НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Воркутинского городского суда (Республика Коми) от 05.04.2022 № 2-883/2022

11RS0002-01-2022-000655-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Воркута, Республика Коми 5 апреля 2022 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Имамеевой Т.М.,

с участием представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-883/2022 по иску ФИО2 к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» об установлении тарифной ставки (оклада), перерасчете заработной платы, взыскании заработной платы, компенсации в порядке статьи 236 ТК РФ, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился с иском к муниципальному унитарному предприятию «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее МБУ «СДУ»), об установлении тарифной ставки (оклада) с 01.02.2021 в размере 19955,52 руб., о перерасчете заработной платы с учетом оклада в размере 19955,52 руб. с 01.02.2021; об установлении тарифной ставки (оклада) с 01.01.2022 в размере 21668,40 руб., о перерасчете перерасчет заработной платы с учетом оклада в размере 21668,40 руб. с 01.01.2022; выплате недополученной суммы заработной платы, оплате дней отпуска, а также компенсации в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно; о взыскании компенсации морального вреда в размере 30000 руб.

В обоснование иска указал, что работает в МБУ «СДУ» в должности водителя автомобиля 5 разряда и ему установлен оклад в размере 8010 руб. В связи с тем, что 08.12.2016 было заключено отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, которое вступает в силу с 01.01.2017 и действует по 31.12.2022, следовательно, тарифная ставка должна быть установлена с учетом данного Соглашения. Согласно указанному ОТС, минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда с учетом индексации с 01.01.2020 составляет 10746 руб., с 01.01.2021 – 11154 руб. С 01.01.2021 заработная плата выплачивалась с учетом оклада 130736, а с 01.04.2021 в размере 13714 руб. Положением об оплате труда его тарифному разряду соответствует тарифный коэффициент 1,56. Следовательно, с 01.01.2021 работодатель обязан производить начисление и выплату заработной платы исходя из МРОТ в размере 12792 руб. следующим образом: 12792*1,56=19955,52 руб., с 01.01.2022 исходя из МРОТ в размере 13890*1,56=21668,40 руб.

Истец о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в свое отсутствие.

Суд считает возможным, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика в судебном заседании и отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении исковых требований отказать. Суду пояснил, что заработная плата истцу выплачивается в соответствии с действующим Положением об оплате труда. Также, по мнению ответчика МБУ «СДУ» не относится к учреждениям жилищно-коммунального хозяйства.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд, не ниже установленного федеральным законом о минимальном размере оплаты труда (ст. 3 Конституции РФ). Статьей 37 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Таким образом, минимальный размер оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Судом установлено, что ФИО2 работает в МБУ «СДУ» на основании трудового договора от 28.09.2020 и дополнительного соглашения к нему с 01.10.2020.

Согласно трудовому договору от 38.09.2020 № 1220, заключенному с ФИО2, он с 01.10.2020 принят на должность водителя автомобиля 5 разряда, и ему установлен должностной оклад в размере 8010 руб. в месяц; доплата за работу во вредных условиях труда в размере 4% должностного оклада, установленного при работе в нормальных условиях труда и иные компенсационные и стимулирующие выплаты в соответствии с локальными нормативными актами, с начислением установленных законодательством районного коэффициента в размере 60 % и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера в размере 80 %. С 01.10.2020 ему установлен оклад в размере 8250 руб., с 01.11.2020- 9395 руб.

08.12.2016 Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы», действие которого продлено согласно положениям ч.2 ст.48 ТК РФ до 31 декабря 2022 года включительно.

Согласно п.1.3 ОТС жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ)- вид экономической деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях; жилищно-коммунальные хозяйства включают в себя виды деятельности, услуги, работы, поименованные в квалификационных характеристиках видов деятельности в Приказе Минстроя России от 27.04.2016 № 286/пр «Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли ЖКХ» и иных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность в сфере ЖКХ (Полный перечень Организаций ЖКХ по видам экономической деятельности, услугам и работам приводится в Приложениях № 1, № 4 и № 5 к ОТС).

В силу пункта 10.4 ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы предусмотрено условие о присоединении к данному соглашению любых работодателей, в том числе добровольно, либо организаций жилищно-коммунального хозяйства, согласно названному письму Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.02.2017 № 14-4/10/В-835, или представлении в 30-дневный срок мотивированного отказа.

Соглашение вступило в силу с 01.01.2017 и пролонгировано согласно положениям ч. 2 ст. 48 ТК РФ до 31.12.2022 включительно (п.1.13 ОТС).

Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что основным видом деятельности МБУ «СДУ» является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей (ОКВЭД ОК 029-2014), в связи с чем ответчик не относится к организации, осуществляющей деятельность в жилищно-коммунальной сфере.

Следовательно, действие данного соглашения не распространяется на МБУ «СДУ», оснований для применения положений ОТС от 08.12.2016 отсутствуют.

Рассматривая требования истца, об установлении оклада исходя из МРОТ в размере 12792 руб. с 01.01.2021, умноженного на тарифный коэффициент 1,56 (19955,52 руб.), с 01.01.2022 исходя из МРОТ в размере 13890, умноженного на тарифный коэффициент 1,56 (21668,40 руб.) суд приходит к следующему.

Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.11.2008 № 11-П).

Трудовой кодекс Российской Федерации в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации признает величину минимального размера оплаты труда одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (статья 130) и предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть третья статьи 133). Из этого следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на предусмотренном законом уровне.

В силу ст. 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

На основании ст. 316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При этом повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением принципа равной оплаты за труд равной ценности.

Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как уже указывалось выше, истцу с 01.10.2020 установлен оклад в размере 8250 руб., с 01.11.2020 – 9395 руб.

Из расчетного листка ФИО2 усматривается, что начисление заработной платы производится следующим образом: оплата сверхурочных + доплата за работу в праздничные дни + доплата за работу в ночное время + компенсация за вредные условия труда +оплата по окладу + надбавка за интенсивность +месячная премия + районный коэффициент + северная надбавка.

Минимальный размер оплаты труда с 01.01.2021 составляет 12792 руб., с 01.01.2022 – 13890 руб., то есть установленный истцу оклад менее МРОТ.

Соответственно, размер начисленной заработной платы истца в месяц, при полностью отработанной норме рабочего времени должен быть не менее 12792 руб. с 01.02.2021 (12792*1,6)+(12792*80%), и с 01.01.2022 не менее 13890 руб. (13890 *1,6)+(13890 *80%).

Из расчетных листов видно, что истцу начислялось за 19 рабочих дней февраля 2021 года: 375,82 руб. (компенсация за вредные условия труда) + 9395 руб. (оплата по окладу)+2348,75 руб. (надбавка за интенсивность) + 7046,25 руб. (месячная премия) + 11499,48 руб. (районный коэффициент) + 15332,64 руб. (северная надбавка) = итого начислено 45997,92 руб.

За 22 рабочих дня марта 2021 года: 1588,08 руб. (доплата за работу в ночное время) + 375,82 руб. (компенсация за вредные условия труда) + 9395 руб. (оплата по окладу) + 2348,75 руб. (надбавка за интенсивность) + 7046,25 руб. (месячная премия) + 12452,33 руб. (районный коэффициент) + 16603,10 руб. (северная надбавка) = итого начислено 49809,31 руб.

За апрель 2021 года (22 рабочих дня): 225,48 руб. (доплата за работу в ночное время) + 375,82 руб. (компенсация за вредные условия труда) +9395 руб. (оплата по окладу)+2348,75 руб. (надбавка за интенсивность) + 5871,88 руб. (месячная премия) +10930,15 руб. (районный коэффициент) +14573,53 руб. (северная надбавка) = итого начислено 43720,59 руб.

За май 2021 года (19 рабочих дней): 988,94 руб. (доплата за работу в праздничные дни) + 375,82 руб. (компенсация за вредные условия труда) +9395 руб. (оплата по окладу) + 2595,99 руб. (надбавка за интенсивность) + 7787,96 руб. (месячная премия) + 12686,21 руб. (районный коэффициент) + 16914,95 руб. (северная надбавка) = итого начислено 50744,85 руб.

За июнь 2021 года (12 рабочих дней): 216,03 руб. (компенсация за вредные условия труда) + 5400,75 руб. (оплата по окладу) + 1350,18 руб. (надбавка за интенсивность) + 2700,36 руб. (месячная премия) + 5800,37 руб. (районный коэффициент) + 7733,83 руб. (северная надбавка) + 3370,05 руб. (больничный лист за счет работодателя) = итого начислено 26571,54 руб.

За июль 2021 года (22 рабочих дня): 320,28 руб. (оплата сверхурочных) + 960,86 руб. + 960,86 руб. (доплата за работу в праздничные дни)+ 422,77 руб. (компенсация за вредные условия труда) +9395 руб. (оплата по окладу)+2829,18 руб. + 53,38 руб. (надбавка за интенсивность) + 10609,43 руб. + 200,18 руб. (месячная премия) +15451,16 руб. (районный коэффициент) +20601,55 руб. (северная надбавка) = итого начислено 61804,65 руб.

За август 2021 года (5 рабочих дней): 80,07 руб. (оплата сверхурочных) + 36525,61 руб. + 46054,03 руб. (отпуск) +87,54 руб. (компенсация за вредные условия труда) +2135,23 руб. (оплата по окладу)+ 533,81 руб. +13,35 руб. (надбавка за интенсивность)+ 1588,07 руб. + 6352,28 руб. (дополнительный отпуск) + 1734,88 руб. +43,37 руб. (месячная премия) +2776,95 руб. (районный коэффициент) +3702,60 руб. (северная надбавка)=итого начислено 101627,79 руб.

В сентябре 2021 года – отпуск.

За октябрь 2021 года (9 рабочих дней): 161,06 руб. (компенсация за вредные условия труда) +4026,43 руб. (оплата по окладу)+1006,61 руб. (надбавка за интенсивность) + 3019,82 руб. (месячная премия) +4831,72 руб. (районный коэффициент) +6442,29 руб. (северная надбавка) = итого начислено 19487,93 руб.

За ноябрь 2021 года (20 рабочих дней): 132,95 руб. (оплата сверхурочных) +379,35 руб. (компенсация за вредные условия труда) +9395 руб. (оплата по окладу)+2348,75 руб. + 22,16 руб. (надбавка за интенсивность) + 7046,25 руб. + 66,48 руб. (месячная премия) + 11634,56 руб. (районный коэффициент) +128,85 руб. + 15512,75 руб. (северная надбавка) = итого начислено 46763,73 руб.

За декабрь 2021 года (22 рабочих дня): 1494,66 руб. (доплата за работу в праздничные дни) + 375,80 руб. (компенсация за вредные условия труда) +9395 руб. (оплата по окладу)+ 2348,75 руб. (надбавка за интенсивность) + 7046,25 руб. (месячная премия) + 12396,28 руб. (районный коэффициент) +16528,37 руб. (северная надбавка) = итого начислено 49585,11 руб.

За январь 2022 года (16 рабочих дней): 102,76 руб. (доплата за работу в ночное время) +1467,96 руб. +293,59 руб. (доплата за работу в праздничные дни) + 375,80 руб. (компенсация за вредные условия труда) + 9395 руб. (оплата по окладу)+ 2789,14 руб. (надбавка за интенсивность) + 8367,41 руб. (месячная премия) +13675 руб. (районный коэффициент) +18233,33 руб. (северная надбавка) = итого начислено 54699,99 руб.

За февраль 2022 года (19 рабочих дней): 1633,24 руб. (доплата за работу в ночное время) +62,22 руб. +497,75 руб. (доплата за работу в праздничные дни) + 395,71 руб. (компенсация за вредные условия труда) +9395 руб. (оплата по окладу)+2651,29 руб. (надбавка за интенсивность) + 7862,41 руб. (месячная премия) +13888,69 руб. (районный коэффициент) +18518,25 руб. (северная надбавка)= итого начислено 55554,75 руб.

Таким образом, установлено, что размер оклада истца меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, но общая сумма заработной платы с учетом всех начислений превышала минимальный размер оплаты труда, как того требует ч.3 ст.133 Трудового кодекса РФ.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заработная плата за период с 01.02.2021, а также исчисленные в 2021 году отпускные рассчитаны и выплачены истцу в установленном законом порядке, оснований для перерасчета не имеется.

Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований об установлении оклада и перерасчете заработной платы, основания для выплаты денежной компенсации, предусмотренной статьей 236 ТК РФ и компенсации морального вреда, не имеется.

На основании ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, так как в удовлетворении иска истцу отказано, судебные расходы не подлежат возмещению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО2 к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» об установлении тарифной ставки (оклада) с 01.02.2021 в размере 19955,52 руб., о перерасчете заработной платы с учетом оклада в размере 19955,52 руб. с 01.02.2021; об установлении тарифной ставки (оклада) с 01.01.2022 в размере 21668,40 руб., о перерасчете перерасчет заработной платы с учетом оклада в размере 21668,40 руб. с 01.01.2022; выплате недополученной суммы заработной платы, оплате дней отпуска, а также компенсации в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно; о взыскании компенсации морального вреда в размере 30000 руб. - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 12.04.2022.

Председательствующий