НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Воркутинского городского суда (Республика Коми) от 24.05.2023 № 2-1164/2023

УИД:11RS0002-01-2023-000592-91

Дело № 2-1164/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воркута 24 мая 2023 г.

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Комиссаровой Е.С.,

при секретаре Басаргиной О.И.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Воркуты» о возмещении ущерба, взыскании денежной компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском, с учётом принятых судом изменений, к государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Воркуты» (далее ГУ РК «ЦЗН города Воркуты») о взыскании пособия по безработице за период с 15 июня 2022 г. по 31 января 2023 г. в размере 68 905,06 руб., возложении обязанности начислить и выплатить пособие по безработице за период с 1 февраля по 30 апреля 2023 г., взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 10 000,00 руб., также просила взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 567,00 руб.

В обоснование заявленных требований истец указала, что 15 июня 2022 г. встала на учёт в качестве безработной. Приказом ответчика от 23 июня 2022 г. № 174Д103/2203 ей назначено пособие по безработице с 15 июня по 14 сентября 2022 г. в размере 20 467,20 руб., с 15 сентября по 14 декабря 2022 г. - 8 000,00 руб., то есть без учёта её статуса безработного гражданина предпенсионного возраста. К указанной категории граждан она относится с 27 февраля 2020 г., однако ведущий инспектор ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» ФИО3 не выдала ей предложение о досрочном назначении пенсии. Она самостоятельно обратилась в ПФР с запросом об отнесении её к лицам предпенсионного возраста, 27 декабря 2022 г. ей дан ответ с рекомендацией обратиться в ПФР лично с документами, после чего она записалась на приём к специалисту ПФР на 29 декабря 2022 г., который сверив документы с имеющимися у них, устно подтвердила, что она относится к категории предпенсионеров, но в выдаче справки для ответчика о наличии указанного статуса отказала, сославшись, что сведения направляют в ЦЗН по их запросу. 9 января 2023 г. при перерегистрации, она снова сообщила ФИО3, что относится к категории предпенсионеров, на что последняя показала ей ответ ПФР от 27 декабря 2022 г. о том, что она не имеет указанного статуса. 9 января 2023 г. она вновь отправила обращение в ПФР с требованием выдать справку о наличии статуса предпенсионера для предоставления ответчику, на которое 23 января 2023 г. получила ответ о том, что на повторный запрос ответчика от 10 января 2023 г. ему направлена справка о наличии у неё статуса предпенсионера. На перерегистрации 23 января 2023 г. ФИО3 сообщила ей о том, что получено подтверждение из ПФР о наличии у неё статуса предпенсионера. Таким образом, действиями ответчика ей причинён материальный ущерб тем, что с 15 сентября 2022 г. она получала пособие по безработице в размере менее, чем должна была получать и были сокращены сроки выплаты пособия по безработице (л.д. 5-8, 126-127).

Ответчик представил возражения на иск, в которых указал, что не признаёт его, поскольку доказательств нарушения ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» регламента предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы истцом суду не предоставлено. ФИО1 обратилась в органы службы занятости с заявлением о предоставлении ей государственной услуги содействия в поиске подходящей работы в электронной форме, 15 июня 2022 г. она была зарегистрирована в качестве ищущей работу в ГУ РК «ЦЗН города Воркуты». Приказом ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» от 23 июня 2022 г. ФИО1 признана безработной, в соответствии ст.ст. 30, 31, 33, 34.1, 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее Закон о занятости населения) ей установлен период выплаты пособия с 15 июня по 14 сентября 2022 г. в размере 75% средней заработной платы (70 000,00) 52 500,00, но не выше 20 467,20 руб., с 15 сентября по 14 декабря 2022 г. в размере 60% средней заработной платы (70 000,00) 42 000,00, но не выше 8 000,00 руб. С установленным размером и сроком выплат пособия ФИО1 ознакомлена 23 июня 2022 г., о чём свидетельствует её подпись, при этом возражений не указала. Гражданам предпенсионного возраста в случае признания их безработными и подтверждения их статуса, как лиц предпенсионного возраста с 1 января 2019 г. установлен повышенный размер максимальной величины пособия по безработице, а также увеличен период выплаты пособия по безработице. Полномочия по отнесению граждан к категории лиц предпенсионного возраста на органы занятости Российской Федерации не возложены. Согласно ст. 32 Закона о занятости населения по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 20 лет для женщин либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ), уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста, следовательно, ФИО1 не может быть выдано данное предложение, так как она уволена по п. 3 ч. 1. ст. 77 ТК РФ. Документом, подтверждающим отнесение гражданина к гражданам предпенсионного возраста, является справка, выданная территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, либо ответ на запрос органа службы занятости по конкретному гражданину, инспектором ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» в электронной форме были неоднократно направлены запросы в ПФР на предмет отнесения ФИО1 к гражданам предпенсионного возраста 15 июня, 19 и 27 декабря 2022 г. и лишь после личного посещения ФИО1 ПФР г. Воркуты 27 декабря 2022 г. и предоставления всех своих личных данных (сведений о количестве детей, сведений о стаже и т.д.), необходимых для определения статуса «предпенсионер», поступили сведения, что ФИО1 по состоянию на 11 января 2023 г. относится к категории граждан предпенсионного возраста. Согласно п. 14 Правил, утверждённых Приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 № 116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам» (далее Правила № 116н) при поступлении сведений, влияющих на размер или сроки выплаты пособия по безработице, службой занятости издаётся приказ о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице. Изменения производятся со дня предоставления указанных сведений. Поскольку сведения об отнесении ФИО1 к категории предпенсионного возраста поступили в ЦЗН 11 января 2023 г., а период выплаты ей пособия по безработице истёк 14 декабря 2022 г., законных оснований для внесении изменений в приказ ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» от 23 июня 2022 г. № 174Д 103/2203 не имеется (л.д. 40-44).

Третье лицо ФИО3 представителя возражения на иск, в которых указала о не согласии с ним, поскольку выдача предложений о досрочном назначении пенсионных выплат производится только гражданам, уволенным в связи с сокращением численности штата либо ликвидацией предприятия. Ею в отношении истца велась работа в соответствии с законодательством о занятости населения и её должностными обязанностями, следовательно, она не могла нанести истцу заявленный материальный ущерб (л.д. 33-35).

Истец в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объёме, с учётом их изменения.

Представитель ответчика в судебное заседание явилась, иск не признала по основаниям, указанным в возражениях на исковое заявление.

Третье лицо ФИО3 в судебное заседание явилась, с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Третье лицо ОСФР по Республике Коми о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил (л.д. 136).

При таких обстоятельствах, дело рассмотрено в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения истца, возражения представителя ответчика и третьего лица ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 56, ст.ст. 148, 196, 198 ГПК РФ суд определяет круг обстоятельств, имеющих значение для дела, устанавливает правоотношения сторон, определяет закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела. Суд не связан доводами сторон по вопросу правового обоснования требований и возражений, обязан при разрешении спора применить те нормы права, которые регулируют возникновение спорных правоотношений.

В силу ст. 7 Конституции Российской Федераций, Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту от безработицы.

На основании ст.ст. 3, 31 Закона о занятости населения, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней; пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

15 июня 2023 г. ФИО1, уволенная 9 июня 2022 г. из ООО «Воркутинский центр терапии» по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (расторжение трудового договора по инициативе работника), обратилась в органы службы занятости с заявлением о предоставлении ей государственной услуги содействия в поиске подходящей работы в электронной форме с использованием единой цифровой платформы «Работа в России» и была зарегистрирована в качестве ищущей работу в ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» (л.д. 51).

16 июня 2022 г. ФИО1 была приглашена в ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» для идентификации личности и предоставления подлинников документов, необходимых при регистрации, признания безработной и назначения выплат пособия по безработице, ею были представлены свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе, трудовая книжка; документ, удостоверяющий личность, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; на неё была оформлена карточка персонального учёта гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы № 1670087/2203 (л.д. 45-46, 52, 53).

