Дело № 2а-1-248/2020
УИД 64RS0010-01-2020-000134-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2020 года г. Вольск
Вольский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Маштаковой М.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2, при помощнике судьи Ноевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС РФ№3 по Саратовской области к ФИО2 о взыскании налога на имущество физических лиц и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Саратовской области (далее МИФНС №3 по Саратовской области) обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с действующим налоговым законодательством каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, порядок уплаты налогов регулируется Налоговым кодексом РФ. Ответчик не оплатила налог на имущество за 2017 год в размере 3902,30 рублей, в связи с чем ей были начислены пени в размере 55,02 рублей.
Просит взыскать налог и пени в указанных размерах.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования, дала суду объяснения, аналогичные обстоятельствам, указанным выше, также пояснила, что 14.07.2018 года ответчику было выставлено налоговое уведомление, была исчислена сумма налога на имущество за 2017 год в сумме 39282 рубля. В 2017 году ответчик являлся предпринимателем, в августе 2017 года прекратил деятельность. Налогоплательщику индивидуальному предпринимателю предоставляется льгота по налогу на имущество физических лиц, если предпринимательская деятельность ведется по адресам нахождения объектов недвижимого имущества, подлежащих налогообложению- ст. 346.11 п.3 НК РФ. Из декларации за 2017 год следует, что ответчик вела предпринимательскую деятельность по адресу: <адрес> в связи с чем ей была применена льгота по адресу этого объекта. По другому адресу: <адрес> велся другой вид деятельности. Подавались декларации за 3 квартала, дохода не было, декларации нулевые. В связи с чем по объекту недвижимости по указанному адресу льгота не применялась. Перерасчет был произведен на сумму 17002 рубля. Оплачено ответчиков было 22280 рублей (платежами по 8718 и 13562 рубля), из них 8718 рублей пошло как погашение задолженности по этому налогу за 2017 год, 13562 рубля было распределено следующим образом: 9659,70 рублей- пошло на погашение задолженности за 2017 год, 3902,30 рублей- пошло на погашение задолженности за 2016 год, поскольку ответчиком не было указано, что оплата производится в счет погашение задолженности за 2017 год. 28.01.2019 года было выставлено требование на сумму 3902,30 рублей –недоимка по налогу и 55,02 рубля-пени, образовавшиеся за период с 04.12.2018 года по 27.01.2019 года. Срок уплаты до 25.03.2019 года. Согласно ст. 48 НК РФ налоговый орган обязан был обратиться в суд с заявление о выдаче судебного приказа в течение 6 месяцев, то есть до 25.10.2019 года, обратился в июле 2019 года. Определением мирового судьи от 06.08.2019 года судебный приказ о взыскании налога был отменен. В суд налоговый орган должен был обратиться в течение 6 месяцев после отмены судебного приказа, то есть до 06.02.2020 года, обратился в январе 2020 года. До сегодняшнего дня оплата не произведена ответчиком.
Административный ответчик в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что полагает, что задолженности за ним не имеется, 3902,30 рублей - задолженность за 2014 год.
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту- НК РФ) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками указанного налога согласно ст. 400 Налогового кодекса РФ признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Согласно ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет.
Налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры.
Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.
Налоговая база в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей.
Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3 - 6 настоящей статьи.
В случае, если при применении налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3 - 6 настоящей статьи, налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.
Налоговым периодом согласно ст. 405 НК РФ признается календарный год.
Налоговые ставки согласно ст. 406 НК РФ устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Предметом исковых требований является задолженность по налогу на имущество за 2017 год.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
При этом в силу п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
ФИО2 является плательщиком налога на имущество физических лиц.
По сведениям, представленным органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ФИО2 в 2017 году являлась собственником следующих объектов налогообложения: квартира, адрес: <адрес>, дата регистрации права 02.06.2014 года; квартира, адрес: <адрес> дата регистрации права 21.06.2004 года; квартира, адрес: <адрес>, дата регистрации права 18.04.2002 год; иные строения, помещения, сооружения, адрес: <адрес>, площадь 115 кв. м., дата регистрации права- 03.02.2014 года; иные строения, помещения и сооружения, адрес: <адрес>, площадь 36,90 кв. метров, дата регистрации права 31.01.2014 года.
В адрес ФИО2 административным истцом было направлено налоговое уведомление № от 14.07.2018 года на уплату транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 41261 рубль, из которых налог на имущество- 39282 рубля (срок уплаты не позднее 03.12.2018 года).
Судом также установлено, что ФИО2 в период времени с 01.08.2013 года по 21.08.2017 года являлась индивидуальным предпринимателем.
Согласно ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в <адрес>), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в <адрес>), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
Из представленной налоговой декларации за 2017 года по упрощенной системе налогообложения следует, что предпринимательская деятельность велась ответчиком в 2017 году по адресу: <адрес>. В связи с чем как следует из представленных административным истцом документов ответчику был произведен перерасчет налога на имущество после выставления налогового уведомления на сумму 17002 рубля.
По адресу: <адрес>, осуществлялся другой вид деятельности, с начислением налога ЕНВД ( единый налог на вмененный доход). По указанному налогу декларации подаются ежеквартально. Из трех представленных деклараций за 2017 год с указанием названного выше адреса следует, что доход составляет ноль рублей. В связи с чем льгота на объект по указанному адресу не подлежала применению.
В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ, в случае просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начисляется пеня.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Согласно ч. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Налогоплательщику ФИО2 были начислены пени по налогу на имущество физических лиц за налог 2017 года в общей сумме 55,02 рубля. Из расчета пени следует, что пени были начислены за период с 04.12.2018 года по 27.01.2019 года только на сумму 3902,30 рублей.
Согласно положениям ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Так как, добровольная оплата налога не была произведена административным ответчиком в установленный законом срок, согласно ст. 69 НК РФ, в отношении налогоплательщика были вынесено требование об уплате налога и пени на основании действующего на территории РФ законодательства о налогах и сборах № от 28.01.2019 года (л.д.14).
Требования налогоплательщиком в установленные сроки не были исполнены полностью.
Из карточки по начислению налога и движению денежных средств по оплате налогов (КРС) (л.д.63) следует, что ответчиком были оплачены суммы налога: 8718 рублей- 20.11.2018 года и 13562 рубля- 20.11.2018 года. При этом из суммы 13562 рубля только 9659,70 рублей ушло на погашение недоимки по указанному налогу за 2017 год. 3902,30 рублей- ушло на погашение задолженности по этому же налогу за 2016 год.
При этом доводы административного ответчика о том, что заявленная сумма является задолженностью за 2014 год не подтверждены материалами дела, поскольку на дату платежа 20.11.2018 и в настоящее время согласно сведений карточки КРС (л.д.63.64) задолженности за 2014 год за ответчиком не имеется.
Положением п.п. 7 п.1 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Пунктом 3 ст. 44 НК РФ установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, с которыми связано прекращение обязанности по уплате налога и (или) сбора: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком; со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим; с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Однако ни одно из указанных обстоятельств в отношении ФИО2 судом не установлено.
Расчет налога и пени был проверен судом, он верный, административный ответчик свой расчет налога и пени суду не представил, при вынесении решения суд исходит из расчета истца.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Срок для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа истекал 25.10.2019 года.
Административный истец в установленный законом срок обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа ( июль 2019 года).
В силу п.3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судебный приказ был отменен 06.08.2019 года административный истец в установленный законом срок после отмены судебного приказа (29.01.2020 года) обратился в суд с иском к ответчику.
В связи с этим суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, включая пени.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС РФ№3 по Саратовской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам удовлетворить полностью.
Взыскать с ФИО2 задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 3957 рублей 32 копеек, пени в размере 55 рублей 02 копеек.
Взыскать с ФИО2 в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 1 месяца через Вольский районный суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06 марта 2020 года
Судья М.Н. Маштакова