Дело №2-1-23/2020
64RS0010-01-2019-001775-64
Решение
Именем Российской Федерации
16 января 2020 года г. Вольск
Вольский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Черняева Л.В.
при составлении протокола судебного заседания помощником судьи Макеевой Т.В.
с участием представителя истицы Тихоновой Т.Н.,
представителя ответчика Исаевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску Богдан Л. В. к Администрации Вольского муниципального района Саратовской области о назначении ежемесячной доплаты к пенсии как муниципальному служащему,
установил:
Богдан Л.В. обратилась в суд с иском к администрации Вольского муниципального района Саратовской области о назначении ежемесячной доплаты к пенсии как муниципальному служащему.
Требования мотивировала тем, что с 04.09.1972 г. она была принята на работу в <адрес>), который в то время являлся структурным подразделением Исполнительного комитета <адрес>, на должность инспектора участка. 27.04.1981 она была переведена на должность старшего инспектора горсобеса, 02.06.1992 переведена старшим инспектором - ведущим специалистом в отдел социальной защиты населения администрации <адрес>, с данной должности была уволена по собственному желанию с 24.05.1994.
С 27.04.1981 г. она работала в должности старшего инспектора горсобеса, а с 02.06.1992 г. - в той же должности старшею инспектора, только в отделе социальной защиты администрации <адрес>, в связи с переименованием отдела. Характер её работы был один и тот же: она вела прием граждан (населения) по вопросам социального обеспечения; производила доклад дел на комиссии по назначению пенсий и пособий; организовывала работу по разъяснению законодательства о социальном обеспечении; осуществляла контроль за работой инспекторов участков за правильностью и сроками оформления пенсионных дел и дел получателей пособий; занималась организацией, изучением работы по назначению пенсий и пособий, анализом выявленных недостатков и подготовкой рекомендаций по их устранению; вела справочно-кодификационную работу по законодательству о пенсиях и пособиях и других нормативных актов по социальному обеспечению; осуществляла контроль за подготовкой ответов инспекторами на письма граждан, вела анализ причин их поступления; осуществляла организационные решения в работе отдела, проводила мероприятия по совершенствованию форм и методов работы работников отдела, по их профессиональному обучению.
С сентября 2006 г. она является получателем трудовой (страховой) пенсии. 31.08.2019 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, как лицу, замещавшему должности муниципальной службы в органах местного самоуправления <адрес>. Постановлением от 27.09.2019 № и уведомлением от 30.09.2019 № ей отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии по старости в связи с несоответствием условиям назначения данной доплаты.
Согласно уведомлению ответчика период с 04.09.1972 по 27.04.1981 продолжительностью 8 лет 7 месяцев 23 дня в <адрес> в должности инспектора отдела не включен в стаж муниципальной службы.
Считает отказ незаконным по следующим основаниям. В данный период она работала в должности инспектора <адрес>, в её должностные обязанности входило: организовывать и непосредственно осуществлять мероприятия по социальному обеспечению, ежедневно вести прием граждан по вопросам социального обеспечения; оказывать содействие гражданам в получении документов, необходимых для назначения пенсий и пособий; вести прием представлений и заявлений о назначении пенсий и пособий, заявлений об их пересчете; оказывать предприятиям, учреждениям и организациям методическую помощь в оформлении представлений и других документов для назначения пенсий и пособий; проводить встречные проверки правильности и обоснованности выдачи документов, представленных для назначения пенсий и пособий; вести подготовку решений комиссии по назначению государственных пенсий и распоряжений заведующего отделом, оформлять и направлять документы на выплату пенсий и пособий, разъяснять законодательство по социальному обеспечению, оформлять документы для представления многодетных матерей к награждению, участвовать в заседании комиссии ВТЭК, осуществлять контроль за предоставлением установленных льгот инвалидам и семьям, потерявшим кормильца, подготавливать ответы на письма граждан, организовывать работу общественного актива.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В соответствии с п. 5 ст. 23 того же Федерального закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Положением о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления <адрес> муниципального района, утвержденным Решением <адрес> муниципального Собрания от 31.10.2016 № (в редакции решения <адрес> муниципального Собрания от 27.03.2017 г. №), предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие в соответствии с федеральным законодательством, законодательством <адрес> должности, предусмотренные Реестром муниципальных должностей муниципальной службы в <адрес> или Реестром должностей муниципальной службы в <адрес>, в органах местного самоуправления <адрес> муниципального района при одновременном соблюдении следующих условий: 1) награждение государственными, ведомственными (отраслевыми) наградами, грамотами, благодарностями; 2) при наличии стажа муниципальной службы, согласно приложению № к Положению и увольнение с муниципальной службы по различным причинам, в том числе по инициативе работника (по собственному желанию).
