НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Воркутинского городского суда (Республика Коми) от 15.05.2017 № 2А-636/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Воркута РК 15.05.2017

Воркутинский городской суд в составе председательствующего Екимовой Н.И., при секретаре судебного заседания Корзун В.Ю., с участием прокурора З., представителя истца ООО «Севертранс» Н., представителя ответчика МО ГО «Воркута» С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Севертранс» к муниципальному образованию городского округа «Воркута» об оспаривании в части нормативного правового акта,

установил:

постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 13.01.2017 № 45 утверждён Порядок финансирования в 2017 году мероприятий муниципальной программы муниципального образования городского округа «Воркута» «Содержание и развитие муниципального хозяйства» (далее по тексту - Порядок).

Постановление с указанным приложением было опубликовано в Информационном вестнике МО ГО «Воркута» № 2 от 23.01.2017.

Раздел 4 данного Порядка предусматривает порядок и условия предоставления в 2017 году субсидий на финансирование расходов, предусмотренных в бюджете муниципального образования городского округа «Воркута» на возмещение выпадающих доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах на территории муниципального образования городского округа «Воркута». В частности, нижеследующими пунктами раздела 4 Порядка предусмотрено:

2.3. Расчет размера субсидии производится по формам согласно Приложениям № 3, № 4, № 5 к настоящему Порядку.

Окончательный расчет по субсидированию (при расчетах за 4 квартал текущего года) производится с корректировкой признанных в течение года расходов с учетом их фактической оплаты.

2.6. Главный распорядитель в течение 15 календарных дней рассматривает документы, указанные в пункте 2.5 настоящего Порядка, проверяет полноту и достоверность сведений, содержащихся в них, осуществляет проверку их соответствия настоящему Порядку и заключает с получателем субсидии соглашение (договор) о предоставлении субсидии либо отказывает в следующих случаях:

а) представленные документы не соответствуют настоящему Порядку и (или) содержат неполную и (или) недостоверную информацию;

б) имеется недостаток лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главному распорядителю на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего Порядка.

2.7. Финансирование осуществляется путем перечисления денежных средств с лицевого счета главного распорядителя, открытого в финансовом органе, осуществляющем исполнение бюджета (далее - финансовый орган), на лицевой счет получателя субсидии, открытый в финансовом органе, в соответствии с бюджетной росписью бюджета муниципального образования городского округа «Воркута» на текущий финансовый год, но не выше суммы фактически образовавшихся расходов за отчетный период в соответствии с действующим порядком санкционирования оплаты денежных обязательств.

2.8. Для финансирования расходов получатели субсидий ежеквартально, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют главному распорядителю следующие документы:

1) заявку на получение субсидии за отчетный квартал на бумажном носителе по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку;

2) счет-фактуру (счет) на сумму выпадающих доходов;

3) заверенные копии приказа об утверждении учетной политики и учетную политику организации (для юридического лица) (предоставляется при подаче заявки за 1 квартал, в дальнейшем – при каждом внесении изменений в учетную политику);

4) утвержденный рабочий план счетов, предусматривающий перечень субсчетов, позволяющих детализировать финансово-хозяйственные операции по каждому социально-значимому маршруту;

5) приказ о применении стоимости проезда (предоставляется при подаче заявки за 1 квартал, в дальнейшем – при каждом внесении изменений);

6) заверенные оборотно - сальдовые ведомости по счетам (и субсчетам) доходов и расходов за отчетный квартал;

7) расчет суммы возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах (по формам согласно приложениям № 2-5 к настоящему Порядку);

8) справка государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» о сумме возмещения расходов по реализации социальных проездных билетов по социально-значимым маршрутам за отчетный период (либо акт сверки расчетов, либо иной документ, подтверждающий размер полученного дохода от реализации социальных проездных билетов);

9) статистическую отчетность по формам 1-автотранс, П-4 за отчетный период, 65-автотранс (за предшествующий год);

10) первичные документы, подтверждающие фактически понесенные расходы, составляющие себестоимость перевозок по соответствующему сообщению:

-затраты на оплату труда – штатное расписание, коллективный договор, трудовой договор, оборотные ведомости, расчетные листки, платежные ведомости, положение о материальном стимулировании;

- страховые взносы – оборотные ведомости, уведомление Фонда социально страхования;

- амортизация – ведомости амортизационных отчислений;

- топливо, смазочные и прочие эксплуатационные материалы – оборотные ведомости, товарно-транспортные накладные, чеки, акты на списание, счета-фактуры, договоры;

-износ и ремонт шин – счета-фактуры, банковские выписки, оборотные ведомости, чеки, акты на списание, договоры;

- услуги сторонних организаций, накладные расходы – счета-фактуры, банковские выписки, оборотные ведомости, договоры;

-налоги – налоговые декларации, выписки, платежные поручения, акты сверки.

