ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 сентября 2020 года № 3а-326/2020
г. Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Молоковой Л.К.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журавлевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
решением Совета Судского сельского поселения от 26 сентября 2011 года № 109 утвержден генеральный план Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области.
Решением Совета Судского сельского поселения от 18 сентября 2014 года № 53 в генеральный план Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области внесены изменения, в том числе определено месторасположение и площадь инвестиционной площадки производственно-промышленного типа, с возможным размещением на ней особых экономических зон с размещением целлюлозно-бумажного комбината.
Общероссийская общественная организация по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» обратилась в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований, просила признать недействующими со дня принятия решение Совета Судского сельского поселения от 18 сентября 2014 года № 53 «О внесении изменений в генеральный план Судского сельского поселения» и Генеральный план Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области, утвержденный решением Совета Судского сельского поселения от 26 сентября 2011 года № 109, в редакции решения Совета Судского сельского поселения от 18 сентября 2014 года № 53 «О внесении изменений в генеральный план Судского сельского поселения», в части указания в текстовой форме приложения «Изменения в генеральный план Судского сельского поселения» к Решению Совета Судского сельского поселения от 18 сентября 2014 года № 53 и тома II (обосновывающая часть), тома III (утверждаемая часть) Генерального плана Судского сельского поселения в редакции данного решения: пункт 7 раздела 1 приложения к решению; подпункт 3.2.1. п. 3.2. приложения к решению, подпункт 1.3.1. и таблицу 1.3.1.1 тома II; добавленный абзац статьи II тома III; подпункт 1 пункта 3.2.4. («Система культурно-бытового обслуживания») приложения к решению и пункт 15 таблицы 1.3.4.1. тома II: «пожарное депо на 5 машин в границах инвестиционной площадки»; подпункт 2 пункта 3.2.4. приложения к решению и статью 10 тома III: «пожарное депо на 5 единиц техники на территории инвестиционной площадки»; подпункт 1 пункта 3.3. (Транспортная инфраструктура) приложения к решению и дополненные абзацы раздела «Железнодорожный транспорт» подпункта 1.4.1. статьи III тома II; подпункт 3.4.1. раздела 3.4. приложения к решению и абзац 1 подпункта 1.5.1. тома II; части 1, 2 и пункт 13.4 «Итого» (окончание таблицы 1.5.1.1) части 3 подпункта 3.4.1. пункта 3.4. «Инженерное оборудование» приложения к решению и абзац 1 подпункта 1.5.1. тома II, добавленный абзац подпункта 1.5.1. тома II и пунктов 13 и 4 «Итого» таблицы 1.5.1.1 подпункта 1.5.1. тома II; подпункт 6 пункта 3.4.1. раздела 3.4. приложения к решению и добавленные абзацы подпункта 1.5.1. тома II; часть 2 подпункта 7 пункта 3.4.1. раздела 3.4. приложения к решению и добавленные абзацы подпункта 1.5.1. тома II и статьи 13.1 тома III; последний абзац подпункта 2 и подпункт 3 пункта 3.4.2. раздела 3.4. приложения к решению и добавленные абзацы подпункта 1.5.2. тома II и статья 13.2. тома III; абзац 2 подпункта 1 пункта 3.4.3. раздела 3.4. приложения к решению и абзац соответствующего содержания подпункта 1.5.3. тома II в новой редакции; подпункт 2 пункта 3.4.3. раздела 3.4. приложения к решению и статья 13.4 тома III в новой редакции; пункт 1 раздела 3.4.4. приложения к решению и абзац 2 подпункта 1.5.4. тома 11 в новой редакции; абзац 1 статьи 13.3 тома III в новой редакции; часть 2 подпункта 3.6.1. пункта 3.6. (Охрана окружающей среды) приложения к решению и добавленные абзацы подпункта 1.8.1. тома II; подпункт 1 пункта 3.6.2. приложения к решению и добавленные абзацы подпункта 1.8.2. тома II; подпункт 2 пункта 3.6.2. приложения к решению и замену абзаца 13 подпункта 1.8.2. тома II; слова «проектируемая инвестиционная площадка производственного типа» в предложении абзаца 4 подпункта 3.7.2. приложения к решению; графической формы, вносимых пунктом 2 Решения Совета Судского сельского поселения от 18 сентября 2014 года № 53 изменений и изложения карт (схем) ГП-1 - ГП-11 Генерального плана, в редакции Решения Совета Судского сельского поселения от 18 сентября 2014 года № 53 в отношении описания и отображения местоположения инвестиционной площадки промышленно-производственного типа и (или) особой экономической зоны, образующих их земель, границ и обозначения территории как функциональной зоны земель промышленного назначения, установления санитарной защитной зоны, границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций и воздействия их последствий, перечня и обозначений объектов капитального строительства: целлюлозного завода, других предприятий и производств, и связанных с ними линейных и прочих инфраструктурных объектов и зон с особыми условиями использования территории, планируемых в целях обеспечения строительства и эксплуатации объектов инвестиционной площадки промышленно-производственного типа и (или) особой экономической зоны.