НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вольского районного суда (Саратовская область) от 08.11.2019 № 12-1-160/19

Дело № 12-1-160/2019

УИД 64MS0118-01-2019-003539-83

РЕШЕНИЕ

08 ноября 2019 года г.Вольск

Судья Вольского районного суда Саратовской области Строганова Е.В., с участием защитника лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении – Соколова М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по жалобе начальника инспекции Счетной палаты Саратовской области Ж. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Вольского района Саратовской области от 27 августа 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Соколовой Н. Ю.,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №1 Вольского района Саратовской области от 27 августа 2019 года было прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Соколовой Н. Ю., в связи с отсутствием события административного правонарушения по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Не согласившись с постановлением мирового судьи, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, подало на него жалобу, в которой указало, что вывод мирового судьи об отсутствии события административного правонарушения не основан на нормах материального права.

Так, в соответствии с п.2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации- случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу п.3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2016 года №887 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам ( за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг, которыми предусмотрено, что при определении условий и порядка предоставления субсидий указываются требования, которым должны соответствовать получатели субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения или на иную дату, определенную правовым актом (п.п. е п.4 Общих требований). В частности, у получателей субсидий должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом).

Постановлением Правительства Саратовской области от 27 марта 2015 года № 137-П «О реализации мероприятий по содействию в трудоустройстве инвалидов молодого возраста на стажировку с участием наставников» утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение затрат работодателей, связанных с реализацией мероприятий по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные ) для них рабочие места, в рамках основного мероприятия «Возмещение затрат работодателей, организующих мероприятия по содействию в трудоустройстве инвалидов молодого возраста» подпрограммы «Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве» государственной программы Саратовской области «Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области». В п.2.3 данного Положения предусмотрено предоставление справки территориального органа Федеральной налоговой службы, подписанная ее руководителем (иным уполномоченным лицом), по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о предоставлении субсидии, подтверждающей отсутствие у получателя субсидии задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Мировой судья не принимает во внимание, что у получателя субсидий должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам на конкретную дату, делает вывод, что справка от 30 июля 2018 года является более достоверной и на данном основании считает, что нарушений условий предоставления субсидий не имеется, то есть отсутствует событие административного правонарушения.

Вывод суда о том, что Соколова Н.Ю. не была уведомлена в установленном порядке о составлении протокола об административном правонарушении, также является несостоятельным, поскольку основывается только на показаниях защитника о несоответствии ее подписи в уведомлении. При этом каких-либо исследований или проведение почерковедческой экспертизы не проводилось. Представители организации, осуществляющей услуги по доставке почтовых отправлений, к участию в деле не привлекались.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Соколова Н.Ю. в судебное заседание не явилась, ее интересы по доверенности представлял Соколов М.С., который возражал против жалобы, суду пояснил, что лицо собрало пакет документов и предоставило их в комиссию Министерства, где Министр возглавляет комиссию по согласованию получения претендентом субсидии. После регистрации документов, комиссия начинает работать с документами и в ходе этой работы выявляет, что согласно одного документа из налоговой инспекции у претендента имеется задолженность в размере 1000 рублей. Комиссия уведомляет претендента на получение субсидии, что он не может быть получателем данной субсидии. Претендент идет в налоговую инспекцию, оплачивает 1000 рублей и приносит новую справку, сдает ее в комиссию, которая вновь проверяет документы и признает, что все документы в порядке, готовится Соглашение и передается на подпись Министру. Соглашение двухстороннее, с одной стороны подписание его Министром, с другой стороны получение денежных средств претендентом. Потом данное лицо было уволено по собственному желанию и назначен новый заместитель Министра, который курирует данный вопрос о получении субсидии. Издается приказ о выделении субсидии данному лицу, готовится реестр, соглашение о перечислении денежных средств. Как установлено мировым судьей, повторно представленная справка из налоговой инспекции более близкая к дате Соглашения и более достоверная. Отсутствие задолженности на дату получения субсидии не препятствует ее получению. Цель получения субсидии достигнута, никакого события правонарушения не имеется. Документ не является условием получения субсидии, а относится к порядку получения субсидии. Ответственность наступает за нарушение норм порядка представления субсидии. Разграничены условия и порядок получения субсидии.

Статьей 15.15.5. ч. 1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса. В соответствии с п.2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации- случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу п.3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Саратовской области от 27 марта 2015 года № 137-П "О реализации мероприятий по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места" утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение затрат работодателей, связанных с реализацией мероприятий по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, в рамках основного мероприятия «Возмещение затрат работодателей, организующих мероприятия по содействию в трудоустройстве инвалидов молодого возраста» подпрограммы «Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве» государственной программы Саратовской области «Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области».

В п.2.3 данного Положения предусмотрено предоставление справки территориального органа Федеральной налоговой службы, подписание ее руководителем (иным уполномоченным лицом), по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о предоставлении субсидии, подтверждающей отсутствие у получателя субсидии задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области как главный распорядитель бюджетных средств предоставляет субсидии юридическим лицам.

Приказом Министерства занятости, труда и миграции Саратовской области от 24 августа 2018 года № 204 ООО АФ «Бухучет Профи» признано получателем субсидии. В представленном пакете документов на получение субсидии имелась справка по состоянию на 30 июля 2018 года об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

По данным Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области ООО аудиторская фирма «Бухучет Профи» на 01.07.2018 года имело задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговым санкциям.

Соглашение о предоставлении субсидии №27-ОРМИ заключено 27 августа 2018 года. Со стороны Министерства занятости, труда и миграции Саратовской области указанное соглашение было подписано министром Соколовой Н.Ю.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в статье 4.5 Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности. Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности прерывания данного срока.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса, может истечь и на дату вынесения решения судьей вышестоящего суда по жалобе должностного лица на решение судьи районного суда.

Исходя из смысла указанных норм вопрос о возобновлении производства по делу при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может, в том числе и в случае, когда постановление мирового судьи, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, не вступило в законную силу.

Поэтому судья вышестоящего суда при пересмотре постановления мирового судьи и сделанных в этом постановлении выводов не может не учитывать действие статьи 4.5 Кодекса. Следовательно, по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности судья вышестоящего суда может не согласиться с доводами мирового судьи относительно правовой квалификации действий (бездействия). В то же время он не вправе этого делать в части прекращения мировым судьей производства по делу, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности к этому моменту истек.

Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.

Согласно ч.3 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, действовавшей на дату совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Дата совершения правонарушения- 27 августа 2018 года (заключение Соглашения с ООО АФ «Бухучет Профи»), в настоящее время год со дня совершения правонарушения истек.

С учетом изложенного в настоящее время за пределами срока давности привлечения к административной ответственности исключена возможность возобновления производства по настоящему делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка №1 Вольского района Саратовской области от 27 августа 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Соколовой Н. Ю. оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Судья Е.В. Строганова