11) первичные документы, подтверждающие объемные показатели, выручку от продажи разовых билетов, социальных проездных билетов, проездных билетов и иные доходы, получаемые от выполнения перевозок – путевые листы, билетно-кассовые ведомости, приходные ордера.

12) при расчетах за 4 квартал платежные документы за текущий год, подтверждающие фактическую оплату понесенных расходов.

2.10. Основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии:

- несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным п. 2.8, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов;

- недостоверность представленной получателем субсидии информации;

- арифметические и (или) технические ошибки в представленных документах;

- недостаток лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главному распорядителю на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего Порядка.

2.14. Субсидия за последний квартал года может предоставляться не позднее 25 декабря текущего года в пределах остатков неиспользованных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год в размере, не превышающем среднеквартального размера субсидии за год на основании счета, предварительного расчета суммы выпадающих доходов и платежных документов за текущий год, подтверждающих фактическую оплату понесенных в течение года расходов, предоставленных в срок до 1 декабря 2017 года.

2.15. Показателем эффективности использования субсидии является предоставление услуг по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах на территории муниципального образования городского округа «Воркута» в объеме, предусмотренном договорами на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории муниципального образования городского округа «Воркута».

3.1. Получатель субсидии, заключивший соглашение (договор) о предоставлении субсидии, обязан представить главному распорядителю не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором была получена субсидия, отчет о достижении показателя эффективности использования субсидии по форме, установленной в соглашении (договоре).

4.2. В случае установления фактов нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии, недостижения показателей эффективности, утвержденных настоящим Порядком и соглашением (договором) на предоставление субсидии, соответствующие средства субсидии подлежат возврату в бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения требования от главного распорядителя и (или) органа муниципального финансового контроля.

ООО «Севертранс» обратилось в суд с административным иском к муниципальному образованию городского округа «Воркута» о признании недействующими положений Порядка о предоставления в 2017 году субсидий на финансирование расходов, предусмотренных в бюджете МО ГО «Воркута» на возмещение выпадающих доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах на территории МО ГО «Воркута», утвержденного Постановлением МО ГО «Воркута» за №2 от 23.01.2017, в следующей части:

- абзац 2 пункта 2.3. Окончательный расчет по субсидированию (при расчетах за 4 квартал текущего года) производится с корректировкой признанных в течение года расходов с учетом их фактической оплаты.

- подпункт 10 пункта 2.8 в части требований о предоставлении платежных ведомостей, оборотных ведомостей, банковских выписок, выписок, платежных поручений, актов сверок;

- подпункт 12 пункта 2.8 в части требований о предоставлении при расчетах за 4 квартал платежных документов за текущий год, подтверждающих фактическую оплату понесенных расходов;

- пункт 2.14 в части предоставления субсидии за последний квартал года и на основании платежных документов за текущий год, подтверждающих фактическую оплату понесенных в течение года расходов, предоставленных в срок до 01 декабря 2017 года»;

- пункт 2.15. Показателем эффективности использования субсидии является предоставление услуг по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах на территории муниципального образования городского округа «Воркута» в объеме, предусмотренном договорами на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории муниципального образования городского округа «Воркута».

- пункт 3.1. Получатель субсидии, заключивший соглашение (договор) о предоставлении субсидии, обязан представить главному распорядителю не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором была получена субсидия, отчет о достижении показателя эффективности использования субсидии по форме, установленной в соглашении (договоре).

- пункт 4.2 в части возврата соответствующих средств субсидии в бюджет в случае недостижения показателей эффективности;

- подпункт «б» пункта 2.6. Главный распорядитель отказывает в заключении соглашения (договора) о предоставлении субсидии случае, если имеется недостаток лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главному распорядителю на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего Порядка.

- абзац 5 пункта 2.10. Основания для отказа получателю в предоставлении субсидии - недостаток лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главному распорядителю на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего Порядка

- пункт 2.7 в части осуществления финансирования путем перечисления денежных средств на лицевой счет получателя субсидии, открытый в финансовом органе.

Исковые требования мотивированы тем, что на предприятии ООО «Севертранс» разработана и принята учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета с определением и признанием доходов и расходов по методу начисления на основании федеральных нормативно-правовых законодательных актов. Однако применение оспариваемых пунктов 2.3, 2.8 2.14 Порядка обязывает ООО «Севертранс» вести бухгалтерский и налоговый учет в 1-3 квартале по методу начисления, а в 4 квартале произвести расчет за весь год кассовым методом, что противоречит требованиям ст.ст.272,273 НК РФ, Положению по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», а также Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утвержденной Минтрансом 29.08.1995, и Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 24.06.2003. Применение кассового метода по расходам, понесенным в отношении деятельности по перевозке пассажиров по социально значимым маршрутам, приведет к искусственному росту кредиторской задолженности налогоплательщика и необоснованному росту убытка от осуществления предпринимательской деятельности, который в силу положений норм главы 25 Налогового кодекса РФ не может учитываться в составе расходов при формировании налогооблагаемой базы, налогом на прибыль организаций, что в свою очередь приведет к искусственному созданию условий для ведения в отношении организации процедуры банкротства и нарушают права и законные интересы ООО «Севертранс» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

Обжалуемые положения пунктов 2.15, 3.1. и п.4.2 Порядка (в части условия предоставления субсидии - достижение показателей эффективности) нарушают права и экономическую свободу ООО «Севертранс», поскольку в силу пунктов 2.2 и 2.3 расчет суммы возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах производится на основании Приложения № 4, согласно которому возмещению подлежит выпадающий доход за фактический объем работы, а не за плановое количество рейсов, предусмотренное договорами на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории муниципального образования городского округа «Воркута». На основании изложенного требование отчета о достижении показателя эффективности и возврат субсидии при недостижении показателя эффективности незаконны. Кроме того, возврату не должна подлежать субсидия, перечисленная за фактически выполненный объем рейсов и уплаченная на основании расчетов и финансовых документов, представленных главному распорядителю согласно пп.1-11 п.2.8., п.2.2, п. 2.3 настоящего Порядка.

Указание в п. 2.6 Порядка в качестве отказа (в письменной форме) в заключении соглашения (договора) о предоставлении субсидии по причине наличия недостатка лимитов бюджетных обязательств и указание в п. 2.10 в качестве основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии в связи с недостатком лимитов бюджетных обязательств устанавливают дополнительные административные барьеры для ведения предпринимательской деятельности, поскольку данные требования не предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и необоснованно лишают общество права на получение субсидии для компенсации выпадающих доходов в части понесенных расходов по пассажирским перевозкам по социально значимым маршрутам согласно заключенным договорам.

Условие перечисления денежных средств на лицевой счет получателя субсидии, открытый в финансовом органе - органе, осуществляющем исполнение бюджета, указанное в п. 2.7, не может быть применимо в отношении коммерческой организации, каким является ООО «Севертранс», так как коммерческие организации не поименованы в перечне организационно-правовых форм юридических лиц, которые обязаны иметь лицевые счета в финансовом органе и получать напрямую средства из бюджета (целевое финансирование) (ст.6 БК РФ). Коммерческие организации не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в Бюджетном кодексе РФ и Налоговом кодексе РФ. Полученные ООО «Севертранс» субсидии целевыми поступлениями в понятии, исходя из пункта 2 статьи 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов, как возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Данный доход в виде субсидии не подлежит отдельному учету как целевое поступление бюджетных средств, о расходовании которых должна отчитываться организация.

В письменном отзыве администрации МО ГО «Воркута» содержится просьба об отказе в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что постановлением от 10.05.2017 № 694 в обжалуемое постановление внесены изменения, согласно которым исключены оспариваемые положения Порядка – абзац 2 п.2.3; подп.12 п.2.8, а п.2.14 изложен в новой редакции. С доводами о незаконности остальных требований не согласны, поскольку без предоставления документов первичного учета невозможно определить достоверность предоставляемых расчетных данных и регистров бухгалтерского учета, а также правильного отнесения затрат на социально значимые маршруты; установление показателей результативности и право главного распорядителя устанавливать в соглашении конкретные показатели результативности предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 № 887; в соответствии с требованиями ст.ст.161,219 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств производится в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных средств; на основании ст.20 решения совета МО ГО «Воркута» от 23.12.2016 № 278, принятого в соответствии со ст.78 БК РФ, получатели средств бюджета МО Г «Воркута», являющиеся органами исполнительной власти МО ГО Воркута», осуществляют предоставление субсидий из бюджета МО ГО «Воркута» на основании заключенных договоров. При этом казначейское сопровождение целевых средств осуществляется через счета, открытые в финансовом управлении администрации МО ГО «Воркута». На основании соглашения, заключенного с получателем средств бюджета МО ГО «Воркута» (УГХиБ) юридическому лицу открывается счет в финансовом управлении, соглашение регистрируется в Системе получателем бюджетных средств МО ГО «Воркута».

В судебном заседании представитель ООО «Севертранс» (далее по тексту- общество) поддержала заявленные требования в полном объёме по доводам, изложенным в заявлении, пояснив, что постановление от 10.05.2017 № 694 о внесении изменений в обжалуемое постановление не опубликовано в установленном порядке, в связи с чем не вступило в силу. Кроме того, указанные в подп.10 п.2.8 Порядка документы - платежные ведомости, оборотные ведомости, банковские выписки, выписки, платежные поручения, акты сверок, не относятся к первичным учётным документам и свидетельствуют лишь о факте произведенной оплаты, что приводит к нарушению учетной политики на предприятии – методу начисления, так как не отражают себестоимость затрат. Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 предусмотрена обязанность предоставлять документы, подтверждающие фактическую себестоимость; по смыслу Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 № 887, показатели результативности устанавливаются при исчислении субсидии на основании нормативных затрат. В данном же случае расчет субсидии производится за фактически выполненный объём работы и на основании фактически понесенных затрат; Постановление Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 не содержит такого основания к отказу в предоставлении субсидии как недостаток лимита; предоставленная предприятию субсидия является доходом, а не предоставлением целевых бюджетных средств, в связи с чем положение порядка об открытии коммерческому предприятию лицевого чета в финансовом управлении лицевого счета приведет к нарушению требований ст.ст.271.272,273,249 НК РФ.

