НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Воркутинского городского суда (Республика Коми) от 14.12.2016 № 2А-2916/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Воркута РК 14.12.2016

Воркутинский городской суд в составе председательствующего Екимовой Н.И., при секретаре судебного заседания Корзун В.Ю., с участием прокурора Ануфриева В.А., представителей истца ООО «Севертранс» Найденовой М.В., Ферентюк Я.А., представителя ответчика МО ГО «Воркута» Чапковичуса Д.В., представителей ИФНС г.Воркуты Иванютиной Ю.Н., Симирняка К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Севертранс» к муниципальному образованию городского округа «Воркута» об оспаривании в части нормативного правового акта,

установил:

постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 16 февраля 2016 № 290 утверждён Порядок финансирования в 2016 году мероприятий подпрограммы 1 «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение степени благоустройства» муниципальной программы муниципального образования городского округа «Воркута» «Содержание и развитие муниципального хозяйства» (далее по тексту - Порядок).

Постановление с указанным приложением было опубликовано в Информационном вестнике МО ГО «Воркута» № 19 (19) от 04.10.2016.

Раздел 4 данного Порядка предусматривает порядок предоставления в 2016 году субсидий на финансирование расходов, предусмотренных в бюджете муниципального образования городского округа «Воркута» на возмещение выпадающих доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров на социально-значимых маршрутах на территории муниципального образования городского округа «Воркута».

Пунктом 3.3 раздела 4 Порядка предусмотрено, что возмещение выпадающих доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров на социально-значимых маршрутах производится при условии выполнения получателем субсидий следующих требований (абзац 1 п.3.3): признание расходов по фактически оплаченным расходам, составляющим себестоимость перевозок по соответствующему сообщению (в целях возмещения выпадающих доходов в связи с оказанием транспортных услуг по перевозке пассажиров на социально-значимых маршрутах) (абзац 2 п.3.3).

Согласно пункту 3.6 раздела 4 Порядка, для финансирования расходов получатели субсидий, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, представляют главному распорядителю следующие документы:

первичные документы, подтверждающие фактически понесенные и оплаченные расходы, составляющие себестоимость перевозок по соответствующему сообщению (абзац 1 подпункт 10).

ООО «Севертранс» обратилось в суд с административным иском о признании абзаца 2 пункта 3.3 и абзаца 1 подпункта 10 пункта 3.6 раздела 4 Порядка недействующими, обосновав его тем, что, сформулированные в пунктах 3.3 и 3.6 раздела 4 Порядка положения об оплате фактически оплаченных расходов противоречат требованиям ст.ст.272,273 НК РФ, Положению по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», а также Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утвержденной Минтрансом 29.08.1995, и Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 24.06.2003. Применение учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета по методу начисления и ведение раздельного бухгалтерского и налогового учета по социально-значимым маршрутам кассовым методом являются незаконными.

В судебном заседании представители ООО «Севертранс» (далее- Общество) поддержали заявленные требования, пояснив, что учетная политика ООО «Севертранс» предусматривает ведение бухгалтерского учета по методу начисления, что соответствует ст.ст. 271 и 272 НК РФ, однако обжалуемые положения предусматривают кассовый метод ведения бухгалтерского учета, при этом альтернатива метода признания доходов и расходов в постановлении администрации не предусмотрена. Применение и необходимость метода начисления обусловлена выручкой организации, что предусмотрено ст.ст. 272,273 НК РФ и приведенными в исковом заявлении нормативными актами. Применение обжалуемых положений фактически лишает истца права на возмещение выпадающих доходов в порядке получения субсидии за счет средств бюджета муниципального образования, приводит к необоснованному убытку Общества, к нарушению налогового законодательства, нарушению экономической и предпринимательской свободе, обязанию применения кассового метода, не предусмотренного ни учетной политикой предприятия, ни требованиями закона.

Представитель ответчика иск не признал, ссылаясь на отсутствие факта нарушения прав истца, поскольку постановлением администрации от 09.12.2016 № 2048 раздел 4 Порядка исключен и не применялся в отношении истца, в связи с чем заявил ходатайство о прекращении производства по делу.

Представители истца и прокурор возражали против удовлетворения ходатайства о прекращении производства по делу по причине того, что обжалуемое положение применялось в отношении истца. Как пояснили представители истца, несмотря на отсутствие опубликования обжалуемого постановления, оно фактически применялось, в связи с чем Обществом получено возмещение выпадающих доходов за 1 квартал 2016 года, однако в связи с неприменением кассового метода в заключении договоров отказано.

Определением судьи от 07.11.2016 к участию в деле в качестве органа, дающего заключение, привлечена ИФНС по г.Воркуте.

В судебном заседании представители налогового органа поддержали заключение, изложенное в письменном виде, согласно которому оспариваемые положения Порядка противоречат закону.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Как усматривается из материалов дела, 09.12.2016 руководителем администрации МО ГО «Воркута» вынесено постановление, которым раздел 4 Порядка финансирования в 2016 году мероприятий подпрограммы 1 «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение степени благоустройства» муниципальной программы муниципального образования городского округа «Воркута» «Содержание и развитие муниципального хозяйства», утверждённого постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 16 февраля 2016 № 290, исключен. Указанное постановление вступило в силу 13.12.2016 - со дня официального опубликования на официальном сайте администрации муниципального образования.

Судом установлено, что ООО «Севертранс» оказывает услуги по пассажирским перевозкам на социально значимых маршрутах на основании договора от 29.12.2014 на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута», заключенного с уполномоченным администрацией МО ГО «Воркута» органом - Управлением городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» (далее – УГХиБ), на срок с 01.01.2015 по 31.12.2017. На основании изложенного положения обжалуемого Порядка финансирования выпадающих доходов распространяются на ООО «Севертранс», как на получателя указанной субсидии.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации проверка судом общей юрисдикции законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя, т.е. в порядке абстрактного нормоконтроля, недопустимы.

В данном случае ООО «Севертранс» обратилось в суд с административным иском 03.11.2016, т.е. в период действия оспариваемых нормативных положений.

Из пояснений представителей истца, не опровергнутых ответчиком, усматривается, что оспариваемые положения в отношении истца применялись, в связи с чем Обществом получено возмещение выпадающих доходов за 1 квартал 2016 года. Кроме того, истцом представлено в суд письмо главного распорядителя бюджетных средств – УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» от 10.05.2016, адресованное ООО «Севертранс», в котором сообщается о частичном отказе в принятии к возмещению сумм расходов, и разъясняются обжалуемые положения нормативного правового акта. Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что раздел 4 указанного Порядка, содержащий обжалуемые положения, был исключен 13.12.2016, что свидетельствует о том, что в указанный период времени его положения распространялись на истца.

Доводы ответчика об отсутствии договора, заключенного между истцом и главного распорядителем, необходимого для возмещения выпадающих доходов, а также о сроке действия обжалуемого нормативного правового акта с 04.10.2016 (со дня опубликования) по 13.12.2016 (вступления в силу постановления от 09.12.2016 о внесении изменений), не свидетельствуют о неприменении нормативного правового акта в отношении истца, поскольку данные обстоятельства, при установлении судом фактов применения оспариваемых положений, не имеют правового значения для прекращения производства по делу.

Действительно, пунктом 3.4 раздела 4 Порядка предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств заключает с получателем субсидий договор на возмещение выпадающих доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах на территории муниципального образования городского округа "Воркута", в пределах средств, предусмотренных в бюджете 2016 года на данный вид расходов (с учетом принятых и неисполненных обязательств). Вместе с тем обжалуемый Порядок не содержит обязательного условия возмещения выпадающих доходов наличие такого договора, в связи с чем его отсутствие не лишает права истца на возмещение таких доходов. Кроме того, как пояснили представители истца, главный распорядитель бюджетных средств уклоняется от заключения данного договора.

Несвоевременное опубликование нормативного правового акта, при установлении судом его фактического применения, также не свидетельствует о его неприменении в отношении истца и об отсутствии нарушений его прав, связанных с возмещением выпадающих доходов.

Учитывая изложенное, утрата силы обжалуемых положений в период рассмотрения данного дела не влечет прекращения производства по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).

Согласно частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как следует из подпункта 7 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении, к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Согласно частям 1 и 3 статьи 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

В силу ст. 2 и 3 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по названным вопросам. Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

Статьёй 78 Бюджетного кодекса РФ определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 ст.78 БК РФ).

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Таким образом, статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что субсидии юридическим лицам выдаются в установленных случаях, порядке, и в сроки, а также на определенных условиях.

Во исполнение возложенных обязанностей и в рамках предоставленных законодательством полномочий администрация приняла указанный нормативно-правовой акт, регулирующий порядок предоставления в 2016 году субсидий на возмещение выпадающих доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах на территории муниципального образования городского округа "Воркута".

Как следует из содержания преамбулы раздела 4 Порядка, настоящий Порядок определяет механизм предоставления субсидий на возмещение выпадающих доходов организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров на социально значимых маршрутах в рамках реализации решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 04.06.2009 N 358 "О социально значимых автобусных маршрутах в муниципальном образовании городского округа "Воркута". Пунктом 3 данного Порядка установлены правила финансирования.

Согласно пунктам 3.1 и 3.2 Порядка, субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах на территории муниципального образования городского округа "Воркута". Получателями субсидий являются юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, оказывающие транспортные услуги по пассажирским перевозкам по социально значимым автобусным маршрутам (далее - получатели субсидий) на основании заключенного с администрацией муниципального образования городского округа "Воркута" (или иным уполномоченным лицом) договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории муниципального образования городского округа "Воркута".

Возмещение выпадающих доходов в связи с оказанием транспортных услуг по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах производится при условии выполнения получателем субсидий следующих требований:

- признание расходов по фактически оплаченным расходам, составляющим себестоимость перевозок по соответствующему сообщению (в целях возмещения выпадающих доходов в связи с оказанием транспортных услуг по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах);

- ведение раздельного бухгалтерского учета доходов и расходов по каждому социально значимому маршруту;

- документальное подтверждение выпадающих доходов (п.3.3)

Согласно абзацу 1 подпункта 10 пункта 3.6 для финансирования расходов получатели субсидий ежеквартально, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют главному распорядителю следующие документы: первичные документы, подтверждающие фактически понесенные и оплаченные расходы, составляющие себестоимость перевозок по соответствующему сообщению.

Исходя из приложений 4 и 5 к данному Порядку, сумма выпадающих доходов рассчитывается как разница между фактически понесенными расходами в связи с оказанием транспортных услуг по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах и фактическими доходами. При этом фактическими расходами по социально значимым маршрутам признаются обоснованные и документально подтвержденные фактически оплаченные расходы, осуществленные (понесенные) организацией в отчетном периоде, а фактическими доходами доходы, получаемые от выполнения указанных рейсов.

Согласно заключению ИФНС по г.Воркуте обжалуемые положения Порядка противоречат требованиям федерального законодательства и правилам ведения бухгалтерского учета, поскольку признание расходов по фактически понесенным и оплаченным расходам, составляющим себестоимость, является кассовым методом ведения бухгалтерского учета. Однако в ООО «Севертранс», согласно установленной учетной политике, используется метод начисления, допускаемый нормативными актами по бухгалтерскому учету и налоговому законодательству. Установленный Порядком кассовый метод противоречит требованиям Налогового кодекса, приводит к необоснованному убытку Общества, нарушению налогового законодательства, а также противоречит Инструкциям, принятым в области ведения бухгалтерского учета, определяющим понятия себестоимости, доходов и расходов.

Оценив представленные суду доказательства, проанализировав положения нормативных актов, суд соглашается с доводами истца и с заключением налогового органа по следующим причинам.

Как установлено судом, ООО «Севертранс» не приобретает каких-либо товаров (работ, услуг), для оплаты которых ему были бы необходимы целевые бюджетные средства, а само оказывает услуги, за полученный убыток от оказания которых получает компенсацию из бюджета. Получаемые им из местного бюджета средства по своему экономическому содержанию представляют собой недополученный доход, который составляет часть выручки за оказанные услуги.

Из вышеперечисленных положений Порядка усматривается, что субсидия предоставляется организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров на социально значимых маршрутах, на возмещение выпадающих доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах на территории муниципального образования городского округа "Воркута", в пределах средств, предусмотренных в бюджете 2016 года на данный вид расходов. Размер субсидий определяется исходя из фактически понесенных и оплаченных расходов, составляющих себестоимость перевозок, что является кассовым методом ведения бухгалтерского учета. Главным распорядителем бюджетных средств является УГХиБ администрации МО ГО «Воркута».

Предметом правового регулирования Порядка являются бюджетные правоотношения, в связи с чем данный нормативный акт должен соответствовать требованиям бюджетного законодательства, а также нормативным актам, принятым в области бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона "О бухгалтерском учете" целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Согласно статьям 6 и 9 ФЗ «О бухгалтерском учете», экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", учетную политику составляет совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (часть 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Пунктом 6.3. Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утвержденной Минтрансом 29.08.1995, учет по видам перевозок, работ и услуг ведется согласно принятой предприятием учетной политике.

Пунктом 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 106н, предусмотрено, что учетная политика организации должна обеспечивать:

- полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

- отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

- рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

В соответствии с п.7 раздела II «Формирование учетной политики» ПБУ 1/2008 приформировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

В соответствии с п.9 раздела II «Формирование учетной политики» ПБУ 1/2008 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа

В рамках рассмотрения настоящего дела истцом представлено, утвержденное Обществом, Положение об учетной политике ООО «Севертранс» для целей бухгалтерского учета, в котором установлен метод начисления - способ ведения бухгалтерского учета. Кроме того, истцом представлены сведения о размере выручки организации от реализации услуг, согласно которым её размер превышает один миллион рублей за каждый последующий квартал.

Порядок признания доходов и расходов определен главой 25 Налогового кодекса РФ. В частности, в статьях 271-273 НК РФ предусмотрены два метода ведения бухгалтерского учета – начисления и кассовый. При этом согласно пункту 1 ст.273 НК РФ налогоплательщик вправе выбрать кассовый метод при условии соответствия его требованиям, указанной в этой норме.

Так, в силу ст.273 НК РФ организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

Поскольку сумма выручки от реализации услуг превышает указанную в ст.273 НК РФ денежную сумму, применение кассового метода неправомерно.

В соответствии с п.1 ст.272 НК РФ при методе начисления расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты и определяются с учетом положений статей 318-320 НК РФ.

Согласно пункту 6.2. Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утвержденной Минтрансом 29.08.1995, затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому ониотносятся, независимо от времени оплаты: предварительной или последующей.

Согласно Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте утвержденной министерством транспорта Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса № 153 от 24.06.2003, доходы принимаются при учете по методу начисления и признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав

На основании изложенного при методе начисления расходы принимаются в том отчетном периоде, в котором они имели место быть, вне зависимости от их фактической оплаты. Однако оспариваемыми положениями нормативного акта расходами признаются документально подтвержденные фактически оплаченные расходы, осуществленные (понесенные) организацией в отчетном периоде, что соответствует применению кассового метода ведения бухгалтерского учета, что в данном случае для получателя субсидии недопустимо, поскольку противоречит требованиям закона о бухгалтерском учете и налогового законодательства, а также противоречит принятой Обществом учетной политике. Применение же кассового метода приведет к возникновению необоснованного убытка и, как следствие, к нарушению налогового законодательства, привлечению налогоплательщика к налоговой ответственности, а также к принуждению истца, как экономического субъекта, к неправомерному изменению учетной политики, в том числе с нарушением установленных п.9 раздела II «Формирование учетной политики» ПБУ 1/2008 сроков.

Кроме того, следует принять во внимание, что согласно Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утвержденной Минтрансом 29.08.1995, под себестоимостью перевозок (работ, услуг) понимается стоимостная оценка затрат всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок автомобильным транспортом (других работ и услуг, выполняемых автомобильным транспортом).

В себестоимость перевозок (работ, услуг) автомобильного транспорта включаются текущие затраты трудовых и материальных ресурсов, затраты по воспроизводству основных производственных фондов, затраты, связанные с необходимым кадровым обеспечением, включая расходы на управление, обеспечение сохранности имущества, соблюдением необходимых требований по охране окружающей среды, выполнением и обязательств перед банком по предоставленным кредитам, налоги и сборы.

Вместе с тем обжалуемые положения Порядка предусматривает включение в себестоимость только тех расходов, которые оплачены в соответствующем отчетном периоде.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление ООО «Севертранс» подлежит удовлетворению.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, в соответствии с его положениями были реализованы права организаций, данные обстоятельства являются основанием для признания его недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку на момент рассмотрения дела обжалуемые положения Порядка отменены и действовали до 13.12.2016, т.е. до опубликования постановления администрации МО ГО «Воркута» от 09.12.2016, которым 4 раздел Порядка исключен, оспариваемые нормы подлежат признанию недействующими на момент их применения в отношении ООО «Севертранс».

В силу требований статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации бремя несения судебных расходов возлагается на проигравшую сторону в процессе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса. Административный ответчик по делу не попадает под категорию лиц, которые освобождены (или могут быть освобождены) судом от уплаты расходов, связанных с рассмотрением административного дела.

На основании изложенного заявление истца о взыскании судебных расходов в сумме 4 500 руб. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 213, 215, 216 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление ООО «Севертранс» удовлетворить.

Признать абзац 2 пункта 3.3 и абзац 1 подпункта 10 пункта 3.6 раздела 4 Порядка финансирования в 2016 году мероприятий подпрограммы 1 «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение степени благоустройства» муниципальной программы муниципального образования городского округа «Воркута» «Содержание и развитие муниципального хозяйства», утверждённого постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 16 февраля 2016 № 290, недействующим на момент его применения в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Севертранс» (до 13.12.2016).

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном сайте администрации муниципального образования городского округа «Воркута» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в информационном вестнике МО ГО «Воркута» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Севертранс» 4500 руб. (четыре тысячи пятьсот рублей) в возмещение судебных расходов.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме – 16.12.2016.

Судья: