НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Воркутинского городского суда (Республика Коми) от 15.01.2020 № 2-1898/19

Дело №2-95/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Боричевой У.Н.

при секретаре Герда Н.В.

с участием представителя ответчика Галкина М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте

15 января 2020 года дело по иску П. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте о назначении с 01.08.2019 ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом №84-ФЗ от 10.05.2010, выплате неполученной доплаты к пенсии, взыскании судебных расходов,

установил:

П. обратился с иском, в обоснование которого указал, что 07.06.2019 подал в УПФР в г.Воркуте заявление об установлении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом №84-ФЗ от 10.05.2010 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности». Решением УПФР в г.Воркуте от 15.07.2019 ему было отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. По подсчету ответчика его специальный стаж, дающий право на доплату, в суммарном выражении составил 24 года 10 мес. 06 дней, что менее требуемых по закону 25 лет. С указанным решением об отказе в назначении доплаты к пенсии П. не согласен, поскольку считает, что у него имеется достаточная продолжительность стажа на соответствующих видах работ. Так, УПФР в г.Воркуте в этот стаж не включило периоды предварительного обучения охране труда и технике безопасности, курсов повышения квалификации, обучения ВГС (военизированная горноспасательная команда), медкомиссий, донорских дней, командировки, а также оплачиваемых дней к отпуску за ВГС с оплатой. С учетом указанных периодов стаж его работы полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт составил не менее 25 лет. Таким образом, на момент обращения к ответчику у истца имелся необходимый стаж для назначения ежемесячной доплаты к пенсии. Исходя из этого, П. просит признать периоды, исключенные ответчиком из его специального стажа, подлежащими включению в данный стаж, обязать УПФР в г.Воркуте назначить ему доплату к пенсии с 01.08.2019 и выплатить неполученную доплату к пенсии с указанной даты. Также истец просит взыскать с ответчика расходы, понесенные им на оплату услуг представителя.

Истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, участия в судебном заседании не принимал.

С учетом требований ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте по доверенности Галкин М.А. с заявленным требованием не согласился и поддержал доводы отзыва, согласно которому П. является получателем досрочной страховой пенсии по старости с 16.02.2017, назначенной по п.1 ч.1 ст.30 и ч.2 ст.33 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». 07.06.2019 П. обратился в УПФР в г.Воркуте с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом №84-ФЗ от 10.05.2010 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности». Источником финансирования доплаты к пенсии за стаж работы в угольной промышленности являются страховые взносы, дополнительно (сверх установленного тарифа) уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ организациями угольной промышленности на выплату именно доплаты к пенсии работникам угольной отрасли РФ. Согласно ч.1 ст.6 Закона №84-ФЗ для плательщиков взносов установлен тариф взносов в размере 6,7 процента выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, и работников ведущих профессий – горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин. Поскольку за периоды прохождения предварительного обучения по ОТ и ТБ, курсов повышения квалификации, ВГС, медкомиссий, донорских дней, дней к отпуску за ВГС уплата дополнительных страховых взносов за истца не предусмотрена, то эти периоды не могут быть включены в специальный стаж для определения стажа необходимого для назначения доплаты к пенсии в соответствии с Законом №84-ФЗ.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, пенсионное дело, отказное выплатное дело П., суд приходит к следующему.

П. с 16.02.2017 является получателем страховой пенсии по старости, право на которую у него возникло на основании п.1 ч.1 ст.30 и ч.2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В силу ч.2 ст.33 вышеуказанного закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Федеральным законом №84-ФЗ от 10.05.2010 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» предусмотрено право на доплату к пенсии лиц, работавших в организациях угольной промышленности.

Так, в соответствии со ст.1 указанного закона право на доплату к пенсии имеют лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством РФ, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату доплаты к пенсии. В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в настоящей статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством РФ для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

07.06.2019 П. обратился в УПФР в г.Воркуте с заявлением о назначении ему ежемесячной доплаты к пенсии согласно приведенному закону.