Представитель ответчика иск не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению в части, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Как усматривается из материалов дела, постановлением от 10.05.2017 № 694 администрации муниципального образования городского округа «Воркута» в обжалуемое постановление внесены изменения, согласно которым исключены оспариваемые положения Порядка – абзац 2 п.2.3; подп.12 п.2.8, а п.2.14 изложен в новой редакции. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования, и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017.

Однако указанное постановление на день рассмотрения дела в суде не опубликовано в установленном порядке, в связи с чем не вступило в силу, что не опровергнуто ответчиком. На основании изложенного оспариваемое постановление на день рассмотрения дела в суде не утратило силу, его положения применяются в отношении общества. При таких обстоятельствах у суда нет оснований, предусмотренных законом, для прекращения производства по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).

Согласно частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как следует из подпункта 7 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении, к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Согласно частям 1 и 3 статьи 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Согласно ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями БК РФ.

В силу ст. 2 и 3 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по названным вопросам. Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

Статьёй 78 Бюджетного кодекса РФ определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 ст.78 БК РФ).

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 N 887.

В соответствии с подпунктом «г» п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается, в том числе размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения.

Согласно пункту 9 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 № 887, правовой акт, регулирующий предоставление субсидии в порядке возмещения недополученных доходов и (или) возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполненных работ, оказанием услуг, без требования последующего подтверждения использования полученных средств получателями субсидий в соответствии с условиями указанными в п.2-6 настоящего документа, в части касающейся условий и порядка предоставления субсидий, в числе прочих содержит положения о направлениях затрат (недополученных доходов), на возмещение которых предоставляется субсидия и о перечне документов, подтверждающих фактически произведенные затраты (недополученные доходы), а также о требованиях к таким документам (при необходимости).

Во исполнение возложенных обязанностей и в рамках предоставленных законодательством полномочий администрация приняла указанный выше нормативно-правовой акт, регулирующий порядок предоставления в 2017 году субсидий на возмещение выпадающих доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах на территории муниципального образования городского округа "Воркута".

Согласно п.1.6 Положения, утвержденного решением Совета МО ГО «Воркута» от 24.11.2014 № 636, УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» является главным распорядителем бюджетных средств в пределах своей компетенции.

Судом установлено, что ООО «Севертранс» оказывает услуги по пассажирским перевозкам на социально значимых маршрутах на основании договора от 29.12.2014 на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута», заключенного с уполномоченным администрацией МО ГО «Воркута» органом - Управлением городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» (далее – УГХиБ), на срок с 01.01.2015 по 31.12.2017.

19.01.2017 между ООО «Севертранс» и УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» заключено соглашение № 3/1 о предоставлении из бюджета муниципального образования ГО «Воркута» субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на 1 квартал 2017 года.

На основании изложенного положения обжалуемого Порядка финансирования выпадающих доходов распространяются на ООО «Севертранс», как на получателя указанной субсидии.

Предметом правового регулирования Порядка являются бюджетные правоотношения, в связи с чем данный нормативный акт должен соответствовать требованиям бюджетного законодательства, а также нормативным актам, принятым в области бухгалтерского учета. Кроме того, данный Порядок должен соответствовать гражданскому законодательству, а также Федеральному закону от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Как следует из общих положений раздела 4 Порядка, настоящий Порядок определяет механизм предоставления субсидий на возмещение выпадающих доходов организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров на социально значимых маршрутах в рамках реализации решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 04.06.2009 N 358 "О социально значимых автобусных маршрутах в муниципальном образовании городского округа "Воркута".

Право на получение субсидии имеют юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, оказывающие транспортные услуги по пассажирским перевозкам по социально значимым автобусным маршрутам на основании заключенного с администрацией городского округа "Воркута" (или иным уполномоченным лицом) договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории муниципального образования городского округа "Воркута", отвечающие следующим требованиям (далее - получатели субсидии).

Условия и порядок предоставления субсидии предусмотрены пунктом 2 раздела 4 Порядка, согласно которому субсидии на возмещение выпадающих доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах на территории муниципального образования городского округа "Воркута" предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе. Субсидия предоставляется ежеквартально в размере фактических выпадающих доходов получателя субсидии, возникших вследствие предоставления услуг по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах.

Согласно п. 2.3. Порядка расчет размера субсидии производится по формам согласно Приложениям № 3, № 4, № 5 к настоящему Порядку.

Окончательный расчет по субсидированию (при расчетах за 4 квартал текущего года) производится с корректировкой признанных в течение года расходов с учетом их фактической оплаты.