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что оспариваемые акты не соответствуют части 3.3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Схеме территориального планирования Вологодской области (далее - СТП Вологодской области), нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, безопасную жизнедеятельность, использование и сохранение природных ресурсов как основы жизни и деятельности граждан, проживающих на территориях, подверженных трансграничному влиянию, кроме того, приняты с нарушением установленной процедуры, поскольку СТП Вологодской области не содержит планов по строительству целлюлозного завода на территории Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района, публичные слушания по проекту изменений проводились не во всех населенных пунктах, проект не был согласован с администрацией Коротовского (в настоящее время - Уломское) сельского поселения Череповецкого муниципального района, уполномоченными органами Ярославской и Тверской областей, на территорию которого накладывается санитарно-защитная зона инвестиционной промышленной площадки, после заключения инвестиционного соглашения о строительстве целлюлозного завода не проведена оценка воздействия на окружающую среду, не проведено обязательное уведомление регионального представительства ЮНЕСКО о намечаемой хозяйственной деятельности и рисках негативного влияния на Дарвинский природный биосферный заповедник. При проектировании места расположения объектов капитального строительства не учтены особые правовые режимы использования земель полосы защитных лесов охраны водного объекта, полосы лесов охраны нерестилищ вдоль побережья водного объекта, необоснованно включены земельные участки земель Лесного фонда. Зона чрезвычайных ситуаций и промышленных аварий в проекте внесения изменений, представленном на публичные слушания, указана как существующая, а не планируемая.
Представитель административного истца ООО «ОЭКР» по доверенности Зайцева Н.П. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала.
Представитель заинтересованных лиц Администрации Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области, Муниципального собрания Череповецкого района Вологодской области, Администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области по доверенностям Соловьев В.А. с административными исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в возражениях.
Представитель административного ответчика Совета Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области, представители заинтересованных лиц Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, Департамента строительства Ярославской области, прокуратуры Ярославской области, прокуратуры Тверской области, Ярославского межрайонного природоохранного прокурора, комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области, Правительства Вологодской области, Правительства Ярославской области, Федерального агентство лесного хозяйства, администрации сельского поселения Уломское Череповецкого муниципального района Вологодской области, Совета сельского поселения Уломское, администрации муниципального образования Югское Череповецкого муниципального района Вологодской области, ЧРОО ТОС «Городище-Наш Дом» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав представителей административного истца, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области, полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, его утверждение, как и внесение в него изменений, относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты, входит в полномочия представительного органа местного самоуправления поселения.
Частью 11 статьи 24 ГрК РФ указана обязанность проведения при подготовке генерального плана, внесения изменений в генеральный план общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ. На основании части 10 статьи 24 заинтересованные лица вправе представлять свои предложения по проекту генерального плана (внесения изменений в него).
Частью 3 статьи 28 ГрК РФ установлено, что публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 июля 2010 года № 931-О-О, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих коллективный, а не индивидуальный характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
При этом статья 28 ГрК РФ как в прежней, так и в действующей редакциях не предусматривает исключений, допускающих возможность проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений не во всех населенных пунктах муниципального образования.
Установлено, что публичные слушания по проекту изменений, вносимых в генеральный план Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области решением Совета Судского сельского поселения от 18 сентября 2014 года № 53, оспариваемые административным истцом, были проведены только в трех из двенадцати населенных пунктов Судского сельского поселения, что является существенным нарушением процедуры внесения изменений в генеральный план.
