НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вологодского областного суда (Вологодская область) от 26.09.2022 № 3А-250/2022

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 сентября 2022 года № 3а-250/2022

г. Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой М.В.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Журавлёвой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Виноградовой С.К., Цветковой И.Н., Журавлевой О.Л. об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 27 июня 2007 года № 63 утверждено Положение о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления Кадуйского муниципального района.

Положением было предусмотрено, что ежемесячная доплата к пенсии исчисляется путём определения разницы между месячным денежным содержанием лица, замещавшего должность муниципального служащего, начисленным в зависимости от имеющегося стажа, и размером пенсии, начисленной в соответствии с федеральным пенсионным законодательством

Ежемесячная доплата к пенсии при наличии стажа муниципальной службы 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты составляла 30% месячного денежного содержания муниципального служащего. Размер доплаты увеличивается на 3% месячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа сверх требуемого.

Общая сумма пенсии и доплаты не может превышать 60% месячного денежного содержания лица, замещающего должность муниципальной службы.

В состав месячного денежного содержания, учитываемого при определении размера ежемесячной доплаты к пенсии, включаются: должностной оклад по должности муниципальной службы; районный коэффициент; надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, за выслугу лет, за квалификационный разряд, за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну; денежное поощрение; премии, выплачиваемые по результатам муниципальной службы, кроме премий, носящих единовременный характер.

Административный истец Виноградова С.К. замещала должность муниципальной службы - ... Кадуйского муниципального района. С Виноградовой С.К. установлена страховая пенсия по старости.

Административный истец Цветкова И.Н. замещала должность муниципальной службы - ... Кадуйского муниципального района. С Цветковой И.Н. установлена страховая пенсия по старости.

Административный истец Журавлева О.Л. замещала должность муниципальной службы - ... Кадуйского муниципального района. С Журавлевой О.Л. установлена страховая пенсия по старости.

В соответствии с решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 27 июня 2007 года № 63 и на основании решения комиссии по установлению ежемесячной доплаты к государственной пенсии за выслугу лет в органах местного самоуправления Кадуйского муниципального района Виноградовой С.К. с установлена ежемесячная доплата к пенсии за выслугу лет в размере ... руб. ... коп., Цветковой И.Н. с установлена ежемесячная доплата к пенсии за выслугу лет в размере ... руб.... коп., Журавлевой О.Л. с установлена ежемесячная доплата к пенсии за выслугу лет в размере ... руб. ... коп.

Решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 28 сентября 2016 года № 75 утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления района, признано утратившим силу решение Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 27 июня 2007 года № 63 «Об утверждении Положения о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления Кадуйского муниципального района» (с последующими изменениями), за исключением пункта 3.

Решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 31 мая 2022 года № 43 «О внесении изменений в решение Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района от 28 сентября 2016 года № 75 «Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления района», Положение изложено в новой редакции.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения муниципальным служащим пенсия за выслугу лет назначается при наличии стажа муниципальной службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Положению, в размере 55 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего, применяемого для расчета ежемесячной пенсии за выслугу лет (далее - база для расчета пенсии за выслугу лет), за вычетом всех иных пенсий, начисленных в соответствии с федеральным пенсионным законодательством.

За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх вышеуказанного стажа база для расчета пенсии за выслугу лет увеличивается на 1 %, но не может превышать 60 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего.

При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (страховой пенсии по инвалидности) либо государственной пенсии не может превышать 60 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего.

Лицам, получающим государственную пенсию, ежемесячная пенсия за выслугу лет назначается только по достижении возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», или после назначения страховой пенсии по инвалидности.

Размер ежемесячной пенсии за выслугу лет не может быть меньше одной тысячи рублей в следующих случаях:

- при расчете размера пенсии за выслугу лет, когда размер всех пенсий, начисленных в соответствии с федеральным пенсионным законодательством, превышает 60 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего;

- при расчете в сторону уменьшения пенсии за выслугу лет в связи с изменением в соответствии с законодательством размера страховой пенсии по старости, размера страховой пенсии по инвалидности или размера государственной пенсии.

Согласно пункту 3.3 Положения в состав среднемесячного денежного содержания включаются: должностной оклад, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет (стаж муниципальной службы), ежемесячная надбавка к должностному окладу за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение, премии, выплачиваемые по результатам муниципальной службы, кроме премий, носящих единовременный характер, районный коэффициент.

Пунктом 5.1 Положения установлено, что лицам, которым назначена доплата к пенсии в соответствии с решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района от 27 июня 2007 года № 63 «Об утверждении Положения о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления Кадуйского муниципального района» (с изменениями и дополнениями), сохраняют право на получение этой доплаты в назначенном размере, но не менее одной тысячи рублей.

Размер доплаты подлежит перерасчету в случаях:

- изменения в соответствии с законодательством размера страховой пенсии по старости, размера страховой пенсии по инвалидности или размера государственной пенсии;

- увеличения после назначения доплаты пенсии за выслугу лет стажа муниципальной службы, дающего право на назначении пенсии за выслугу лет.

Согласно пункту 5.2 Положения доплата к пенсии, установленная в соответствии с решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района от 27 июня 2007 года № 63 «Об утверждении Положения о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления Кадуйского муниципального района» (с изменениями и дополнениями), считается пенсией за выслугу лет, назначенной на условиях, в порядке и размере, предусмотренном указанным в настоящем абзаце Положением, и выплачиваемая с учетом пункта 5.1 настоящего Положения.

Административные истцы Виноградова С.К., Цветкова И.Н., Журавлева О.Л. обратились в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления района, утвержденного решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 28 сентября 2016 года № 75, в редакции решения Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 31 мая 2022 года № 43.

По мнению административных истцов, оспариваемое правовое регулирование нарушает их права на пенсионное обеспечение, противоречит положениям Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», закона Вологодской области от 05 июля 1996 года № 87-ОЗ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области». Полагают, что с принятием Положения от 31 мая 2022 года происходит улучшение положения пенсионеров, выходящих на пенсию с муниципальной службы Кадуйского муниципального района, после принятия данного нормативного акта, в части определения для них более высокого минимального порога пенсии за выслугу лет, в то время как пунктами 5.1, 5.2 Положения для ранее вышедших на пенсию муниципальных служащих сохраняется минимальный размер пенсии за выслугу лет в 30 % их месячного денежного содержания. Максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего уменьшился с 80% до 60 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего (пункт 3.1 Положения). Кроме того, сократился состав среднемесячного денежного содержания (пункт 3.3 Положения).

Просили суд признать не действующими со дня принятия пункты 3.1 (в части установления верхнего предела размера пенсии за выслугу лет в 60 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего и установления размера минимальной пенсии за выслугу лет в размере одной тысячи рублей), 3.3, 5.1, 5.2 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления района, утвержденного решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 28 сентября 2016 года № 75, в редакции решения Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 31 мая 2022 года № 43.

Представитель административных истцов Виноградовой С.К., Цветковой И.Н., Журавлевой О.Л. по доверенности адвокат Кузнецов А.Н. административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области, заинтересованного лица Управления финансов администрации Кадуйского муниципального района по доверенностям Рыбакова Ю.О. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что доплата к пенсии устанавливается исходя из возможности бюджета района, который является дефицитным. Просила в удовлетворении требований истцов отказать.

Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В., полагавшей исковые требования административных истцов не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, как социальном государстве, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39).

В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счёт средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 2, 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 1 Устава Кадуйского муниципального района Вологодской области, принятого решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района от 03 августа 2005 № 86 (в редакции, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) Кадуйский муниципальный район является муниципальным образованием Вологодской области, имеет статус муниципального района.

В структуру органов местного самоуправления входит Муниципальное Собрание - представительный орган Кадуйского муниципального района (статьи 19, 20 Устава).

Муниципальное Собрание Кадуйского муниципального района по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Вологодской области, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района (статья 20 Устава).

Муниципальное Собрание в рамках своих полномочий принимает решения - правовые акты нормативного и иного характера. Решения Муниципального Собрания принимаются на его заседании открытым голосованием.

Нормативный правовой акт, принятый Муниципальным Собранием, направляется Главе Кадуйского муниципального района для подписания и обнародования в течение 10 дней.

Глава района обеспечивает опубликование нормативных правовых актов, принятых Муниципальным собранием (статья 45 Устава).

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального нормативного правового акта района считается первая публикация его полного текста в районной газете «Наше время» или приложении к ней.

Муниципальные правовые акты района могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, организациям. Муниципальные нормативно-правовые акты района размещаются на официальном сайте Администрации района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 11 статья 44 Устава).

Решение Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 31 мая 2022 года № 43 «О внесении изменений в решение Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района от 28 сентября 2016 года № 75 «Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления района» опубликовано в районной газете «Наше время» № 42 от 11 июня 2022 года.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом. Соблюдены форма, в которой Муниципальное Собрание Кадуйского муниципального района вправе принимать нормативный правовой акт и порядок его опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.В соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

В силу части 2 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Пункт 5 статьи 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Основания возникновения права на пенсию за выслугу лет и порядок её назначения государственным гражданским служащим Вологодской области установлены законом Вологодской области от 05 июля 1996 года № 87-ОЗ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области».

В соответствии со статьёй 4 закона Вологодской области от 05 июля 1996 года № 87-ОЗ размер пенсии за выслугу лет исчисляется путём определения разницы между месячным денежным содержанием лица, замещавшего государственную должность, должность государственной гражданской службы области соответственно, начисленным в зависимости от имеющегося стажа, и размером всех пенсий, начисленных в соответствии с федеральным пенсионным законодательством.

При наличии стажа государственной гражданской службы, определённого в соответствии со статьей 2 настоящего закона области, пенсия за выслугу лет устанавливается так, чтобы общий размер пенсий, начисленных в соответствии с федеральным пенсионным законодательством, с учётом пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с настоящим законом, в момент её установления составлял в процентном соотношении размер месячного денежного содержания лица, замещавшего должность государственной гражданской службы области, установленный согласно приложению к настоящему закону области. Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания лица, замещавшего должность государственной гражданской службы области, за каждый полный год стажа сверх требуемого.

Общая сумма всех пенсий, начисленных в соответствии с федеральным пенсионным законодательством, с учётом пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с настоящим законом, в момент её установления не может превышать 80 процентов месячного денежного содержания, определённого в соответствии со статьей 6 настоящего закона, исходя из размеров должностных окладов, установленных согласно законодательству области. Размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 5850 рублей.

Согласно статье 6 закона Вологодской области от 05 июля 1996 года № 87-ОЗ в состав месячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсии за выслугу лет, включаются: должностной оклад по государственной должности или по должности государственной гражданской службы; районный коэффициент; надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд или месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы; надбавки к должностному окладу - за особые условия государственной службы (за особые условия гражданской службы), за выслугу лет, за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну (за работу со сведениями, составляющими государственную тайну), за работу с шифрами, применяемыми в государственных и правительственных сетях, за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны органов государственной власти области, надбавка лицам, замещающим должности государственной гражданской службы области в государственных органах области, расположенных в городах Москве и Санкт-Петербурге; премии по результатам работы, кроме премий, носящих единовременный характер; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих области; доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего гражданского служащего области; пособие на оздоровление и материальная помощь, входящие в состав денежного содержания лиц, замещающих государственные должности области.

Порядок определения размера пенсии за выслугу лет в оспариваемом нормативном правовом акте соответствует действующему федеральному и региональному законодательству и предусматривает индивидуальное исчисление исходя из должности муниципальной службы, которую замещал муниципальный служащий, продолжительности стажа муниципальной службы.

Установление в оспариваемом Положении верхнего предела размера пенсии за выслугу лет в 60 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего и размера минимальной пенсии в размере 1 000 рублей, не может рассматриваться как снижение уровня правовых гарантий, установленных для муниципальных служащих федеральным и региональным законодательством в области пенсионного обеспечения, поскольку пенсия за выслугу лет муниципальным служащим является дополнительной, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на получение пенсии в установленных законом случаях не нарушается.

Тот факт, что показатели, отражающие процент месячного денежного содержания, минимальный размер пенсии, составляющие среднемесячного денежного содержания в оспариваемом нормативном правовом акте не совпадают с такими же показателями в Законе области № 87-ОЗ и Федеральном законе № 166-ФЗ, не свидетельствует о незаконности оспариваемых положений.

Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными).

Кроме того, состав среднемесячного денежного содержания, который был использован для расчёта пенсии за выслугу лет истцам на основании Положения 2007 года, аналогичен составу, установленному в оспариваемом Положении.

Правовое регулирование вопросов дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счёт средств местного бюджета, относится к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем порядок и условия выплаты пенсии за выслугу лет должны определяться с учётом возможностей местного бюджета и в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии со статьей 43 Устава Кадуйского муниципального района Вологодской области муниципальным служащим органов местного самоуправления Кадуйского муниципального района гарантируется за счёт средств бюджета Кадуйского муниципального района ежемесячная доплата к пенсии, устанавливаемая в порядке и на условиях, определяемых решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района, в соответствии с действующим федеральным законодательством.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 15 декабря 2021 года № 75 «О районном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» (с учетом изменений, внесенных решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 26 января 2022 года № 1) утверждены основные характеристики бюджета:

- на 2022 год - общий объём доходов в размере 669 703,8 тыс.руб.; общий объём расходов 673 925,5 тыс.руб., дефицит районного бюджета в размере 4 221,7 тыс.руб.;

- на 2023 год - общий объём доходов в размере 509 827,6 тыс.руб.; общий объём расходов 509 827,6 тыс.руб.;

- на 2024 год - общий объём доходов в размере 512 874,7 тыс.руб.; общий объём расходов 512 874,7 тыс.руб.

Решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 28 апреля 2022 года № 31 «Об исполнении районного бюджета на 2021 год» утвержден отчет об исполнении районного бюджета на 2021 год по доходам в сумме 585 184,3 тыс.руб., по расходам в сумме 610 640,6 тыс.руб. с превышением расходов над доходами (дефицит районного бюджета).

Управлением финансов администрации Кадуйского муниципального района представлены сведения о консолидированном бюджете Кадуйского муниципального района за период 2021 и 2022 годов, из которых усматривается, что субъект Российской Федерации передает Кадуйскому муниципальному району 83,7% средств от общего числа доходов в 2021 году и 89,3% средств от общего числа доходов в 2022 году. Доля собственных доходов в консолидированном бюджете района составляет 16,3% и 10,7% соответственно.

Консолидированный бюджет Кадуйского муниципального района за 2021 год исполнен с дефицитом средств в размере 30,6 млн.руб. В 2022 году дефицит бюджета составляет 8,9 млн. руб.

Кредиторская задолженность консолидированного бюджета района на конец отчётного 2021 года составляет 20,6 млн.руб.; в 2022 году - 24,9 млн.руб., с ростом к уровню 2021 года на 4,3 млн. руб.

Суд, в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оценил представленные ответчиком доказательства по распределению представительным органом местного самоуправления бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2022 годов, оценил доводы о том, что бюджет Кадуйского муниципального района Вологодской области в 2021 году являлся дефицитным, в 2022 году дефицит бюджета составляет 8,9 млн. руб. и пришел к выводу о том, что с позиции экономической обоснованности и финансовых возможностей местного бюджета объективные критерии установления ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кадуйского муниципального района Вологодской области согласуются с правовой природой дополнительного материального обеспечения, реализуемого в рамках пенсионных отношений, предполагающих предоставление денежных выплат в целях компенсации утраченного заработка (дохода) в связи с наступлением нетрудоспособности, вследствие старости (достижения определенного возраста) или инвалидности, и не могут рассматриваться как противоречащие требованиям и нормам, имеющим большую юридическую силу.

В определении Конституционного Суда РФ от 17 июля 2018 года № 1919-О указано, что по своей правовой природе пенсионное обеспечение муниципальных служащих (в виде пенсии за выслугу лет либо ежемесячной доплаты к пенсии) является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств местных бюджетов, помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, наделение органов местного самоуправления указанным правомочием основано на конституционно-правовой природе института муниципальной службы как одного из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, гарантированной Конституцией Российской Федерации (статья 12), в силу чего органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года № 1591-О, от 06 октября 2015 года № 2309-О и др.).

Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет производится за счет средств местного бюджета, орган местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета лицам, замещавшим должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, установленной к страховой пенсии, в том числе корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет и ее расчета в отношении как вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Пункты 5.1 и 5.2 оспариваемого Положения не противоречат федеральному и региональному законодательству, предусматривают, что лица, которым была назначена доплата к пенсии в соответствии с решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района от 27 июня 2007 года № 63 сохраняют право на получение этой доплаты в назначенном размере, но не менее одной тысячи рублей, указанная доплата к пенсии считается пенсией за выслугу лет, назначенной на условиях, в порядке и размере, предусмотренном указанным в настоящем абзаце Положением, и выплачиваемая с учетом пункта 5.1 настоящего Положения.

В соответствии со статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, оспариваемое в части Положение не нарушает прав административных истцов, соответствует положениям Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», закону Вологодской области от 05 июля 1996 года № 87-ОЗ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области», не противоречит иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет принятие судом решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьей 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать Виноградовой С.К., Цветковой И.Н., Журавлевой О.Л. в удовлетворении требований административного искового заявления о признании не действующими пунктов 3.1 (в части установления верхнего предела размера пенсии за выслугу лет в 60 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего и установления размера минимальной пенсии за выслугу лет в размере одной тысячи рублей), 3.3, 5.1, 5.2 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления района, утвержденного решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 28 сентября 2016 года № 75, в редакции решения Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 31 мая 2022 года № 43.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.В. Соколова

Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2022 года