НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Воркутинского городского суда (Республика Коми) от 10.10.2016 № 2-579/2016

Дело №2-579/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Бочаровой С.В.

при секретаре судебного заседания Типнер О.Н.,

с участием представителя ответчика – ФКУ ИК-22 УФСИН России по РК Кукушкиной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Воркуте пос.Воргашор,

10 октября 2016 года исковое заявление Чекмарева Ю. Н. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №22 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» о признании действий (бездействия) незаконными, восстановлении срока оформления пенсии,

установил:

Чекмарев Ю.Н. обратился с иском, в котором просит признать действия (бездействие) сотрудника учреждения ФКУ ИК-22 начальника группы социальной защиты и учета осужденных Р по несвоевременному оформлению ему пенсии по старости незаконным, восстановлении срока оформления пенсии. В обоснование требований указал, что он в период отбывания наказания в ФКУ ИК-22 29.04.2014, за шесть месяцев до достижения им возраста 60-ти лет (26.11.2014), обратился к Р за содействием в оформлении документов для назначения ему пенсии. Р неоднократно давала ему заполнять различные бланки заявлений, адресованные в ПФ РФ, однако пенсия ему была назначена позднее дня возникновения права, только 29.01.2015. По его жалобе на несвоевременное оформление документов на пенсию УФСИН Республики Коми была проведена проверка, по результатам которой сотрудник группы социальной защиты и учета осужденных ФКУ ИК-22 был привлечен к дисциплинарной ответственности. На основании этого считает, что действия (бездействие) Р привели к несвоевременному назначению ему пенсии и просит восстановить срок оформления пенсии с 26.11.2014 с соответствующим перерасчетом начислений.

Определением суда от 04.07.2016 произведена замена ненадлежащего ответчика – начальника группы социальной защиты и учета осужденных Р на надлежащего ответчика - Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №22 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», а также к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми.

Истец Чекмарев Ю.Н. и третье лицо – УПФР в г.Воркуте надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, участия в судебном заседании не принимали. УПФР в г.Воркуте о причине неявки своего представителя в суд не сообщил.

Отсутствие Чекмарева Ю.Н. в судебном заседании обусловлено тем, что Гражданский процессуальный кодекс РФ не предусматривает возможности этапирования лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в суды для рассмотрения гражданских дел.

В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя третьего лица.

В судебных заседаниях представитель ответчика - ФКУ ИК-22 УФСИН России по РК по доверенности Кукушкина Е.М. иск не признала, заявила, что требования Чекмарева Ю.Н. должны рассматриваться в порядке главы 22 КАС РФ. Указала, что Чекмарев Ю.Н. обратился в суд с иском по истечении трехмесячного срока, предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ, который исчислялся с 08.09.2015 – даты, когда истец из ответа Прокуратуры Республики Коми от 02.09.2015 узнал о нарушении своего права. В связи с этим просила применить срок исковой давности к требованиям истца. По существу спора пояснила, что первоначально документы для досрочного назначения Чекмареву Ю.Н. пенсии по старости были сданы в УПФР г.Воркуты 29.04.2014, решением которого истцу было отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием у него соответствующего права. Отметила, что истцу неоднократно доводилась информация о том, что право на пенсию у него наступает в 60 лет, однако он своевременно устно либо письменно к администрации учреждения с соответствующим заявлением не обращался. Пенсия Чекмареву Ю.Н. была назначена только с 01.04.2015, после оформления им 24.01.2015 соответствующего заявления в УПФР г.Воркуты, при этом выплата пенсии произведена Чекмареву Ю.Н. за период с 29.01.2015 – дня поступления заявления Чекмарева Ю.Н. в орган пенсионного фонда. Признала, что по результатам служебной проверки комиссией учреждения сделаны выводы о нарушении старшим лейтенантом внутренней службы К (ранее – Радецкая) служебной дисциплины, выразившемся в несвоевременном оформлении пенсии осужденному Чекмареву Ю.Н. При этом Кардорская (Радецкая) А.В., заслуживающая привлечения к дисциплинарной ответственности за указанное нарушение, была освобождена от ответственности в связи тем, что ранее приказом от 07.04.2015 ей был объявлен выговор.

В письменном отзыве на иск представитель третьего лица – УПФР в г.Воркуте не согласился с требованиями Чекмарева Ю.Н. о восстановлении срока назначения ему пенсии с 26.11.2014. Указал, что Чекмарев Ю.Н. является получателем страховой пенсии по старости с 29.01.2015 – даты поступления в УПФР в г.Воркуте его заявления о назначении пенсии. Ранее 29.04.2014 Чекмарев Ю.Н. также обращался с заявлением о назначении пенсии, но решением комиссии от 23.05.2014 ему было в этом отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера. Отметил, что пенсионное законодательство предусматривает заявительный порядок назначения пенсии, и возможность обращения с таким заявлением не ограничивается каким-либо сроком.

Выслушав представителя ответчика, заслушав свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Чекмарев Ю.Н. осужден к лишению свободы, поэтому его правовое положение регламентировано специальным законом - Уголовно-исполнительным кодексом РФ.

Согласно ч.2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.98 УИК РФ осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу п.9 Правил обращения за страховой пенсией …, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 №884н и действующих с 01.01.2015, граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.

Как установлено пунктами 18, 19 указанных Правил, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Аналогичные положения были установлены ранее действующими (до 01.01.2015) Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Минтруда РФ №17, ПФ РФ №19пб от 27.02.2002.

Пункты 1, 3 Письма МВД РФ от 06.11.1997 №18/13-204 «О Порядке оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях» предусматривают, что оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные и лечебно-профилактические учреждения), а также оставленным в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (далее - исправительные учреждения), осуществляется администрацией соответствующего учреждения.

В силу абз.4 п.14 Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2005 №262, решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением осужденных возложено на группу социальной защиты осужденных исправительного учреждения.

Системное толкование указанных норм позволяет утверждать, что основанием для обращения исправительного учреждения в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации для назначения пенсии в отношении лица, отбывающего наказание, является заявление лица, отбывающего наказание о назначении пенсии, которое подлежит передаче в орган Пенсионного фонда. Все лица реализуют принадлежащие им права самостоятельно, в связи с чем наличие у истца права на получение пенсии не может быть реализовано без его личного участия - обращения с соответствующим заявлением либо иным обращением к администрации или уполномоченному структурному подразделению колонии.

Из материалов дела следует, что Чекмарев Ю.Н. 29.04.2014 посредством уполномоченного сотрудника ФКУ ИК-22 обращался в УПФР г.Воркуты за досрочным назначением трудовой пенсии по старости.

По указанному заявлению УПФР г.Воркуты отказал Чекмареву Ю.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием в представленных документах сведений о выработке им необходимого страхового стажа и стажа в районах Крайнего Севера. Так, на момент указанного обращения страховой стаж истца составил 22 года 7 месяцев и 7 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 9 лет 3 месяца 4 дня.

Согласно паспорту гражданина Российской Федерации , выданного ДД.ММ.ГГ. отделом Внутренних дел Адрес обезличен, Чекмарев Ю. Н. родился ******.

С учетом даты рождения истца, его страхового стажа и ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего до 01.01.2015), предусматривающей, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа, у Чекмарева Ю.Н. право на трудовую пенсию по старости возникло 26.11.2014.

Из копии пенсионного дела Чекмарева Ю.Н., представленного в суд УПФР в г.Сыктывкаре, следует, что истец является получателем пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 29.01.2015.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что пенсия по старости была назначена Чекмареву Ю.Н. позднее дня возникновения у него права на пенсионное обеспечение (более чем на 2 месяца).

По доводам истца несвоевременное назначение ему пенсии явилось следствием бездействия начальника группы социальной защиты и учета осужденных ФКУ ИК-22 - Р

Обращение истца в УПФР г.Воркуты 29.04.2014 за досрочным назначением трудовой пенсии по старости свидетельствует о том, что Чекмарев Ю.Н. имел намерение на получение социальных гарантий в виде пенсии, однако фактическое назначение ему пенсии позднее возникшего права указывает на то, что работник исправительного учреждения, обязанный решать вопросы, связанные с пенсионным обеспечением осужденных своевременно не выполнил возложенной на него обязанности.

Так, из заключения о результатах служебной проверки ФКУ ИК-22, утвержденного 15.05.2015 Врио начальника ФКУ ИК-22 Ш, следует, что причинами и условиями допущенного нарушения прав Чекмарева Ю.Н. на своевременное назначение трудовой пенсии стало ненадлежащее исполнение обязанностей и личная недисциплинированность специалиста группы социальной защиты осужденных, старшего лейтенанта внутренней службы Р, которая за несвоевременное оформление пенсии осужденному Чекмареву Ю.Н. заслужила привлечение к дисциплинарной ответственности, но была от нее освобождена, с учетом ранее наложенного взыскания.

Результаты указанной проверки не отменены и не оспорены.

Выводы, содержащиеся в заключении служебной проверки, подтверждаются также показаниями свидетелей – работников группы социальной защиты осужденных ФКУ ИК-22 К (Р) А.В. и П, допрошенных в судебном заседании, которые подтвердили, что в их обязанности входит содействие осужденным в оформлении пенсии.

Таким образом, судом установлено, что возникшее 26.11.2014 у Чекмарева Ю.Н. право на назначение трудовой пенсии было нарушено по вине работника учреждения исполнения наказаний, которое с учетом правового положения истца (осужденный) и выраженного им ранее желания на оформление пенсии, должно было своевременно оказать ему содействие в реализации права на государственное пенсионное обеспечение, чего не сделало.

Следовательно, требование истца о признании незаконным бездействия ответчика по своевременному назначению ему трудовой пенсии по старости является обоснованным.

Рассматривая заявление ответчика о применении к требованиям истца срока исковой давности, предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Иск заявлен Чекмаревым Ю.Н. в связи нарушением его пенсионных прав, в целях восстановления нарушенного права с учетом положений ст.12 ГК РФ. Нормы КАС РФ не предусматривают возможности исследования судом вопроса о нарушении гражданских прав и их восстановления, поэтому иск Чекмарева Ю.Н. разрешен в рамках ГПК РФ.

На основании изложенного довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности (согласно ст. 219 КАС РФ) суд не принимает.

Вместе с тем исковые требования Чекмарева Ю.Н. в части восстановления срока оформления пенсии с 26.11.2014 с соответствующим перерасчетом произведенных начислений удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно частям 1, 2 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст.21 настоящего Федерального закона.

Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе №173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ч.1 ст.1, ч.1 ст.7, частей 1, 2 ст.19, п.п.6 п.1 ст.28).

Исходя из системного толкования приведенных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина права на его получение. При этом возможности восстановления срока назначения пенсии и перерасчета в связи с этим пенсионных выплат пенсионное законодательство не устанавливает.

На основании изложенного требование Чекмарева Ю.Н. о восстановлении срока назначения и перерасчета пенсии удовлетворению не подлежит. Вместе с тем, суд считает необходимым разъяснить истцу, что он не лишен возможности в последующем обратиться за возмещением понесенных убытков за счет виновного лица.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Чекмарева Ю. Н. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №22 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» о признании действий (бездействия) незаконными, восстановлении срока оформления пенсии удовлетворить частично.

Признать бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №22 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», выразившееся в отсутствии своевременного содействия в оформлении пенсии осужденному Чекмареву Ю. Н., незаконным.

В удовлетворении требования Чекмарева Ю. Н. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №22 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» о восстановлении срока назначения и перерасчета пенсии отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья С.В. Бочарова