НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область) от 18.02.2022 № 2-157/2022

Дело № 2-157/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 18 февраля 2022 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.

при секретаре Горочкиной В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овсянниковой Светланы Александровны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии и ответа на обращение, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Овсянникова С.А. обратилась в суд с иском, в котором с учетом внесенных в порядке ст. 39 ГПК РФ изменений просит признать незаконным решение ОПФР в Волгоградской области от 09 июня 2021 года «Об отказе в установлении пенсии, во изменение решения от 14.04.2021г.», а ответ от 16.06.2021 г. № О-1813-1763/11-3/21 на ее обращения – не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации ввиду невозможности его обжалования; обязать ответчика включить ей в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости периоды работы с 01.07.2010 по 30.07.2010 и с 02.08.2010 по 21.02.2011 в должности фельдшера-лаборанта лаборатории ООО «Альтерлаб», с 09.03.2011 по 19.03.2011 - в должности оптометриста в ООО «Фирма Ликонт»; а также периоды плановой дезинфекции с 04.10.2004 по 23.10.2004, с 08.05.2014 по 12.05.2014, 02.09.2019 и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11.04.1994 по 13.05.1994, с 10.03.2009 по 06.04.2009, с 15.05.2014 по 11.06.2014 и с 20.10.2014 по 18.11.2014, и назначить ей страховую пенсию по старости по п. 20 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях в Российской Федерации» с 15 декабря 2020 года.

В обоснование заявленных требований указала, что обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в связи с выработкой 30-летнего медицинского стажа. Однако решением пенсионного органа от 14.04.2021г. в назначении пенсии ей было отказано по причине отсутствия 30 лет специального стража, требуемого для определения права на досрочную пенсию по старости. В свою очередь оспариваемым решением ОПФР в Волгоградской области от 09 июня 2021 года периоды нахождения на курсах повышения квалификации определены к включению в страховой стаж для назначения досрочной пенсии, тогда как оценка остальных спорных периодов оставлена без изменения, право на установление пенсии на льготных условиях признано не наступившим. В ответе на ее обращения от 16.06.2021 г. № О-1813-1763/11-3/21 ОПФР по Волгоградской области подтвердил верность ранее принятого по ее обращению решения пенсионного органа, указав на то, что право на досрочную пенсию у нее возникнет не ранее 05 февраля 2024 года, исходя из выработки 30 лет специального стажа к 05 февраля 2021 года.

Будучи несогласной с оценкой ее пенсионных прав, обратилась за судебной защитой, полагая ошибочным принятое по ее обращению решение пенсионного органа, как и оспариваемое решение от 09.06.2021 г. и данный на ее обращения ответ ОПФР по Волгоградской области от 16.06.2021 г. вследствие необоснованного исключения из специального стажа вышеуказанных спорных периодов трудовой деятельности.

Просит учесть, что ко дню принятия первичного решения вступило в силу Постановление Правительства РФ от 04.03.2021 № 322, разъясняющее необходимость включения в специальный медицинский стаж курсов повышения квалификации и периодов плановой дезинфекции, тогда как и ранее данные периоды в силу сложившейся судебной практики подлежали аналогичной оценке. Работа в ООО «Альтерлаб» и ООО «Фирма Ликонт» была связана с исполнением должностных обязанностей по медицинской специальности на должностях, предусмотренных соответствующими Списками. Характер выполняемой ей работы полностью соотносился с характером работы медицинских работников в иных учреждениях здравоохранения. Действующее законодательство не предусматривает различий в пенсионном обеспечении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных, муниципальных и иной формы собственности учреждениях и организациях, а номенклатура должностей медицинских работников не содержит разделения на должности в государственных и муниципальных учреждениях и на должности в учреждениях частной формы собственности, а потому исключение периодов ее работы в данных организациях является незаконным.

В судебном заседании истец Овсянникова С.А. и ее представитель Тауасаров А.М. иск поддержали, пояснив суду, что в спорные периоды Овсянникова С.А. фактически осуществляла свою трудовую деятельность в соответствии с требованиями, предъявляемыми к медицинским работникам. В периоды проведения плановых дезинфекций она от исполнения трудовых обязанностей не освобождалась, в эти периоды, как и при нахождении на курсах повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место, ей начислялась заработная плата, из которой удерживались страховые взносы, а потому данные периоды исключению из подсчета ее специального стажа не подлежат. Отсутствие по вине работодателя льготной кодировки в системе обязательного пенсионного страхования не может служить основанием для лишения истца права на пенсионное обеспечение на льготных условиях.