Истцу было отказано в назначении доплаты к пенсии по причине отсутствия у него стажа, необходимого для назначения такой доплаты (решение УПФР в г.Воркуте от 15.07.2019).

По расчетам УПФР в г.Воркуте стаж П. для назначения ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 №84-ФЗ составил 24 года 10 мес. 06 дней.

Как следует из материалов дела, трудовая деятельность истца на предприятиях угольной отрасли по состоянию на 07.06.2019 (дата обращения к ответчику за назначением доплаты) включала в себя следующие периоды трудовой деятельности:

- с 21.08.1992 по 25.06.1993 – горнорабочий подземный шахта «...» ОАО «Воркутауголь»;

- с 20.09.1993 по 18.03.1994 – горнорабочий подземный шахта «...» ОАО «Воркутауголь»;

- с 01.02.1999 по 31.05.2003 – горнорабочий подземный шахта «...» ОАО «Воркутауголь»;

- с 01.06.2003 по 28.06.2004 – горнорабочий очистного забоя подземного участка шахта «...» ОАО «Воркутауголь»;

- с 29.06.2004 по 31.03.2006 – горнорабочий очистного забоя с полным рабочим днем под землей СП «Шахта ...» АО «Воркутауголь»;

- с 01.04.2006 – горнорабочий очистного забоя с полным рабочим днем под землей СП «Шахта ...» АО «Воркутауголь» (на 13.05.2016 – дата указанная в копии трудовой книжки – продолжает работать).

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно п.2 указанной статьи при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991, в разделе I «Горные работы. Добыча полезных ископаемых. Геологоразведочные работы. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение и капитальный ремонт шахт, рудников, приисков, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений» в пункте 1 «Подземные работы: в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке; на дренажных шахтах; на строительстве шахт, рудников, приисков» под кодом 1010100а, в подпункте «а» предусмотрены все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах.

Периоды подземных работ подлежат подтверждению в соответствии с п.2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 №258н.

В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.4 Порядка от 31.03.2011 №258н).

В соответствии со ст.66 ТК РФ, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 №258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, периоды замещения других государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Истец просит включить в специальный стаж для назначения ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом №84-ФЗ от 10.05.2010 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» периоды предварительного обучения охране труда и технике безопасности, а также курсов повышения квалификации.

Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные (п. 5 Разъяснений Министерства Труда РФ «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» от 22.05.1996 № 5).

Параграфом 6 Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах, согласованных с Госстроем СССР 27.09.1972 и с ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности 15.11.1972, утвержденных Министерством угольной промышленности СССР от 14.12.1972 и Госгортехнадзором СССР 26.12.1972, установлено, что все рабочие, поступающие на шахту, а также переводимые на работу по другой профессии, должны быть предварительно обучены технике безопасности и промышленной санитарии по утвержденным Минуглепромом СССР и согласованным с Госгортехнадзором СССР программам при учебных пунктах шахт с отрывом от производства и обязательной сдачей экзаменов. Продолжительность предварительного обучения устанавливается: - для рабочих, поступающих на подземные работы, ранее не работавших в шахтах, - 10 дней, ранее работавших на шахтах – 5 дней и т.д. Технический минимум является вводным и первичным инструктажем, подготовкой к профессиональной деятельности и совмещается с осуществлением в этот период работы, поскольку он проходит, в том числе и на рабочем месте.

В соответствии с параграфом 49 Правил безопасности в угольных шахтах. РД05-94-95, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30.12.1994 ..., также было предусмотрено, что работники, поступающие на шахту, студенты и учащиеся, направляемые на производственную практику, а также работники сторонних предприятий (организаций), выполняющие работы в шахте, должны пройти предварительное обучение по охране труда, включающее вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте, специальные виды обучения, экзамен по охране труда и стажировку. Содержание, продолжительность и порядок предварительного обучения по охране труда определяются Инструкцией по обучению работников шахт.

