№ 2-860/2019
УИД 35RS0009-01-2019-000954-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вологодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Лукьяновой И.Б.,
при секретаре Скамьиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Вологодского района в интересах муниципального образования Майское сельское поселение Вологодского муниципального района к главе Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Басалаеву М.М. о признании незаконными действий, взыскании денежных средств,
установил:
заместитель прокурора Вологодского района, действуя в интересах муниципального образования Майское сельское поселение Вологодского муниципального района, обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что в ходе проведения проверки финансовой деятельности и ведения бухгалтерского учета в администрации Майского сельского поселения за 2018 года выявлены факты необоснованного начисления и выплаты работникам администрации, включая главу поселения Басалаева М.М., единовременных премий и надбавок. Так, начисление заработной платы работникам администрации в указанном временном периоде осуществлялось в соответствии с Положениями об оплате труда в органах местного самоуправления Майского сельского поселения, утвержденными решениями Совета Майского сельского поселения № 9 от 28 октября 2009 года и № 34 от 23 ноября 2009 года, согласно п. 1.5 которых порядок установления и размеры дополнительных выплат, входящих в состав денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности поселения определяются постановлением администрации поселения; порядок установления и размеры дополнительных выплат, входящих в состав денежного содержания муниципального служащего, а также виды и размеры премий за выполнение особо важных и сложных заданий определяются постановлением администрации поселения, за исключением дополнительных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Соответствующие постановления администрацией Майского сельского поселения не выносились, однако в рассматриваемый период времени в отсутствие порядка, устанавливающего виды и размеры премий за выполнение особо важных и сложных заданий, главе сельского поселения и его заместителям начислены указанные премии, общий размер которых с учетом районного коэффициента составил 150992 рублей 73 копейки, в том числе главе поселения Басалаеву М.М. – 113 390 рублей. Кроме того, работникам администрации поселения на основании распоряжений начислены единовременные премии, не предусмотренные вышеуказанными положениями об оплате труда, общий размер которых составил 401902 рубля, в том числе главе поселения Басалаеву М.М. – 69108 рублей. Таким образом, премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременные премии были начислены и выплачены в отсутствие оснований. Кроме того, работникам, осуществляющим техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления, согласно штатным расписаниям установлены и выплачены надбавки за расширение зон обслуживания и доплата за интенсивность труда, не предусмотренные положением об оплате труда от 23 ноября 2009 года, общий размер которых с учетом районного коэффициента составил 519060 рублей 67 копеек. Основания для выплаты указанных надбавок также отсутствовали. В нарушение требований статьи 4 Закона РФ «О государственной тайне» и постановления Правительства РФ № 573 от 18 сентября 2006 года главе Майского сельского поселения установлен ежемесячный процент надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, имеющими степень секретности в размере 15% вместо положенных 5-10%, что повлекло излишнюю выплату Басалаеву М.М. денежных средств в размере 5772 рубля 16 копеек. Решением Совета Майского сельского поселения № 532 от 21 декабря 2018 года «О внесении изменений в решение Совета Майского сельского поселения от 21 декабря 2017 года № 532 «О бюджете Майского сельского поселения на 2018 года» утвержден дефицит бюджета поселения в сумме 2662,1 тысяч рублей или 24,6% от объема доходов. Неправомерные действия главы Майского сельского поселения Басалаева М.М. по выплате денежных средств как себе, так и специалистам администрации поселения, повлекли причинение ущерба бюджету Майского сельского поселения в размере 938 373 рубля 36 копеек.
Просит суд признать незаконными действия главы Майского сельского поселения Басалаева М.М. по выплате премий за выполнение особо важных и сложных заданий за период 2018 года в размере 131 363 рублей 68 копеек; по выплате единовременных премий за период 2018 года в размере 349 654 рубля 74 копейки; по выплате надбавки за расширение зон обслуживания и доплаты за интенсивность труда за период 2018 года в размере 451 582 рубля 78 копеек; взыскать с Басалаева М.М. в бюджет Майского сельского поселения денежные средства, выплаченные за период 2018 года в счет премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 98 649 рублей 30 копеек, в счет единовременных премий в размере 60 123 рубля 96 копеек; излишне выплаченные за работу со сведениями, имеющими степень секретности, без проведения проверочных мероприятий в размере 5 772 рубля 16 копеек.
В судебном заседании представитель истца Малахова Ю.А. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик глава администрации Майского сельского поселения Басалаев М.М. и его представитель по доверенности Гаркинова Ю.В. в судебном заседании исковые требования не признали, суду показали, что в соответствии с Положениями об оплате труда в органах местного самоуправления Майского сельского поселения глава поселения имеет право самостоятельно перераспределять денежные средства в пределах фонда оплаты труда. Рассматриваемые премии и надбавки выплачены в пределах фонда оплаты труда, иные средства бюджета поселения при этом задействованы не были. Начисление указанных выплат произведено в соответствии с Положениями об оплате труда в рамках имеющихся у главы поселения полномочий. Допуск к государственной тайне у главы поселения имеется, однако письменно данный допуск не оформлялся. Надбавка в размере 15% была установлена до вступления Басалаева М.М. в должность главы поселения, ее начисление могло быть связано с ошибкой бухгалтерии. Пояснили, что постановления о порядке выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий, а также дополнительных выплат администрацией Майского сельского поселения не принимались, однако к настоящему времени все установленные проверкой нарушения устранены. В 2018 году имелся профицит бюджета Майского сельского поселения, какой-либо ущерб действиями Басалаева М.М. бюджету причинен не был. Полагали, что незаконность действий ответчика прокуратурой не доказана, порядок начисления премий и надбавок не изменялся на протяжении шести лет.
