НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Воркутинского городского суда (Республика Коми) от 19.01.2024 № 2-101/2024

11RS0002-01-2023-003609-61

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воркута Республики Коми 19 января 2024 года

Воркутинский городской суд Республики Коми, в составе:

председательствующего судьи Кораблевой Е.Б.,

при секретаре судебного заседания Маликовой О.А.,

с участием законного представителя истца ФИО1, представителя истца ФИО2, допущенного по устному заявлению, занесенному в протокол судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-101/2024 (2-3507/2023) по иску ФИО3 к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Комплексный центр социальной защиты населения города Воркуты» о взыскании невыплаченной региональной социальной доплаты к пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3, в лице законного представителя ФИО1, обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Комплексный центр социальной защиты населения города Воркуты» (до переименования – Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты», далее - ГБУ РК «ЦСЗН г. Воркуты»), в котором просила взыскать с ответчика невыплаченную региональную социальную доплату к пенсии, за период с 01.07.2019 по <дата>, в размере 181786,68 руб.

В обоснование требований указано, что ФИО3 является получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца и региональной социальной доплаты к пенсии. С 01.07.2019 ей установлена пенсия в размере 8454,14 руб. Однако выплата региональной социальной доплаты к пенсии в размере 4575,72 руб. произведена на два месяца позже, с сентября 2019 г. Размер невыплаченной региональной социальной доплаты за период с 01.07.2019 по 31.08.2019 составляет 10473,72 руб. (13697 + 8454,14 + 5236,86). Задолженность возникла в связи с тем, что расчет региональной социальной доплаты ответчик производит от величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Республике Коми, а не от величины прожиточного минимума для детей, проживающих в северной природно-климатической зоне Республики Коми. За период с 01.07.2019 по 30.09.2023 образовалась недоплата, общая сумма которой составляет 181786,68 руб. Истец считает, что применение ответчиком для расчета региональной социальной доплаты прожиточного минимума, установленного в целом по Республике Коми для пенсионера, то есть без учета возраста гражданина и природно-климатической зоны, где проживает ребенок, является незаконным.

В судебном заседании законный представители истца ФИО1 и представитель истца ФИО2 на удовлетворении иска настаивали, доводы искового заявления поддержали.

Ответчик ГБУ РК «ЦСЗН г. Воркуты» в судебное заседание представителя не направил, о месте и времени судебного заседания надлежащим образом извещен, в письменных возражениях просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Указал, что определение размера доплаты к пенсии с учетом места жительства пенсионера в определенной природно-климатической зоне действующим законодательством не предусмотрено. Доплата к пенсии устанавливается пенсионеру в размере разницы между величиной прожиточного минимума пенсионера в целом в Республике Коми и общей суммой материального обеспечения пенсионера. Доплата к пенсии ФИО3 назначена в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав объяснения представителей истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Из материалов дела следует, что истец ФИО3, <дата> года рождения, с 01.07.2019 является получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца. Решением ОСФР по Республике Коми от <дата>... пенсия назначена в размере 8454,14 руб. (л.д. 6).

Согласно свидетельству о рождении ..., ФИО1 приходится отцом несовершеннолетней ФИО3, то есть является ее законным представителем (л.д. 18).

Пенсия перечисляется истцу на расчетный счет ..., открытый в отделении ПАО Сбербанк, на имя ФИО1 (л.д. 11-17).

Решением от <дата>, оформленным протоколом, ответчик назначил истцу меру социальной поддержки – региональную социальную доплату к пенсии с 01.07.2019 по 09.12.2030 (л.д. 25).

Обратившись с настоящим иском, законный представитель истца оспаривает расчет региональной социальной доплаты к пенсии, выплаченной истцу за период с 01.07.2019 по 30.09.2023. По мнению стороны истца при расчете социальной доплаты ответчик должен применять величину прожиточного минимума, установленную в Республике Коми для детей, проживающих в северной природно-климатической зоне. Применение ответчиком при расчете социальной доплаты величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в среднем по Республике Коми, привело к занижению размера региональной социальной доплаты к пенсии, которая подлежала выплате истцу.

Оценивая по доводам истца правомерность действий ответчика, суд установил следующее.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ).

Частью 1 ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ до изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ, предусматривалось, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

В части 5 ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ до изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ, было указано, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.04.2019 № 49-ФЗ) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи», устанавливается на соответствующий финансовый год законом субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами определения величины прожиточного минимума пенсионера, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 15 сентября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.