Исходя из приведенных норм законодательства, в специальный стаж работы П. подлежат включению периоды предварительного обучения по охране труда и технике безопасности с 21.08.1992 по 26.08.1992 (6 дней), с 21.09.1992 по 22.09.1992 (2 дня), с 07.06.1993 по 08.06.1993 (2 дня) и с 01.02.1999 по 04.02.1999 (4 дня), т.к. в указанные периоды за истцом сохранялась заработная плата и уплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ, прохождение техминимума было обусловлено необходимостью обеспечения работодателем безопасных условий труда.

Согласно ранее действовавшей статье 112 КЗоТ РСФСР, и статье 187 Трудового кодекса РФ, действующего с 01.02.2002, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Следовательно, в специальный стаж работы истца необходимо также зачесть периоды курсов с отрывом от производства: с 27.08.1992 по 18.09.1992 (22 дня), 20.10.1992 (1 день), с 17.05.1993 по 04.06.1993 (18 дней), с 20.09.1993 по 22.09.1993 (3 дня), с 31.03.2003 по 14.04.2003 (14 дней), 26.05.2003 (1 день), с 11.04.2007 по 13.04.2007 (3 дня), 25.11.2008 (1 день), 23.03.2009 (1 день), 05.08.2009 (1 день), 09.09.2009 (1 день), 09.03.2010 (1 день), 30.11.2010 (1 день), 24.02.2012 (1 день), 20.03.2012 (1 день), 22.05.2012 (1 день), 27.09.2012 (1 день), 01.04.2013 (1 день), 01.11.2013 (1 день), 22.04.2014 (1 день), 24.08.2015 (1 день), 29.04.2016 (1 день), 30.05.2016 (1 день), 19.01.2017 (1 день), 15.05.2017 (1 день), 24.10.2017 (1 день), 06.08.2018 (1 день).

Также истец просит включить в специальный стаж периоды прохождения им медкомиссий.

Как уже указано, из п.4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии со ст. 185 ТК РФ на время прохождения медицинского осмотра за работниками, обязанными в соответствии с ТК РФ проходить такой осмотр, сохраняется средний заработок по месту работы.

Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» для работников занятых на подземных работах предусмотрено обязательное прохождение предварительных и периодических медосмотров с периодичностью 1 раз в год.

Поскольку из представленной в материалы дела справки АО «Воркутауголь» от 11.11.2019 №405-19 следует, что в данные дни за истцом сохранялась заработная плата суд включает в специальный стаж истца дни прохождения им медкомиссии 23.06.2009 (1 день) и медосмотров с 15.05.2018 по 28.05.2018 (14 дней), с 02.04.2019 по 15.04.2019 (14 дней).

Кроме того, истец просит включить в его специальный стаж периоды обучения ВГС (военизированная горноспасательная команда).

Закон РФ «О недрах» от 21.07.1997 установил общие требования безопасности в горнодобывающей промышленности. Специальные правила безопасности по каждому отдельному виду горных работ (при добыче угля, нефти, газа, железной руды и других рудных и нерудных полезных ископаемых) разрабатываются и утверждаются Госгортехнадзором РФ после согласования с Министерством топлива и энергетики РФ, Минздравом РФ, МПР РФ, Госкомэкологией РФ и другими заинтересованными организациями.

30.12.1994 были утверждены Госгортехнадзором РФ Правила безопасности в угольных шахтах, действовавшие до 30.07.2003.

Согласно указанным Правилам все шахты в период строительства, реконструкции, эксплуатации и погашения должны обслуживаться военизированными горноспасательными частями (ВГСЧ), статус и функции которых определены Положением, утвержденным Правительством. Дислокация подразделений ВГСЧ согласовывается с Госгортехнадзором.

Для выполнения горноспасательных работ в начальной стадии аварии на каждой шахте должна быть организована вспомогательная горноспасательная служба (ВГС), состоящая из участковых горноспасательных команд (УГК). Правила устанавливают обязательные требования к профессиональной подготовке рабочих. Необходимо, чтобы подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих проводились учебными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию Госгортехнадзора, в порядке, предусмотренном Инструкцией по обучению работников шахт.

Аналогичные требования содержались и в «Правилах безопасности в угольных шахтах» (ПБ 05-618-03), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 №50, действовавших в период с 30.07.2003 по 17.02.2014 (п.42 Шахта в периоды строительства, расширения, реконструкции, эксплуатации и ликвидации обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами договоры на обслуживание, а также создавать собственные нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников шахты в установленном Госгортехнадзором России порядке).

Федеральный закон №10 от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии обязывает организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Постановление Госгортехнадзора РФ от 13.05.2003 №30 «Об утверждении Единых правил безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом», принятое во исполнение указанного закона, также предписывает организациям, осуществляющим деятельность по разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом, в соответствии со ст.10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязаны заключать договора на обслуживание со специализированными профессиональными аварийно-спасательными формированиями (военизированными горноспасательными частями - ВГСЧ), создавать собственные горноспасательные формирования, вспомогательные (нештатные) горноспасательные команды из числа работников, а также планировать и осуществлять мероприятия по локализации, ликвидации последствий аварий.

В соответствии с Отраслевым соглашением по угольной промышленности РФ на период с 01.04.2013 по 31.03.2016, действовавшим до 31.12.2018, в организациях по добыче угля подземным способом работодатель создает вспомогательную горноспасательную службу (ВГС) из числа работников организации, которая действует в соответствии с Положением о вспомогательной горноспасательной службе организации, утвержденным в установленном порядке. Вспомогательная горноспасательная служба является структурным подразделением шахты, возглавляемым ее первым руководителем (начальник ВГС). Вспомогательная горноспасательная служба должна включать в себя участковые горноспасательные команды, которые организуются на эксплуатируемых и подготовительных участках, участках конвейерного и электровозного транспорта, вентиляции и дегазации, в электромеханической службе и др. Численность и расстановка членов ВГС на соответствующих участках (в службах) устанавливается согласно Плану ликвидации аварии, утверждаемому в установленном порядке.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что в силу специальных нормативных актов обучение П., как члена вспомогательной горноспасательной службы шахты, является обязательным условием выполнения им работы в подземных условиях. Учитывая, что эти периоды обучения истца, а именно: 25.03.2008 (1 день), 27.04.2010 (1 день), 19.11.2010 (1 день), 22.03.2011 (1 день), 16.09.2011 (1 день), 23.03.2012 (1 день), 19.10.2012 (1 день), 29.04.2013 (1 день), 19.02.2014 (1 день), с 06.10.2014 по 10.10.2014 (5 дней), с 13.10.2014 по 17.10.2014 (5 дней), 24.11.2015 (1 день), 25.10.2016 (1 день), с 05.02.2018 по 14.02.2018 (10 дней), являются периодами его работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, они подлежат включению в стаж работы по специальности.

В иске также указано, что ответчиком неправомерно не включены в специальный стаж истца периоды оплачиваемых дней к отпуску за ВГС.

Разрешая требование о включении данных периодов в стаж истца, дающий право на установление ежемесячной доплаты к пенсии, суд исходит из следующего.

Пунктом п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Таким образом, с учетом приведенных положений в специальный стаж истца подлежат включению периоды дополнительных отпусков (в справке обозначены как дни к отпуску за ВГС с оплатой): с 07.07.2008 по 09.07.2008 (3 дня), с 29.12.2011 по 31.12.2011 (3 дня), с 24.09.2012 по 26.09.2012 (3 дня), с 28.03.2013 по 30.03.2013 (3 дня), с 15.04.2014 по 17.04.2014 (3 дня), с 24.07.2015 по 26.07.2015 (3 дня), с 24.04.2016 по 26.04.2016 (3 дня), с 31.07.2018 по 02.08.2018 (3 дня).

Истец указывает, что в его специальный стаж должны быть включены дни оплаты по среднему заработку донорам.

В соответствии со ст.186 ТК РФ, действующей с 01.02.2002, и ранее действовавшей ст.114 КЗоТ РСФСР, в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.01.2010 №59-О-О, следует, что в соответствии с Законом РФ «О донорстве крови и ее компонентов» донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья; донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.

С учетом системного толкования приведенных выше положений законодательства, день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж. Соответственно, период с 01.04.1993 по 02.04.1993 (2 дня) подлежит включению в специальный стаж П.

Разрешая требование П. о включении в специальный стаж по Списку №1 периода его нахождения в командировке в г.<адрес> с 26.08.2014 по 28.08.2014, суд исходит из следующего.

Согласно ч.1 ст.166 ТК РФ, служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. То есть командировка представляет собой период исполнения работником служебного поручения работодателя вне места работы.

При этом в соответствии со ст. 167 ТК РФ, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Как следует из справки, уточняющей условия труда необходимые для назначения досрочной пенсии и подтверждающей постоянную занятость полный рабочий день от 11.11.2019 №405-19, П. в спорный период находился в командировке.

В соответствии с сообщением АО «Воркутауголь» от 24.12.2019 П. направлялся в командировку на период с 26.08.2014 по 28.08.2014 (3 дня) на основании приказа работодателя от 25.08.2014.

Поскольку в указанный период за П. сохранялось рабочее место и средний заработок, суд считает данный период подлежащим включению в специальный стаж истца.

Пунктом 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, предусмотрено, что при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с п.п.11 п.1 ст.27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке: каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца; каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. №10, - за 9 месяцев.

В данном случае из материалов дела следует, и не оспаривалось сторонами, что истец специальный стаж выработал и ему назначена пенсия.

Таким образом, соответствующий стаж П. на день его обращения к ответчику по вопросу назначения ежемесячной доплаты к пенсии (07.06.2019) составил:

- по неведущим профессиям календарно: 05 лет 06 мес. 11 дней (05 лет 03 мес. 26 дней – подсчитано УПФР в г.Воркуте, а также 02 мес. 15 дней – исчисленные судом: предварительное обучение охране труда и технике безопасности: с 21.08.1992 по 26.08.1992 (6 дней), с 21.09.1992 по 22.09.1992 (2 дня), с 07.06.1993 по 08.06.1993 (2 дня) и с 01.02.1999 по 04.02.1999 (4 дня); курсы с отрывом от производства: с 27.08.1992 по 18.09.1992 (22 дня), 20.10.1992 (1 день), с 17.05.1993 по 04.06.1993 (18 дней), с 20.09.1993 по 22.09.1993 (3 дня), с 31.03.2003 по 14.04.2003 (14 дней), 26.05.2003 (1 день); день сдачи крови и последующий день отдыха: с 01.04.1993 по 02.04.1993 (2 дня));

- по ведущим профессиям календарно: 16 лет 01 мес. 01 день (15 лет 09 мес. 11 дней – подсчитано УПФР в г.Воркуте, а также 03 мес. 20 дней – исчисленные судом: курсы с отрывом от производства: с 11.04.2007 по 13.04.2007 (3 дня), 25.11.2008 (1 день), 23.03.2009 (1 день), 05.08.2009 (1 день), 09.09.2009 (1 день), 09.03.2010 (1 день), 30.11.2010 (1 день), 24.02.2012 (1 день), 20.03.2012 (1 день), 22.05.2012 (1 день), 27.09.2012 (1 день), 01.04.2013 (1 день), 01.11.2013 (1 день), 22.04.2014 (1 день), 24.08.2015 (1 день), 29.04.2016 (1 день), 30.05.2016 (1 день), 19.01.2017 (1 день), 15.05.2017 (1 день), 24.10.2017 (1 день), 06.08.2018 (1 день); дни медкомиссий и медосмотров: 23.06.2009 (1 день), с 15.05.2018 по 28.05.2018 (14 дней), с 02.04.2019 по 15.04.2019 (14 дней); ВГС: 25.03.2008 (1 день), 27.04.2010 (1 день), 19.11.2010 (1 день), 22.03.2011 (1 день), 16.09.2011 (1 день), 23.03.2012 (1 день), 19.10.2012 (1 день), 29.04.2013 (1 день), 19.02.2014 (1 день), с 06.10.2014 по 10.10.2014 (5 дней), с 13.10.2014 по 17.10.2014 (5 дней), 24.11.2015 (1 день), 25.10.2016 (1 день), с 05.02.2018 по 14.02.2018 (10 дней); дополнительные отпуска за ВГС с оплатой: с 07.07.2008 по 09.07.2008 (3 дня), с 29.12.2011 по 31.12.2011 (3 дня), с 24.09.2012 по 26.09.2012 (3 дня), с 28.03.2013 по 30.03.2013 (3 дня), с 15.04.2014 по 17.04.2014 (3 дня), с 24.07.2015 по 26.07.2015 (3 дня), с 24.04.2016 по 26.04.2016 (3 дня), с 31.07.2018 по 02.08.2018 (3 дня); командировка: с 26.08.2014 по 28.08.2014 (3 дня)).

Таким образом, стаж для определения права на ДСО составляет 25 лет 07 мес. 13 дней.

Поскольку на дату обращения истца в УПФР в г.Воркуте специальный стаж его работы составил более 25 лет требуемых по закону, П. приобрел право на получение ежемесячной доплаты к пенсии.

Доплата к пенсии, согласно ст.4 Федерального закона №84-ФЗ от 10.05.2010 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», назначается территориальным органом Пенсионного фонда РФ и выплачивается одновременно с пенсией. Назначение доплаты к пенсии производится в следующем порядке: с 1 мая, если заявление о назначении доплаты к пенсии принято в период с 1 января по 31 марта; с 1 августа, если заявление о назначении доплаты к пенсии принято в период с 1 апреля по 30 июня; с 1 ноября, если заявление о назначении доплаты к пенсии принято в период с 1 июля по 30 сентября; с 1 февраля, если заявление о назначении доплаты к пенсии принято в период с 1 октября по 31 декабря предшествующего года.

П. обратился к ответчику с заявлением о назначении доплаты к пенсии 07.06.2019.

Как установил суд, на указанную дату истец имел право на получение доплаты к пенсии. Следовательно, ежемесячная доплата к пенсии должна быть назначена Поткину С.С. с 01.08.2019, т.к. заявление подано им в период с 1 апреля по 30 июня.

При указанных обстоятельствах у суда имеются основания для удовлетворения требования П. о возложении на УПФР в г.Воркуте обязанности назначить ему ежемесячную доплату к пенсии.

Так как истцу доплата к пенсии своевременно назначена не была, а он имел право на такую доплату с 01.08.2019, то на ответчика необходимо возложить и обязанность по выплате истцу неполученных своевременно сумм доплаты с указанной даты.

Согласно представленным доказательствам (квитанция от 13.11.2019) П. понес расходы на оплату услуг представителя в сумме 10000 руб. Как следует из представленной квитанции, сумма уплачена им за составление расчета стажа и искового заявления. Поскольку решение суда состоялось в пользу истца, его требование удовлетворено, он в соответствии со ст.100 ГПК РФ имеет право на взыскание с ответчика указанных расходов в разумных пределах. Учитывая объём и характер проделанной представителем работы (сбор документов и составление мотивированного искового заявления), суд считает возможным взыскать расходы в сумме 3000 руб.

В иске П. просит также взыскать с ответчика расходы, понесенные им по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб., однако доказательств несения таких расходов не представляет. Следовательно, его требование в данной части удовлетворению не подлежит.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в силу п.5 ч.1 ст.333.33 истец, как пенсионер, получающий пенсию, назначенную в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - освобожден по данному иску от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск П. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте о назначении с 01.08.2019 ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом №84-ФЗ от 10.05.2010, выплате неполученной доплаты к пенсии, взыскании судебных расходов удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте назначить П. ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом №84-ФЗ от 10.05.2010 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с 01 августа 2019 года и выплатить неполученную доплату к пенсии за период с 01.08.2019.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте в пользу П. расходы на оплату услуг представителя в сумме 3000 (три тысячи) рублей.

В удовлетворении требования П. о взыскании с Управления Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте расходов по оплате государственной пошлины отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 17.01.2020.

Судья У.Н. Боричева