НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Волжского городского суда (Волгоградская область) от 07.07.2022 № 12-341/2022

Дело № 12-341/2022

Р Е Ш Е Н И Е

«07» июля 2022 года город Волжский, Волгоградская область

Судья Волжского городского суда Волгоградской области Попова Ирина Николаевна, рассмотрев жалобу начальника федерального казенного учреждения Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области Червина Евгения Николаевича на постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Частникова Владимира Леонидовича №... от 18 мая 2022 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Частникова В.Л. №... от 18 мая 2022 г. начальник ФКУ Исправительная колония № 12 УФСИН России по Волгоградской области (далее – ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области) Червин Е.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Начальник ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области Червин Е.Н. подал в Волжский городской суд Волгоградской области жалобу, в которой просит состоявшийся акт административного органа признать незаконным и отменить.

В обоснование жалобы указано, что постановление №... от 18 мая 2022 г. вынесено неправомерно и подлежит отмене в силу того, что административным органом не доказаны событие и состав административного правонарушения. "."..г., в целях реализации государственного оборонного заказа, между ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области (поставщик) и ФКУ «База материально-технического и военного снабжения УФСИН России по Волгоградской области (заказчик) заключен государственный контракт №... на поставку свинины охлажденной, субпродуктов пищевых свиных охлажденных на общую сумму 427 838 руб. По организационно-правовой форме ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области является федеральным казенным учреждением. Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в Федеральном казначействе в установленном им порядке. Приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 г. № 21н утвержден Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства. Согласно данному Порядку, открытие казенному учреждению счета для учета операций со средствами не участника бюджетного процесса не предусмотрено и не требуется. В соответствии со ст. 242.27 Бюджетного кодекса РФ, абз. 2 п. 1 приложения № 3 письма Министерства Финансов Российской Федерации №... и Федерального Казначейства №... от "."..г. «О казначейском сопровождении средств», государственные (муниципальные) контракты (контракты), исполнителями которых являются государственные (муниципальные) казенные учреждения, не подлежат казначейскому сопровождению контрактов. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 08 декабря 2020 г. № 385-Ф3 «О федеральном бюджете на "."..г. и на плановый период "."..г. и "."..г.», казначейское сопровождение не распространяется на средства, предоставляемые для выполнения государственного оборонного заказа на основании государственных контрактов (контрактов, договоров), головными исполнителями, исполнителями которых являются государственные (муниципальные) казенные учреждения. Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ от 08 декабря 2020 г. № 385-Ф3, при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа в условиях государственного контракта, контракта (договора), заключаемых в рамках выполнения государственного оборонного заказа, включается положение о применении казначейского сопровождения средств. Данное положение в государственном контракте, заключенном в рамках государственного оборонного заказа, где ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области выступает в качестве исполнителя - отсутствует. При казначейском сопровождении предусмотрена обязанность ведения юридическими лицами раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия информации о структуре цены по каждому контракту (договору) в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности», в учреждении затраты на выполнение работ, оказание услуг подразделяются на прямые, накладные и общехозяйственные. Бухгалтерский учет по каждому контрагенту, государственному контракту, ведется согласно приказу от "."..г.№... «О ведении единой учетной политики ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области» по направлению деятельности (1 - бюджетная деятельность, дополнительная деятельность; 3 - средства во временном распоряжении), номенклатуре и видам затрат. В соответствии с п. 21 приказа Министерства финансов Российской федерации от 01 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных муниципальных учреждений и инструкций по его применению» разработан Рабочий план счетов бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности в учреждении ведется в программе «1С Бухгалтерия. 8.3» Согласно разъяснениям, изложенным в письме Минфина России от 14 февраля 2020 г. №... «О казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа, если казенное учреждение является заказчиком или исполнителем по контракту», положениями ст. 161 Бюджетного кодекса РФ установлено, что средства, получаемые казенными учреждениями при исполнении ими государственных контрактов, контрактов (договоров) в качестве исполнителя, являются доходами соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и подлежат зачислению в соответствующий бюджет, а не отражаются на лицевом счете неучастника бюджетного процесса, который не может быть открыт казенным учреждениям. Учитывая изложенное, в случае если казенное учреждение является исполнителем по государственному контракту, контракту (договору), в отношении данных государственных контрактов, контрактов (договоров) не может осуществляться казначейское сопровождение. Следовательно, обязанность ведения юридическими лицами раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия информации о структуре цены по каждому контракту (договору) предусмотрена только при казначейском сопровождении. Поскольку допущенное нарушение совершено ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области впервые, не привело к каким-либо негативным последствиям, к существенному нарушению охраняемых общественных правоотношений в области бюджетного законодательства, считает возможным признать совершенное правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием.