Её стаж муниципальной службы составляет более 20 лет. Она неоднократно награждалась почетными грамотами, благодарностями как Исполнительного комитета городского Совета народных депутатов, так и по ведомственной линии, о чем свидетельствуют записи в её трудовой книжке: от 04.11.1976 о награждении денежной премией (решение исполкома № от 04.11.1976); от 03.11.1977 о награждении почетной грамотой и денежной премией (решение горисполкома от 03.11.1977); от 26.04.1978 об объявлении благодарности приказом по отделу (№ от 26.04.1978) в связи с 60-летием создания органов соцобеспечения; от 07.03.1979 об объявлении благодарности решением горисполкома № от 03.03.1979; от 07.03.1980 об объявлении благодарности приказом № от 07.03.1980 по отделу социального обеспечения.
К стажу муниципальной службы муниципального служащего приравнивается стаж государственной службы государственного служащего.
Время работы на муниципальных должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области о государственной службе.
Впервые Реестр муниципальных должностей муниципальной службы <адрес> введен Законом Саратовской области № 57-ЗСО от 30.11.1998 «О муниципальных должностях в органах местного самоуправления в Саратовской области». В связи с тем, что ранее такого реестра не было, несоответствие должности реестру не должно лишать её права на включение периодов работы в стаж муниципальной службы, тем более, не может ограничивать её права на соответствие должностям, предусмотренным Решением <адрес> муниципального Собрания от 14.11.2016 №.
Приложением к Указу Президента Российской Федерации от 30.09.1997 № в периоды работы (службы), включаемые в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающие право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, включена работа (служба) по 31.12.1991 в Совете Министерств СССР, Кабинете Министров СССР, Комитете по оперативному управлению народным хозяйством СССР, Межреспубликанском (Межгосударственном) экономическом комитете, органах государственного управления при них, Советах Министров (правительственных) союзных и автономных республик, в исполнительных комитетах краевых и областных Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся), Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся) автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся) (подп. «в» пункта 1 Приложения).
Аналогичное положение предусмотрено и пунктом 17 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 29.09.2010 №.
Назначение и выплата государственных пенсий относилась к вопросам местного значения. Фактически на местные органы власти было возложено исполнение государственно-властных полномочий в сфере социального обеспечения. Для этих целей в каждом районе или городе создавались отделы социального обеспечения. В соответствии со ст. 26 Закона РСФСР от 29 июля 1971 «О городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР» в области социального обеспечения городской Совет народных депутатов: 1) руководит делом социального обеспечения; обеспечивает своевременное и правильное назначение и выплату установленных законодательством пенсий и пособий, предоставление гражданам предусмотренных законодательством льгот и преимуществ; 2) руководит учреждениями социального обеспечения городского подчинения и осуществляет контроль за работой расположенных на территории города учреждений социального обеспечения вышестоящего подчинения.
В соответствии с п. 13 Постановления Совета Министров СССР от 3 августа 1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» пенсионное обеспечение по настоящему Положению осуществлялось органами социального обеспечения.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 29 февраля 1972 № 124 утверждено «Положение об отделе социального обеспечения исполнительного комитета городского, районного в городе совета депутатов трудящихся», согласно п. 1 которого отдел социального обеспечения исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся образуется городским Советом депутатов трудящихся в соответствии с законодательством РСФСР и подчиняется в своей деятельности как городскому Совету депутатов трудящихся, его исполнительному комитету, так и отделу социального обеспечения исполнительного комитета вышестоящего Совета депутатов трудящихся.
Из п. 2 Положения следует, что основными задачами отдела социального обеспечения исполнительного комитета городского, районного в городе Совета депутатов трудящихся являются: осуществление мероприятий по социальному обеспечению престарелых и нетрудоспособных граждан; обеспечение правильного и своевременного назначения и выплаты установленных законодательством пенсий и пособий и др.
Фактически выполнение всех сформулированных в положении задач для отдела и входило в её должностные обязанности, как инспектора, а затем старшего инспектора отдела социального обеспечения.
Из уведомления ответчика следует, что у него возникли сложности в определении должности, с которой она была уволена. Что касается наименования должности, то она была старшим инспектором отдела социальной защиты населения администрации города, что и следует из приказа и из архивной справки и полностью соответствует записи в её трудовой книжке. Данная должность относилась к категории «ведущие специалисты», о чем свидетельствует текст приказа о её назначении при переводе, запись в трудовой книжке и сведения из архивной справки №Б 203 от 30.09.2019 о штатном расписании на 1992 год о наличии 1 единицы «Ведущий специалист». Именно её должность старшего инспектора отдела и относилась к категории «ведущие специалисты». С данной должности она и была уволена, что следует из приказа.
Считая свои пенсионные права нарушенными, истец просила признать незаконным отказ ответчика в установлении ей ежемесячной доплаты к пенсии, как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, выраженный в постановлении ответчика от 27.09.2019 г. № «Об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии по старости Богдан Л.В.» и в уведомлении от 30.09.2019 г. №, возложить на ответчика обязанность включить в стаж муниципальной службы период работы в <адрес> городском отделе социального обеспечения с 04.09.1972 по 27.04.1981 в должности инспектора отдела, признать факт её увольнения 24.05.1994 г. с должности старшего инспектора отдела социальной защиты населения администрации г. Вольска, относящейся к категории «специалисты ведущие», назначить ежемесячную доплату к пенсии, как лицу, замещающему должности муниципальной службы, со дня обращения, то есть с 31.08.2019.
В судебное заседание истец, несмотря на надлежащее извещение, не явился.
В судебном заседании представитель истца Тихонова Т.Н. в порядке ст. 39 ГПК РФ увеличила исковые требования в части включения в стаж муниципальной службы истца периодов работы в <адрес> городском отделе социального обеспечения с 27.04.1981 по 01.06.1992 в должности старшего инспектора, в отделе социальной защиты населения администрации <адрес> в качестве старшего инспектора – ведущего специалиста с 02.06.1992 по 24.05.1994. В остальной части исковые требования поддержала в первоначально заявленном виде, указав также, что истцу в 1993 г. была объявлена благодарность за подписью начальника Управления социальной защиты Администрации <адрес>, которая является ведомственной наградой. Кроме того, ряд поощрений, которые к ней применялись и были перечислены в трудовой книжке, необходимо отнести к государственным наградам, поскольку решение об их применении исходило от государственных органов. Кроме того, требование о наличии государственных, отраслевых, ведомственных наград, грамот, благодарностей к ней не должно применяться, так как право на доплату к муниципальной пенсии у неё возникло до утверждения соответствующего Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к пенсии от 2016 года. В остальном представитель истца дала объяснения, аналогичные приведенным в иске.
Представитель ответчика Исаева Е.Ю. в судебном заседании против иска возражала, считая отказ администрации в установлении истцу ежемесячной доплаты к пенсии как муниципальному служащему законным, в судебном заседании дала пояснения, из которых следует, что администрацией Вольского муниципального района (далее – АВМР) в стаж муниципальной службы, дающей право на установление истице ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, указанные в иске периоды работы не включены, из представленных истцом документов не ясно, с какой именно должности она была уволена, у истца отсутствуют государственные, ведомственные (отраслевые) награды, грамоты, благодарности. Благодарность за подписью начальника Управления социальной защиты Администрации Саратовской области от 1993 года не была представлена истцом ответчику в числе документов для назначения доплаты к пенсии, поэтому при принятии решения об установлении доплаты ответчиком не оценивалась. Если истица вновь обратится за установлением доплаты к пенсии, представив ответчику указанную благодарность, то по поводу её статуса будут сделаны соответствующие запросы и принято решение об отнесении (не отнесении) её государственным, ведомственным (отраслевым) наградам, грамотам, благодарностям.
Выслушав стороны, свидетелей, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно сведениям трудовой книжки, истец с 04.09.1972 работала в <адрес> горотделе соцобеспечения в должности инспектора участка, с 27.04.1981 была переведена на должность старшего инспектора Горсо, 02.06.1992 переведена на должность старшего инспектора – ведущего специалиста в отдел социальной защиты населения администрации <адрес>, 24.05.1994 уволена по собственному желанию.
Из письменных объяснений истца и показаний свидетелей С., Д., работавших вместе с истцом в одном учреждении, следует, что с момента поступления на работу в Вольский горсобес и до дня увольнения истец занимался выплатой и начислением пенсий. Данные показания подтверждаются сведениями из трудовых книжек свидетелей, материалами дела.