Подпунктами 10 и 12 пункта 2.8. Порядка предусмотрено, что для финансирования расходов получатели субсидий предоставляют ежеквартально первичные документы, в том числе - платежные ведомости, оборотные ведомости, банковские выписки, выписки, платежные поручения, акты сверки, подтверждающие фактически понесенные расходы, составляющие себестоимость перевозок по соответствующему сообщению, а при расчетах за 4 квартал - платежные документы за текущий год, подтверждающие фактическую оплату понесенных расходов.

Согласно пункту 2.14 Порядка субсидия за последний квартал года может предоставляться не позднее 25 декабря текущего года в пределах остатков неиспользованных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год в размере, не превышающем среднеквартального размера субсидии за год на основании счета, предварительного расчета суммы выпадающих доходов и платежных документов за текущий год, подтверждающих фактическую оплату понесенных в течение года расходов, предоставленных в срок до 1 декабря 2017 года.

Как установлено судом, ООО «Севертранс» не приобретает каких-либо товаров (работ, услуг), для оплаты которых ему были бы необходимы целевые бюджетные средства, а само оказывает услуги, за полученный убыток от оказания которых получает компенсацию из бюджета. Получаемые им из местного бюджета средства по своему экономическому содержанию представляют собой недополученный доход, который составляет часть выручки за оказанные услуги.

Из вышеперечисленных положений Порядка усматривается, что субсидия предоставляется организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров на социально значимых маршрутах, на возмещение выпадающих доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах на территории муниципального образования городского округа "Воркута", в пределах средств, предусмотренных в бюджете 2017 года на данный вид расходов. При этом размер субсидий, определенный исходя из фактически понесенных и оплаченных расходов в соответствующем периоде времени, входящих в себестоимость перевозок, является кассовым методом ведения бухгалтерского учета, т.е. учету подлежат лишь расходы, которые фактически оплачены в соответствующем квартале, при этом не учитываются расходы, понесенные в этом же квартале, но оплаченные в другом периоде (например, в последующем квартале). Таким образом, установление положений с корректировкой окончательного размера субсидий с учетом фактической оплаты расходов, а также требований документов, подтверждающих фактическую оплату понесенных расходов, и условия о предоставлении субсидии за 4 квартал фактически обязывают истца вести бухгалтерский и налоговый учет в 1-3 квартале по методу начисления, а в 4 квартале произвести расчет за весь год кассовым методом. Однако установление кассового метода ведения бухгалтерского учета и, как следствие, корректировка размера субсидии при расчетах за 4 квартал (п.2.3), а также предоставление документов о фактической оплате (подп. 12 п.2.8 и оспариваемой части подпункта 10 п.2.8) и предоставление субсидии за 4 квартал на основании платёжных документов за текущий год, подтверждающих фактическую оплату понесенных в течение года расходов (п.2.14), не отвечают требованиям закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона "О бухгалтерском учете" целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Согласно статьям 6 и 9 ФЗ «О бухгалтерском учете», экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", учетную политику составляет совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (часть 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Пунктом 6.3. Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утвержденной Минтрансом 29.08.1995, учет по видам перевозок, работ и услуг ведется согласно принятой предприятием учетной политике.

Пунктом 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 106н, предусмотрено, что учетная политика организации должна обеспечивать:

- полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

- отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

- рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

В соответствии с п.7 раздела II «Формирование учетной политики» ПБУ 1/2008 при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

В соответствии с п.9 раздела II «Формирование учетной политики» ПБУ 1/2008 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа

В рамках рассмотрения настоящего дела истцом представлено, утвержденное обществом, Положение об учетной политике ООО «Севертранс» для целей бухгалтерского учета, в котором установлен метод начисления - способ ведения бухгалтерского учета. Кроме того, истцом представлены сведения о размере выручки организации от реализации услуг, согласно которым её размер превышает один миллион рублей за каждый последующий квартал.

Порядок признания доходов и расходов определен главой 25 Налогового кодекса РФ. В частности, в статьях 271-273 НК РФ предусмотрены два метода ведения бухгалтерского учета – начисления и кассовый. При этом согласно пункту 1 ст.273 НК РФ, налогоплательщик вправе выбрать кассовый метод при условии соответствия его требованиям, указанным в этой норме.

Так, в силу ст.273 НК РФ организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

Поскольку сумма выручки от реализации услуг превышает указанную в ст.273 НК РФ денежную сумму, применение кассового метода неправомерно.

В соответствии с п.1 ст.272 НК РФ при методе начисления расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты и определяются с учетом положений статей 318-320 НК РФ.

Согласно пункту 6.2. Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утвержденной Минтрансом 29.08.1995, затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты: предварительной или последующей.