Начальник ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области Червин Е.Н. на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства извещался надлежаще.

Явившиеся в суд защитники привлекаемого должностного лица: Мороз И.А., Марчукова О.М., действующие на основании доверенностей, доводы жалобы поддержали, просили постановление №... от "."..г. признать незаконным и отменить.

Представитель прокуратуры г. Волжского Волгоградской области – помощник прокурора города Волжский Бояринцев Р.В. в судебном заседании пояснил, что в соответствии с заключённым контрактом ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области являлось по нему головным исполнителем. Данным контрактом казначейское сопровождение не предусмотрено, открытие спецсчета при заключении контракта в целях реализации государственного оборонного заказа возможно при обороте денежных средств в размере трех миллионов рублей в месяц, что не исключает открытие спецсчета. При заключении контракта стороны пришли к обоюдному согласию, что они осуществляют исполнение договора в рамках государственного оборонного заказа, соответственно все их действия подпадают под исполнение требований положений Федерального закона № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», где прописано, что в обязанности головного исполнителя входит ведение раздельного учета. Порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности установлен Постановлением Правительства РФ № 47 от 19 января 1988 г. Однако, из анализа представленных Учреждением документов, показаний главного бухгалтера, было установлено, что раздельный учёт в целом в организации не ведётся, сделка проводилась на общих основаниях, разграничить доходы и расходы по сделке не возможно. В связи с чем, считает, что постановление вынесено законно и обоснованно, не подлежит отмене, оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется.

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля государственного оборонного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Частников В.Л., вынесший обжалуемое постановление, на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежаще, просил рассмотреть дело без участия представителя Ростовского УФАС России.

В письменном отзыве на жалобу заместитель руководителя - начальник отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России Частников В.Л. просит в удовлетворении требований, изложенных в жалобе Червина Е.Н., отказать. Указал также, что оспариваемым постановлением Ростовского УФАС России по делу №... начальник ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области Червин Е.Н. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб. по части 1 статьи 15.37 КоАП РФ по факту неведения ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области раздельного учета затрат по государственному контракту №... от "."..г., заключенному с ФКУ БМТиВС УФСИН России по Волгоградской области на сумму 427 838 руб. Факт неведения раздельного учета подтверждается материалами дела, в том числе оборотно-сальдовой ведомостью по счету 109.61 (себестоимость продукции) за период с "."..г. по "."..г., в соответствии с которой учет затрат ведётся в разрезе наименований продукции, а не отдельно по каждому контракту ГОЗ. Довод жалобы об отсутствии обязанности по ведению раздельного учета затрат по государственному контракту, которым не предусмотрено казначейское сопровождение не состоятелен. В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ № 47 от 19 января 1998 г. предусмотренные настоящим постановлением правила ведения раздельного учета затрат не применяются организациями, осуществляющими ведение такого учета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, при исполнении контрактов, расчеты по которым подлежат казначейскому сопровождению. Соответственно, если контрактом предусмотрено казначейское сопровождение, то раздельный учет затрат по такому контракту должен вестись в соответствии с порядком, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации. Если контрактом не предусмотрено казначейское сопровождение, то раздельный учет затрат по такому контракту должен вестись в порядке, установленным Постановлением Правительства РФ № 47 от 19 января 1988 г. Заключённый ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области государственный контракт №... не предусматривает казначейское сопровождение расчетов, в связи с чем раздельный учет по такому контракту должен был вестись ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 47 от 19 января 1988 г.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, в случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судьей по ходатайству лица, подавшего жалобу.

Копия оспариваемое постановления №... от 18 мая 2022 г. была направлена Червину Е.Н. почтовой корреспонденцией 06 июня 2022 г., получена им 11 июня 2022 г., что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №....