Как установлено в судебном заседании, истец является получателем трудовой пенсии по старости с 07.09.2006, что подтверждается справкой ГУ УПФ РФ в Вольском районе Саратовской области (л.д. 39).
31.08.2019 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к назначенной трудовой пенсии по старости как муниципальному служащему.
Из постановления АВМР № от 27.09.2019 видно, что истицу отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии по старости, в связи с несоответствием заявителя условиям назначения ежемесячной доплаты к пенсии по старости (л.д. 9).
Как усматривается из уведомления АВМР от 30.09.2019 года № (л.д. 26-28), истцу было отказано в назначении доплаты к трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием государственных, ведомственных (отраслевых) наград, грамот, благодарностей, из представленных документов не усматривается такого основания, как увольнение с муниципальной службы, невозможно определить должность, с которой был уволен истец, размер денежного содержания для установления разницы его размера к пенсии по старости по основаниям, предусмотренным абз. 2 п. 3.1 Положения, не представляется возможным определить стаж муниципальной службы, необходимый для установления, выплаты и перерасчета доплаты к государственной пенсии в 2019 г., который должен составлять 16 лет 6 месяцев. Согласно Реестру должностей муниципальной службы <адрес>, утвержденному Законом Саратовской области от 2 августа 2007 г. № 157-ЗСО «О некоторых вопросах муниципальной службы в <адрес>», и действующему Решению <адрес> муниципального Собрания от 27.03.2017 № «Об установлении должностей муниципальной службы, учреждаемых для обеспечения полномочий органов местного самоуправления <адрес> муниципального района» должности, замещаемые истцом в период трудовой деятельности с 04.09.1972 г. по 27.04.1981 г., не включены в указанный перечень.
Статья 39 Конституции Российской Федерации предусматривает равенство всех субъектов права на социальное обеспечение по возрасту и иных случаях, установленных законом.
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 г. № 8-ФЗ (действовавшего до вступления в силу Закона Саратовской области от 02.08.2007 г. № 153-ЗCO «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы в Саратовской области») муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 25) муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В соответствии с п. 5 ст. 23 ФЗ № 25 муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ № 25 в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии ч. 1 ст. 25 ФЗ № 25 в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных
должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч.ч. 3-4 ст. 25 ФЗ № 25).
В соответствии со ст. 20 Закона Саратовской области «О муниципальной службе в Саратовской области» (действовавшего до принятия Закона Саратовской области от 02.08.2007 г. № 157-ЗСО) от 02.06.1997 г. № 33-ЗСО включение в стаж муниципальной службы муниципального служащего иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами области (ч. 2).
Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего. Время работы на муниципальных должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области о государственной службе (ч. 3).
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона Саратовской области от 02.08.2007 года № 157-ЗСО «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы в Саратовской области (в ред. Закона Саратовской области от 27.04.2016 года № 52-ЗСО) стаж муниципальной службы определяется комиссией по установлению стажа муниципальной службы, состав которой утверждается представителем нанимателя.
Документами, подтверждающими стаж муниципальной службы, являются трудовая книжка, военный билет, справка военного комиссариата, справка архивного учреждения и иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, Саратовской области (ч. 4).
Из материалов дела усматривается, что истица поступила на муниципальную службу до вступления в силу Федерального закона РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02.03.2007 г. и Закона Саратовской области от 02.08.2007 г. № 157-ЗСО «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы в Саратовской области», а именно, в 1972 году.
Приложением к Указу Президента Российской Федерации от 03.09.1997 № 982 в Периоды работы (службы), включаемые в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, включена работа (служба) по 31.12.1991:
- в Верховном Совете СССР и Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, в районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся);
в Совете Министров СССР, Кабинете Министров СССР, Комитете по оперативному управлению народным хозяйством СССР, Межреспубликанском (Межгосударственном) экономическом комитете, органах государственного управления при них, Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик, в исполнительных комитетах краевых и областных Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся), Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся) автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся);
в органах государственной власти и управления автономных республик, местных органах государственной власти и управления (краевых и областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах) (подп. «б», «в», «з» пункта 1 Приложения).
Кроме того, ст. 8 Закона Саратовской области от 02.08.2007 г. № 157-ЗСО «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы в Саратовской области» с момента его принятия до 27.04.2016 года предусматривала, что исчисление стажа муниципальной службы и зачет в него иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с порядком, установленным Указом Президента Российской Федерации для государственных гражданских служащих.
Пункт 17 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 20.09.2010 года № 1141, предусматривает должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г., в том числе: в Верховном Совете СССР и его Секретариате, Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик и их аппаратах, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах (п.п. «б»).
Пункт 14 того же Перечня предусматривает должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе, с 1 января 1992 г. до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации", Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 33 "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих", перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, в высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах) (п.п. «з»).
Из материалов дела усматривается, что истец в спорный период времени работала: в <адрес> городском отделе социального обеспечения с 04.09.1972 по 26.04.1981 в должности инспектора отдела; в <адрес> городском отделе социального обеспечения с 27.04.1981 по 01.06.1992 в должности старшего инспектора; в отделе социальной защиты населения Администрации г. Вольска в качестве старшего инспектора - ведущего специалиста с 02.06.1992 по 24.05.1994, что соответствует в том числе Приложению к Указу Президента Российской Федерации от 03.09.1997 года № и Перечню должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных гражданских служащих, утвержденному Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, где конкретные должности муниципальной службы не поименованы, а содержатся лишь наименования учреждений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что период работы истца в <адрес> городском отделе социального обеспечения с 04.09.1972 по 26.04.1981 в должности инспектора отдела, в <адрес> городском отделе социального обеспечения с 27.04.1981 по 01.06.1992 в должности старшего инспектора, в отделе социальной защиты населения Администрации <адрес> в качестве старшего инспектора – ведущего специалиста с 02.06.1992 по 24.05.1994 подлежит включению в стаж муниципальной службы, дающей право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, поскольку изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.
Суд также считает подлежащими удовлетворению требования истца о признании факта её увольнения 24.05.1994 года с должности старшего инспектора отдела социальной защиты населения Администрации <адрес>, относящейся к категории специалисты ведущие, поскольку данное обстоятельство подтверждается записями в трудовой книжке, архивной справкой от 07.10.2019 № архивной справкой от 26.09.2019 №, не опровергается другими доказательствами по делу.
Что касается требований истца о признании незаконным отказа ответчика в установлении ей ежемесячной доплаты к пенсии, как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, выраженного в постановлении ответчика от 27.09.2019 г. № «Об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии по старости Богдан Л.В.» и в уведомлении от 30.09.2019 г. №, возложении на ответчика обязанности назначить ежемесячную доплату к пенсии, как лицу, замещающему должности муниципальной службы, со дня обращения, то есть с 31.08.2019 г., то данные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с Положением о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления <адрес> муниципального района, утвержденным Решением В. муниципального Собрания от 31.10.2016 № условием назначения доплаты является в том числе и награждение государственными, ведомственными (отраслевыми) наградами, грамотами, благодарностями.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Таким образом, социальная защита, включая социальное обеспечение муниципальных служащих, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5).
Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Из анализа вышеприведенного законодательства следует, что районное собрание <адрес> муниципального района <адрес> вправе регулировать указанные общественные отношения на территории <адрес> муниципального района, но в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, а определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 22 вышеназванного Закона органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 23 этого Федерального закона определены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, при этом законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Право муниципального служащего на ежемесячную доплату к страховой пенсии указанным Федеральным законом не предусмотрено. Специальный закон <адрес>, предусматривающий данное право, отсутствует.
Пунктом 2 статьи 8 Закона Саратовской области от 02.02.2005 года N 15-ЗСО "О государственной гражданской службе Саратовской области" предусмотрено право лиц, замещавших должности государственной гражданской службы области, на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, как и ранее указанное право было предусмотрено пунктом 2 статьи 20 Закона Саратовской области от 15.12.1996 года "О государственной службе Саратовской области".
Однако ежемесячная доплата к государственной пенсии является дополнительной социальной гарантией, а не самой пенсией.
Принятым решением от 31.10.2016 № районное собрание <адрес> муниципального района <адрес> в рамках правового регулирования и в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, установило порядок и условия выплаты ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим, учитывая наличие средств в бюджете и финансовые возможности муниципального образования, - награждение государственными, ведомственными (отраслевыми) наградами, грамотами, благодарностями.
Принимая во внимание, что реализация права на доплату к пенсии как муниципальному служащему носит заявительный характер, истец обратилась за установлением данной доплаты в 2019 году, соответственно, при принятии решения об установлении доплаты необходимо руководствоваться именно действующим на данный период времени Положением 2016 года, соответственно право на доплату у истца связано с наличием у него государственных, ведомственных (отраслевых) наград, грамот, благодарностей.
В свою очередь доводы стороны истца о том, что поскольку право на доплату к пенсии у Богдан Л.В. возникло в 2006 году, следовательно, и при принятии решения о её установлении должно применяться действующее на 2006 год Положение об установлении доплаты, суд не принимает во внимание как основанное на неверном толковании действующих правовых норм.
Сторона истца указала на наличие у Богдан Л.В. поощрений, а именно от 04.11.1976 о денежном премировании (решение исполкома № от 04.11.1976); от 03.11.1977 о награждении почетной грамотой и денежной премией (решение горисполкома от 03.11.1977); от 26.04.1978 об объявлении благодарности (приказ по отделу № 3 от 26.04.1978) - в связи с 60-летием создания органов соцобеспечения; от 07.03.1979 об объявлении благодарности (решение горисполкома № 118 от 03.03.1979); от 07.03.1980 об объявлении благодарности (приказ № от 07.03.1980 по отделу социального обеспечения), благодарности за подписью начальника Управления социальной защиты Администрации <адрес> от 23.04.1993.
Судом были проверены доводы стороны истца об отнесении указанных поощрений к категории государственных, ведомственных (отраслевых) наград, грамот, благодарностей, оказано содействие в получении необходимых сведений из Министерства социального развития <адрес>, администрации ВМР, Правительства Саратовской области, Управления социальной поддержки населения <адрес>, Государственного архива <адрес>, однако доказательств доводам истца получено не было.
Так, Министерство социального развития <адрес> сообщило, что в соответствии с Положением о министерстве социального развития <адрес>, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 01.11.2007 №-П, Министерство не является органом, уполномоченным на учреждение почетных званий СССР или Российской Федерации, ведомственных знаков отличия или отраслевых наград. Определение и отнесение награды к какой-либо категории возможно при условии наличия соответствующего акта органа, её учредившего.
Также из ответа Министерства социального развития <адрес> следует, что в документах архивного фонда Управления социальной защиты населения администрации <адрес> имеется приказ об объявлении благодарности за многолетнюю и добросовестную работу в системе социальной защиты населения и в связи с 75-летием со дня образования системы социального обеспечения Российской Федерации №-к от 28.04.1993, в котором Богдан Л.В. не значится. В тексте приведенного выше приказа указано на объявление благодарности заведующей отделом соц. защиты <адрес>Г. Одновременно Министерство сообщило, что положений, постановлений и актов об утверждении наград, поощрений, почетных знаков, об объявлении благодарностей Управления социальной защиты населения администрации <адрес> по состоянию на 1992-1993 годы не имеется.
Из предоставленного ОГУ «Государственный архив Саратовской области» постановления Администрации Саратовской области от 18.02.1993 № «Об утверждении Временного положения об управлении социальной защиты населения администрации области» не следует, что данное управление является органом, уполномоченным на учреждение почетных званий СССР или Российской Федерации, ведомственных знаков отличия или отраслевых наград.
Принимая во внимание изложенное, суд не находит оснований считать Богдан Л.В. награжденной государственными, ведомственными (отраслевыми) наградами, грамотами, благодарностями.
Анализируя приведенные выше доказательства, в иске о признании незаконным отказа ответчика в установлении истцу ежемесячной доплаты к пенсии, как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, выраженного в постановлении ответчика от 27.09.2019 г. № «Об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии по старости Богдан Л.В.» и в уведомлении от 30.09.2019 г. №, установлении Богдан Л.В. доплаты к пенсии как муниципальному служащему с 31.08.2019 года надлежит отказать, поскольку истец не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, имеющим право на такую доплату.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Богдан Л. В. к Администрации Вольского муниципального района Саратовской области о назначении ежемесячной доплаты к пенсии как муниципальному служащему удовлетворить в части.
Обязать Администрацию Вольского муниципального района Саратовской области включить в стаж муниципальной службы периоды работы истца в <адрес> городском отделе социального обеспечения с 04.09.1972 по 26.04.1981 в должности инспектора отдела; в <адрес> городском отделе социального обеспечения с 27.04.1981 по 01.06.1992 в должности старшего инспектора; в отделе социальной защиты населения Администрации <адрес> в качестве старшего инспектора – ведущего специалиста с 02.06.1992 по 24.05.1994; признать факт увольнения истца 24.05.1994 года с должности старшего инспектора отдела социальной защиты населения Администрации <адрес>, относящейся к категории специалисты ведущие.
В остальной части исковых требований истцу отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд Саратовской области.
Судья Черняева Л.В.