММ.ГГГГ@ и решение УФНС России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении налогового вычета по п. 10 ст. 220 НК РФ незаконными; возложить на МИ ФНС России №10 по Волгоградской области обязанность предоставить налоговый вычет за ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 10 ст. 220 НК РФ.

В обоснование заявленных требований указано, ФИО1 является работающим пенсионером. В ДД.ММ.ГГГГ году им приобретено жилое помещение– квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ годы он воспользовался правом на предоставление имущественного налогового вычета в связи с понесенными расходами на приобретение квартиры на общих основаниях. Также указано, что административный истец обращался в налоговый орган с просьбой отменить решение о предоставлении на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ имущественного налогового вычета за ДД.ММ.ГГГГ год и предоставить данный вычет на основании пункта 10 статьи 220 НК РФ. При этом должностные лица налогового органа, располагая сведениями о том, что на момент обращения в ДД.ММ.ГГГГ за предоставлением имущественного налогового вычета он являлся пенсионером, не проинформировали его о положениях пункта 10 статьи 220 НК РФ. Обжалование действий МИ ФНС России №10 по Волгоградской области в УФНС России по Волгоградской области положительного для административного истца результата не дало, что послужило основанием для обращения в суд.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании измененные требования поддержал в полном объеме, на удовлетворении административного иска настаивал.

В судебном заседании представитель административного ответчика МИФНС России № 10 по Волгоградской области ФИО2 административный иск не признал, просил в его удовлетворении отказать.

Административный ответчик УФНС России по Волгоградской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения административного дела, уполномоченного представителя не направил, об уважительности причин неявки суд не уведомил, согласно представленному отзыву просят отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ определено, что при определении размера налоговой базы по доходам, облагаемым в соответствии с пунктом 1 статьи 224 Кодекса по ставке 13 процентов, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, не которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

Имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в подпункте 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ, не превышающем 2 000 000

В соответствии с пунктом 3 статьи 220 НК РФ для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик в налоговый орган представляет договор о приобретении квартиры, комнаты или доли (долей) в них и документы, подтверждающие право собственности налогоплательщика на квартиру, комнату или долю (доли) в них, - при приобретении квартиры, комнаты или доли (долей) в них в собственность.

Имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании документов, подтверждающих возникновение права на указанный вычет, платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих произведенные налогоплательщиком расходы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Согласно пункту 9 статьи 220 НК РФ, если в налоговом периоде указанный имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного использования.

В силу п. 10 ст. 220 НК РФ, у налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, могут быть перенесены на предшествующие налоговые периоды, но не более трех, непосредственно предшествующих налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественных налоговых вычетов.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировано право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>А, <адрес>, на основании договора купли-продажи объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в налоговый орган представлена налоговая декларация по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ, в которой заявлено право на получение имущественного налогового вычета в сумме понесенных в ДД.ММ.ГГГГ расходов на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>А, <адрес>, в размере 2 000 000 рублей.

Согласно данным декларации сумма НДФЛ, подлежащая возврату из бюджета за ДД.ММ.ГГГГ, исчислена налогоплательщиком в размере 48 385 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в налоговый орган представлена налоговая декларация по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ, в которой заявлено право на получение имущественного налогового вычета в сумме понесенных в ДД.ММ.ГГГГ расходов на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>А, <адрес>, в размере 2 000 000 рублей. Согласно данным декларации сумма НДФЛ, подлежащая возврату из бюджета за ДД.ММ.ГГГГ, исчислена налогоплательщиком в размере 31 540 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ, в которой заявлено право на получение имущественного налогового вычета в сумме понесенных в ДД.ММ.ГГГГ расходов на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>А, <адрес>, в размере 2 000 000 рублей. Согласно данным декларации сумма НДФЛ, подлежащая возврату из бюджета за ДД.ММ.ГГГГ, исчислена налогоплательщиком в размере 34 388 рублей.

Право налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета в заявленных размерах подтверждено стороной административного ответчика, расхождения не установлены, сумма НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ, исчисленная ФИО1 к возврату из бюджета, в размере 48 385 рублей, за 2016 год в размере 31 540 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ в размере 34 388 рублей, также подтверждены.

В судебном заседании административный истец ФИО1 указал, что на момент обращения в 2016 году в налоговый орган за предоставлением имущественного налогового вычета он являлся работающим пенсионером, но инспекцией о положениях пункта 10 статьи 220 НК РФ он не проинформирован.

Суд отмечает, что обязанности налоговых органов установлены статьей 32 НК РФ. В частности, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Устные запросы налогоплательщика принимаются по телефону или лично должностными лицами налоговых органов, которым предписано принимать все необходимые меры для ответа налогоплательщику.

Ответы на письменные обращения в соответствии со статьей 12 Закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59- ФЗ) рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Положениями части 1 статьи 9 Закона № 59-ФЗ прямо предусмотрено, что обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

ДД.ММ.ГГГГ (вх. -ЗГ) налоговым органом от административного истца получено интернет- обращение, содержащее просьбу о предоставлении ему разъяснений о его праве воспользоваться имущественным налоговым вычетом за ДД.ММ.ГГГГ годы в связи с понесенными расходами на приобретение квартиры на основании пункта 10 статьи 220 Кодекса, т.к. он является работающим пенсионером.

Письмом МИФНС России № 10 по Волгоградской области @ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 дан ответ о порядке предоставления имущественного налогового вычета налогоплательщикам-пенсионерам в сумме понесенных расходов на приобретение квартиры.

ДД.ММ.ГГГГ (вх. -ЗГ) налоговым органом от административного истца получено интернет-обращение, содержащее просьбу восстановить право ФИО1 на предоставление имущественного налогового вычета за ДД.ММ.ГГГГ годы в связи с понесенными расходами на приобретение квартиры.

Письмом МИФНС России № 10 по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ@ административному истцу разъяснен порядок предоставления в 2019 году имущественного налогового вычета в сумме понесенных расходов на приобретение квартиры.

Суд отмечает, что доказательств наличия иных обращений (письменных и устных запросов) в налоговый орган от ФИО1 о порядке предоставления имущественного налогового вычета не представлено.

Суд также обращает внимание, что по общему правилу, установленному пунктом 10 ст. 220 НК РФ, у налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством РФ, имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 НК РФ, могут быть перенесены на предшествующие налоговые периоды, но не более трех, непосредственно предшествующих налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественных налоговых вычетов.

При таких обстоятельствах в ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщик, являющийся пенсионером, может реализовать право на получение имущественного налогового вычета, представив в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ образовавшийся в ДД.ММ.ГГГГ остаток имущественного налогового вычета может быть перенесен на налоговые периоды ДД.ММ.ГГГГ (при наличии в указанных периодах доходов, облагаемых по налоговой ставке 13 процентов). Однако, как следует из обстоятельств дела, правом на получение имущественного налогового вычета за указанные налоговые периоды ФИО1 воспользовался.

Положениями пункта 7 статьи 220 НК РФ прямо предусмотрено, что имущественные налоговые вычеты предоставляются исключительно при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, а не на основании письменного обращения (заявления) налогоплательщика.

Так, как ФИО1, являющимся пенсионером, в налоговый орган в ДД.ММ.ГГГГ не представлялись налоговые декларации по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ на получение имущественного налогового вычета в сумме понесенных в 2015 году расходов на приобретение квартиры на основании договора купли-продажи объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, то основания для переноса в ДД.ММ.ГГГГ неиспользуемого переходящего остатка имущественного налогового вычета на ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют.

Как следует из пояснений административного ответчика, что поскольку указанный имущественный налоговый вычет заявителем не использован полностью (остаток имущественного налогового вычета по НДФЛ, с учетом представленных налоговых деклараций по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ годы составляет 1 120671,08 рубля), то его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного использования, в случае получения доходов, облагаемых по ставке 13%.

Вопреки требованиям ст. 59, 62 КАС РФ административным истцом не предоставлено доказательств незаконности решений административных ответчиков, равно как и не предоставлено доказательств нарушения со стороны административных ответчиков прав ФИО1 при вынесении оспариваемых решений.

Оценивая доводы ФИО1 о том, что налоговый орган должен был проинформировать его о наличии у него права на получение налогового вычета по п. 10 ст. 220 НК РФ, суд исходит из следующего.

В силу положений п. 4 части первой ст. 32 НК РФ, налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 210-ФЗ установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с пунктом 18 Регламента ФНС России государственной услугой, предоставляемой налоговыми органами, является государственная услуга по бесплатному информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций.