Согласно Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте утвержденной министерством транспорта Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса № 153 от 24.06.2003, доходы принимаются при учете по методу начисления и признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав

На основании изложенного при методе начисления расходы принимаются в том отчетном периоде, в котором они имели место быть, вне зависимости от их фактической оплаты. Однако оспариваемыми положениями нормативного акта расходами признаются документально подтвержденные фактически оплаченные расходы, осуществленные (понесенные) организацией в отчетном периоде, что соответствует применению кассового метода ведения бухгалтерского учета, что в данном случае для получателя субсидии недопустимо, поскольку противоречит требованиям закона о бухгалтерском учете и налогового законодательства, а также противоречит принятой обществом учетной политике. Кроме того, применение кассового метода приведет к возникновению необоснованного убытка и, как следствие, к нарушению налогового законодательства, привлечению налогоплательщика к налоговой ответственности, а также к принуждению истца, как экономического субъекта, к неправомерному изменению учетной политики, в том числе с нарушением установленных п.9 раздела II «Формирование учетной политики» ПБУ 1/2008 сроков.

Следует также принять во внимание, что согласно Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утвержденной Минтрансом 29.08.1995, под себестоимостью перевозок (работ, услуг) понимается стоимостная оценка затрат всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок автомобильным транспортом (других работ и услуг, выполняемых автомобильным транспортом).

В себестоимость перевозок (работ, услуг) автомобильного транспорта включаются текущие затраты трудовых и материальных ресурсов, затраты по воспроизводству основных производственных фондов, затраты, связанные с необходимым кадровым обеспечением, включая расходы на управление, обеспечение сохранности имущества, соблюдением необходимых требований по охране окружающей среды, выполнением и обязательств перед банком по предоставленным кредитам, налоги и сборы.

Вместе с тем обжалуемые положения Порядка предусматривает включение в себестоимость только тех расходов, которые оплачены в соответствующем отчетном периоде, а также предусматривают предоставление платежных ведомостей, платежных поручений, актов сверок, подтверждающих факт оплаты при кассовом методе начисления, а не себестоимость перевозок, в связи с чем необоснованно включены в подп.10 и подп.12 п.2.8 Порядка.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни коммерческой организации подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных документов могут быть разработаны хозяйствующим субъектом самостоятельно, но в обязательном порядке они должны быть утверждены руководителем организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Коммерческая организация вправе использовать унифицированные формы первичных документов, утвердив их применение в своей учетной политике.

Таким образом, по смыслу вышеприведенной нормы, к первичным учетным (бухгалтерским) документам могут быть отнесены документы, содержащие информацию о хозяйственной деятельности предприятия.

Банковские выписки предоставляются обществу обслуживающим банком и содержат информацию, предоставляемую кредитными организациями. Акты сверки и банковские выписки также не составляются обществом. По смыслу Закона о бухгалтерском учете, указанные документы не являются первичной бухгалтерской документацией, в связи с чем на общество необоснованно включены в перечень требуемых первичных учетных документов (подп.10 п.2.8).

В соответствии с требованиями ст.10 Федерального закона "О бухгалтерском учете"и п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета – это вид бухгалтерских документов, предназначенных для регистрации, систематизации и накопления информации, которая содержится в первичных документах, принятых к бухучету.

К регистрам бухгалтерского учета отнесены главная книга, журналы-ордера, мемориальные ордера, журналы операций по счетам, оборотные ведомости, накопительные ведомости, разработочные таблицы, реестры, книги (карточки), ведомости, инвентарные списки и др.

Исходя из указанных норм права, а также Приложений к приказу об утверждении учетной политики общества (формы документов) оборотно-сальдовые и платежные ведомости являются регистрами бухгалтерского учета, а не первичными учетными документами.

С учетом изложенного и принимая во внимание учетную политику общества (метод начисления) такие документы как платежные ведомости, оборотные ведомости, банковские выписки, выписки, платежные поручения, акты сверки, не подтверждают себестоимость перевозок. Поскольку отсутствие указанных документов по причине оплаты расходов не в соответствующем отчётном периоде, что допускается при методе начисления, может быть основанием отказа в предоставлении субсидии, оспариваемые положения нарушают права истца.

Вместе с тем в подпункте 10 п.2.8 Порядка содержится неоднозначный перечень документов, предоставляемый в подтверждение себестоимости перевозок (н-р, выписки). Суд не вправе устранять неопределенность толкования правовой нормы, поэтому может признать ее недействующей полностью или в части. Поэтому оспариваемое требование, изложенное в подп.10 п.2.8 Порядка о предоставлении оборотных ведомостей, незаконно.

Согласно п.2.15. Порядка показателем эффективности использования субсидии является предоставление услуг по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах на территории муниципального образования городского округа «Воркута» в объеме, предусмотренном договорами на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории муниципального образования городского округа «Воркута».

Оспариваемые положения пунктов 3.1 и 4.2 Порядка предусматривают обязанность получателя субсидии представлять отчет о достижении показателя эффективности использования субсидии и возврат субсидии в случае недостижения показателя эффективности.

Таким образом, необходимым условием получения субсидии является достижение показателя эффективности использования субсидии, т.е. предоставление услуг в объёме, предусмотренном договором.