Представители третьего лица Контрольной комиссии Вологодского муниципального района Суслова Д.Ю., Якунина С.М. и Кокина М.В. в судебном заседании исковые требования поддержали, суду показали, что в ходе проверки выявлены нарушения со стороны Басалаева М.М., поскольку виды и размеры дополнительных выплат, входящих в состав денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности поселения и муниципальных служащих ни Положениями об оплате труда, ни другими нормативными актами не определены и не могут быть включены в годовой фонд оплаты труда.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района.
На основании ч.4 ст.86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
В силу статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 1 Закона Вологодской области от 26 декабря 2007 года № 1727-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов оплаты труда муниципальных служащих в Вологодской области» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области. Оплата труда муниципальных служащих производится за счет средств бюджетов соответствующих муниципальных образований области.
Решением Совета Майского сельского поселения Вологодского муниципального района от 28 октября 2009 года № 9 утверждено Положение об оплате труда в органах местного самоуправления, принятое в отношении оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности поселения (далее – Положение от 28 октября 2009 года).
Решением Совета Майского сельского поселения Вологодского муниципального района от 23 ноября 2009 года № 34 утверждено Положение об оплате труда в органах местного самоуправления, принятое в отношении оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления и работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления (далее – Положение от 23 ноября 2009 года).
В соответствии со ст.17 Устава Майского сельского поселения, принятого решением Совета Майского сельского поселения № 47 от 8 декабря 2009 года, глава поселения является высшим должностным лицом муниципального образования.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Вологодского муниципального района № 37/271-3 от 15 сентября 2017 года зарегистрирован избранный глава администрации Майского сельского поселения Басалаев М.М.
Обращаясь в суд с настоящим иском в интересах муниципального образования Майское сельское поселение Вологодского муниципального района истец ссылается на то, что действия ответчика по необоснованному начислению и выплате работникам администрации, включая главу поселения Басалаева М.М. единовременных премий и надбавок повлекли причинение ущерба бюджету Майского сельского поселения в общем размере 938 373 рубля 36 копеек.
Между тем, в соответствии с отчетом об исполнении бюджета Майского сельского поселения за 2018 год, утвержденным решением Совета Майского сельского поселения № 609 от 14 мая 2019 года, утверждено исполнение бюджета с превышением доходов над расходами (профицит бюджета) на сумму 2 491 681 рубль 67 копеек.
Годовой фонд оплаты труда главы администрации Майского сельского поселения утвержден решением Совета Майского сельского поселения от 21.12.2017 № 532 с изменениями в редакции решения Совета Майского сельского поселения от 20.12.2018 № 578 в размере 894 000 рублей. Исполнение в соответствии с отчетом об исполнении бюджета Майского сельского поселения за 2018 год составило 889 772 рубля 83 копейки.
Годовой фонд оплаты труда работников администрации Майского сельского поселения утвержден решением Совета Майского сельского поселения от 21.12.2017 № 532 с изменениями в редакции решения Совета Майского сельского поселения от 13.09.2018 № 564 и от 20.12.2018 № 578 на общую сумму 3 414 816 рублей 21 копейка. Исполнение в соответствии с отчетом об исполнении бюджета Майского сельского поселения за 2018 год составило 3 407 937 рублей 05 копеек.
При этом, доказательств тому, что выплаты бюджетных средств на оплату труда должностных лиц и муниципальных служащих Майского сельского поселения производились за счет средств иных расходных обязательств не представлено.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия доказательств нецелевого использования бюджетных денежных средств, суд полагает, что факт причинения ущерба бюджету Майского сельского поселения в заявленном размере своего подтверждения не нашел, поскольку исполнение бюджета в части фонда оплаты труда как главы, так и работников администрации Майского сельского поселения произведено в пределах утверждённых бюджетных назначений.
В судебном заседании установлено и обратного суду не представлено, что выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных премий за период 2018 года; надбавок за расширение зон обслуживания и доплаты за интенсивность труда за период 2018 года производились на основании Положений об оплате труда в органах местного самоуправления Майского сельского поселения, утвержденных решениями Совета Майского сельского поселения № 9 от 28 октября 2009 года и № 34 от 23 ноября 2009 года.
Так, согласно п.1.2 Положения от 28 октября 2009 года, п.1.2 Положения от 23 ноября 2009 года денежное содержание лиц, замещающих муниципальные должности поселения и муниципальных служащих, состоит из должностного оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат; из месячного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат соответственно.
К дополнительным выплатам нормами п. 1.4 Положений от 28 октября 2009 года и от 23 ноября 2009 года отнесены, в том числе премии за выполнение особо важных и сложных заданий, которые размером не ограничивается, в пределах фонда оплаты, а также иные дополнительные выплаты в соответствии с федеральным законодательством.
При этом порядок установления и размеры дополнительных выплат, входящих в состав денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности поселения определяются постановлением администрации поселения; порядок установления и размеры дополнительных выплат, входящих в состав денежного содержания муниципального служащего, а так же виды и размеры премий за выполнение особо важных и сложных заданий определяются постановлением администрации поселения (п.1.5 Положений).
Фонд оплаты труда органов местного самоуправления поселения состоит из фонда оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности поселения, фонда оплаты труда муниципальных служащих поселения и фонда оплаты труда работников, обслуживающих органы местного самоуправления поселения и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления поселения.
При формировании фонда оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности поселения сверх сумм средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются в том числе, надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 1,2 должностных окладов; ежемесячная надбавка за особые условия в размере 12 должностных окладов; ежемесячные премии в размере 24 должностных окладов.
При формировании фонда оплаты труда муниципальных служащих поселения сверх сумм средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются в том числе, ежемесячные надбавки за особые условия муниципальной службы в размере до 6 должностных окладов; ежемесячные премии в размере до 24 должностных окладов; премии за выполнение особ важных и сложных заданий в размере до 1,2 должностных окладов.
При формировании фонда оплаты труда работников, обслуживающих органы местного самоуправления поселения и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления поселения сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются в том числе, ежемесячные доплаты за интенсивность труда до 6 должностных окладов; ежемесячные доплаты за расширение зон обслуживания в размере до 6 должностных окладов.
При этом, пунктом 3.4 Положения от 23 ноября 2009 года и пунктом 4.5 Положения от 28 октября 2009 года предусмотрено право главы поселения перераспределять средства фонда оплаты труда между видами выплат, предусмотренных Положением.
Таким образом, начисление премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременных премий, надбавок за расширение зон обслуживания и доплаты за интенсивность труда предусмотрено в составе денежного содержания нормами Положения от 28 октября 2009 года и Положения от 23 ноября 2009 года.
Поскольку выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных премий за период 2018 года; надбавок за расширение зон обслуживания и доплаты за интенсивность труда за период 2018 года произведены на основании Положений об оплате труда в органах местного самоуправления Майского сельского поселения, утвержденных решениями Совета Майского сельского поселения № 9 от 28 октября 2009 года и № 34 от 23 ноября 2009 года в пределах установленного на 2018 года фонда оплаты труда в рамках полномочий главы поселения перераспределять средства фонда оплаты труда между видами выплат, предусмотренных Положением, суд не усматривает оснований для признания незаконными действий ответчика в части выплаты названных выше премий, надбавок и доплат.
Отсутствие постановлений администрации поселения, определяющих порядок установления и размеры дополнительных выплат, премий за выполнение особо важных и сложных заданий входящих в состав денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности поселения и муниципальных служащих свидетельствует о недоработке Положений об оплате труда в органах местного самоуправления Майского сельского поселения, утвержденных представительным органом местного самоуправления и не является основанием для признания обжалуемых действий главы сельского поселения незаконными.
В соответствии со ст.21 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
На основании ч.3 ст.2 Закона Вологодской области от 26 декабря 2007 года № 1727-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов оплаты труда муниципальных служащих в Вологодской области» к дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания муниципального служащего, относятся, в том числе, ежемесячные надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Распоряжением администрации Вологодского муниципального района от 29 октября 2013 года № 658 глава Майского сельского поселения Басалаев М.М. допущен к работе со сведениями, составляющими государственную тайну по форме № 3, то есть без проведения органами безопасности проверочных мероприятий.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 18 сентября 2006 года № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно» без проведения проверочных мероприятий составляет 5 - 10 процентов.
Нормами данного постановления определено, что указанная процентная надбавка выплачивается за счет утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда.
В судебном заседании установлено, что главе Майского сельского поселения в 2018 году выплачивалась ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, имеющими степень секретности, в размере 15 процентов от величины должностного оклада.
В соответствии с п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу ч.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Принимая во внимание, что выплаченная ответчику ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, имеющими степень секретности является составной частью его заработной платой, недобросовестности в действиях ответчика и превышения установленного в целом по администрации поселения фонда оплаты труда на 2018 год не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий Басалаева М.М. и возложения на него обязанности возвратить в бюджет Майского сельского поселения выплаченные денежные средства.
При указанных обстоятельствах исковые требования заместителя прокурора Вологодского района удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Вологодского района в интересах муниципального образования Майское сельское поселение Вологодского муниципального района к главе Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Басалаеву М.М. о признании незаконными действий по выплате премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременных премий, надбавки за расширение зон обслуживания и доплаты за интенсивность труда, взыскании денежных средств отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна
Судья: И.Б. Лукьянова
Изготовлено: 01.07.2019.