НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Волжского городского суда (Волгоградская область) от 13.10.2020 № 12-573/20

Дело № 12-573/2020

РЕШЕНИЕ

город Волжский Волгоградской области 13 октября 2020 года

Судья Волжского городского суда Волгоградской области Винецкая Н.Г., рассмотрев жалобу Князева С.В. на постановление должностного лица Управления Федерального казначейства по Волгоградской области №... от 27 июля 2020 года о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (сокращенное наименование УФК по Волгоградской области) ФИО3№... от 27 июля 2020 года Князев С.В., как должностное лицо - начальник управления логистики и транспорта АО «Волжский трубный завод», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, считая его незаконным и необоснованным, Князев С.В. в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок обратился в Волжский городской суд Волгоградской области с жалобой, в которой просит постановление должностного лица административного органа №... от 27 июля 2020 года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения, отсутствие виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении вмененного административного правонарушения, а также на недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, и изменение условий предоставления субсидий, установленных Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции, то есть смягчение закона, устанавливающего административную ответственность.

В ходе рассмотрения жалобы Князев С.В. и его защитник ФИО4 доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить по изложенным в жалобе основаниям.

Должностные лица УФК по Волгоградской области, составившее протокол и вынесшее обжалуемое постановление, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены, в судебное разбирательство не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы.

Изучив доводы жалобы, выслушав Князева С.В., его защитника ФИО4, опросив в ходе рассмотрения жалобы должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, возражавшую против удовлетворения жалобы, исследовав и оценив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Согласно требованиям п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, представляет собой действие или бездействие, которое заключается в нарушении юридическим и физическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым предоставлены бюджетные субсидии, условий их предоставления.

Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент рассматриваемых событий) закреплено, что субсидии, в том числе юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории РФ), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п.п. 6–8 названной статьи) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

В соответствии с подп. «в» п. 3 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. №496 (в редакции от 21 декабря 2017 г.) «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции» (далее – Правила №496) субсидии предоставляются при соблюдении, в том числе, условия, что организация при осуществлении транспортировки продукции понесла затраты по контрактам на поставку продукции, требования к которым устанавливаются в агентском договоре и соглашении о предоставлении субсидии.

Как следует из материалов дела, между Минпромторгом России, которому как получателю средств федерального бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, АО «ВТЗ» и АО «Российский экспортный центр» в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Правилами №496 заключено соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции от 27 сентября 2018 г. №... в размере <...> рублей <...> (далее – Соглашение).

В соответствии с п. 1.1 раздела I Соглашения его предметом является предоставление из федерального бюджета в 2018 году субсидий в целях возмещения части затрат АО «ВТЗ», связанных с транспортировкой высокотехнологичной продукции, определенных в приложении №3 к указанному соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью.

Пунктом 3 приложения №3 к Соглашению определен перечень затрат по перевозке продукции водным транспортом, на компенсацию которых предоставляется субсидия, а именно: транспортировка продукции посредством водного транспорта (фрахт); погрузка и разгрузка продукции; аренда контейнеров; упаковка и крепление контейнеров.

Минпромторгом России по соглашению от 27 сентября 2018 г. №... платежным поручением от 03 октября 2018 года №... АО «ВТЗ» перечислены средства субсидии в сумме <...>.

В ходе проведенной УФК по Волгоградской области проверки АО «ВТЗ» было установлено, что по вышеуказанному Соглашению АО «ВТЗ» компенсированы затраты по договору перевалки и транспортной экспедиции труб, вывозимых с территории РФ от 26 декабря 2016 г. №...Г, от 01 апреля 2018 г. №...Г, заключенным с ПАО «<...>», в том числе за неполное транспортно-экспедиторское обслуживание груза на общую сумму <...>.

Придя к выводу, что Соглашением от 27 сентября 2018 г. №... не предусмотрена компенсация затрат на неполное транспортно-экспедиторское обслуживание груза, старшим контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы УФК по Волгоградской области ФИО5 15 июня 2020 года в отношении должностного лица АО «ВТЗ» - начальника управления логистики и транспорта АО «ВТЗ» Князев С.В., ответственного за подготовку Соглашения, организацию и контроль правильности подготовки оформления Соглашения, был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 15.15.5 ч. 2 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого постановлением заместителя руководителя УФК по Волгоградской области ФИО3№... от 27 июля 2020 года Князев С.В. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере <...> рублей по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

Основанием для признания Князева С.В. виновным в совершении указанного административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении условий предоставления субсидии по Соглашению от 27 сентября 2018 г. №..., а именно получение АО «ВТЗ» компенсации затрат на неполное транспортно-экспедиторское обслуживание груза, не включенных в перечень затрат на перевозку продукции водным транспортом, на компенсацию которых предоставляется субсидия в соответствии с п. 3 приложения №3 к Соглашению.

Однако, согласиться с выводами должностного лица административного органа о виновности Князева С.В. в совершении вмененного административного правонарушения нельзя в силу следующего.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать, в том числе лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.

В силу ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При рассмотрении должностным лицом административного органа не были учтены условия вышеупомянутого Соглашения от 27 сентября 2018 г. №... и положения Правил предоставления субсидий..., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. №496, которым также было утверждено Положение об осуществлении АО «Российский экспортный центр» функций агента Правительства Российской Федерации по вопросу о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции (далее – Положение).

Данным Положением определен порядок осуществления АО «Российский экспортный центр» функций агента Правительства Российской Федерации по вопросу о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям, в целях компенсации части затрат на транспортировку продукции, а в частности, проведение проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных организацией документах, а также их соответствие условиям и целям предоставления субсидии и направление в Минпромторг РФ заключения о соответствии организации положениям, предусмотренным Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям.

По условиям Соглашения от 27 сентября 2018 г. №... субсидия предоставляется при предоставлении Получателем (АО «ВТЗ» Агенту (АО «Российский экспортный центр») документов в соответствии с Правилами предоставления субсидий (Правилами №496) в целях заключения настоящего соглашения, которые одновременно являются документами, предоставляемыми для получения субсидии (п. 3.2.2). Минпромторг России обязан осуществлять проверку предоставляемых Агентом документов, указанных в п. 3.1.2 настоящего Соглашения, в том числе на соответствие их правилам предоставления субсидии, в течение 12 календарных дней со дня их получения от Агента (п. 4.1.2), а Агент обязуется направлять в Минпромторг России заключение Агента о соответствии Получателя положениям, предусмотренным Правилами предоставления субсидии с приложением предоставленных Получателем документов, предусмотренных п. 3.2.2 настоящего соглашения (п. 4.5.1.1).

Согласно п. 11 Правил №496 организации может быть отказано в предоставлении субсидии в случае: а) несоответствия представленных организацией документов положениям, предусмотренным пунктом 8 настоящих Правил, а также их непредставления (представления не в полном объеме); б) наличия в представленных организацией документах, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, недостоверной информации.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, 27 июля 2018 г. по результатам проверки документов, представленных АО «ВТЗ» в соответствии с Правилами №496, АО «Российский экспортный центр» было дано заключение о подтверждении полноты содержащихся в них сведений, их соответствии условиям и целям предоставления субсидии, а также их расчет на сумму <...> копейка.

После чего Минпромторгом России, АО «ВТЗ» и АО «Российский экспортный центр» в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Правилами №496 заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции от 27 сентября 2018 года №... в размере <...> и 03 октября 2018 года перечислены средства субсидии в указанном размере.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что проверка соблюдения условий предоставления субсидии осуществлялась АО «Российский экспортный центр» и Минпромторгом России до заключения соглашения о предоставлении субсидии, оснований полагать о вине начальника управления логистики АО «ВТЗ» Князева А.В., привлекаемого к административной ответственности, в совершении вмененного административного правонарушения, не имеется.

При этом доказательства, достоверно свидетельствующие о виновности Князева А.В. в несоблюдении условий предоставления АО «ВТЗ» субсидии по Соглашению от 27 сентября 2018 года №..., в материалах дела отсутствуют и такие доказательства должностными лицами административного органа в суд при рассмотрении жалобы дополнительно не представлены.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Оценив все имеющиеся в деле, представленные и полученные при рассмотрении жалобы доказательства в их совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление заместителя руководителя УФК по Волгоградской области №... от 27 июля 2020 года, что является предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ основанием для отмены указанного постановления и прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении Князева С.В.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Волгоградской области ФИО3№... от 27 июля 2020 года о признании Князева С.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере <...> рублей отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: подпись Н.Г. Винецкая