Однако изложенное противоречит общему правилу предоставления субсидии и размеру её исчисления, предусмотренных пунктами 2.2. и 2.3. Порядка.

Так, согласно п.2.2 Порядка субсидия предоставляется ежеквартально в размере фактических выпадающих доходов получателя субсидии, возникших вследствие предоставления услуг по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах.

Согласно п. 2.3 расчет размера субсидии производится по формам согласно Приложениям № 3, № 4 и №5 к настоящему Порядку.

Расчет суммы возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах производится на основании Приложения № 4 к Порядку, в котором в графе 4 отражается количество рейсов, предусмотренное договором оказания услуг, в графе 5 отражается фактически выполненное количество рейсов, в графе 7 отражаются фактические расходы предприятия по фактически выполненным рейсам, в графе 8 рассчитывается фактическая сумма понесенных убытков при выполнении фактического объема работ (фактическое количество рейсов). Следовательно, возмещению подлежит выпадающий доход за фактический объем работы, а не за плановое количество рейсов, предусмотренное договорами на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории муниципального образования городского округа «Воркута».

Ссылка ответчика на Постановление Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 в обоснование правомерности установления показателя эффективности, несостоятельна.

Действительно, согласно подпункту «з» пункта 4 указанного постановления в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, при определении условий и порядка предоставления субсидий указываются показатели результативности и (или) право главного распорядителя устанавливать их в соглашении (при необходимости). Вместе с тем в обжалуемом положении установлен показатель эффективности, а не результативности. Однако понятия результативность и эффективность не тождественны, а взаимодополняемые. Так, результативность дает возможность установить главные и второстепенные цели, а также стратегию функционирования предприятия на основе показателей эффективности, а эффективность характеризует взаимосвязь между затраченными ресурсами достигнутыми результатами.

Кроме того, как указано выше, исходя из п.2.3 Порядка, размер субсидии производится по формам согласно Приложениям № 3, № 4 и № 5, из которых усматривается, что расчет субсидии осуществляется за фактически выполненный объём работ (количество рейсов) и на основании фактических понесенных затратах, в связи с чем не определены нормативы затрат.

Согласно подп. «г» п.4 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 (в редакции на момент принятия обжалуемого нормативного акта), при определении условий и порядка предоставления субсидий указываются размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения.

При таком положении установление показателей эффективности не отвечают критериям точности, ясности и недвусмысленности правовых норм, в связи с чем имеются основания для признания оспариваемого положения недействующим.

Согласно п.2.7 Порядка, финансирование осуществляется путем перечисления денежных средств с лицевого счета главного распорядителя, открытого в финансовом органе, осуществляющем исполнение бюджета (далее - финансовый орган), на лицевой счет получателя субсидии, открытый в финансовом органе, в соответствии с бюджетной росписью бюджета муниципального образования городского округа «Воркута» на текущий финансовый год, но не выше суммы фактически образовавшихся расходов за отчетный период в соответствии с действующим порядком санкционирования оплаты денежных обязательств.

Таким образом, указанная норма предписывает наличие у коммерческой организации лицевого счета, открытого в финансовом органе, осуществляющем исполнение бюджета.

Вместе с тем в соответствии со ст. 6 БК РФ получателем бюджетных средств является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Учитывая ст. 6 БК РФ, а также ст. 152 БК РФ, определяющую закрытый перечень участников бюджетного процесса, к которым в том числе относятся получатели бюджетных средств, коммерческие организации не являются участниками бюджетного процесса.

Кроме того, согласно п.9 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 правовой акт, регулирующий предоставление субсидии в порядке возмещения недополученных доходов и (или) возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполненных работ, оказанием услуг, без требования последующего подтверждения использования полученных средств получателями субсидий в соответствии с условиями указанными в п.2-6 настоящего документа, в части касающейся условий и порядка предоставления субсидий, содержит положения о перечислении субсидии на расчетные счета, открытые получателям субсидий в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях.

При этом коммерческие организации не поименованы в перечне организационно-правовых форм юридических лиц, которые обязаны иметь лицевые счета в финансовом органе и получать напрямую средства из бюджета (целевое финансирование) на данные лицевые счета (ст. 6 БК РФ).

Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ не учитываются целевые поступления из бюджета для целей налогообложения. Для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в п.2 ст. 251 НК РФ, необходимо одновременное выполнение следующих условий:

1) средства должны быть получены напрямую из бюджета;

2) полученные средства должны носить целевой характер;

3) налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются, в том числе, на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, то есть в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода, что не является целевым финансированием.

При ведении бухгалтерского и налогового учета поступивших денежных средств в виде субсидии на возмещение выпадающих доходов (согласно п.1 ст.78 БК РФ) ООО «Севертранс» учитывает данные доходы, как доход от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Таким образом, полученные ООО «Севертранс» субсидии целевыми поступлениями не являются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов, как возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Данный доход в виде субсидии не подлежит отдельному учету как целевое поступление бюджетных средств о расходовании которых должна отчитываться организация.

