НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Воронежского областного суда (Воронежская область) от 06.07.2021 № 5-158/2021

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

дело № 7-307/2021

(дело № 5-158/2021)

РЕШЕНИЕ

06 июля 2021 года г. Воронеж

Судья Воронежского областного суда Калугина С.В. в открытом судебном заседании, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Заварзиной Светланы Александровны, по жалобе председателя Контрольно-счетной палаты Бутурлиновского муниципального района Черных Т.И. на постановление Бутурлиновского районного суда Воронежской области от 17.05.2021 года,

(судья районного суда Науменко В.А.)

у с т а н о в и л :

постановлением судьи Бутурлиновского районного суда Воронежской области от 17 мая 2021 прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - главы Нижнекисляйского городского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области, Заварзиной Светланы Александровны по ст. 15.14 КоАП РФ на основании пп.2 п.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее деянии состава административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением судьи районного суда председатель Контроль-счетной палаты Бутурлиновского муниципального района Воронежской области Черных Т.И. выражает несогласие с постановлением суда, указывает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Заварзина С.А., в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о дне и времени рассмотрения дела.

Заслушав представителя должностного лица – Коваленко А.Н., проверив в полном объеме материалы дела, доводы жалобы, полагаю, что постановление судьи районного суда подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Статья 15.14 КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судом были установлены следующие обстоятельства, которые не оспаривались и Заварзиной С.А.: по заявлению ФИО11 на основании коллегиального решения заседания комиссии по оказанию материальной помощи отдельным категориям граждан, проживающих в Нижнекисляйском городском поселении Бутурлиновского муниципального района Воронежской области было принято решение (Распоряжение главы Нижнекисляйского городского поселения от 06.03.2020 № 22 «Об оказании материальной помощи ФИО12 в связи с трудной жизненной ситуацией и низким среднедушевым доходом») выделить ей материальную помощь согласно Положению об оказании материальной помощи отдельным категориям граждан, проживающим в Нижнекисляйском городском поселении, утвержденному решением Совета народных депутатов Нижнекисляйского городского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области от 28.08.2017 № 105, в размере 20000 рублей.

Однако, в нарушение п.7.1. Положения об оказании материальной помощи отдельным категориям граждан, проживающим в Нижнекисляйском городском поселении, помощь в сумме 20000 рублей была перечислена на счет третьего лица, а именно, согласно платежному поручению № 682120 от 24.03.2020, ФИО13. - заместителю главы Нижнекисляйского городского поселения (письменное указание главы Нижнекисляйского городского поселения Заварзиной С.А. бухгалтеру ФИО15 о перечислении денежных средств для ФИО14

Кроме того, в течение 2020 администрацией Нижнекисляйского городского поселения были произведены расходы по подразделу 0309 «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного -характера, гражданская оборона», по которому, согласно приказу Минфина России от 08.06.2018 № 132н «О применении кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения», подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, управление гражданской обороной, а также расходы на осуществление мероприятий в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и области гражданской обороны.

Решением Совета народных депутатов Нижнекисляйского городского поселения от 07.08.2020 № 226 «О выделении единовременной материальной помощи пострадавшему от последствий стихийного бедствия природного характера ФИО16.» было принято решение «выделить 50000 рублей в целях оказания единовременной материальной помощи пострадавшему ФИО17. от последствий стихийного бедствия природного характера», а именно падение дерева на принадлежащий ему автомобиль, происшествие произошло 18.04.2020 между домами №№ 3 и 4 ул. Октябрьская р.п. Нижний Кисляй Бутурлиновского района Воронежской области.

Однако, в ходе проверки документов, подтверждающих возникновение чрезвычайной ситуации 18.04.2020 на территории Нижнекисляйского городского поселения главой Нижнекисляйского городского поселения не представлено. Подтверждения принятия решения об отнесении возникшей чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации муниципального характера и осуществления информирования населения о чрезвычайной ситуации также предоставлено не было.

Главой Нижнекисляйского городского поселения Бутурлиновского муниципального района Заварзиной С.А. были представлены Сведения о расходовании средств резервного фонда администрации Нижнекисляйского городского поселения за 9 месяцев 2020 года, из которых следует, что «средства резервного фонда администрации Нижнекисляйского городского поселения на финансовое обеспечение непредвиденных расходов за 9 месяцев 2020 года не использовались в связи с тем, что аварийные и чрезвычайные ситуации на 01.10.2020 года не возникали».

В ходе проверки документов, касающихся расходования бюджетных средств по подразделу 0309 бюджета было установлено, что на имя главы Нижнекисляйского городского поселения Заварзиной С.А. 11.06.2020 поступило заявление от ФИО18 проживающего в г. Воронеже, об оказании материальной помощи по причине повреждения его автомобиля <данные изъяты> 18.04.2020 от упавшего дерева на территории Нижнекисляйского городского поселения, так как он считает, что администрация не выполнила своих обязательств по своевременному спиливанию деревьев.

Глава Нижнекисляйского городского поселения Заварзина С.А. 07.08.2020 года внесла на рассмотрение Совета народных депутатов Нижнекисляйского городского поселения вопрос об оказании единовременной материальной помощи ФИО19. Однако, согласно ст. 27 Устава Нижнекисляйского городского поселения Бутурлиновского муниципального района, утвержденного решением Совета народных депутатов Нижнекисляйского городского поселения от 24.02.2015 № 236, оказание материальной помощи не входит в компетенцию Совета народных депутатов Нижнекисляйского городского поселения, а в соответствии со ст. 37 Устава является обязанностью администрации Нижнекисляйского городского поселения по исполнению нормативно-правовых актов Совета народных депутатов Нижнекисляйского городского поселения Бутурлиновского муниципального района. Оказание материальной помощи отдельным категориям граждан в Нижнекисляйском городском поселении производится в соответствии с уже утвержденным ранее Советом народных депутатов Нижнекисляйского городского поселения от 28.08.2017 № 105 решением «Об утверждении «Положения об оказании материальной помощи отдельным категориям граждан, проживающим в Нижнекисляйском городском поселении» согласно распоряжений исполнительного органа власти - администрации Нижнекисляйского городского поселения, издаваемых на основании протокола решения Комиссии (п.7.1. Положения). Согласно Положению помощь оказывается отдельным категориям граждан, проживающим на территории Нижнекисляйского городского поселения. Под отдельными категориями граждан» понимаются малоимущие семьи, малоимущие одинокие или одиноко проживающие граждане, а также граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Согласно п.5.2. Положения сумма выплат устанавливается в размере до 20000 рублей.

Данные обстоятельства подтверждаются: актом проверки № 2 от 09.03.2021, материалами проверки, протоколом об административном правонарушении, и другими документами, имеющимися в материалах дела.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении Заварзиной С.А. по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что вред бюджету поселения не причинен, нецелевое использование бюджетных средств в рассматриваемом случае места не имело, установленные недостатки отчета об исполнении бюджета в виде проведения расходов по подразделу 0309 вместо подраздела 0304 о таковом не свидетельствуют и могут быть откорректированы.

Из копии Устава Нижнекисляйского городского поселения, ст.ст. 27, 35, следует, что утверждение бюджета Нижнекисляйского городского поселения и отчета от его исполнении относится к исключительной компетенции Совета народных депутатов Нижнекисляйского городского поселения и не относится к полномочиям главы Нижднекисляйского городского поселения.

Поскольку указанное решение принято в виде правового акта представительного органа местного самоуправления, занимающего отдельное положение в системе муниципальных правовых актов, что прямо следует из ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», привлечение к административной ответственности главы Нижнексиляйского городского поселения и составление в отношении нее протокола об административном правонарушении признается судом необоснованным, состав административного правонарушения в ее деянии отсутствует.

Вместе с тем, при принятии решения судом не учтено следующее.

Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, образует факт направления средств, полученных из бюджета Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением), являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Закрепленный в статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

По юридической конструкции состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, является формальным. Данное правонарушение считается оконченным с момента нарушения порядка использования денежных средств не в соответствии с утвержденной бюджетной росписью, сметой расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств. То есть объективная сторона такого правонарушения характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств и ее завершенностью в момент осуществления операции, при этом наступления каких-либо вредных последствий не требуется.

Судьей районного суда сделан вывод о том, что привлечение к административной ответственности главы Нижнексиляйского городского поселения и составление в отношении нее протокола об административном является незаконным, однако материал дела не содержат документов, регламентирующих полномочия главы администрации Нижнекисляйского сельского поселения Бутурлиновского района Воронежской области, в связи с чем такой вывод нельзя признать обоснованным.

Кроме того, районным судом не проверен порядок выделения и расходования бюджетных средств сельской администрацией, порядок же утверждения и расходования бюджета не охватывается диспозицией ст.15.14 КоАП РФ, речь в которой ведется именно о нецелевом использовании бюджетных средств.

При таких обстоятельствах постановление судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Кроме того, в соответствии со ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.14 КоАП РФ рассматриваются мировыми судьями, судьями районных судов такие дела рассматриваются в случае, если правонарушение совершено лицом, замещающим должность муниципальной службы. Однако в материалах дела отсутствуют сведения о том, что глава администрации Нижнекисляйского сельского поселения Бутурлиновского района Воронежской области Заварзина С.А. замещает должность муниципальной службы.

Допущенные нарушения закона, приведенные выше, являются существенными, влекут отмену решения судьи районного суда, с учетом срока привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ, с возвращением дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст.ст.30.6., 30.7., 30.9. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья областного суда

р е ш и л :

жалобу начальника Контроль-счетной палаты Бутурлиновского района Воронежской области Черных Т.И. - удовлетворить.

Постановление судьи Бутурлиновского районного суда Воронежской области от 17 мая 2021 года в отношении Заварзиной Светланы Александровны – отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении Заварзиной Светланы Александровны по ст.15.14 КоАП РФ возвратить на новое рассмотрение в тот же районный суд.

Судья С.В. Калугина