№ 12-383/2021
УИД: 61RS0001-01-2921-005329-74
Р Е Ш Е Н И Е
09 сентября 2021 года гор. Ростов-на-Дону
Судья Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону Акуз А.В., рассмотрев жалобу ООО «Аленушка», в лице директора ФИО1, на постановление межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области № от ... о привлечении ООО «Аленушка» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.5.1 Кодекса РФ об АП,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Государственного инспектора в области охраны окружающей среды по ... и ..., № от ... ООО «Аленушка»признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.5.1 Кодекса РФ об АП, выразившегося в непредставлении или несвоевременном представлении отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпушенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 70000 (семьдесят тысяч) рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ООО «Аленушка» в лице директора ФИО1 обратилось в суд с жалобой, в которой указано на его несоответствие обстоятельствам дела и незаконность по следующим основаниям.
... от ООО «Аленушка» поступило ходатайство в котором были изложены уважительные причины пропуска сроков подачи отчётности ввиду того, что в период с ноября 2020 по май 2021 года предприятие было вынуждено приостанавливать свою деятельность поскольку имелся риск возгорания помещения (из-за протечек кровли, которые намочили проводку), была сложная ситуация с пандемией, а так же вынужденные периоды самоизоляции сотрудников в указанный период привели к непреднамеренному пропуску в сдаче отчетности.
В день вынесения постановления ... директор ООО «Аленушка» был на консультации пульмонолога (последствия перенесенного ранее Ковид 19 в тяжелой форме), постановление было вынесено в отсутствие директора. Отсутствие по причине мед. показаний в период пандемии - уважительная причина, о чем приложены медицинские документы.
Несмотря на то, что ООО «Аленушка» является микропредприятием, которое реализует свою продукцию предприятиям г. Ростова-на-Дону и ЮФО без упаковки, все отходы перерабатываются предприятием, остатки ветоши используются для перевязки готовой продукции либо для изготовления матрасов, наша организация сдала отчеты ..., а так же оплачен экологический сбор за 2020 года на момент рассмотрения ..., микропредприятие привлечено к наказанию в виде непосильного для него штрафа - 70000 руб., с учетом ситуации в стране - падение спроса на товар (пандемия), который предприятие производит и реализует, вместо вынесения предупреждения (за данное нарушение привлекалось впервые), вынесен штраф.
Своими действиями ООО «Аленушка» не нанесла вреда окружающей среде в виду того, что сам по себе 2020 год был годом пандемии и ограничений, предприятие несколько раз находилось на карантине, и выпускаемые в производство товары были в малом объеме, что не могла причинить вред окружающей среде в таком объёме, в котором указано в Постановлении с целью дальнейшего привлечения ООО «Аленушки» к наложению штрафа, а не предупреждения по ч. 2 ст. 3.4 Кодекса РФ об АП.
С учетом изложенного просит суд отменить постановление об административном правонарушении №-СЗ/2021 от 22.07.2021г. по делу об административном правонарушении.
Представитель ООО «Аленушка» - директор ФИО1 в судебное заседание явился, жалобу поддержал в полном объеме по изложенным в ней основаниям и просил удовлетворить.
Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и республике Калмыкия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя ООО «Аленушка», изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст.30.6 Кодекса РФ об АП судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об АП при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 статьи8.5.1 Кодекса РФ об АП предусмотрено, что непредставление или несвоевременноепредставлениеотчетностио выполнении нормативов утилизацииотходовотиспользованиятоваровили деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской ФИО2, упаковкитоваров, включенных в переченьтоваров, упаковкитоваров, подлежащихутилизациипосле утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пунктам 1, 2 ст.24.5Федерального закона от ... № 89-ФЗ «Оботходахпроизводства и потребления» экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета (пункт 1). Экологический сбор уплачивается производителямитоваров, импортерами товаровпо каждой группетоваров, группе упаковкитоваровсогласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерамитоваровв этой упаковке (пункт 2).
В силу п. 2 ст. 24.2 названного Федерального закона переченьтоваров, упаковкитоваров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такимитоварами.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ...№ «О порядке взимания экологического сбора» предусмотрено, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности ее работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службевфедеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ...№ утверждены Правилапредставленияпроизводителями и импортерамитоваров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизацииотходовотиспользованиятакихтоваров(далее по тексту - Правила), в соответствии с которыми установлены порядок, форма и срокипредставленияотчетностио выполнении нормативов утилизации отходовотиспользованиятоваровв отношениитоваров, упаковкитоваров, включенных в переченьтоваров, упаковкитоваров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ...№-р.
В соответствии с п. 5 Правил отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по форме согласно приложению в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием электронных сервисов системы учета отходов от использования товаров, предусмотренной Правилами создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ...№ «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров»
Согласно п. 7 Правил в случае отсутствия возможности подачи отчетности в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, отчетность представляется на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной с использованием электронных сервисов системы учета отходов, которые предоставляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или лично, а также через представителя или курьером.
В соответствии с п. 9 Правил Федеральная служба по надзору в сфере природопользования на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на безвозмездной основе обеспечивает доступ к электронным сервисам системы учета отходов производителей товаров, импортеров товаров, ассоциаций, российского экологического оператора для составления и представления отчетности ежедневно круглосуточно.
Согласно п. 12 Правил Отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с п. 29 Правил №, за непредставление (несвоевременное представление) отчетности, а также за представление недостоверных сведений в отчетности производители товаров, импортеры товаров, ассоциации, российский экологический оператор несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 7 приложения к Правилам отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за год заполняется на основе информации, полученной в установленном порядке при декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров. Для указания количества товаров, упаковки товаров, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, используется информация, содержащаяся в декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров за год, предшествующий отчетному периоду.
В соответствии с п. 1 Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств утвержденного Постановлением Правительства РФ от ...№ (далее Положение) настоящим Положением устанавливается порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, предусмотренных перечнем товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от ...№-р (далее соответственно - товары, упаковка товаров, перечень), юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство на территории Российской Федерации и импорт из третьих стран или ввоз из государств - членов Евразийского экономического союза товаров, упаковки товаров.
Согласно п. 3 Положения декларация представляется производителями товаров в отношении товаров, произведенных на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Положения декларация заполняется в отношении каждого наименования товара, упаковки товара по форме согласно приложению.
Согласно п. 10 Положения декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с п. 14 Положения датой представления декларации в электронной форме считается дата ее отправления по телекоммуникационным сетям.
Согласно п. 18 Положения за непредставление или несвоевременное представление декларации, а также за представление в неполном объеме или в искаженном виде сведений в декларации производители товаров, импортеры товаров несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ (№ ЮЭ№ от ...) ООО «Аленушка» в разделе сведения об основном виде деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014) КДЕС Ред. 2) указан код и наименование вида деятельности - 13.92 производство готовых текстильных изделий, кроме одежды. В разделе сведения о дополнительных видах деятельности код и наименование вида деятельности указан - 14.12 производство спецодежды.
Согласно перечня товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, в соответствии с приложением № Распоряжения Правительства РФ от ...№-р «Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» (далее Распоряжение) указаны товары, за исключением упаковки товаров, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств разделённые по группам.
К группе № относятся изделия текстильные готовые (кроме одежды). К группе № относится наименование товара - спецодежда.
Вместе с тем ООО «Аленушка» на ... не была представлена декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за отчетный 2020 год, что является нарушением пункта 16 статьи 24.2 Федерального закона от ... № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3 и п. 10 Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ...№.
Более того, ООО «Аленушка» не была представлена отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за отчетный 2020 год, что является нарушением п. 5. п. 12 правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ...№.
Указанные обстоятельства не оспариваются подателем жалобы.
Однако декларация о количестве товаров, отчет о выполнении нормативов утилизации и расчет экологического сбора были предоставлены ООО «Аленушка» в Управление ...., экологический сбор за 2020 год оплачен ..., то есть, с нарушением срока.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО «Аленушка» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Из чего следует, что выводы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении и выводы должностного лица, вынесшего постановление о назначении административного наказания о наличии в действиях ООО «Аленушка» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.5.1 Кодекса РФ об АП основаны на правильно и всесторонне установленных по делу фактических данных, подтверждены собранными по делу доказательствами.
Каких-либо процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении обжалуемого постановления должностными лицами не допущено. Бездействие ООО «Аленушка» правильно квалифицировано по ч. 1 ст.8.5.1 Кодекса РФ об АП. Срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушен.
Невыполнение указанных требований законодательства образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а потому ООО «Аленушка»правомерно привлечено к административной ответственности, установленной данной нормой.
Согласно части 1 статьи4.1Кодекса РФ об АП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение. Такое правило назначения административного наказания имеет целью предотвращение излишнего административного усмотрения и избежание злоупотреблений при принятии решений о размерах административных санкций в конкретных делах, что в целом согласуется с конституционными требованиями к использованию мер публично-правовой ответственности.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи4.1Кодекса РФ об АП).
Административное наказание назначено ООО «Аленушка» в пределах санкции части 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным. Вопреки доводам жалобы основания для применения к рассматриваемым правоотношениям положений части 1 статьи 4.1.1, статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемого постановления от ..., не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об АП, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по РО и Республике Калмыкия № от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Аленушка», оставить без изменения, жалобу директора ООО «Аленушка» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья