НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Воронежского областного суда (Воронежская область) от 12.05.2022 № 21-261/2022

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

дело 21-261/2022

(12-3/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

«12» мая 2022 года судья Воронежского областного суда Меремьянин Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ЗАО «Агросвет» Гонтарь М.М. на решение Каширского районного суда Воронежской области от 03 марта 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Закрытого акционерного общества «Агросвет», юридический адрес: Воронежская область, Каширский район, с.Каширское, ул.Мира, д.15

(судья районного суда Киселева И.В.)

у с т а н о в и л:

постановлением №36-2985/195-ЗН-ВЛ от 01.10.2021 года вынесенным заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям Эсауленко Н.Ю., ЗАО «Агросвет» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением судьи Каширского районного суда Воронежской области от 03 марта 2022 года постановление №36-2985/195-ЗН-ВЛ от 01.10.2021 изменено в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен до 200 000 рублей, жалоба ЗАО «Агросвет» оставлена без удовлетворения.

В жалобе, поданной Воронежский областной ЗАО «Агросвет» просит постановление №36-2985/195-ЗН-ВЛ от 01.10.2021 и решение судьи Каширского районного суда Воронежской области от 03 марта 2022 года отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник ЗАО «Агросвет» Гонтарь М.М., участвующий в судебном заседании по средствам видеоконференц-связи, при содействии Краснодарского краевого суда поддержал доводы жалобы.

Представитель Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям Батырева А.П. возражала против доводов жалобы, представила письменные возражения.

Проверив в полном объеме материалы дела, доводы жалобы, возражения на нее, выслушав защитника ЗАО «Агросвет» Гонтарь М.М., представителя Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям Батыреву А.П., прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет административную ответственность.

Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".

Согласно пункту 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в числе иных, мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подпункты 1, 2 пункта 2 указанной статьи).

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

В силу части 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно части 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Согласно статье 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду, соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков имеют право проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Как следует из материалов дела и установлено судом на основании решения заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям Эсауленко Н.Ю. от 04.08.2021 года №91 о проведении с 23.08.2021 года по 03.09.2021 года выездной плановой проверки проведена выездная проверка земельных участков, принадлежащих и арендуемых ЗАО «Агросвет» на предмет выполнения обязательных требований земельного законодательства.

В ходе проверки осуществлен осмотр земельных участков, в том числе, с кадастровым номером , расположенном по адресу: Воронежская область, Каширский район, восточная часть кадастрового квартала ; с кадастровым номером , по адресу: Воронежская область, Каширский район, входящий в состав ЕЗП , с кадастровым номером , по адресу: Воронежская область, Каширский район, Левороссошанское СП, юго-восточная часть кадастрового квартала ; с кадастровым номером , по адресу: Воронежская область, Каширский район, СХА «Данково», в границах бывшего колхоза «40 лет Октября» участок пастбищ в 300 метрах севернее с. Рябчево; с кадастровым номером , по адресу: Воронежская область, Каширский район, Левороссошанское сельское поселение, юго-восточная часть кадастрового квартала , принадлежащих на праве собственности (праве общей долевой собственности) ЗАО «Агросвет», в ходе которого выявлено невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно: на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , по адресу: Воронежская область, Каширский район, восточная часть кадастрового квартала , на площади около 50000 кв.м. отсутствуют следы проведения агротехнических, культуртехнических, мелиоративных и фитосанитарных мероприятий, сенокошения и выпаса скота. Произрастает сорная и древесно-кустарниковая растительность (сосна 3м); на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , по адресу: Воронежская область, Каширский район, входящий в состав ЕЗП , общей площадью 47427 кв.м., отсутствуют следы проведения агротехнических, культуртехнических, мелиоративных и фитосанитарных мероприятий, сенокошения и выпаса скота. Произрастает сорная и древесно-кустарниковая растительность (береза, тополь и др.), высота деревьев до 7 метров; на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , по адресу: Воронежская область, Каширский район, Левороссошанское СП, юго-восточная часть кадастрового квартала , общей площадью 112200 кв.м. отсутствуют следы проведения агротехнических, культуртехнических, мелиоративных и фитосанитарных мероприятий, сенокошения и выпаса скота. Произрастает сорная и древесно-кустарниковая растительность; на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , по адресу: Воронежская область, Каширский район, СХА «Данково», в границах бывшего колхоза «40 лет Октября» участок пастбищ в 300 метрах севернее с. Рябчево, общей площадью 15500 кв.м. отсутствуют следы проведения агротехнических, культуртехнических, мелиоративных и фитосанитарных мероприятий, сенокошения и выпаса скота. Произрастает сорная и древесно-кустарниковая растительность; на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенном по адресу: Воронежская область, Каширский район, Левороссошанское сельское поселение, юго-восточная часть кадастрового квартала , общей площадью 77000 кв.м. отсутствуют следы проведения агротехнических, культуртехнических, мелиоративных и фитосанитарных мероприятий, сенокошения и выпаса скота. Произрастает сорная и древесно-кустарниковая растительность, что является нарушением требований статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ЗАО «Агросвет» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт нарушения ЗАО «Агросвет» требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и виновность в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе решением от 04.08.2021, актом выездной проверки от 16.09.2021 года, протоколом осмотра от 26.08.2021 года с приложенными фототаблицами, протоколом об административном правонарушении от 16.09.2021 года, объяснениями, протоколом опроса генерального директора ЗАО «Агросвет», выписками и ЕГРН, описанием местоположений земельных участков и другими материалами дела.

Все собранные по делу доказательства были должностным лицом вынесшим постановление и судьей районного суда всесторонне и полно проверены и оценены в их совокупности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

На основании собранных доказательств установлено наличие события правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, и его виновность.

Действия привлекаемого лица квалифицированы должностным лицом и судьей районного суда в соответствии с ч.2 ст.8.7 КоАП РФ правильно.

Совокупность собранных доказательств нахожу достаточной для установления вины ЗАО «Агросвет» в совершении вменяемого административного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы, оснований не согласиться с установленными по делу фактическими обстоятельствами и проведенной судьей оценкой представленных в дело доказательств не имеется.

Исследованные по делу доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости достаточны для установления вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.

Согласно действующему законодательству на собственника земельного участка возложена обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, а также обязанность по проведению мероприятий по их защите, что ЗАО «Агросвет» сделано не было.

В этойсвязи, основанием для привлечения к административной ответственности послужило невыполнение обществом установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, соблюден.

Нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности не допущено.

Факт невыполнения установленных законом требований и обязательных мероприятий на земельных участках был установлен в ходе их осмотра, в присутствии законных представителей Общества, в рамках проведения проверки, что подтверждается протоколами осмотра от 24.08.2021 г. № 36-0144/22-311-ВЛ и от 26.08.2021 г № 36- 0016/08-ЗН-ВЛ, а также фототаблицами.

Вопреки доводам жалобы, установленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки № 36-0016/08-ЗН-ВЛ, протоколе об административном правонарушении от 16.09.2021 г. № 36-0160/08-Н-ВЛ, который составлен уполномоченным лицом и соответствует процессуальным требованиям КоАП РФ.

Оснований полагать о наличии нарушений законодательства и незаконности результатов, полученных в ходе проверки, в том числе по доводам жалобы об использовании навигатора, и составлении фототаблиц не имеется. Возражений с указанием на данные обстоятельства, равно как и на то, что земельные участки бывшие объектами осмотра не находятся в собственности общества или неправильно определено их место нахождение от генерального директора общества в ходе проверки и дачи объяснений не поступало.

Иные доводы жалобы сводятся к переоценке обстоятельств установленных в ходе проверки и не содержат каких-либо правовых оснований, которые могут повлечь отмену решения судьи.

Изменяя постановление должностного лица в части назначенного наказания и снизив размер наказания в виде штрафа до половины минимального размера, судья районного суда на основании положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, учел, что общество ранее не привлекалось к административной ответственности, обстоятельств отягчающих вину общества по делу не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь ст.30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

решение Каширского районного суда Воронежской области от 03 марта 2022 года оставить без изменения, жалобу ЗАО «Агросвет» – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья областного суда Р.В. Меремьянин