Дело № 3а-304/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 27 марта 2019 г.
Воронежский областной суд в составе
председательствующего судьи Привалова А.А.,
при секретаре Аристовой Л.С.,
с участием представителя
административного ответчика ФИО1,
прокурора Колесовой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области о признании недействующим приказа от 14.12.2017 № 306 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Воронежской области, на 2018 год»,
установил:
приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 14.12.2017 № 306 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Воронежской области, на 2018 год» (далее – Приказ) на 2018 год установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт в размере 6,60 руб. в месяц на один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения.
Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа ввиду его противоречия ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ, поскольку применяемый порядок установления оспариваемым приказом минимального размера взноса на капитальный ремонт в размере 6,60 руб. в месяц на один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме не соответствует Методическим рекомендациям по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 27.06.2016 № 454/пр, а также принципу экономической обоснованности тарифов, сформулированному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 № 13-П.
Административный истец ФИО2 надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд письменное ходатайство об отложении судебного разбирательства по мотиву не вручения ему представленных административным ответчиком документов. Данное ходатайство судом отклонено в связи с отсутствием оснований для отложения судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1 полагала, что оспариваемый приказ принят в пределах полномочий, в установленной законом форме, опубликован в установленном порядке.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Колесовой М.Г., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, ФИО2 на праве собственности принадлежит нежилое встроенное помещение общей площадью 1 712,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 11). Арбитражным судом Воронежской области принято к производству исковое заявление фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области о взыскании с ФИО2 задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, образовавшейся за период с 01.12.2014 по 30.07.2018 в размере 1 699 979,15 руб. (л.д. 12-14, 164-170).
Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» законы или иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Из содержания оспариваемого приказа следует, что данный акт регулирует жилищные отношения в сфере определения минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Жилищным законодательством регулируются, в том числе, отношения, связанные с уплатой взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (пункт 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищного законодательства закреплено Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Согласно статье 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из данного Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании ЖК РФ, и принятых в соответствии с этим Кодексом других федеральных законов.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений установлены статьей 13 ЖК РФ. В частности, к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится установление минимального размера взноса на капитальный ремонт (пункт 8.2 статьи 13 ЖК РФ).
Вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нашли отражение в разделе IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» ЖК РФ.
Статьей 167 ЖК РФ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 3 статьи 3 Закона Воронежской области от 08.07.2013 № 107-ОЗ «О порядке установления минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах» минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти Воронежской области, определенного правительством Воронежской области.
Статьей 2 закона Воронежской области от 17.10.2012 № 111-ОЗ (ред. от 11.03.2013) «О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области» установлено, что в систему исполнительных органов государственной власти Воронежской области входят:
1) высший исполнительный орган государственной власти Воронежской области - правительство Воронежской области;
2) иные исполнительные органы государственной власти Воронежской области: департаменты, управления, инспекции, представительство Воронежской области.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона исполнительные органы государственной власти Воронежской области являются органами специальной компетенции, формируются правительством Воронежской области и осуществляют на всей территории Воронежской области государственное управление в отдельных (подведомственных) сферах в пределах своих полномочий.
Постановлением Правительства Воронежской области от 26.11.2014 № 1056 утверждено Положение о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее – департамент).
Департамент является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области в сферах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (пункт 1.1 Положения).
К функциям департамента отнесено установление минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области (пункт 3.2.33 Положения).
Департамент возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности указом губернатора области (пункт 6.1 Положения).
Руководитель департамента подписывает документы от имени Департамента, изданные в пределах его компетенции (пункт 6.2.5 Положения).
Закон Воронежской области от 01.02.1995 № 11-з «О нормативных правовых актах Воронежской области» определяет понятия и виды нормативных правовых актов Воронежской области, регулирует иные вопросы, связанные с принятием и действием нормативных правовых актов Воронежской области.
В соответствии со статьей 4 данного закона приказом является нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции исполнительных органов государственной власти Воронежской области, издаваемый руководителем соответствующего исполнительного органа государственной власти Воронежской области.
Руководителем департамента издан приказ от 14.12.2017 № 306 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Воронежской области, на 2018 год» (л.д. 56).
Статья 6 закона Воронежской области от 07.07.2006 № 86-ОЗ «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации» устанавливает, что официальным опубликованием нормативных правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Воронежской области считается первая публикация их полного текста в периодических печатных изданиях, с которыми заключен государственный контракт, предусматривающий официальное опубликование нормативных правовых актов Воронежской области, либо в официальных периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти Воронежской области, либо первое размещение (опубликование) в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Приказ официально опубликован в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) 20 декабря 2017 г., номер публикации 3606201711590 (л.д. 163).
Исходя из анализа указанных выше норм, суд приходит к выводу, что, принимая оспариваемый нормативный правовой акт, департамент действовал в пределах своей компетенции и предоставленных ему полномочий при установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Воронежской области, на 2018 год.
Проверяя соответствие оспариваемого приказа федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (часть 1 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему имущества, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
В силу части 8.1 статьи 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного данным Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Законом Воронежской области от 08.07.2013 № 106-ОЗ установлен порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Воронежской области.
В пункте 3 части 1 статьи 3 названного закона определен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, подлежащий включению в региональную программу.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 – 2044 годы утверждена постановлением правительства Воронежской области от 06.03.2014 № 183.
Из представленных административным ответчиком документов, обосновывающих установление субъектом минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 6,60 рублей, следует, что приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 07.02.2014 № 23 был установлен минимальный размер взноса на 2014 год в размере 6,20 руб., на 2015 год в размере 6,60 руб. (л.д. 162).
В 2014 году ЗАО «Инженерно-технический центр» был произведен расчет минимального размера взноса.
При производстве расчета разработчик руководствовался действовавшими в тот период Методическими рекомендациями по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.02.2014 № 41/пр.
Согласно пункту 1.1 названных Методических рекомендаций установление субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме рекомендовалось осуществлять на основе следующих принципов:
- определение минимального размера взноса на основе оценки общей потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, входящих в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренный частью 1 статьи 166 ЖК РФ, а также нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в соответствии с частью 2 указанной статьи и необходимых для восстановления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров и других характеристик строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения многоквартирных домов с учетом уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирных домов;
- доступность минимального размера взноса для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах с учетом совокупных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
- достаточность финансовых средств, формируемых исходя из устанавливаемого минимального размера взноса, с учетом планируемых мер финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов в соответствии со статьей 191 ЖК РФ для обеспечения выполнения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, разрабатываемой и утверждаемой в соответствии со статьей 168 ЖК РФ.
Для расчета использовались данные региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 – 2044 года, мониторинга состояния жилищного фонда по состоянию на 15.07.2014. Стоимость каждой услуги и работы по капитальному ремонту многоквартирных домов определялась на основании стоимости фактически оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту за период 2010 – 2013 годы. Оценка доступности размера взноса на капитальный ремонт для граждан – собственников помещений проводилась на основании статистических данных, представленных территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Воронежской области.
При проведении расчета учитывалось расположение многоквартирных домов в конкретном муниципальном образовании, их типы и этажность, стоимость проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома. Полученный расчетным методом минимальный размер взноса составил 9,85 руб. с квадратного метра общей площади помещения.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.06.2016 № 454/пр утверждены Методические рекомендации по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 6.3 Методических рекомендаций для обоснованного установления минимального размера взноса в течение срока реализации региональной программы капитального ремонта субъекту Российской Федерации рекомендуется через каждые три года (до начала очередного трехлетнего плана реализации региональной программы капитального ремонта) осуществлять переоценку значений необходимого размера взноса на капитальный ремонт и предельного размера взноса на капитальный ремонт в соответствии с методическими рекомендациями и устанавливать минимальный размер взноса на основе проведенной переоценки.
Из объяснений представителя административного ответчика следует, что по истечении трех лет с начала срока реализации региональной программы капитального ремонта при установлении минимального размера взноса на 2018 год переоценка значений необходимого размера взноса и предельного размера взноса на капитальный ремонт не производилась ввиду установленного при проведении расчета в 2014 году экономически обоснованного размера взноса 9,85 руб. и необходимости сохранения доступности минимального размера взноса 6,60 руб. для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах на следующий год действия программы капитального ремонта.
Суд считает, что неисполнение административным ответчиком пункта 6.3 Методических рекомендаций о проведении переоценки до вынесения приказа об установлении минимального размера взноса на 2018 год не может повлечь признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим, поскольку в силу пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ суд выясняет соответствие оспариваемого правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В преамбуле Методических рекомендаций оговорено, что они разработаны в целях методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Методические рекомендации не относятся к нормативным правовым актам, подлежащим регистрации и опубликованию в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009.
В силу подпункта «д» пункта 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 № 88, акты рекомендательного характера не подлежат представлению на государственную регистрацию.
Вышеприведенными положениями части 2 статьи 154, части 8.1 статьи 156, статьи 158 ЖК РФ, как указывалось выше, взнос на капитальный ремонт включен в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме; установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещение в этом доме.
Издание оспариваемого приказа направлено на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, что прямо предусмотрено статьей 167 ЖК РФ, возлагающей на органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязанность принять нормативные правовые акты, направленные на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, которые должны устанавливать минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Приведенные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства Воронежской области являются специальными нормами, регулирующими правоотношения по формированию фонда капитального ремонта и по уплате взносов на капитальный ремонт; данным нормам оспариваемый административным истцом приказ от 14.12.2017 года № 306 полностью соответствует.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В связи с установлением минимального размера взноса на капитальный ремонт для граждан на 2018 год исходя из принципа его доступности в неизменном с 2015 года размере доводы административного истца о нарушении его прав и свобод не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку судом не установлено противоречия оспариваемого приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оснований к удовлетворению административного иска у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 о признании недействующим приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 14.12.2017 № 306 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Воронежской области, на 2018 год».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.А. Привалов
Мотивированное решение составлено 1 апреля 2019 г.