Правилами определения величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2019 № 975, был установлен порядок расчета величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации по утвержденной формуле.

Таким образом, до 01.01.2021 величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ, определялась ежегодно законом субъекта Российской Федерации. Расчет величины прожиточного минимума пенсионера производился по установленной Правительством Российской Федерации единой формуле, без дополнительной дифференциации по социально-демографическим группам населения и природно-климатическим условиям местности в субъектах Российской Федерации.

В период назначения истцу региональной социальной доплаты к пенсии (01.07.2019) действовала статья 1 Закона Республики Коми от 26.09.2014 № 115-РЗ «Об утверждении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Коми» (в редакции Закона Республики Коми от 29.10.2018 № 77-РЗ), которой была утверждена величина прожиточного минимума пенсионера в Республике Коми в целях установления социальных доплат к пенсии, предусмотренных статьей 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» на 2019 год в размере 10742 рубля.

После внесения Законом Республики Коми от 12.09.2019 № 48-РЗ в указанную статью изменений величина прожиточного минимума пенсионера в Республике Коми на 2020 год составила 11534 рубля.

Изменениями, внесенными в названную статью Законом Республики Коми от 12.09.2019 № 48-РЗ, величина прожиточного минимума пенсионера в Республике Коми на 2021 год была установлена на уровне 12645 рублей.

После 01.01.2021 и до настоящего времени применяется ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 473-ФЗ, положениями которой предусмотрено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации (ч. 1).

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации (ч. 5).

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 473-ФЗ) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год устанавливается до 15 сентября текущего года субъектом Российской Федерации с учетом коэффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации за второй квартал 2020 года. На 2021 - 2025 годы устанавливается переходный период поэтапного доведения величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, установленных на 2021 год, до величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, рассчитанных с учетом коэффициентов региональной дифференциации, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта. На 2022 год и последующие годы величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации. Величина прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая в субъекте Российской Федерации в соответствии с абзацами вторым и четвертым настоящего пункта, используется в том числе в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения дифференцированно с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, расположенных в данных субъектах Российской Федерации.

На основании положений п. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2021 № 1022 утверждены Правила установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год.

Пунктом 11 (абзац третий) указанных Правил предусмотрено, что субъекты Российской Федерации, в которых величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения установлена дифференцированно с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, используют величину прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии, рассчитанную в целом по субъекту Российской Федерации.

Анализ приведенных норм в их совокупности и взаимной связи позволяет сделать вывод о том, что при определении размера величины прожиточного минимума для целей установления региональной социальной доплаты к пенсии ранее не предусматривалась и в настоящее время не предусматривается дифференциация с учетом социально-демографических групп населения и природно-климатических условий местностей.

Следовательно, размер региональной социальной доплаты к пенсии, подлежащей выплате истцу ответчиком обоснованно рассчитывался до 31.12.2021 с применением величины прожиточного минимума пенсионера, установленной для этих целей Законом Республики Коми, а с 01.01.2022 рассчитывается с применением показателя величины прожиточного минимума для пенсионеров, установленной на соответствующий календарный год Правительством Республики Коми в среднем по Республике Коми.

Представленный ответчиком расчет социальной доплаты к пенсии за период с июля 2019 по сентябрь 2023 г. судом проверен и признается верным, произведенным с соблюдением норм федерального и регионального законодательства, действующих во время спорного периода и регулирующих спорные правоотношения (л.д. 32).

Справкой о выплаченных суммах ... от <дата> и справкой о безналичных зачислениях клиенту, выданной ПАО Сбербанк, подтверждается выплата истцу за спорный период региональной социальной доплаты к пенсии в полном размере (л.д. 10, 14-17).

Доводы стороны истца о том, что при расчете региональной социальной доплаты к пенсии применению подлежит величина прожиточного минимума, предусмотренная для детей, проживающих в северной зоне Республики Коми, основаны на неверном толковании норм материального права. Доводы со ссылкой на судебную практику подлежат отклонению, поскольку перечисленные в объяснениях судебные акты вынесены по иным, отличным от настоящего дела фактическим обстоятельствам.

В ходе рассмотрения дела сторона истца также настаивала на том, что ответчик нарушил право ФИО3 на получение региональной социальной доплаты к пенсии за июль и август 2019 г., так как денежные средства за указанный период ответчиком не выплачены.

