НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вольского районного суда (Саратовская область) от 04.05.2017 № 2-1-592

Дело №2-1-592(1)2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Вольский районный суд Саратовской области, в составе:

председательствующего судьи Маштаковой М.Н.,

при секретаре Засыпкине И.Ю.,

с участием истца Несмиянова В.В., представителя истца Вологина А.Б., представителей ответчика Дмитриева Я.В., Акулиной Я.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Несмиянова В. В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в Вольском районе Саратовской области о признании незаконным бездействия пенсионного органа, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии и включить в расчет пенсии другой период работы,

установил:

Несмиянов В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в Вольском районе Саратовской области с выше назваными требованиями, указав, что 01.09.2016 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно, ответчик в период времени с 01.12.2016 года по 15.01.2017 года уклонялся от назначения пенсии, пенсия была назначена лишь 15.01.2017 года. Несвоевременное рассмотрение его заявление нарушило его права, полагает, что ответчик допустил вмешательство в его право на уважение имущества, указанное вмешательство является чрезмерным, поскольку не является абсолютно необходимым в демократическом обществе, не преследует законной цели, не соответствует национальному закону, нарушило баланс государственных интересов по контролю за использованием имущества и его конвенционного права на уважение имущества.

Также истец указывает, что ответчиком не был включен в расчет для назначения пенсии более выгодный период его работы: с 01 августа 2011 года по 01 августа 2016 года в ФГУ «33 Научно-исследовательский испытательный институт» Министерства обороны РФ, что повлияло на размер назначенной пенсии.

Просит признать незаконным бездействие ответчика, связанное с уклонением от принятия решения о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в период времени с 01 декабря 2016 года по 15 января 2017 года и нарушением трехмесячного срока рассмотрения его заявления от 01 сентября 2016 года; обязать ответчика включить в расчет его пенсии более выгодный для него период работы с 01 августа 2011 года по 01 августа 2016 года в ФГУ «33 Научно-исследовательский испытательный институт» Министерства обороны РФ.

В ходе рассмотрения дела истец изменил исковые требования в части, просил суд признать незаконным бездействие ответчика, связанное с нарушением 10-дневного срока рассмотрения его заявления, признать незаконным бездействие, связанное с уклонением от принятия решения о назначения ему пенсии по старости в период времени с 11 сентября 2016 года по 15 января 2017 года; в остальной части требования оставил прежними.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования, дали суду объяснения, аналогичные обстоятельствам, указанным в иске; также истец пояснил, что уведомлений о приостановлении рассмотрения его заявления он не получал;, пенсия ему была назначена с даты обращения- с 01.09.2016 года, за период с 01.09.2016 года и по дату назначения пенсии пенсию он получил.

Представители ответчика возражали против удовлетворения требований истца.

Представитель ответчика Дмитриев Я.В. суду пояснил, что истец с заявлением о назначении пенсии обратился 31.08.2016 года; возраст, с которого он мог претендовать на назначение пенсии досрочно, у него наступал 01.09.2016 года. Возникла необходимость истребовать дополнительные документы по периодам работы истца, так как в документах истца имелись неточности, неясности, потому 06.09.2016 года было принято решение о приостановлении срока рассмотрения заявления на 3 месяца до 06.12.2016 года. В указанный период пенсионный орган не бездействовал, а производил необходимые действия, для того, чтобы назначить истцу пенсию как можно скорее, так, в частности, неоднократно делались запросы в организации, где работал истец. 17.10.2016 года пенсионным органом было принято решение о проведении проверки по документам истца, так как в архивной справке и трудовой книжке имелось несоответствие. В связи с чем срок рассмотрения заявления истца о назначении пенсии был приостановлен и по этому основанию на 3 месяца до 17.01.2017 года. Последний документ по стажу истца поступил 16.01.2017 года. 16.01.2017 года было принято решение о восстановлении срока рассмотрения заявления истца. Пенсия истцу по старости досрочно была назначена 19.01.2017 года. С учетом исключения срока пристановки рассмотрения заявления, заявление истца было рассмотрено в течение 10 дней. Необходимость второго приостановления была вызвана тем, что архивом <адрес> была предоставлена справка по периодам работы истца, выданная на основании приказов, которая не содержала всех необходимых сведений для назначения пенсии досрочно. Имелись расхождения между индивидуальными сведениями и архивной справкой. Из этой справки следовало, что ряд периодов не входил в специальный стаж истца, в связи с чем пенсия досрочно ему не могла быть назначена. Для избежания наступления неблагоприятных последствий для истца, пенсионным органом была назначена проверка. Второе требование истца противоречит действующему законодательству, так как после 01.01.2002 года при определении размера пенсии учитываются страховые взносы, а не размер заработной платы, в отношении истца они все были учтены; среднемесячный заработок застрахованного лица мог быть учтен за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года; истец не настаивал на учете иного периода его работы до 01.01.2002 года. Также полагал, что права истца приостановлением рассмотр6ния его заявления не нарушены.

Представитель ответчика Акулина Я.Ю. суду пояснила, что все решения, принимаемые пенсионным органом в отношении истца, направлялись ему по почте, о чем имеется отметка в каждом из решений, с указанием даты направления. Обязанность направления почтовой корреспонденции заказной почтой действующим пенсионным законодательством не предусмотрена. Кроме того, она лично уведомляла истца о всех вынесенных в отношении него решениях, разъясняла необходимость производимых органом действий; истец знал на каком этапе рассмотрения находится его заявление.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, пенсионное дело в отношении истца, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и пенсионного дела Несмиянов В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно 31.08.2016 года, пенсия ему была назначена 19.01.2017 года с 01.09.2016 года.

На основании статей 7 и 39 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются и устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле, установленной ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно п.1,3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» названный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17настоящего Федерального закона.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

При этом смешанное применение способов определения расчетного размера трудовой пенсии одновременно по пунктам 3 и 4 статьи 30 настоящего Федерального закона не допускается.

Из пунктов3, 4 статьи 30 этого же Федерального закона следует, что при назначении, перерасчете пенсии, производимых после 1 января 2002 года, размер пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.

На основании пункта 12 указанной статьи Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Поскольку период работы истца, указанный в иске, имел место после 01.01.2002 года, размер заработной платы в указанный период не может быть учтен при назначении пенсии; о выборе другого периода до 01.01.2002 года истец ответчику не заявлял. Потому суд полагает, что права истца при определении размера пенсии нарушены не были.

В соответствии с пп.7,8 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

В случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

Как было указано выше, истец с заявлением о назначении пенсии обратился 31.08.2016 года, право на назначение пенсии у него возникало не ранее 01.09.2016 года.

Управлением Пенсионного фонда РФ дважды принимались решения о приостановлении срока рассмотрения заявления истца: 06.09.2016 года и 17.10.2016 года- на 3 месяца, решение о возобновлении срока рассмотрения заявления было принято 16.01.2017 года, пенсия истцу назначена 19.01.2017 года.

В соответствии с пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 года № 884н, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

а) дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;
б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
в) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;
г) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии.

Согласно пунктам 31, 34, 38 - 41, 45 Правил в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.

В случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую, непредставления по запросу территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе приостановить срок рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

Приостановление срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую оформляется решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

По завершении проверки, поступлении всех документов, запрошенных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациях, истечении трех месяцев со дня приостановления срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую течение срока рассмотрения соответствующего заявления восстанавливается.

Восстановление срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую оформляется решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает заявителя о приостановлении и восстановлении срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую путем направления соответствующего решения способом, позволяющим определить факт и дату его направления.

Заявление о назначении пенсии, заявление о переводе с одной пенсии на другую рассматриваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема соответствующего заявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации со всеми необходимыми для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными заявителем по собственной инициативе.

В том случае, если к заявлению о назначении пенсии были приложены не все необходимые для ее назначения документы из числа документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, заявление о назначении пенсии рассматривается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления заявителем недостающих документов для назначения пенсии в соответствии с пунктом 31 настоящих Правил, и поступления документов, запрошенных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

Согласно пунктам 63 - 65 Правил территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для установления пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Основанием для проведения проверки документов (сведений), необходимых для установления пенсии, является решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о проведении проверки.

Проверка документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться путем камеральной проверки, путем выездной проверки, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

В силу положения ст. 5,16 Федерального закона от 01.04.1996 года №27 -ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» пенсионный орган вправе запрашивать от страхователей сведения, обязанность по предоставлению которых предусмотрена Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, в случае необходимости проведения такой проверки приостанавливать срок рассмотрения заявления об установлении пенсии до 3 месяцев.
Из материалов дела следует, что основанием для приостановления срока рассмотрения заявление истца 06.09.2016 года явилось непредставление подведомственным органом справки о работе в установленный срок; сведения, изложенные в справке от 07.10.2016 года, выданной ООО «Газпром Трансгаз Саратов», и сведения, изложенные в архивной справке от 17.10.2016 года, не соответствовали индивидуальным данным обратившегося лица, потому возникла необходимость проверки документов, необходимых для установления пенсии.

Таким образом, ответчик, принимая решения о приостановлении срока рассмотрения заявления истца о назначении пенсии, действовал в соответствии с вышеизложенными нормами, приостановление в обоих случаях составило не более 3 месяцев со дня приостановления.

При этом, ответчик не бездействовал, как утверждает сторона истца. Так, в период приостановления срока рассмотрения заявления, ответчик направлял запросы по периоду работы истца, например, запрос от 17.10.2016 года в ФГБУ « 33 ЦНИИИ», рассматривал на заседании комиссии документы по периодам работы истца- протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10.01.2017 года. В связи с чем доводы стороны истца о бездействии не обоснованы.

В силу изложенных выше норм закона срок приостановления рассмотрения заявления не включается в срок рассмотрения заявления гражданина о назначении пенсии, потому с учетом исключения срока приостановления заявление истца о назначении пенсии было рассмотрено в течение 10 дней.

Более того, в соответствии с положениями статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьи 11 Гражданского кодекса РФ способы защиты подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения, а нарушено или оспорено может быть только существующее право. Выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не выходить за пределы, необходимые для его применения.

Как неоднократно ссылался Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, Конституция Российской Федерации, гарантируя в статье 46 (части 1 и 2) каждому право на судебную защиту его прав и свобод, не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебной защиты - они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.

В настоящее время права истца на установление страховой пенсии по старости не нарушены, поскольку ответчиком в назначении указанной пенсии ему не отказано, в силу статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, независимо от приостановления срока рассмотрения заявления о назначении пенсии; истцом не оспаривалось, что пенсия ему была назначена с 01.09.2016 года(дата возникновения права на пенсию), была выплачена за период с 01.09.2016 года по 19.01.2017 года, доказательств иного нарушения его прав истец суду не представил.

Потому с учетом изложенного суд полагает, что в удовлетворении требований истца следует отказать полностью.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Несмиянова В. В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в Вольском районе Саратовской области о признании незаконным бездействия пенсионного органа, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии и включить в расчет пенсии другой период работы отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 1 месяца через Вольский районный суд.

Судья М.Н. Маштакова