Согласно пункту 2 Регламента ФНС России заявителями по предоставлению государственной услуги являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты.

Из положений Приказа Минфина России от 02.07.2012 N 99н (ред. от 26.12.2013) "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2012 N 25312) следует, что основанием для индивидуального информирования в соответствии с настоящим подразделом является обращение заявителя с запросом в устной форме в инспекцию ФНС России по месту его учета непосредственно или по телефону, в вышестоящий налоговый орган по телефону, в центр телефонного обслуживания или в МФЦ в целях получения информации (п. 77); в случае обращения физического лица с запросом в инспекцию ФНС России непосредственно государственная услуга предоставляется при предъявлении физическим лицом документа, удостоверяющего личность (подтверждающего в установленном порядке полномочие уполномоченного представителя заявителя на получение соответствующей информации) (78); индивидуальное информирование на основании запросов в устной форме осуществляют должностные лица структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за такое информирование (п. 79); в случае, если для ответа на запрос в устной форме по вопросам, возникающим по конкретным обстоятельствам (в том числе о порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях заявителя), требуется представление извлечений из нормативных правовых актов, получение разъяснений Министерства финансов Российской Федерации и методических материалов, заявителю предлагается направить запрос в письменной форме в налоговый орган и сообщаются необходимые реквизиты этого налогового органа (п. 86).

Из вышеизложенных норм следует, что государственная услуга по бесплатному информированию может быть предоставлена лицам, обращающимся в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

Как следует из обстоятельств дела, ФИО1 при подаче налоговых деклараций за ДД.ММ.ГГГГ года не обращался в налоговый орган за получением государственной услуги по его бесплатному информированию относительно вариантов получения налогового вычета, в том числе по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 220 НК РФ, что самим административным истцом не оспаривалось в судебном заседании.

Таким образом без непосредственного обращения заинтересованного лица за получением государственной услуги по бесплатному информированию, у налогового органа отсутствовала обязанность самостоятельно оказывать данную услугу.

В этой связи доводы ФИО1 о неисполнении стороной административного ответчика положений п. 4 части первой ст. 32 НК РФ отклоняются судом как несостоятельные.

Как разъяснено в п. 75 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.

Вместе с тем, решение УФНС России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по своей сути дублирует решение МИ ФНС России №10 по Волгоградской области ото ДД.ММ.ГГГГ@, при этом заявитель не ссылается на нарушения процедуры принятия указанного решения вышестоящим налоговым органом либо на выход за пределы своих полномочий. В этой связи оснований для отмены данных решений суд не усматривает.

Иные доводы истца, входящие в противоречие с выводами суда, несостоятельны, поскольку основаны на неверной оценке фактических обстоятельств и неправильном толковании регулирующего спорные правоотношения законодательства.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление ФИО1 к МИ ФНС России №10 по Волгоградской области, УФНС России по Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения за ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении налогового вычета за приобретение квартиры ДД.ММ.ГГГГ на основании п.п. 3 пункта первого ст. 220 НК РФ, возложении обязанности переквалифицировать основания для предоставления налогового вычета на п. 10 ст. 220 НК РФ, признании решений об отказе в предоставлении налогового вычета по п. 10 ст. 220 НК РФ незаконными, возложении обязанности предоставить налоговый вычет за ДД.ММ.ГГГГ года на основании п. 10 ст. 220 НК РФ необоснованно, а потому суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177, 227 КАС РФ, суд

решил:

ФИО1 в удовлетворении административного иска к МИ ФНС России №10 по Волгоградской области, УФНС России по Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения за ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении налогового вычета за приобретение квартиры ДД.ММ.ГГГГ на основании п.п. 3 пункта первого ст. 220 НК РФ, возложении обязанности переквалифицировать основания для предоставления налогового вычета на п. 10 ст. 220 НК РФ, признании решений МИ ФНС России №10 по Волгоградской области ото ДД.ММ.ГГГГ@, УФНС России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении налогового вычета по п. 10 ст. 220 НК РФ незаконными, возложении обязанности предоставить налоговый вычет за ДД.ММ.ГГГГ года на основании п. 10 ст. 220 НК РФ- отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Юрченко Д.А.

Мотивированное решение составлено 01 июля 2019 года.

Судья Юрченко Д.А.