Из письменных объяснений ответчика следует, что ФИО3 состоит на регистрационном учете в качестве получателя региональной социальной доплаты к пенсии с 01.07.2019, однако, право на получение социальной доплаты у истца определено с 01.08.2019, поскольку в июле 2019 г. материальное обеспечение пенсионера превысило величину прожиточного минимума пенсионера (л.д. 77).

Проверяя обоснованность доводов ответчика, суд установил следующее.

Согласно ч. 7 ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ (в редакции, действующей на момент регистрации истца в качестве получателя региональной социальной доплаты к пенсии), социальная доплата к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливается в соответствии с настоящей статьей в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.

Частью 8.1 ст. 12. Федерального закона № 178-ФЗ (в редакции, действующей на момент регистрации истца в качестве получателя региональной социальной доплаты к пенсии) предусмотрено, что размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 - 4 части 2 и в части 3 настоящей статьи.

В соответствии с п.п. 1-4 ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ (в редакции, действующей на момент регистрации истца в качестве получателя региональной социальной доплаты к пенсии) при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:

пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;

срочной пенсионной выплаты;

дополнительного материального (социального) обеспечения;

ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 281 утвержден Порядок установления региональной социальной доплаты к пенсии и пересмотра ее размера (приложение № 10), в котором указано (пп.п. 5, 7 раздела II), что при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми, в частности, пенсии и компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При этом общая сумма материального обеспечения пенсионера определяется исходя из суммы указанных денежных выплат за месяц, предыдущий месяцу установления региональной социальной доплаты к пенсии.

Из приведенного следует, что право на региональную социальную доплату к пенсии у пенсионера возникает тогда, когда уровень его материального обеспечения (а не размер назначенной пенсии), определенного исходя из сумм полученных за месяц, предшествующий установлению социальной доплаты, не превышает величину прожиточного минимума пенсионера, установленную в целом по субъекту Российской Федерации.

Исходя из размера назначенной истцу пенсии – 8454,14 руб. и величины прожиточного минимума пенсионера, установленной Законом Республики Коми на 2019 год, - 10742 руб., при отсутствии иных выплат в пользу истца в июне 2019 г., размер региональной социальной доплаты в июле и августе 2019 г. должен был составить 2287,86 руб.

Из справки о выплаченных суммах ... от <дата> за период с 01.09.2019 по 31.03.2023 и справки ... от <дата> усматривается, что в сентябре 2019 г. ответчик выплатил истцу региональную социальную доплату к пенсии в размере 4575,72 руб., которая состоит из социальной доплаты за август 2019 г. (2287,86 руб.) и за сентябрь 2019 г. (2287,86 руб.) (л.д. 10, 78).

Таким образом, за август и сентябрь 2019 г. обязанность по выплате истцу региональной социальной доплаты к пенсии ответчиком исполнена в полном объеме.

Из объяснений ответчика и представленных по запросу суда документов усматривается, что в июне 2019 г. ФИО3 пользовалась мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «семья, имеющая ребенка-инвалида». Мера социальной поддержки была назначена на основании заявления от 17.12.2018, поданного ФИО1, законным представителем истца. Размер выплат составил 2375,73 руб. (1951,41 руб. (федеральная мера социальной поддержки) + 424,32 руб. (региональная мера социальной поддержки)) (л.д. 96-104).

Поскольку в июне 2019 г. общая сумма установленных ФИО3 денежных выплат составила 10829,87 руб. (8454,14 руб. (пенсия) + 2375,73 руб. (мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)), что превысило величину прожиточного минимума пенсионера, установленную Законом Республики Коми на 2019 год (10742 руб.), право на региональную социальную доплату к пенсии в июле 2019 г. у истца не возникло, поэтому у ответчика отсутствовала обязанность по начислению и выплате истцу такой социальной доплаты.

Расчет подлежащей взысканию с ответчика суммы региональной социальной доплаты к пенсии произведен стороной истца без достаточных к тому оснований и без учета норм федерального и регионального законодательства, регулирующих спорные правоотношения.

При указанных обстоятельствах законных оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Комплексный центр социальной защиты населения города Воркуты» о взыскании невыплаченной региональной социальной доплаты к пенсии, за период с 01.07.2019 по 30.09.2023, в размере 181 786 руб. 68 коп., оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми.

Судья Е.Б. Кораблева

Мотивированное решение составлено 26 января 2024 года.