НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Воркутинского городского суда (Республика Коми) от 15.03.2011 № 2-578

                                                                                    Воркутинский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Воркутинский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-578/2011

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми

В составе председательствующего судьи Мащенко Т.С.,

при секретаре судебного заседания Азаметс Е.Г.,

с участием прокурора Милова Э.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте,

15 марта 2011 года дело по заявлению прокурора г.Воркуты о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления главы городского округа «Воркута» от 18 июля 2008 года № 710 «Об утверждении Порядка составления и ведения кассового плана исполнения бюджета муниципального образования городского округа «Воркута»,

установил:

прокурор г.Воркуты обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления главы городского округа «Воркута» от 18 июля 2008 года № 710 «Об утверждении Порядка составления и ведения кассового плана исполнения бюджета муниципального образования городского округа «Воркута» с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что главой городского округа «Воркута» принято постановление от 18.07.2008 № 710 «Об утверждении Порядка составления и ведения кассового плана исполнения бюджета муниципального образования городского округа «Воркута», которое в официальном печатном издании не опубликовывалось. В силу пункта 5 статьи 60 Устава муниципального образования городского округа «Воркута», принятого Советом МО ГО «Воркута» 27.02.2006 г., данный нормативный правовой акт вступил в силу с момента его подписания. Постановление противоречит требованиям федерального законодательства, так как принято неуполномоченным лицом.

Представитель администрации МО ГО «Воркута» представил письменный отзыв, в котором указал, что статьи 14 и 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» формирование, утвержде­ние, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета относят к во­просам местного значения городского округа. Самостоятельность муниципальных органов в ре­шении вопросов, отнесенных к вопросам местного значения, закреплена ст. 12 Конституции РФ. При этом статья 9 Бюджетного кодекса РФ устанавливает перечень бюджетных полномочий муниципальных образований, к числу которых отнесены в том числе: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения от­чета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местно­го бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муници­пальными активами; установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету; иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочи­ям органов местного самоуправления.

Утверждение оспариваемого порядка относится к полномочиям органов ме­стного самоуправления, так как данный вопрос является вопросом местного значения. Оспариваемый порядок обладает всеми признаками правового акта, распространяет свое действие на неограниченный круг лиц, не ограничен во времени и т.д. Статья 7 Закона № 131-ФЗ устанавливает, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. При этом статья 43 Закона № 131-ФЗ в качестве муниципальных правовых актов устанавли­вает правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уста­вом муниципального образования. Таким образом, правом издавать муниципальные правовые акты указанный закон наделяет только Главу муниципального образования, местную администрацию и иные органы местного са­моуправления, предусмотренные Законом, или уставом муниципального образования.

Статья 34 Закона № 131-ФЗ определяет структуру органов местного самоуправления, кото­рую составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные долж­ностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Финансовым органом МО ГО «Воркута» является - финансовое управление администрации МО ГО «Воркута», которое не включено в перечень указанной статьи. В уставе муниципального образования также не имеется указания на финансовый орган муниципального образования. Таким образом, финансовое управление не наделено полномочиями принимать нормативно-правовые акты по вопросам местного значения. Таким правом наделен руководитель местной ад­министрации, и принимая указанное постановление, действовал в рамках предоставленных ему полномочий.

В письменном отзыве на заявление представитель финансового управления администрации МО ГО «Воркута» указал, что в соответствии с Положением «О финансовом управлении Министерства финансов Республики Коми в г. Воркуте», утвержденным Министерством финансов Республики Коми от 14 сентября 2004 г. № 14, финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в г. Воркуте являлось территориальным органом Министерства Республики Коми. Как орган государственной власти субъекта РФ, в соответствии со ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляло только санкционирование принятых и подтвержденных бюджетных средств на основании утвержденных нормативных правовых актов на территории муниципального образования городского округа «Воркута». 31.12.2009 г. Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в г. Воркуте ликвидировано на основании Распоряжения Правительства Республики Коми от 22.06.2009 г. № 237-р и приказа Министерства финансов Республики Коми от 23.09.2009 г. № 118 «О ликвидации территориальных органов - финансовых управлений Министерства финансов Республики Коми в городах и районах». С 01 января 2010 г. создан финансовый орган администрации муниципального образования городского округа «Воркута» - финансовое управление администрации муниципального образования городского округа «Воркута», которое обеспечивает кассовое обслуживание исполнения бюджета городского округа «Воркута» и учреждений подведомственных муниципальному образованию. В соответствии с бюджетным законодательством финансовое управление администрации МО ГО «Воркута» разрабатывает и принимает нормативно-правовые акты для исполнения возложенных на него полномочий в пределах своей компетенции.

Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.

Представители администрации МОГО «Воркута», финансового управления администрации МО ГО «Воркута», извещенные надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимали. На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей администрации МОГО «Воркута» и финансового управления администрации МО ГО «Воркута».

Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, постановлением главы муниципального образования городского округа «Воркута» № 710 от 18 июля 2008 года утвержден Порядок составления и ведения кассового плана исполнения бюджета муниципального образования городского округа «Воркута». Данное постановление в официальном печатном издании не опубликовывалось и в силу пункта 5 статьи 60 Устава муниципального образования городского округа «Воркута» вступило в силу с момента его подписания.

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 65 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исполнение местного бюджета производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Пунктом 3 данной статьи закрепляется, что кассовое обслуживание исполнения бюджета муниципального образования осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Как установлено пунктом 2 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Финансовые органы или иные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

В силу статьи 217.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Финансовый орган устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана. Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации).

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что финансовые органы - это Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Пунктом 17 статьи 60 Закона Республики Коми от 01.10.2007 № 88-РЗ «О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми» установлено, что Министерство финансов Республики Коми обладает следующими бюджетными полномочиями, в частности, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи республиканского бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств республиканского бюджета и кассового плана исполнения республиканского бюджета.

В соответствии с решением Совета муниципального образования городского округа «Воркута» от 26.08.2009 № 374 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования городского округа «Воркута» от 03.05.2007 № 14 «Об утверждении структуры администрации муниципального образования городского округа «Воркута» Постановлением Главы городского округа «Воркута» от 24.11.2009 № 1637 «О создании финансового управления администрации муниципального образования городского округа «Воркута» с 01.12.2009 г. создано финансовое управление администрации муниципального образования городского округа «Воркута» с правом юридического лица.

В соответствии с пунктом 3.7 Положения о финансовом управлении администрации муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденным постановлением главы МО городского округа "Воркута" от 24.11.2009 N 1636, финансовое управление разрабатывает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования, формирует и ведет сводную бюджетную роспись местного бюджета, вносит в нее изменения, доводит показатели сводной бюджетной росписи до главных распорядителей бюджетных средств, составляет и ведет кассовый план исполнения местного бюджета.

Таким образом, учитывая действующее законодательство, суд приходит к выводу о том, что только финансовые органы местного самоуправления уполномочены определять порядок составления и ведения кассового плана исполнения бюджета муниципального образования городского округа «Воркута», а глава городского округа «Воркута» не наделен полномочиями по установлению такого порядка.

Доводы представителя администрации МО ГО «Воркута», о том, что финансовое управление администрации МО ГО «Воркута» не наделено полномочиями по принятию муниципальных правовых актов, являются не обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статьи 66 Устава муниципального образования городского округа «Воркута», принятого Советом МО ГО «Воркута» 27.02.2006г., финансовое управление администрации городского округа является финансовым органом, обладающим бюджетными полномочиями администрации городского округа, выполняющим функции обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета. Исполнение местного бюджета производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе городского округа, утверждаемым Советом городского округа.

Таким образом, и в соответствии с положениями Устава МО ГО «Воркута» финансовое управление администрации является органом, осуществляющим бюджетные полномочия от имени администрации городского округа, которая входит в структуру органа местного самоуправления.

Отсутствие в предусмотренных положениями ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правах иных должностных лиц местного самоуправления права на издание постановлений по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования, не свидетельствует о том, что издаваемые ими распоряжения и приказы не входят в систему муниципальных правовых актов как правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии со ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

При таких обстоятельствах Постановление Главы городского округа «Воркута» от 18.07.2008г. №710 «Об утверждении Порядка составления и ведения кассового плана исполнения бюджета муниципального образования городского округа «Воркута» следует признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в печатном издании - в газете «Заполярье».

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление главы городского округа «Воркута» от 18 июля 2008 года № 710 «Об утверждении Порядка составления и ведения кассового плана исполнения бюджета муниципального образования городского округа «Воркута».

Сообщение о решении о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановления главы городского округа «Воркута» от 18.07.2008г. № 710 «Об утверждении Порядка составления и ведения кассового плана исполнения бюджета муниципального образования городского округа «Воркута» после вступления настоящего решения суда в законную силу подлежит опубликованию в газете «Заполярье».

Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд.

Судья Т.С.Мащенко