Жалоба Червина Е.Н. на постановление №... от 18 мая 2022 г. поступила в Волжский городской суд 08 июня 2022 г., соответственно срок обжалования постановления, предусмотренный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ им не пропущен.

Изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав объяснения участников по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления.

Согласно требованиям п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В силу ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Федеральный Закон N 275-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, и определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги (далее также - продукция) по государственному оборонному заказу.

В соответствии с п. 1 статьи 3 указанного Закона государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;

Под головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее - головной исполнитель) понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу (пункт 3 статьи 3 Федерального закона N 275-ФЗ).

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона N 275-ФЗ контракт - договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий, в том числе, обязательства сторон и их прав ответственность.

Статьёй 8 Федерального закона N 275-ФЗ установлено, что головной исполнитель соблюдает режим использования отдельного счета; определяет в контрактах, заключаемых с исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке; использует для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые исполнителям, с которыми у головного исполнителя заключены контракты, в уполномоченном банке, при наличии у таких исполнителей договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком; ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и представляет государственному заказчику информацию об исполнении каждого государственного контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

При этом, режим использования отдельного счета, предусмотрен статьей 8.3 Федерального закона N 275-ФЗ; отдельные счета головного исполнителя, исполнителей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, подлежат закрытию головным исполнителем, исполнителями после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта.

В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 10 Федерального закона N 275-ФЗ государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется посредством осуществления головным исполнителем, исполнителем раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 47 утверждены Правила ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (далее - Правила).

Организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета (за исключением организаций, выполняющих государственный оборонный заказ), осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу (ч. 1 п. 1 Правил).

Первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу (ч. 2 п. 1 Правил).

В соответствии с п. 3 Правил фактические расходы, отнесенные на исполнение контракта, при подготовке отчета группируются в следующем порядке:

1) прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по контракту продукции;

2) накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) по обеспечению процесса производства включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта, и иную продукцию, выпускаемую организацией. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту. Прямые затраты и накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) формируют производственную себестоимость продукции;

3) административно-управленческие расходы организации относятся на контракт пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, и учитываются при расчете финансового результата по контракту без включения в производственную себестоимость продукции. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту;

4) расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по контракту, учитываются отдельно по каждому контракту и при расчете финансового результата по контракту.

Пунктом 4 Правил установлено, что финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой всех расходов, исчисленных согласно пункту 3 настоящих Правил.

Настоящие Правила обязательны для применения всеми организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Согласно статье 8 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику (ч. 1). Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 2). При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами (ч. 3).

Организация раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии учетной политикой предприятия.

Лица, виновные в нарушении норм настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации ( ст. 15 Федерального закона № 275-ФЗ)

Частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 15.17 -15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Как следует из материалов дела, ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области по своей организационно-правовой форме является федеральным казённым учреждением (п. 1.6 Устава), не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящий доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации ( п. 1.10 Устава).

К основным видам деятельности учреждения относится деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы (п. 2.2 Устава), к иным видам деятельности - ветеринарная деятельность (п.2.3 Устава).

К видам деятельности, приносящим доход деятельности Учреждения, осуществляемые по договорам на возмездной основе с юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся: оказание услуг, в том числе в области растениеводства, животноводства и ветеринарии; производство и (или) реализация, в том числе мяса и мясопродуктов, субпродуктов крупного рогатого скота, свиней ( п. 2.4 Устава).

В силу п. 4.4 Устава непосредственное управление Учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами и настоящим Уставом осуществляет начальник учреждения, который в соответствии с п. 4.6 Устава осуществляет общее руководство деятельностью Учреждения, несет персональную ответственность за ее результаты, обладает правом первой подписи финансовых документов, заключения договоров, соглашений и контрактов.

Согласно выписки из приказа Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области №... от "."..г., с указанной даты Червин Е.Н. был назначен на должность начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области, по контракту сроком на "."..г.. ( т. 1л.д. 140- 141, 243-244).

"."..г. прокуратурой г. Волжского Волгоградской области, во исполнение поручения прокуратуры Волгоградской области от "."..г.№..., проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» в деятельности ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области.

В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что "."..г. между ФКУ <...> и ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области заключён государственный контракт №..., по которому поставщик - ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области приняло на себя обязательства по поставке заказчику - ФКУ <...> свинины охлаждённой, субпродуктов свиных охлаждённых на общую сумму 427 838 руб.

Согласно товарным накладным свинина и субпродукты свиные были поставлены "."..г. и "."..г., оплата по указанному контракту произведена заказчиком ФКУ <...> в полном объеме, на лицевой счет ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области, открытый в Управлении Федерального казначейства по Волгоградской области, по двум платёжным документам - от "."..г. и от "."..г..

При этом, в нарушение Правил ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учёта результатов финансово-хозяйственной деятельности и Правил заполнения отчёта об исполнении государственного контракта, организацией, выполняющей государственный оборонный заказ, ФКУ ИК - 12 УФСИН России по области отчёт об исполнении договоров поставки, заключённых в рамках государственного оборонного заказа, как организацией, выполняющей государственный оборонный заказ, не составлялся (не составляется). Состав и направления использования ресурсов указанного договора не раскрыты, требования: об учёте каждой хозяйственной операции в составе ресурсов контракта, раскрытии в отчёте использования состава и направления ресурсов договора, группировки при подготовке отчёта фактических расходов, отнесённых на исполнение договора в порядке прямых затрат, накладных, административно-хозяйственных и расходов, связанных с непосредственной реализацией (сбытом) продукции не выполнены; учётная политика ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области не предусматривает раздельного учёта по государственному оборонному заказу, специальные счета предприятием не вводились.

"."..г. заместителем прокурора г. Волжского младшим советником юстиции ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области Червина Е.Н. по признакам совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с другими материалами направлено для рассмотрения в УФАС России по Ростовской области ( т. 2 л.д. 6)

Постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Частникова В.Л. №... от 18 мая 2022 г. начальник ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области Червин Е.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, за неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Факт совершения Червиным Е.Н., как должностным лицом ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области, административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.37 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств, а именно:

- копией постановления заместителя прокурора г. Волжского Волгоградской области младшего советника юстиции ФИО1 от "."..г. о возбуждении в отношении начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области Червина Е.В. дела об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном оборонном заказе, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ (том 1 л.д. 23-28, том 2 л.д. 7-10);

- копией Устава федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области» (приложение №... к Приказу ФСИН России от "."..г.№...) (том 1 л.д. 34-40, т. 2 л.д. 54-60);

- копией выписки из приказа Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области за "."..г.№... от "."..г. о назначении подполковника внутренней службы Червина Е.Н. на должность начальника колонии ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области (том 1 л.д. 140-141, 243);

- актом проверки от "."..г., проведённой старшим помощником прокурора г. Волжского Волгоградской области Бояринцевым Р.В. во исполнение поручения прокуратуры области от "."..г.№... об исполнении в деятельности ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области законодательства РФ о государственном оборонном заказе ( т. 2 л.д. 11-13);

- копией государственного контракта №... от "."..г., с приложениями к нему, заключённого между ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области (поставщик) и ФКУ «<...> (заказчик) на поставку свинины охлаждённой, субпродуктов пищевых свиных охлаждённых, в целях обеспечения государственных нужд и выполнения государственного оборонного заказа на "."..г.; цена контракта составляет 427 838 руб.; оплата осуществляется по безналичному расчёту путём перечисления денежных средств на счет поставщика, указанного в контракте (казначейский счёт); в соответствии с преамбулой контракта на него распространяются требования Федерального закона от 29.12.2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (том 1 л.д. 41-72, т. 2 л.д. 19-35);

- копией служебной записки старшего мастера ФИО2 на имя начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области Червина Е.Н. о выдаче разрешения на заключение государственного контракта на поставку мяса свинины, субпродуктов свиных с экономическим обоснованием ( т. 2 л.д. 36-37);

- актами о приёмке товара на склад ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области государственного контракта №... от "."..г. - №... от "."..г., №... от "."..г. года( т. 2 л.д. 38-43)

- копиями товарных накладных от "."..г. на сумму 234 964 руб., от "."..г. на сумму 192 874 руб. (том 1 л.д. 73-74, т. 2 л.д. 44, 46);

- копиями счетов №... от "."..г. на сумму 234 964 руб., от "."..г. на сумму 192 874 руб., выставленных ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области заказчику - ФКУ «<...> ( т. 2 л.д. 45,47) ;

- копиями платёжных поручений №... от "."..г. на сумму 234 964 руб., №... от "."..г. на сумму 192 874 руб.; назначение платежей - оплата по товарным накладным от "."..г., от "."..г. (том 1 л.д. 75-76, т. 2 л.д. 45, 47 (оборот) );

- копиями плановой калькуляцией затрат и отчётными калькуляциями, утверждёнными начальником ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области Червиным Е.Н. ( т. 1 л.д. 48, 167 - 169)

- письменными объяснениями заместителя главного бухгалтера ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области Мороз И.А., данными ею "."..г. в ходе проведения прокурорской проверки, из которых следует, что в "."..г. был заключен государственный оборонный контракт с БМТиВС УФСИН России по области на поставку продукции питания, по которому ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области являлось исполнителем; контракт сторонами исполнен. Раздельный учет в рамках исполнения государственного оборонного заказа в ФКУ ИК-12 УФСИН России по области не налажен, в учетной политике соответствующий раздел отсутствует, отчет не формировался, субсчета не определились. Программное обеспечение 1С не позволяет вести данный учет раздельно, однако по каждому государственному контракту ведется отдельный учет и механически через программу 1С возможно по номенклатуре выбрать интересующий государственный контракт ( т. 2 л.д. 14);

- копией Устава ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области, являющимся приложением к приказу ФСИН России от "."..г.№... об изменении типа федеральных бюджетных учреждений с рабочим планом счетов (приложение №...) ( т. 2 л.д. 49- 83);

- копией приказа начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области Червина Е.Н. от "."..г.№... «О ведении единой учетной политики в ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области» (том 1 л.д. 77, т.2 л.д. 61);

- копией Учетной политики ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области, утверждённой приказом ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области от "."..г.№... (приложение №... к приказу от "."..г.№...), в которой не имеется положений регламентирующих раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в рамках исполнения государственного оборонного заказа с рабочим планом счетов ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области (том 1 л.д. 78-116, т. 2 л.д. 62-83);

- копий бухгалтерской справки к документу «распределение общих производственных затрат» за "."..г. (том 1 л.д. 205-241); а также иных материалов дела.

- копией карточки счета 109.61 ( себестоимость готовой продукции, рабо, услуг) за период с "."..г. по "."..г. (том 1 л.д. 161-166), и копией оборотно-сальдовой ведомости по этому счету (том 1 л.д. 160), согласно которой учет затрат ведётся в разрезе наименований продукции, а не отдельно по каждому государственному оборонному заказу, а также иными материалами дела.

Исследованные выше доказательства, в своей совокупности, свидетельствуют о том, что при исполнении государственного контракта, заключённого с ФКУ «База материально-технического и военного снабжения УФСИН России по Волгоградской области (заказчик) на поставку свинины охлаждённой, субпродуктов пищевых свиных охлаждённых, в целях обеспечения государственных нужд и выполнения государственного оборонного заказа, ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области, являясь головным исполнителем по данному контракту, в нарушение требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Правил ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, не вело раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Неисполнение головным исполнителем по государственному оборонному заказу требований о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности влечет административную ответственность по части 1 статьи 15.37 КоАП РФ.

В соответствии с приказом Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области №... от "."..г. и положениями Устава ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области, Червин Е.Н. является начальником ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области, осуществляет непосредственное управление Учреждением, общее руководство деятельностью Учреждения, и несет персональную ответственность за ее результаты, а соответственно является лицом ответственным за несоблюдение Учреждением федерального законодательства, т.е. является должностным лицом в понимании требований статьи 2.4 КоАП РФ и ответственным за выполнение требований действующего законодательств, в связи с чем обоснованно был привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ.

Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением должностного лица административного органа, вынесенным с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является основанием для его отмены.

Обжалуемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований, предусмотренных ст. ст. 4.5, 29.10 КоАП РФ, наказание назначено в соответствии с санкцией данной статьи. Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Довод об отсутствии у ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области обязанности вести раздельный учёт результатов финансово-хозяйственной деятельности по контракту, так как расчёты по нему не подлежали казначейскому сопровождению не согласуются с требованиями действующего законодательства.

Согласно положениям статьи 242.25 Бюджетного кодекса РФ казначейскому сопровождению подлежат определённые федеральным законом о федеральном бюджете средства, получаемые на основании государственных контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров).

В силу положений статьи 242.27 Бюджетного кодекса РФ казначейскому сопровождению не подлежат средства, предоставляемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (производителям товаров, работ, услуг) в рамках исполнения государственного оборонного заказа в целях проведения операций, осуществляемых на отдельных счетах, открытых в уполномоченных банках в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Пунктом 4 Правил № 47 определено, что правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета (за исключением организаций, выполняющих государственный оборонный заказ), раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, не применяются организациями при использовании полученных ими на основании государственных контрактов (договоров) средств, подлежащих казначейскому сопровождению (далее - целевые средства) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 N 2153 утверждены Правила казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", в силу подпункта «ж» пункта 36 головной исполнитель (исполнитель) при казначейском сопровождении обязан вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и контракту (договору) и распределять накладные расходы по государственному контракту, контракту (договору) пропорционально срокам исполнения государственного контракта, контракта (договора) в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Приказ Минфина России от 30.12.2020 N 334н утверждён Порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по соглашению, государственному контракту, договору о капитальных вложениях, контракту учреждения, договору о проведении капитального ремонта, государственному контракту по государственному оборонному заказу, договору (контракту, соглашению), распределения накладных расходов по ним, раскрытия информации о структуре цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, государственного контракта по государственному оборонному заказу, договора (контракта), суммы средств, предусмотренных соглашением, при осуществлении казначейского сопровождения целевых средств в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на "."..г. и на плановый период "."..г. и "."..г."

Данный Порядок устанавливает правила ведения юридическими лицами раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, в том числе по государственному контракту по государственному оборонному заказу в соответствии с подпунктом "ж" пункта 36 Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на "."..г. и на плановый период "."..г. и "."..г.".

Учитывая изложенное, организация, выполняющая государственный заказ за счет средств, получаемых из федерального бюджета, не подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством казначейскому сопровождению, по мнению Минфина России, осуществляет ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с правилами, установленными Постановлением N 47.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ № 47 от 19 января 1998 г., предусмотренные настоящим постановлением правила ведения раздельного учета затрат не применяются организациями, осуществляющими ведение такого учета в порядке, установленном Министерством финансов РФ, при исполнении контрактов, расчеты по которым подлежат казначейскому сопровождению.

Из изложенного следует, что если контрактом предусмотрено казначейское сопровождение, то раздельный учет затрат по такому контракту должен вестись в соответствии с порядком, утвержденным Министерством финансов РФ. Если контрактом не предусмотрено казначейское сопровождение, то раздельный учет затрат по такому контракту должен вестись в порядке, установленным Постановлением Правительства РФ № 47 от 19 января 1988 г.

Поскольку положениями государственного контракта от "."..г. не предусмотрено казначейское сопровождение, соответственно ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 47 от 19 января 1998 г. должен вестись раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному заказу.

Малозначительным данное правонарушение не является по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.37 КоАП РФ, посягает на общественные правоотношения в области выполнения государственного оборонного заказа, поскольку неясность состава фактических затрат и невозможность определения без раздельного учета результата финансово-хозяйственной деятельности по контракту, препятствует осуществлению надлежащего контроля за расходованием денежных средств и может привести к нецелевому их использованию. Кроме того, в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей, что исключает возможность признать данное правонарушение малозначительным.

В связи с указанным, судья не находит оснований для отмены постановления заместителя руководителя - начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Частникова В.Л. №... от 18 мая 2022 года, вынесенного в отношении начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области Червина Е.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, вследствие чего жалобу начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области Червина Е.Н. следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Частникова Владимира Леонидовича №... от 18 мая 2022 года о признании начальника федерального казенного учреждения Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области Червина Евгения Николаевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей - оставить без изменения, а жалобу начальника федерального казенного учреждения Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области Червина Евгения Николаевича на это постановление - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья- подпись И.Н. Попова

Подлинник данного документа

подшит в дело № 12-341/2022,

которое хранится в Волжском городском суде

Волгоградской области

УИД: №...