При прохождении перерегистрации в ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» 20 июня 2022 г. ФИО1 дополнительно представлены диплом о высшем образовании; документ о повышении квалификации, документ, подтверждающий трудовую деятельность, 23 июня 2022 г. - справка о средней заработной плате, диплом о среднем профессиональном образовании, заявление о перечислении выплат (л.д. 54-63).

Приказом ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» от 23 июня 2022 г. № 174Д103/2203 ФИО1 признана безработной, в соответствии ст.ст. 30, 31, 33, 34.1, 34.2 Закона о занятости населения ей установлен период выплаты пособия с 15 июня по 14 сентября 2022 г. в размере 75 % средней заработной платы (70 000,00 руб.) 52 500,00 руб., но не выше 20 467,20 руб.; с 15 сентября по 14 декабря 2022 г. в размере 60 % средней заработной платы (70 000,00 руб.) 42 000,00 руб., но не выше 8 000,00 руб., с которым ФИО1 ознакомлена 23 июня 2022 г., о чём свидетельствует её подпись (л.д. 65).

29 июня, 13 и 20 июля, 31 октября 2022 г. ФИО1 проходила перерегистрацию в ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» (л.д. 63, 66, 67, 68).

Приказом от 15 ноября 2022 г. № 319П9/2023 приостановлена выплата ФИО1 пособия по безработице на период с 1 по 30 ноября 2022 г., в связи с неявкой без уважительных причин для перерегистрации, данный приказ отменён в связи с предоставлением оправдательного документа (л.д. 69, 70, 71).

При прохождении перерегистрации в ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» 25 ноября 2022 г. ФИО1 представлены свидетельство о браке, свидетельство о рождении безработного; свидетельство о смерти близких родственников (л.д. 72).

Приказом от 21 декабря 2022 г. № 355П6/2023 приостановлена выплата ФИО1 пособия по безработице на период с 9 по 14 декабря 2022 г., в связи с неявкой без уважительных причин для перерегистрации, данный приказ отменён в связи с предоставлением оправдательного документа (л.д. 73, 74, 75).

Разрешая требования истца о взыскании с ответчика материального ущерба, возникшего в связи с недоплатой пособия по безработице в повышенном размере как гражданину предпенсионного возраста и с сокращением срока его выплаты, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» введено понятие «предпенсионный возраст» (далее Федеральный закон № 350-ФЗ).

Положениями Закона о занятости населения предусмотрены гарантии для граждан предпенсионного возраста в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно (Письмо ПФ РФ от 31 мая 2019 г. № СЧ-25-19/11141 «О вопросах, связанных с отнесением граждан к категории граждан предпенсионного возраста»).

Согласно ч. 12 ст. 10 Федерального закона 350-ФЗ граждане предпенсионного возраста имеют право бесплатно получать в органах ПФР по своим обращениям сведения об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста. Статус предпенсионера определяется по данным, имеющимся в распоряжении ПФР по состоянию на дату, на которую предоставляются сведения.

В целях предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста Постановлением Правления ПФ РФ от 4 апреля 2019 № 206п утверждён «Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста» (далее Административный регламент).

В соответствии с п. 6 Порядка и п. 52 Административного регламента в случае отсутствия в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации сведений гражданин информируется об отсутствии в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации сведений об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста, о возможности получения сведений о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, а также дополнения (уточнения) индивидуального лицевого счёта гражданина, в соответствии со ст.ст. 12, 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии со ст. 34.2 Закона о занятости населения, период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев. Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в п. 1 настоящей статьи, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 20 лет для женщин либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ, увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные ст.ст. 11 и 12 указанного Федерального закона. Правила продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минтруда России № 116н, утверждены Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, согласно приложению (далее Правила), согласно п.п. 2, 5 которых социальные выплаты безработным гражданам и выдача предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам осуществляется работниками государственных учреждений службы занятости населения в соответствии со ст.ст. 29-36 Закона о занятости населения; основанием принятия решения работником центра занятости населения о назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице являются сведения, содержащиеся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Согласно п.п. 9, 10, 15 Правил, решение работника центра занятости населения о назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице оформляется в виде приказа о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице, который оформляется на бланке личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения. Факт ознакомления гражданина с приказом о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице подтверждается его личной подписью; основанием принятия решения об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста является наличие страхового стажа, превышающего страховой стаж продолжительностью 20 лет для женщин, не достигших возраста 60 лет, либо указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие безработному гражданину право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной ст.ст. 11 и 12 Федерального закона № 400-ФЗ. Продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.

В силу п.п. 16, 17 Правил, отнесение граждан к категории предпенсионного возраста в соответствии с п.п. 10, 12 ст. 10 Федерального закона № 350-ФЗ органы службы занятости осуществляют на основании сведений территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации: органами службы занятости в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия; гражданами по своим обращениям способом, указанным ими при обращении, в том числе в форме электронного документа, порядок оформления которого установлен постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 29 октября 2018 г. № 464п, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», и (или) на адрес электронной почты, указанный в запросе, включая единый портал, «Личный кабинет застрахованного лица» на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации; наличие страхового стажа, указанного в п. 15 настоящих Правил, подтверждается до истечения 12-месячного периода выплаты пособия сведениями территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, представленными гражданами, либо полученными органами службы занятости в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Сведения о наличии страхового стажа, подтверждающего право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице, могут быть предоставлены безработным гражданином по форме СЗИ-ИЛС «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица», утверждённой Приказом Минтруда России от 9 января 2019 г. № 2н «Об утверждении формы сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица», по результатам предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования на основании Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации», утверждённого Приказом Минтруда России от 16 января 2017 г. № 38н.

При отсутствии предоставленных безработным гражданином сведений, подтверждающих право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице, на основании п. 4 ст. 15 Закона о занятости населения указанные сведения запрашиваются органами службы занятости по безработице в рамках межведомственного обмена в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исходя из п. 18 Правил, решение работника центра занятости населения об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице оформляется в виде приказа об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице, размере и сроках выплаты пособия.

15 июня, 19 и 27 декабря 2022 г. инспектором ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» в результате электронного взаимодействия (СМЭВ) в ПФР направлены запросы на предмет отнесения ФИО1 к лицу предпенсионного возраста, в поступивших ответах указано о присвоении данной категории с 27 февраля 2025 г. (л.д. 47, 48, 50).

13 декабря 2022 г. ФИО1 в ПФР направлено электронное обращение по вопросу установления ей категории предпенсионного возраста, на которое 27 декабря 2022 г. ОПФР по Республике Коми даны письменные рекомендации об обращении в территориальный орган ПФР по месту жительства с паспортом, трудовой книжкой и другими имеющимися документами о стаже и заработной плате, документами личного хранения (свидетельствами о рождении детей, свидетельством о браке и т.п.) для проведения заблаговременной работы, в том числе отнесения к категории граждан предпенсионного возраста (л.д. 10, 11, 12-14).

9 января 2023 г. ФИО1 в ПФР направлено повторное электронное обращение с требованием предоставить ей лично справку о статусе предпенсионера в кратчайшие сроки, на которое 23 января 2023 г. ОСФР по Республике Коми направлено сообщение, что представленные ФИО1 29 декабря 2022 г. сведения о рождении двух детей учтены для получения статуса предпенсионера и данный статус установлен, сведения об отнесении к указанной категории можно получить через личный кабинет на сайте ОСФР, на запрос ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» от 10 января 2023 г. направлены сведения об отнесения ФИО1 к категории граждан предпенсионного возраста (л.д. 18, 19, 20-22).

11 января 2023 г. в ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» из ПФР поступил ответ об отнесении ФИО1 к категории предпенсионного возраста в соответствии со ст. 34.2 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» (л.д. 49).

По сведениям ОСФР по Республике Коми от 28 апреля 2023 г. следует, что 14 декабря 2022 г. и 10 января 2023 г. зарегистрированы обращения ФИО1, на которые ей были даны разъяснения 27 декабря 2022 г. и 23 января 2023 г., соответственно, о порядке реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии и особенностях установления прав предпенсионера,, а также разъяснено, что обмен информацией между органами Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службой, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, работодателями в целях предоставления гражданам предпенсионного возраста, состоящим с работодателями в трудовых отношениях, льгот, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации моет осуществляться с письменного согласия таких граждан в электронной форме, на основании соглашения, заключённых между органами Пенсионного фонда Российской Федерации и ФНС, ЦЗН и работодателями. 29 декабря 2022 г. ФИО1 предоставила копии свидетельства о браке, о рождении детей, трудовой книжки, дубликата трудовой книжки для проведения заблаговременной работы с будущими пенсионерами, в тот же день ей установлен статус предпенсионера. За период с 15 июня по январь 2023 г. из ГУ РК «ЦЗН г. Воркуты» 26 декабря 2022 г. и 10 января 2023 г. поступали запросы в соответствии с соглашением об информационном взаимодействии о предпенсионном статусе ФИО1, 27 декабря 2022 г. был дан ответ об отсутствии у ФИО1 статуса предпенсионера, 11 января 2023 г. – об отнесении её к категории граждан предпенсионного возраста. 19 января 2023 г. поступил запрос о дате с которой ФИО1 относится к предпенсионерам, на который 25 января 2023 г. дан ответ о том, что к предпенсионерам она относится с 27 февраля 2020 г. (л.д. 112-113).

Из п. 14 Правил № 116н следует, что при поступлении сведений, влияющих на размер и/или сроки выплаты пособия по безработице, центром занятости издаётся приказ о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице. Изменения производятся со дня представления указанных сведений.

При таких обстоятельствах, поскольку с 27 февраля 2020 г. ФИО1 отнесена к категории лиц предпенсионного возраста, она имела право на получение пособия в размере не выше 20 467,20 руб. в течение 12 месяцев, однако она была лишена такого права, что противоречит ст. 37 Конституции Российской Федерации, указанные сведения получены ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» 11 января 2023 г., то есть в период, когда истец продолжала состоять на учёте в качестве безработного гражданина, следовательно, у ответчика имелась возможность издать приказ об изменении размера и срока выплаты пособия ФИО1, а также для перерасчёта и выплаты недополученных сумм пособия.

Довод истца о том, что ей не было выдано предложение о досрочном назначении пенсии, предусмотренное п. 2 ст. 32 Закона о занятости населения не обоснован, поскольку при постановке на учёт в качестве безработного в ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» ею представлены сведения об увольнении с последнего места работы ООО «Воркутинский центр терапии» по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (расторжение трудового договора по инициативе работника).

Разрешая требования истца о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда в размере 10 000,00 руб., суд исходит из следующего.

В соответствии с требованиями ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причинённый действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Перечень оснований для компенсации морального вреда установлен законом и является исчерпывающим, компенсации подлежит моральный вред, когда он причинён неимущественным правам гражданина.

Таким образом, нарушены имущественные права истца, которые подлежат восстановлению путём взыскания с ответчика денежных средств, доказательств, нарушения ответчиком неимущественных прав истца, не представлено.

При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании денежной компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

Как следует из представленного чеков-ордеров от 31 января и 16 февраля 2023 г. сумма уплаченной истцом государственной пошлины при подаче искового заявления по требованиям имущественного характера составила 2 567,00 руб., которая подлежит взысканию с ответчика.

Поскольку размер государственной пошлины, подлежащей уплате при удовлетворении исковых требований имущественного характера в размере 130 306,66 руб. составляет 3 806,13 руб., с ответчика в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 239,13 руб. (3 806,13 руб. – 2 567,00 руб.).

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

взыскать с государственного учреждения Республики Коми «Центр занятости населения города Воркуты» в пользу ФИО1 недополученное пособие в размере 130 306,66 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 567,00 руб., всего 132 873 (сто тридцать две тысячи восемьсот семьдесят три) рубля 66 копеек.

В удовлетворении иска ФИО1 к государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Воркуты» о взыскании денежной компенсации морального вреда отказать.

Взыскать с государственного учреждения Республики Коми «Центр занятости населения города Воркуты» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 1 239 (одна тысяча двести тридцать девять) рублей 13 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путём подачи апелляционной жалобы через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (25 мая 2023 г.).

Председательствующий Е.С.Комиссарова