При таких обстоятельствах оспариваемые положения не отвечают требованиям закона.

В то же время основания, предусмотренные п. 2.6 Порядка, в качестве отказа (в письменной форме) в заключении соглашения (договора) о предоставлении субсидии по причине наличия недостатка лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главному распорядителю на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего Порядка, и основания, предусмотренные п. 2.10, в качестве отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии в связи с недостатком лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главному распорядителю на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего Порядка, не устанавливают каких-либо ограничений деятельности хозяйствующих субъектов и не противоречат ст.78 БК РФ, предусматривающей перечисление субсидий в пределах лимитов бюджетных обязательств, то есть в пределах денежных средств, выделенных на реализацию принятых обязательств по выдаче субсидий.

Согласно пункту 1.2. Порядка, предоставление субсидии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования городского округа "Воркута" на 2017 год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидии.

Рассматриваемый нормативный правовой акт в оспариваемой части не устанавливает порядок полного возмещения за счет средств местного бюджета потерь в доходах перевозчика. Предусмотренная Порядком субсидия на возмещение транспортным организациям затрат, возникающих в результате перевозки пассажиров на социально значимых маршрутах является мерой муниципальной поддержки, которая не связана с установлением льгот и преимуществ по оплате на транспорте, а реализуется по инициативе органов местного самоуправления самостоятельно в рамках реализации решения о социально значимых маршрутах.

Таким образом, оспариваемые обществом положения Порядка соответствует требованиям федерального законодательства, являются в достаточной степени определенными по своему содержанию, в связи с чем являются несостоятельными доводы истца и не могут быть отнесены к числу достаточных оснований для признания нормативного правового акта в этой части недействующим.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление ООО «Севертранс» подлежит удовлетворению частично.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, в соответствии с его положениями были реализованы права организаций, данные обстоятельства являются основанием для признания его недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

В силу требований статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации бремя несения судебных расходов возлагается на проигравшую сторону в процессе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса. Административный ответчик по делу не попадает под категорию лиц, которые освобождены (или могут быть освобождены) судом от уплаты расходов, связанных с рассмотрением административного дела.

На основании изложенного заявление истца о взыскании судебных расходов в сумме 4 500 руб. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 213, 215, 216 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление ООО «Севертранс» удовлетворить частично.

Признать недействующими следующие положения раздела 4 Порядка финансирования в 2017 году мероприятий муниципальной программы муниципального образования городского округа «Воркута» «Содержание и развитие муниципального хозяйства», утверждённого постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 13.01.2017 № 45:

- абзац второй пункта 2.3. Окончательный расчет по субсидированию (при расчетах за 4 квартал текущего года) производится с корректировкой признанных в течение года расходов с учетом их фактической оплаты;

- пункт 2.7 в части осуществления финансирования путем перечисления денежных средств на лицевой счет получателя субсидии, открытый в финансовом органе.

- подпункт 10 пункта 2.8 в части требований о предоставлении платежных ведомостей, оборотных ведомостей, банковских выписок, выписок, платежных поручений, актов сверок;

- подпункт 12 пункта 2.8. При расчетах за 4 квартал платежных документов за текущий год, подтверждающих фактическую оплату понесенных расходов;

- пункт 2.14 в части предоставления субсидии за последний квартал года на основании платежных документов за текущий год, подтверждающих фактическую оплату понесенных в течение года расходов, предоставленных в срок до 01 декабря 2017 года»;

- пункт 2.15. Показателем эффективности использования субсидии является предоставление услуг по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах на территории муниципального образования городского округа «Воркута» в объеме, предусмотренном договорами на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории муниципального образования городского округа «Воркута».

- пункт 3.1. Получатель субсидии, заключивший соглашение (договор) о предоставлении субсидии, обязан представить главному распорядителю не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором была получена субсидия, отчет о достижении показателя эффективности использования субсидии по форме, установленной в соглашении (договоре).

- пункт 4.2 в части возврата соответствующих средств субсидии в бюджет в случае недостижения показателей эффективности;

В удовлетворении административного иска в части признания недействующими подпункта «б» пункта 2.6. (Главный распорядитель отказывает в заключении соглашения (договора) о предоставлении субсидии случае, если имеется недостаток лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главному распорядителю на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего Порядка) и абзаца 5 пункта 2.10. ( Основания для отказа получателю в предоставлении субсидии - недостаток лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главному распорядителю на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего Порядка) раздела 4 Порядка финансирования в 2017 году мероприятий муниципальной программы муниципального образования городского округа «Воркута» «Содержание и развитие муниципального хозяйства», утверждённого постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 13.01.2017 № 45, отказать.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном сайте администрации муниципального образования городского округа «Воркута» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в информационном вестнике МО ГО «Воркута» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Севертранс» 4500 руб. (четыре тысячи пятьсот рублей) в возмещение судебных расходов.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме –19.05.2017.

Судья: