НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Воркутинского городского суда (Республика Коми) от 05.12.2019 № 2А-2-713/19

11RS0002-02-2019-000742-12

Дело № 2а-2-713/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:

Председательствующего судьи Е.В.Юрченко,

При секретаре судебного заседания Е.Р.Мухаметшиной,

05.12.2019 года рассмотрев в открытом судебном заседании в поселке Воргашор города Воркуты Республики Коми дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" в лице Воркутинского линейного производственного управления магистральных газопроводов к Государственной инспекции труда в Республике Коми (Ухтинский отдел) о приостановлении срока исполнения предписания, признании незаконным и отмене в части предписания Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми,

у с т а н о в и л:

Представитель ООО "Газпром трансгаз Ухта" в лице Воркутинского линейного производственного управления магистральных газопроводов обратился в суд с требованиями о признании незаконным и отмене предписания Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми от ДД.ММ.ГГ., вынесенного в рамках внеплановой документарной проверки на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГ.. В обоснование требований административный истец указывает, что оспариваемое предписание Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми в части пунктов 1, 2, 3 не подкреплены достаточными доказательствами. Отсутствует факт не обеспечения работника Ковальчук Р.В. средствами индивидуальной защиты в полном объеме. Также полагают, что работник в полной мере обеспечен смывающими и обезвреживающими средствами.

Представитель административного истца ООО "Газпром трансгаз Ухта" в судебном заседании требования поддержал.

Представитель административного ответчика Государственная инспекция труда в Республике Коми в судебном заседании не участвовал. В отзыве возражает против удовлетворения исковых требований, указывая, что вынесенное предписание от ДД.ММ.ГГ. обоснованно и законно.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В соответствии с п. 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 N 290н, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.

Согласно п. 13 Межотраслевых правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам. Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника. Допускается ведение карточек учета выдачи СИЗ в электронной форме с обязательной персонификацией работника. Работодатель вправе организовать выдачу СИЗ и их сменных элементов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования). При этом требуется персонификация работника и автоматическое заполнение данных о выданных СИЗ в электронную форму карточки учета выдачи СИЗ.

Согласно п. 34 Правил ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за СИЗ возложена на работодателя.

В соответствии с Нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам филиалов, структурных подразделений, дочерних обществ и организаций Открытого акционерного общества "Газпром", утвержденными Постановление Министерства труда Российской Федерации от 07.04.2004 № 43, кладовщик должен быть обеспечен следующими средствами индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный 1, рукавицы комбинированные 6 пар или перчатки с защитным покрытием до износа, ботинки кожаные 1 пар. При работе в неотапливаемом помещении и на наружных работах зимой дополнительно: костюм для защиты от пониженных температур с пристегивающейся утепляющей прокладкой из антистатических тканей в I, II, III поясах по поясам, костюм для защиты от пониженных температур с пристегивающейся утепляющей прокладкой из антистатических тканей и с утепленным бельем в IV и особом поясах по поясам, валенки по поясам, галоши на валенки 1 пара на 2 года.

В нарушение приведенных требований кладовщик Ковальчук Р.В. предусмотренными средствами защиты в полном объеме не обеспечена.

Указанные обстоятельства в полной мере подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

В материалы дела представлена карточка выдачи СИЗ на имя Ковальчук Р,В. Согласно перечную СИЗ, работник подлежит обеспечению:

- халат хлопчатобумажный, 1 на год,

- рукавицы комбинированные или перчатки, 6 раз в год \ до износа,

- ботинки кожаные, 1 на год,

- костюм для защиты от вредных биологических факторов, 1 на 3 года,

- костюм для защиты от пониженных температур, 1 в год,

-сапоги кожаные меховые, 1 на 3 года,

-валенки, 1 в год,

- шапка-ушанка, 1 на 2 года.

Согласно представленным ведомостям Ковальчук В.В. обеспечена:

- костюм хлопчатобумажный 14.02.2019,

- перчатки 14.02.2019,

- сапоги кожаные меховые 14.02.2019

- ботинки кожаные 11.06.2019,

- костюм для защиты от вредных биологических факторов 01.04.2014 ( срок эксплуатации 3 года),

- костюм для защиты от пониженных температур 11.06.2019,

- валенки 01.04.2014 (срок эксплуатации 1 год),

- шапка-ушанка 13.11.2012 ( срок эксплуатации 2 года).

Соответственно, средства индивидуальной защиты работнику Ковальчук Р.В. предоставлены не в полном объеме, что является нарушением требований ст.212, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».

Доводы административного истца об отсутствие необходимости выдачи средств индивидуальной защиты для работы на открытом воздухе, поскольку рабочим местом Ковальчук Р.В. является помещение склада, суд находит несостоятельными и противоречащими выше приведенным нормативным актам.

В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность бесплатно выдавать специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты. При этом предусмотрено, что выдача средств индивидуальной защиты производится в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Следовательно, работодатель обязан обеспечить соответствующую категорию работников средствами индивидуальной защиты в полном объеме согласно установленным нормам.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.12.2010 № 1122н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и Стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами".

Стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" устанавливает правила приобретения, выдачи, применения и организации хранения смывающих и (или) обезвреживающих средств.

Стандарт распространяется на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Работодатель вправе с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, улучшающие по сравнению с Типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий, а также загрязнений.

Нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника или в локальном нормативном акте работодателя, доводятся до сведения работника в письменной или электронной форме способом, позволяющим подтвердить ознакомление работника с указанными нормами.

Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.

В подтверждение доводов о незаконности предписания, стороной административного истца представлен приказ «Об организации выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств работникам Воркутинского ЛПУМГ» от 30.04.2019 № 381, которым утверждены перечень рабочих мест Воркутинского ЛПУМГ, при работе на которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств и поименный список работников Воркутинского ЛПУМГ, которым необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств.

В указанном списке поименована профессия – кладовщик, установлена норма выдачи мыла на 1 мес. 200 гр., норма выдачи жидких моющих средств 250 мл.(взамен мыла).

При этом Типовые номы, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.12.2010 № 1122н, предусматривают выдачу мыла либо жидких моющих средств: для мытья рук - 200 г. ( мыло туалетное) или 250 мл. (жидкое моющее средство); для мытья тела - 300 гр. (мыло туалетное) или 500 мл. (жидкое моющее средство).

Таким образом, приказ «Об организации выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств работникам Воркутинского ЛПУМГ» от 30.04.2019 № 381, противоречии Типовым номам, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.12.2010 № 1122н. Установленные работодателем нормы выдачи ухудшают положение работника по сравнению с Типовыми нормами.

В соответствии со ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

При указанных обстоятельствах, суд не соглашается с доводами административного истца о надлежащем исполнении работодателем требований ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.12.2010 № 1122н, предусматривающих обязанность работодателя разработать и утвердить нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств.

В соответствии с Типовыми нормами Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.12.2010 № 1122н

- при работах с водными растворами, водой (предусмотренные технологией), СОЖ на водной основе, дезинфицирующими средствами, растворами цемента, извести, кислот, щелочей, солей, щелочемасляными эмульсиями и другими водорастворимыми материалами и веществами работник обеспечивается средствами гидрофобного действия ( отталкивающие влагу, сушащие кожу)

- при работы с бактериально опасными средами; при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов; работы, выполняемые в закрытой специальной обуви; при повышенных требованиях к стерильности рук на производстве работник обеспечивается средствами для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие).

Выдача работнику Ковальчук Р.В. указанных средств не производится.

В обоснование доводов стороной административного истца указано, что законодательством не регламентировано понятие закрытая специальная обувь. Также ссылаются на информационное письмо производителя специальной обуви и разъяснения ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника».

В соответствии с требованиями "Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 N 290н, межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты

В целях настоящего Приказа под СИЗ понимаются средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.06.2011 № 162-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ЕН ИСО 20345/А1-2011 "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты ног. Обувь защитная. Технические требования". Настоящий стандарт распространяется на обувь специальную и устанавливает общие и дополнительные технические требования к специальной обуви. Стандарт предусматривает классификацию специальной обуви: A - низкая обувь; B - ботинок с голенищем; C - полуботинок; D - сапог по колено; E - высокий сапог. При этом разграничений на открытую и закрытую специальную обувь не содержит.

Из толкования приведенных правовых норм следует, что работнику, при использовании специальной обуви, предусмотренной ГОСТ Р ЕН ИСО 20345/А1-2011, подлежат выдаче средства для защиты от бактериологических вредных факторов и средствами гидрофобного действия.

Согласно ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ( ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан.

Учитывая вышеизложенное, суд исследовав представленные доказательства, находит предписание Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми от ДД.ММ.ГГ. обоснованным и в полной мере соответствующим требования трудового законодательства. Требование административного истца о признании предписания в части п.1, 2, 3 незаконным и отменить удовлетворению не подлежит.

Стороной истца представлено заявление о приостановлении исполнения предписания до вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 223 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по административным делам об оспаривании решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в порядке, предусмотренном главой 7 настоящего Кодекса, вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.

Ст. 85 указанного кодекса предусматривает, что суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

К мерам предварительной защиты по административному иску не относится приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий.

Исходя из характера требований, указанных в предписании государственного инспектора труда, суд считает, что приостановление действия предписания до вступления решения суда в законную силу не отвечает целям предварительной защиты по административному иску, поскольку исполнение требований предписания не влечет за собой явной опасности нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и никоим образом не влияет на защиту прав, свобод и законных интересов административного истца.

Руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" в лице Воркутинского линейного производственного управления магистральных газопроводов к Государственной инспекции труда в Республике Коми (Ухтинский отдел) о признании незаконным и отмене в части пунктов 1, 2, 3, предписания Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми от ДД.ММ.ГГ. отказать.

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" в лице Воркутинского линейного производственного управления магистральных газопроводов о приостановлении сроков исполнения предписания Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми от ДД.ММ.ГГ. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца через Воркутинский городской суд Республики Коми с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 05.12.2019.

Председательствующий судья Е.В.Юрченко