НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Воркутинского городского суда (Республика Коми) от 14.05.2013 № 2-1390/2013

Дело № 2-1390/2013РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Мицкевич Е.В.,

при секретаре судебного заседания Петуховой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте 14 мая 2013 года гражданское дело по иску Л. к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании излишне удержанного налога на доходы физических лиц, компенсации морального вреда,

установил:

Л. обратился с иском к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании излишне удержанного налога на доходы физических лиц в размере 6323 руб., компенсации морального вреда в размере 5000 руб. В обоснование требований указал, что за период с июня 2010 г. по настоящее время из его заработной платы был удержан налог на доходы физических лиц со стоимости проезда по бесплатным транспортным требованиям в общей сумме 6323 руб. Считает, что удержание налога на доходы физических лиц за проезд по бесплатным транспортным требованиям незаконно, поскольку предоставление бесплатных билетов является компенсацией, предусмотренной Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и в соответствии с налоговым законодательством налогообложению не подлежит.

Ответчик ОАО «РЖД» представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований Л. отказать по тем основаниям, что предоставление ОАО «РЖД» своим работникам права бесплатного проезда на железнодорожном транспорте является социальной гарантией, а не компенсацией. В свою очередь, предусмотренный ст.217 НК РФ исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению, не содержит оснований для освобождения от налогообложения гарантий. Таким образом, основания для освобождения истца от налогообложения НДФЛ отсутствуют.

Определением Воркутинского городского суда РК от 12.04.2013 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ИФНС России по г.Воркуте РК.

От ИФНС России по г.Воркуте РК поступил отзыв на исковое заявление, в котором третье лицо просит в удовлетворении исковых требований Л. отказать в полном объеме. В обоснование указано, что факт использования Л. права бесплатного проезда по личным надобностям в спорный период на основании Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003г. «О железнодорожном транспорте в РФ» в данном случае не следует относить к компенсационным выплатам, поскольку данная выплата не входит в исчерпывающий перечень доходов, освобождённых от налогообложения по п.3 ст.217 НК РФ. Стоимость бесплатного проезда работника ОАО «РЖД» Лагода И.В. по личным надобностям за счёт средств ОАО «РЖД», на основании п.п.1 п.2 ст.211 НК РФ, признаётся доходом, полученным в натуральной форме, и, соответственно, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. Доводы истца о компенсации морального вреда по причине того, что с него удержали сумму НДФЛ, также считает несостоятельными.

Истец, ответчик, третье лицо, извещавшиеся надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимали, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьего лица. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Л. с ... по настоящее время работает в Эксплуатационном вагонном депо Воркута - структурное подразделение Северной дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в должности ...

Согласно пункту 5 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 года № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", работники железнодорожного транспорта общего пользования пользуются правом бесплатного проезда на железнодорожном транспорте за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам железнодорожного транспорта общего пользования при исполнении ими служебных обязанностей в период нахождения на территории иностранного государства, устанавливаются международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Организации железнодорожного транспорта общего пользования, в которых работают такие работники, могут дополнительно устанавливать для них гарантии, льготы и компенсации.

Как установлено судом в 2010 году, в 2011 году и в 2012 году истец воспользовался правом бесплатного проезда по личным надобностям.

Из представленных документов следует, что ответчиком были произведены удержания подоходного налога из сумм стоимости проезда истца: в июне 2010 г. с суммы проезда 3222,30 руб., сумма НДФЛ составила 419,00 руб.; в январе 2011 г. с суммы проезда 8336,20 руб., сумма НДФЛ составила 1084,00 руб.; в феврале 2011 г. с суммы проезда 6748,60 руб., сумма НДФЛ составила 877,00 руб.; в мае 2011 г. с суммы проезда 301,80 руб., сумма НДФЛ составила 39,00 руб., в июне 2011 г. с суммы проезда 1111,20 руб., сумма НДФЛ составила 144,00 руб.; в июле 2011 г. с суммы проезда 1063,40 руб., сумма НДФЛ составила 138,00 руб.; в августе 2011г. с суммы проезда 1414,50 руб., сумма НДФЛ составила 184,00 руб.; в сентябре 2011 г. с суммы проезда 3378,40 руб., сумма НДФЛ составила 439,00 руб.; в октябре 2011 г. с суммы проезда 1029,00 руб., сумма НДФЛ составила 135,00 руб.; в ноябре 2011 г. с суммы проезда 763,00 руб., сумма НДФЛ составила 99,00 руб.; в декабре 2011 г. с суммы проезда 763,00 руб., сумма НДФЛ составила 99,00 руб.; в январе 2012 с суммы проезда 13602,30 руб., сумма НДФЛ составила 1768,00 руб.; в марте 2012 г. с суммы проезда 994,40 руб., сумма НДФЛ составила 129,00 руб.; в августе 2012 г. с суммы проезда 2357,10 руб., сумма НДФЛ составила 306,00 руб.

Всего общая сумма НДФЛ (13%) за 2010 г. составила 419,00 руб., за 2011 г. - 3238,00 руб., за 2012 г. - 2203,00 руб.

При этом, поскольку в соответствии с п.4 ст.225 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога определяется в полных рублях, сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

Таким образом, сумма удержанного с истца налога с 2010 г. по 2012 г. составила 5860,00 руб.

В тоже время доводы истца о том, что сумма удержанного с него налога со стоимости проезда в 2010 г. составила 1010,00 руб., не нашли своего подтверждения. Из иска следует, что в августе и ноябре 2010г. ответчиком произведено удержание походного налога с сумм стоимости проезда. В свою очередь, как следует из представленных суду доказательств, в августе и ноябре 2010 г. не имело место возмещение стоимости проезда, а имел место в каждом из указанных месяцев доход в сумме 2273,98 руб. (код 4800) - оплата 3-х дней за счёт работодателя, что к возмещению стоимости проезда по бесплатным транспортным требованиям не относится.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.

Истец работает на территории Российской Федерации, является её резидентом.

Согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Доход от стоимости железнодорожных билетов истец получил в результате трудовых отношений с ОАО "РЖД", в связи с этим ОАО "РЖД", являясь налоговым агентом по отношению к данному доходу, исчислило и удержало налог на доходы физических лиц.

В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Таким образом, Налоговый кодекс РФ связывает освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц в виде оплаты переезда с выполнением работником его трудовых обязанностей.

Удержания налога на доходы физических лиц из заработной платы Л. производились в 2010 г., в 2011 г. и в 2012 г. В данные периоды времени подлежали применению Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2009 и 2010 годы, продленное на 2011-2013 годы, Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2008-2010 годы, в 2011 году - Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2011-2013 годы.

Согласно пункту 8.2.1 указанного Отраслевого соглашения работникам предоставляется гарантия в виде проезда по личным надобностям по территории Российской Федерации в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий 1 раз в год и проезда в пригородном сообщении или в поездах дальнего следования (при отсутствии пригородного) на суммарное расстояние двух направлений до 200 км или оплату (компенсации) проезда.

В силу пункта 4.2.3 Коллективного договора ОАО "РЖД" на 2011-2013 годы работники имеют право бесплатного проезда по личным надобностям по разовому транспортному требованию в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий в направлении туда и обратно.

До 09 марта 2010 года действовали "Временные правила выдачи билетов для бесплатного проезда работников железнодорожного транспорта общего пользования", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 29.03.2004 г. № 1795р.

09 марта 2010 года распоряжением ОАО "РЖД" № 452р утверждены Правила выдачи транспортных требований ОАО "РЖД" для проезда на железнодорожном транспорте общего пользования.

Правила выдачи транспортных требований ОАО "РЖД" для оформления безденежного проезда на железнодорожном транспорте общего пользования (далее - Правила) определяют порядок и условия выдачи транспортных требований ОАО "РЖД" (далее - транспортные требования) для оформления безденежного проезда на железнодорожном транспорте общего пользования и провоза багажа по служебным и личным надобностям, порядок пользования транспортными требованиями, их формы и нормы выдачи, а также порядок организации работы в ОАО "РЖД" по выдаче и учету транспортных требований.

В соответствии с пунктом 4.1 Правил, к видам проезда по личным надобностям относятся: 4.1.1. Проезд от места жительства к месту основной работы; 4.1.2. Проезд один раз в год по территории Российской Федерации в направлении "туда" и "обратно"; 4.1.3. Проезд в пригородном сообщении на суммарное расстояние в двух направлениях до 200 км от места жительства; 4.1.4. Проезд в лечебные учреждения за получением медицинской помощи, в протезные мастерские, на обследование в направлении "туда" и "обратно"; 4.1.5. Проезд в торговые пункты и предприятия бытового обслуживания в направлении "туда" и "обратно"; 4.1.6. Проезд к месту учебы в высшие, средние специальные и общеобразовательные учебные заведения.

Для реализации права работника на бесплатный проезд работодателем выдаются бесплатные транспортные требования. Пользование бесплатными транспортными требованиями возможно лишь штатным работником ОАО "РЖД", либо его детьми до 18 лет, находящимися на его иждивении.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 N 2-ПКонституцией Российской Федерации в Российской Федерации как в социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7), труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1); каждый имеет право на отдых, работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (статья 37, часть 5); каждому гарантируется право на охрану здоровья (статья 41, часть 1).

Провозглашая право каждого на отдых и на охрану здоровья, Конституция Российской Федерации исходит из того, что здоровье человека является высшим неотчуждаемым благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а, следовательно, его сохранение и укрепление играют основополагающую роль в жизни общества и государства. Этим предопределяется характер обязанностей государства, признающего свою ответственность за сохранение и укрепление здоровья людей, и, соответственно, содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами указанных конституционных прав, что в сфере труда требует от законодателя помимо установления мер, направленных на охрану здоровья работников непосредственно в процессе трудовой деятельности, введения для тех из них, кто осуществляет трудовую деятельность и проживает в неблагоприятных природно-климатических условиях, дополнительных гарантий, призванных компенсировать воздействие на их здоровье обусловленных этими условиями факторов.

Такие гарантии, будучи направленными на достижение социально необходимого результата, вместе с тем не должны нарушать баланс прав и законных интересов работников и работодателей как условие гармонизации трудовых отношений на основе конституционных принципов юридического равенства и свободы труда и вытекающего из них принципа свободы трудового договора, реализация которых в Российской Федерации как правовом и социальном государстве предполагает сочетание государственного и договорного начал в регулировании этих отношений.

С учетом указанных требований в трудовом законодательстве Российской Федерации, целями которого являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей, в числе основных принципов правового регулирования трудовых отношений закрепляется социальное партнерство, включающее право работников, работодателей, их объединений на участие в договорном регулировании трудовых отношений, и наряду с обязанностью работодателей обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, устанавливается приоритет сохранения жизни и здоровья работников (статьи 1 и 2, часть вторая статьи 22, часть первая статьи 210 и часть вторая статьи 212 Трудового кодекса РФ).

Исходя из того, что проживание и осуществление трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оказывает негативное воздействие на здоровье человека и, следовательно, связано с риском преждевременной утраты трудоспособности, в Трудовом кодексе Российской Федерации предусматриваются особенности регулирования труда лиц, работающих в этих районах и местностях (глава 50).

Согласно статье 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Закон Российской Федерации от 19.02.1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", как специальный закон, устанавливающий гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, предусматривает, что гарантии и компенсации для таких лиц, являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливаются соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, для работников организаций, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом(часть третья статьи 1).

К числу таких гарантий, направленных на обеспечение работникам возможности полноценного отдыха и оздоровления, относится, в частности, законодательное закрепление правила о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Данное правило, основанное на учете влияния на здоровье человека неблагоприятных природно-климатических факторов, было введено в правовое регулирование трудовых отношений в период активного освоения Крайнего Севера, что способствовало достижению целей, которые ставило перед собой государство, заинтересованное в привлечении на северные территории рабочей силы.

Согласно Перечню, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года №1029, г. Воркута отнесен к районам Крайнего Севера.

В соответствии со статьёй 33 Закона РФ № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются - работодателем.

Анализируя доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что компенсация в виде бесплатных проездных документов к месту отпуска и обратно для работников ОАО "РЖД", работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предоставляется в связи с осуществлением ими трудовых обязанностей в экстремальных природно-климатических условиях Севера и приравненных к ним местностях, а потому указанная компенсация относится к предусмотренной пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации категории компенсаций, которые не подлежат налогообложению.

При разрешении спора суд также учитывает, что ОАО "РЖД" осуществляет деятельность в сфере пассажирских и грузовых перевозок и самостоятельно определяет форму предоставления предусмотренных Коллективным договором и Отраслевым соглашением гарантий, обеспечивающих отсутствие расходов работника на проезд по личным надобностям (безденежный проезд или денежная компенсация).

Однако при этом форма реализации права работника на компенсацию, определенная работодателем, - или в виде предоставления права бесплатного проезда или в виде денежной компенсации работнику стоимости проезда, - не должна ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством, ущемлять их права, установленные законодательством, в том числе право на освобождение от налогообложения, предусмотренное статьёй 217 Налогового кодекса РФ.

Поскольку действующее законодательство не содержит прямого указания на необходимость взыскания налога на доходы физических лиц со стоимости проезда по бесплатным транспортным требованиям, суд считает также необходимым применить положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

На основании изложенного доводы ответчика и третьего лица о том, что возмещение стоимости проезда, осуществляемого во время отдыха работника, не является компенсационной выплатой, связанной с выполнением трудовых обязанностей, и подлежит налогообложению, суд находит несостоятельными. Следовательно, исковые требования о взыскании излишне удержанного налога являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Таким образом, подлежащая возврату сумма налога на доходы физических лиц составит 5860,00 руб.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» дано разъяснение: учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

При добытых в судебном заседании доказательствах суд считает обоснованными требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

Однако, суд находит завышенной заявленную истцом сумму в размере 5000 руб. Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, с учетом требований разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 500 руб.

Согласно 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей по требованиям имущественного характера и 200 рублей по требованиям о взыскании компенсации морального вреда, а всего в размере 600 рублей в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу Л. излишне удержанный налог на доходы физических лиц в размере ... руб., компенсацию морального вреда в размере ... руб., а всего ... коп.

Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца.

Судья Е.В. Мицкевич