Представитель ответчика Екименко Е.Б. возражала по заявленным требованиям и просила в удовлетворении иска отказать, настаивая на ошибочности доводов истца. Суду пояснила, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при наличии одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях. Овсянникова С.А. обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 10 марта 2021 года. Решением Центра ПФР № 2 по установлению пенсий в Волгоградской области от 23 марта 2021 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей было по причине отсутствия 30 лет специального стажа, поскольку подтвержденный специальный стаж составил 29 лет 9 месяцев 9 дней. В специальный стаж не были включены, в том числе, спорные периоды её работы в должности фельдшера-лаборанта в ООО «АльтерЛаб» (ООО «КДЛ Диалайн»), в должности оптометриста в ООО «Фирма Ликонт», периоды нахождения на курсах повышения квалификации и периоды плановой дезинфекции предприятий, сведения о которых представлены в систему обязательного пенсионного страхования работодателями истца без указания кода льготных условий труда. В решении Центра ПФР № 2 по установлению пенсий в Волгоградской области от 09 июня 2021 года (после начала действия положения Постановления Правительства Российской Федерации от 04 марта 2021 года № 322, в соответствии с которым в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, могут включаться отдельные периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников) разъяснено, что оценка пенсионных прав истца осуществлялась на дату подачи заявления, то есть по состоянию на 10.03.2021 г., когда указанное выше Постановление не действовало. Овсянниковой С.А. разъяснено, что при обращении с новым заявлением о назначении досрочной страховой пенсии курсы повышения квалификации будут включены в специальный стаж истца, который таком случае составит 30 лет 1 месяц 5 дней. Согласно приложению № 7 к Закону № 400-ФЗ страховая пенсия по старости на основании пункта 20 части 1 и части 1.1 статьи 30 с учетом Федерального закона от 03 октября 2018 г. № 350-ФЗ истцу может быть назначена не ранее чем через 3 года со дня приобретения требуемой продолжительности специального стажа (30 лет), то есть не ранее 05 февраля 2024 года, поскольку выработка 30 лет специального стажа с учетом курсов повышения квалификации у нее определяется по состоянию на 05 февраля 2021 года. В письменном ответе на обращения от 16 июня 2021 года Овсянниковой С.А. указано о подтверждении верности принятого по ее заявлению решения об отказе в назначении пенсии. Оснований для признания данного ответа незаконным и необоснованным не имеется, тогда как заявленные в данной части доводы истца являются несостоятельными. Ответ дан в полном соответствии с требованиями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ. ООО «Альтерлаб» и ООО «Фирма Ликонт» согласно имеющимся данным медицинскими учреждениями не являются, в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н, должность оптометриста не значится. Полная занятость истца не подтверждена, льготная кодировка стажа в систему обязательного пенсионного страхования данными работодателями не внесена. Ссылки истца на форму собственности данных лечебных учреждений являются несостоятельными ввиду того, что организационно-правовая форма предприятия (учреждение, ООО) не является формой его собственности (государственная, частная, муниципальная). Форма собственности субъекта системы здравоохранения не зависит от его организационно-правовой формы. Между тем ООО «АльтерЛаб» и ООО «Фирма Ликонт» по своей организационной правовой форме учреждениями не являются. При имеющихся данных представляется верным решение Центра ПФР № 2 по установлению пенсий в Волгоградской области от 09 июня 2021 года, которым изменено ошибочно включившее в специальный стаж истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации решение от 14 апреля 2021 г., поскольку заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости подано истцом 10 марта 2021 года, то есть до даты начала действия (с 18 марта 2021 года) Постановления Правительства Российской Федерации от 04 марта 2021 года № 322. Включение в специальный стаж периодов нахождения Овсянниковой С.А. на курсах повышения квалификации без повторного обращения заявителя в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации невозможно, поскольку порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению через свои территориальные органы, а также сроки и последовательность выполнения административных процедур установлены Административным регламентом, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.01.2019 № 16н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению". В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня подачи заявления, но не ранее дня возникновения нрава на нее. Таким образом, требования истца о понуждении ОПФР по Волгоградской области к назначению страховой пенсии по старости с 15 декабря 2020 года лишены правовых оснований, поскольку право истца на досрочную страховую пенсию по состоянию на эту дату не определяется, а назначение досрочной страховой пенсии на будущее время действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, перерасчетов, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, действующего в определенный период времени.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабре 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального Пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениям здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона от 28.12.2013 Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, при необходимости, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации статей 30 и 31 Закона от 28.12.2013 Правительством Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 принято Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (Постановление от 16.07.2014 № 665).

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Правила от 11.07.2002 № 516).

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 Постановления от 16.07.2014 № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Список от 29.10.2002 № 781), и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Правила от 29.10.2002 № 781);

Для учета периодов деятельности, имевшей место до 01.01.1992 подлежит применению Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Поскольку Списком от 06.09.1991 № 464 конкретно не приведен перечень должностей, то при исчислении до 01.11.1999 г. специального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов «с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999 № 377, вступившим в силу с 26.11.1999 (Номенклатура от 15.10.1999 № 377).

При отнесении учреждений к числу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения за период работы до 01.11.1999, используется Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 № 395 (с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Минздрава России от 28.02.2000 № 73), вступившим в действие с 03.12.1999 (Номенклатура от 03.11.1999 № 395).

Кроме того, при определении права на досрочную страховую пенсию по старости работникам здравоохранения, применяется перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, как год и шесть месяцев (приложение к Правилам от 29.10.2002 № 781, от 22.09.1999 № 1066).

В ходе судебного разбирательства установлено, что Овсянникова С.А., 31 декабря 1969 года рождения согласно записям трудовой книжки осуществляет трудовую деятельность с 02 апреля 1990 года, зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 22 августа 1997 года.

10 марта 2021 года Овсянникова С.А. обратилась в Центр ПФР №2 по установлению пенсий в Волгоградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предоставив в распоряжение пенсионного органа в числе прочего трудовую книжку, диплом об образовании, свидетельство о рождении и справки, уточняющие льготный характер работы.

Решением Центра ПФР №2 по установлению пенсий в Волгоградской области от 23 марта 2021 года Овсянниковой С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого стажа лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Указанным решением истцу зачтено в качестве требуемого специального стажа 29 лет 09 месяцев 09 дней, и в числе прочего не включены периоды трудовой деятельности:

- с 01.07.2010 по 30.07.2010 и с 02.08.2010 по 21.02.2011 в должности фельдшера-лаборанта лаборатории ООО «Альтерлаб»,

- с 09.03.2011 по 19.03.2011 - в должности оптометриста в ООО «Фирма Ликонт»;

- плановая дезинфекция с 04.10.2004 по 23.10.2004, с 08.05.2014 по 12.05.2014, 02.09.2019;

- курсы повышения квалификации с 11.04.1994 по 13.05.1994, с 10.03.2009 по 06.04.2009, с 15.05.2014 по 11.06.2014 и с 20.10.2014 по 18.11.2014.

Решением Центра ПФР №2 по установлению пенсий в Волгоградской области от 14 апреля 2021 года «Об отказе в установлении пенсии, во изменение решения от 23.03.2021г.» изменена оценка пенсионных прав истца по состоянию на 10 марта 2021 года, в ее специальный стаж включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, продолжительность общего стажа определена в количестве 30 лет 01 месяца 05 дней, исходя из которого дата наступления права для назначения досрочной страховой пенсии по старости определена как 05 февраля 2024 года.

Решением Центра ПФР №2 по установлению пенсий в Волгоградской области от 09 июня 2021 года «Об отказе в установлении пенсии, во изменение решения от 14.04.2021г.» вновь изменена оценка пенсионных прав истца по состоянию на 10 марта 2021 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации исключены из специального стажа по мотиву поступления заявления Овсянниковой С.А. о назначении пенсии ранее даты вступления в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 04 марта 2021 года № 322. При этом Овсянниковой С.А. разъяснено, что в случае повторного обращения с аналогичным заявлением ее право на установление досрочной пенсии определится не ранее 05 февраля 2024 года.

Будучи несогласной с приведенной в указанных решениях пенсионного органа мотивировкой и оценкой своих пенсионных прав, Овсянникова С.А. обратилась в порядке ведомственного контроля в ОПФР по Волгоградской области с заявлениями о проведении проверки законности и обоснованности принятых решений.

В письменном ответе от 16.06.2021 г. на ее обращения, поступившие в ОПФР по Волгоградской области из различных органов власти, Овсянниковой С.А. приведена подробная мотивировка оценки ее пенсионных прав и подтверждена верность принятого по ее заявлению решения об отказе в назначении пенсии.

Разрешая требования истца и соглашаясь с их обоснованности в части, суд находит основанным на неверной оценке пенсионных прав Овсянниковой С.А. первично принятое по ее заявлению решение от 23 марта 2021 года об отказе в назначении пенсии, равно как и решение Центра ПФР №2 по установлению пенсий в Волгоградской области от 09 июня 2021 года «Об отказе в установлении пенсии, во изменение решения от 14.04.2021г.» в части исключения из специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, аналогичная правовая позиция содержалась также в статье 112 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего до 01.02.2002 года.

Следуя приведенным законоположениям, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, из которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

По смыслу закона, при сохранении за работником места работы, должны сохраняться также дополнительные гарантии, компенсации или льготы, которые предусмотрены для должности, занимаемой работником перед направлением на переподготовку.

Для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Следовательно, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Поскольку в периоды нахождения на курсах повышения квалификации Овсянникова С.А. занимала должности медицинских работников в учреждениях здравоохранения, которые поименованы соответствующими льготными Списками учреждений и должностей, что не оспаривается ответчиком, данные спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истца для назначения страховой пенсии по старости в календарном исчислении вне зависимости от даты вступления в действие Постановления Правительства РФ от 04.03.2021 № 322, разъяснившего пенсионным органам на законодательном уровне необходимость включения в специальный медицинский стаж курсов повышения квалификации.

В этой связи суд находит обоснованным признание незаконным решения Центра ПФР № 2 по установлению пенсий в Волгоградской области от 09 июня 2021 года «Об отказе в установлении пенсии, во изменение решения от 14.04.2021г.» в части выводов об исчислении Овсянниковой С.А. специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., в количестве 29 лет 9 месяцев 9 дней вследствие невключения в данный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 11.04.1994 по 13.05.1994, с 10.03.2009 по 06.04.2009, с 15.05.2014 по 11.06.2014 и с 20.10.2014 по 18.11.2014., а потому в целях восстановления нарушенных прав истца полагает необходимым обязать ОПФР по Волгоградской области зачесть истцу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., данные периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Доводы и возражения ответчика, входящие в противоречие с выводами суда, следует признать несостоятельными, поскольку они не основаны на законе.

Отказывая в удовлетворении остальной части иска, суд соглашается с доводами ответчика и полагает, что вопреки утверждению истца пенсионный орган дал верную оценку остальных спорных периодов трудовой деятельности истца.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как установлено, все спорные периоды трудовой деятельности истца льготной кодировки в системе обязательного пенсионного страхования не имеют.

Вопреки доводам истца оснований для отнесения коммерческих организаций ООО «Альтерлаб» и ООО «Фирма ликонт» к медицинским учреждениям, равно как и к структурным подразделениям медицинских учреждений не имеется, поскольку указанное не соотносится ни с действующим законодательством, ни с нормативным регулированием прежних периодов.

Коммерческие организации упомянутыми выше Списками не предусмотрены.

В силу положений части 1 статьи 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Общества с ограниченной ответственностью Гражданский кодекс Российской Федерации относит к коммерческим корпоративным организациям, в силу части 1 статьи 87 ГК РФ обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Исходя из пункта 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет (пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 (в редакции от 28 мая 2019 года) «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).

Таким образом, общества с ограниченной ответственностью в силу своей организационно-правовой формы учреждением здравоохранения не являются, что исключает возможность включения трудовой деятельности в таких организациях в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.

Более того, в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н, должность оптометриста не значится.

Указанное позволяет признать верными мотивы и основание последовательного принятия пенсионным органом решения об исключении указанных выше периодов трудовой деятельности из специального стажа истца.

Правовых оснований для включения истцу в специальный стаж периодов проведения плановых дезинфекций в медицинских учреждениях вопреки доводам истца не имеется, поскольку приведенная пенсионным органом оценка пенсионных прав истца в данной части полностью соотносится с требования действующего пенсионного законодательства и нормами права, ранее действовавшими в соответствующие периоды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня подачи заявления, но не ранее дня возникновения права на нее.

Согласно ч. 1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

Исходя из оценки специального стажа истца, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, с учетом курсов повышения квалификации выработка 30 лет соответствующего стажа у Овсянниковой С.А. определяется по состоянию на 05 февраля 2021 года, следовательно, как верно полагает ответчик, право на назначение досрочной страховой пенсии у нее наступит не ранее 05 февраля 2024 года.

Поскольку оснований для установления истцу досрочной страховой пенсии по старости ранее указанной даты не установлено, суд находит требования истца о понуждении ОПФР по Волгоградской области к назначению страховой пенсии по старости с 15 декабря 2020 года лишенными правовых оснований, поскольку право истца на досрочную страховую пенсию по состоянию на эту дату не определяется.

Избранный истцом в части оспаривания ответа ОПФР по Волгоградской области от 16.06.2021 г на обращение по вопросам оценки пенсионных прав Овсянниковой С.А. способ защиты прав верным не является, поскольку признание данного ответа пенсионного органа не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации ввиду невозможности его обжалования лишено правовой целесообразности, тогда как удовлетворение таких требований к восстановлению нарушенного права истца фактически не ведет.

Предусмотренный Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» порядок рассмотрения обращений истца пенсионным органом соблюден, тогда как проверка данного письменного ответа на соответствие требованиям этого Федерального закона в предмет настоящего спора не входит.

В этой связи в удовлетворении иска о признании незаконной остальной части решения Центра ПФР № 2 по установлению пенсий в Волгоградской области от 09 июня 2021 года , а ответа ОПФР по Волгоградской области от 16.06.2021 г. на обращения Овсянниковой Светланы Александровны – не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации ввиду невозможности его обжалования, а также в удовлетворении иска в части возложения на ОПФР по Волгоградской области обязанности по включению истцу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 01.07.2010 по 30.07.2010 и с 02.08.2010 по 21.02.2011 - в должности фельдшера-лаборанта лаборатории ООО «Альтерлаб», с 09.03.2011 по 19.03.2011 - в должности оптометриста в ООО «Фирма Ликонт», а также периодов плановой дезинфекции с 04.10.2004 по 23.10.2004, с 08.05.2014 по 12.05.2014, 02.09.2019, и назначению страховой пенсии по старости с 15 декабря 2020 года Овсянниковой С.А. следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Овсянниковой Светланы Александровны удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Центра ПФР № 2 по установлению пенсий в Волгоградской области от 09 июня 2021 года «Об отказе в установлении пенсии, во изменение решения от 14.04.2021г.» в части выводов об исчислении Овсянниковой Светлане Александровне специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях в Российской Федерации», в количестве 29 лет 9 месяцев 9 дней вследствие невключения в данный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 11.04.1994 по 13.05.1994, с 10.03.2009 по 06.04.2009, с 15.05.2014 по 11.06.2014 и с 20.10.2014 по 18.11.2014.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях в Российской Федерации», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11.04.1994 по 13.05. 1994, с 10.03.2009 по 06.04.2009, с 15.05.2014 по 11.06.2014 и с 20.10.2014 по 18.11.2014.

В удовлетворении иска о признании незаконной остальной части решения Центра ПФР № 2 по установлению пенсий в Волгоградской области от 09 июня 2021 года , а ответа ОПФР по Волгоградской области от 16.06.2021 г. № О-1813-1763/11-3/21 на обращения Овсянниковой Светланы Александровны – не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации ввиду невозможности его обжалования, а также в удовлетворении иска в части возложения на ОПФР по Волгоградской области обязанности по включению в специальный стаж Овсянниковой Светланы Александровны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях в Российской Федерации», периодов работы с 01.07.2010 по 30.07.2010 и с 02.08.2010 по 21.02.2011 - в должности фельдшера-лаборанта лаборатории ООО «Альтерлаб», с 09.03.2011 по 19.03.2011 - в должности оптометриста в ООО «Фирма Ликонт»; периодов плановой дезинфекции с 04.10.2004 по 23.10.2004, с 08.05.2014 по 12.05.2014, 02.09.2019; и назначении Овсянниковой Светлане Александровне страховой пенсии по старости с 15 декабря 2020 года Овсянниковой С.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 28 февраля 2022 года.

Председательствующий Т.Ю. Болохонова