Дело № 3а- 696/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«24» сентября 2018 года Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Селиверстовой И.В.
при секретаре Аристовой Л.С.
с участием прокурора Савельевой С.А.
административных истцов Рослика Д.В. и
Ситникова М.М.,
представителя административного ответчика Хорунжего С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному исковому заявлению Рудакова Сергея Ивановича, Рослика Дениса Викторовича, Шабунина Александра Николаевича, Ситникова Максима Михайловича к Избирательной комиссии Воронежской области о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Воронежской области от 8 сентября 2018 года № 85/603-6 «Об отказе в регистрации региональной подгруппы на территории Воронежской области инициативной группы по проведению референдума в Российской Федерации» и возложении обязанности вынести вопрос о регистрации на новое рассмотрение,
у с т а н о в и л:
решением Избирательной комиссии Воронежской области от 8 сентября 2018 года № 85/602-6 зарегистрирована региональная подгруппа на территории Воронежской области инициативной группы по проведению референдума в Российской Федерации по вопросу референдума: «Поддерживаете ли Вы то, что установленный законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июля 2018 года возраст, по достижении которого возникает право на пенсию по старости, не может быть увеличен?» (далее – Решение № 85/602-6) (т. 1, л.д. 13-16).
Решением Избирательной комиссии Воронежской области от 8 сентября 2018 года № 85/603-6 отказано в регистрации региональной подгруппы на территории Воронежской области инициативной группы по проведению референдума в Российской Федерации по вопросу референдума: «Согласны ли Вы с тем, что установленный законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июня 2018 года возраст, достижение которого даёт право на назначение страховой пенсии по старости (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет), повышаться не должен?» (далее – решение № 85-603-06) (т. 1, л.д. 17-18).
20 сентября 2018 года в Воронежский областной суд поступило административное исковое заявление, направленное посредством почтовой связи 18 сентября 2018 года, в котором административные истцы как уполномоченные представители региональной подгруппы на территории Воронежской области просят признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии Воронежской области от 8 сентября 2018 года № 85/603-6 «Об отказе в регистрации региональной подгруппы на территории Воронежской области инициативной группы по проведению референдума в Российской Федерации» и возложить обязанность на административного ответчика вынести вопрос о регистрации Воронежской областной региональной подгруппы инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации по вопросу референдума: «Согласны ли Вы с тем, что установленный законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июня 2018 года возраст, достижение которого дает право на назначение страховой пенсии по старости (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет), повышаться не должен?» на новое рассмотрение.
Административные истцы полагают принятое избирательной комиссией решение незаконным и подлежащим отмене, поскольку административным ответчиком произведена регистрация региональной подгруппы на территории Воронежской области инициативной группы по проведению референдума в Российской Федерации по вопросу референдума: «Поддерживаете ли Вы то, что установленный законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июля 2018 года возраст, по достижении которого возникает право на пенсию по старости, не может быть увеличен?» без учета допущенного названной инициативной группой нарушения избирательного законодательства, закрепленного частью 3 статьи 15 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», предусматривающего уведомление в письменной форме избирательной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации о месте и времени проведения собрания, а также о вопросе (вопросах) референдума не позднее чем за пять дней до дня проведения собрания участников референдума для решения вопроса об образовании региональной подгруппы, выразившееся в изменении названной инициативной группой времени проведения собрания с 10 часов на 7 часов за три дня до проведения собрания по формированию инициативной группы (т. 1, л.д. 6-8, 19).
Административные истцы Рудаков С.И. и Шабунин А.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили (т. 1, л.д. 20-24, 27, 30).
Учитывая изложенное, а также, что их присутствие судом обязательным не признавалось в силу положений части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании административные истцы Рослик Д.В. и Ситников М.М. поддержали требования по изложенным в административном иске основаниям, пояснив, что при представлении в избирательную комиссию в 14 часов 27 августа 2018 года ходатайства о регистрации инициативной группы и необходимых документов им стало известно, что в 9 часов 42 минуты того же дня было зарегистрировано ходатайство другой инициативной группы, которая, по их мнению, нарушила сроки уведомления о времени проведения публичного собрания.
Представитель административного ответчика по доверенности Хорунжий С.Н. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на отсутствие в действиях избирательной комиссии нарушений избирательного законодательства.
Прокурор Савельева С.А. посчитала административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде избирательной комиссии, комиссии референдума, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что Рудаков С.И., Рослик Д.В., Шабунин А.Н., Ситников М.М. являются уполномоченными представителями региональной подгруппы на территории Воронежской области по проведению референдума Российской Федерации по вопросу референдума: «Согласны ли Вы с тем, что установленный законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июня 2018 года возраст, достижение которого дает право на назначение страховой пенсии по старости (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет), повышаться не должен?» (т. 1, л.д. 46-49, 54-64; т. 2, л.д. 8-15).
Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (статья 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
Согласно части 3 статьи 15 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» гражданин (граждане) Российской Федерации, выдвинувший (выдвинувшие) предложение об образовании инициативной группы по проведению референдума, не позднее чем за пять дней до дня проведения собрания участников референдума для решения вопроса об образовании региональной подгруппы (далее - собрание региональной подгруппы) уведомляет (уведомляют) в письменной форме избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации о месте и времени проведения собрания, а также о вопросе (вопросах) референдума.
Часть 6 статьи 15 названного Федерального конституционного закона регламентирует, что на собрании региональной подгруппы вправе присутствовать представитель избирательной комиссии того субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится данное собрание, а также представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Как установлено судом, административные истцы, являясь гражданами, выдвинувшими предложение об образовании (создании) инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации (ее региональной подгруппы), подали 19 августа 2018 года уведомление в Избирательную комиссию Воронежской области о проведении собрания участников референдума для решения вопроса об образовании (создании) инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации (ее региональной подгруппы), которым известили о том, что 25 августа с 10 часов 30 минут до (завершения собрания, ориентировочно, примерно) 15 часов 00 минут по адресу места его проведения: <адрес> помещение Воронежского областного комитета КПРФ, запланировано к проведению в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», соответствующее собрание участников референдума для решения следующих вопросов:
1. Об образовании (создании) Инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации и её Воронежской областной региональной подгруппы;
2. Об утверждении формулировки предлагаемого к вынесению на референдум Российской Федерации вопроса референдума: «Согласны ли Вы с тем, что установленный законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июня 2018 года возраст, достижение которого даёт право на назначение страховой пенсии по старости (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет), повышаться не должен?»;
3. Об избрании (назначении) уполномоченных представителей из числа членов Воронежской областной региональной подгруппы Инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации;
4. Об утверждении доверенностей (содержания доверенностей) уполномоченных представителей Воронежской областной региональной подгруппы Инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации;
5. Об утверждении соответствующего ходатайства в Избирательную комиссию Воронежской области о регистрации Воронежской областной региональной подгруппы Инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации и представлении в Избирательную комиссию Воронежской области соответствующего пакета документов для регистрации Воронежской областной региональной подгруппы Инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации (т. 1, л.д. 50-51).
Избирательной комиссией на собрание названной региональной подгруппы был направлен в качестве представителя Хорунжий С.Н., присутствовавший при его проведении (т. 1, л.д. 54-64).
27 августа 2018 года в 14 часов 00 минут в Избирательную комиссию Воронежской области поступило ходатайство о регистрации Воронежской подгруппы инициативной группы по проведению референдума в Российской Федерации по вопросу: «Согласны ли Вы с тем, что установленный законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июня 2018 года возраст, достижение которого даёт право на назначение страховой пенсии по старости (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет), повышаться не должен?», а также протокол собрания от 25 августа 2018 года, протокол регистрации участников референдума на собрании Воронежской региональной подгруппы от 25 августа 2018 года, доверенности, список членов Воронежской региональной подгруппы и их уполномоченных представителей в печатном и машинописном виде, письменные заявления о согласии быть членами инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации (т. 1, л.д. 52-53; т. 2, л.д. 8-288).
В силу положений частей 14, 15 статьи 15 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение 15 дней со дня получения ходатайства о регистрации региональной подгруппы проверяет соответствие ходатайства и приложенных к нему документов требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным конституционным законом, и принимает одно из следующих решений: 1) о регистрации региональной подгруппы. В данном решении указываются формулировка вопроса (вопросов) референдума, фамилии, имена и отчества всех членов региональной подгруппы (при необходимости - иные сведения о членах региональной подгруппы, перечисленные в пункте 3 части 11 настоящей статьи), а также фамилии, имена и отчества уполномоченных представителей региональной подгруппы; 2) об отказе в регистрации региональной подгруппы.
Основанием для отказа в регистрации региональной подгруппы является невыполнение требований, предусмотренных статьей 7 Федерального конституционного закона, частями 2 - 5 и 8 - 12 данной статьи, либо несоответствие вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 Федерального конституционного закона, установленное Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Решение об отказе в регистрации региональной подгруппы принимается также в случае, предусмотренном частью 18 этой статьи.
В соответствии с частью 18 статьи 15 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» после регистрации избирательной комиссией субъекта Российской Федерации региональной подгруппы иная региональная подгруппа, утвердившая на своем собрании такую же по смыслу или содержанию формулировку вопроса (вопросов) референдума, не может быть зарегистрирована этой же комиссией до окончания процедур по реализации инициативы проведения референдума по данному вопросу (данным вопросам).
Судом установлено, что решения Избирательной комиссии Воронежской области от 8 сентября 2018 года № 85/602-6 зарегистрирована региональная подгруппа на территории Воронежской области инициативной группы по проведению референдума в Российской Федерации по вопросу референдума: «Поддерживаете ли Вы то, что установленный законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июля 2018 года возраст, по достижении которого возникает право на пенсию по старости, не может быть увеличен?» (т. 1, л.д. 13-16).
Из содержания названного решения следует, что ходатайство о регистрации данной региональной подгруппы поступило в избирательную комиссию 27 августа 2018 года в 9 часов 42 минуты. К ходатайству были приложены: протокол собрания от 27 августа 2018 года, протокол регистрации участников референдума на собрании Воронежской региональной подгруппы от 27 августа 2018 года, доверенности, список членов Воронежской региональной подгруппы и их уполномоченных представителей в печатном и машинописном виде, письменные заявления о согласии быть членами инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации (т. 1, л.д. 67-293; т. 2, л.д. 1-6).
Суд приходит к выводу, что представленные региональными подгруппами ходатайства и приложенные к ним документы соответствуют требованиям частей 11, 20, 21 статьи 15 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливаются следующие виды страховых пенсий: по старости; по инвалидности; по случаю потери кормильца.
Под страховой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 4 названного Федерального закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Анализ содержания вопросов, предлагаемых на референдум обеими инициативными группами, приводит к однозначному выводу о смысловом тождестве формулировок, поскольку они связаны с возможностью изменения возраста, с которым законодательство связывает назначение пенсии по старости (для мужчин 60 лет, для женщин 55 лет), в них указана одна дата, с которой связана постановка вопроса (1 июля 2018 года), ни о каких других видах пенсий и условиях их назначения в рассматриваемых вопросах не указано, именно поэтому формулировки касаются по существу одного вопроса.
Учитывая изложенное, суд находит вывод Избирательной комиссии Воронежской области о необходимости применения при регистрации региональной подгруппы части 18 статьи 15 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года№ 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» правомерным.
Доводы административных истцов о том, что в данном случае применима аналогия с правовым регулированием свободы собраний, на которое обращено внимание в абзаце 2 пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 26 июня 2018 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», предусматривающее, что изменение организатором публичного мероприятия места, времени, цели, формы и иных условий проведения публичного мероприятия, определенных в рамках согласительных процедур с органом публичной власти, требует подачи нового уведомления о проведении публичного мероприятия, суд находит необоснованными.
Так, каких-либо согласительных процедур с органами публичной или иной власти положения Федерального конституционного закона № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» не предусматривают, уведомление о месте и времени проведения собрания носит информативный характер.
Кроме того, уведомление о месте и времени (включающее в себя дату и часы) проведения собрания было получено избирательной комиссией 21 августа 2018 года в 16 часов 59 минут, а 24 августа 2018 года в 16 часов 26 минут был уточнен час начала проведения собрания, представитель избирательной комиссии Мещеряков В.А. был направлен и присутствовал при проведении собрания региональной подгруппы 27 августа 2018 года (т. 1, л.д. 65-73).
Суждения административных истцов о том, что, по мнению нотариуса, заверявшего их документы, требуется больше времени, чем потрачено нотариусом другой группы, не могут служить основанием к удовлетворению административного иска.
Поскольку 8 сентября 2018 года была проведена регистрация региональной подгруппы подавшей ходатайство о регистрации и установленные федеральным законодательством документы 27 августа 2018 года в 9 часов 42 минуты, постольку у Избирательной комиссией Воронежской области отсутствовали правовые основания к регистрации региональной подгруппы, уполномоченными представителями которой являются административные истцы, подавшей ходатайство, содержащее аналогичный по смыслу и содержанию вопрос, и необходимые документы в тот же день, но в 14 часов 00 минут.
Суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав истцов оспариваемым решением избирательной комиссии.
Также суд отклоняет доводы стороны административного истца в части нарушения прав члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса на присутствие на собрании региональной подгруппы, как не относимых к предмету настоящего спора.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что доводы административных истцов о нарушении Избавительной комиссии Воронежской области избирательного законодательства не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении названных выше требований, постольку не подлежат удовлетворению и требования возложении обязанности на административного ответчика вынести вопрос о регистрации Воронежской областной региональной подгруппы инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации по вопросу референдума: «Согласны ли Вы с тем, что установленный законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июня 2018 года возраст, достижение которого дает право на назначение страховой пенсии по старости (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет), повышаться не должен?» на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 175-180, 241, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Рудакова Сергея Ивановича, Рослика Дениса Викторовича, Шабунина Александра Николаевича, Ситникова Максима Михайловича к Избирательной комиссии Воронежской области о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Воронежской области от 8 сентября 2018 года № 85/603-6 «Об отказе в регистрации региональной подгруппы на территории Воронежской области инициативной группы по проведению референдума в Российской Федерации» и возложении обязанности вынести вопрос о регистрации Воронежской областной региональной подгруппы инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации по вопросу референдума: «Согласны ли Вы с тем, что установленный законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июня 2018 года возраст, достижение которого дает право на назначение страховой пенсии по старости (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет), повышаться не должен?» на новое рассмотрение, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2018 года.
Председательствующий: И.В. Селиверстова