В статье 7 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определены категории земель в Российской Федерации, в число которых входят земли лесного фонда, к которым согласно статье 101 ЗК РФ относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Перевод земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством РФ (часть1 статьи 8 ЗК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае: организации особо охраняемых природных территорий; установления или изменения границы населенного пункта; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
Согласно пунктам 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 (в редакции, действовавшей на момент внесения изменений в Генеральный план) Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляло полномочия по: рассмотрению в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий; рассмотрению проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Из материалов дела следует, что в Федеральном агентстве лесного хозяйства отсутствует информация о переводе из земель лесного фонда с разрешенным использованием - для ведения лесного хозяйства и изменении категории земельных участков с кадастровыми номерами 35:22:0203010:152, 35:22:0203010:153, 35:22:0203010:155, расположенных по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Череповецкое государственной лесничество, Судское участковое лесничество, квартал 113, 102, 106 и отнесенных решением Совета Судского сельского поселения от 18 сентября 2014 года № 53 к территории инвестиционной площадки промышленно-производственного типа.
Доказательства, подтверждающие, что проект изменений в Генеральный план Судского сельского поселения прошел процедуру согласования в Федеральном агентстве лесного хозяйства, отсутствуют.
Кроме того, согласно оспариваемому нормативному правовому акту площадь инвестиционной площадки устанавливается в размере 1545,2789 га, при этом в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2015 года № 14-р земли лесного фонда Череповецкого лесничества площадью 1290,8356 га с кадастровыми номерами 35:22:0000000:1301 и 35:22:0203010:129 переведены в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения инвестиционной площадки промышленно-производственного типа, то есть значительно меньшей площадью.
Установив допущенные нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и руководствуясь пунктом 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд приходит к выводу об обоснованности требований административного иска, поскольку органом местного самоуправления нарушен порядок принятия решения о внесении изменений в генеральный план.
Пунктом 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).
Ссылаясь на соответствие оспариваемого нормативного правового акта на момент его принятия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, административный ответчик указывает на Постановление Правительства Вологодской области от 13 января 2014 года № 18, которым в Схему территориального планирования Вологодской области, утвержденную Постановлением Правительства Вологодской области от 12 мая 2009 года № 750, были внесены изменения, а именно предусмотрено создание в поселке Суда Судского сельского поселения Череповецкого района особой экономической зоны промышленно-производственного типа преимущественно для развития деревообрабатывающих производств, с возможным развитием смежной производственной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 2 указанного постановления, оно вступает в силу со дня его официального опубликования. Вместе с тем, Постановление Правительства Вологодской области от 13 января 2014 года № 18 «О внесении изменений в постановление Правительства области от 12 мая 2009 года № 750» официально не было опубликовано для всеобщего сведения, следовательно, не могло применяться и повлечь за собой правовые последствия как не вступившее в силу.
На момент принятия Советом Судского сельского поселения решения от 18 сентября 2014 года № 53, на территории Вологодской области действовала Схема территориального планирования в редакции постановления Правительства Вологодской области от 18 ноября 2013 года № 1180, которой не предусмотрено создание в поселке Суда Судского сельского поселения Череповецкого района особой экономической зоны промышленно-производственного типа с размещением инвестиционной площадки.
Таким образом, решение Совета Судского сельского поселения от 18 сентября 2014 года № 53, которым внесены изменения в генеральный план Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области, на момент его принятия не соответствовало нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, что является самостоятельным основанием для удовлетворения административных исковых требований.
Постановлением Правительства Вологодской области от 05 ноября 2013 года № 1135 принято решение о подготовке проекта изменений в схему территориального планирования Вологодской области, в том числе отображения особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Судского сельского поселения Череповецкого района.
В соответствии с положениями части 2 статьи 16 ГрК РФ проект изменений в схему территориального планирования направлен для согласования федеральным органам исполнительной власти и соседствующим субъектам, по результатам рассмотрения которого, на основании сводного заключения Правительства Ярославской области об отказе в согласовании, постановлением Правительства Вологодской области от 17 ноября 2014 года № 1034 создана согласительная комиссия для урегулирования замечаний, послуживших основанием для подготовки заключений об отказе в согласовании проекта изменений в схему территориального планирования Вологодской области.
Согласно протоколу заседания согласительной комиссии с представителями органов исполнительной государственной власти Ярославской области по урегулированию замечаний, послуживших основанием для подготовки заключений об отказе в согласовании проекта изменений в схему территориального планирования Вологодской области, от 05 декабря 2014 года председателем Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области предложено снять замечания в части планируемого размещения целлюлозно-бумажного комбината в Судском сельском поселении Череповецкого района, так как проектом изменений предлагается изменение правового статуса существующей и ранее согласованной инвестиционной площадки промышленно-производственного типа углубленной переработки древесины на формат особой экономической зоны. Первым заместителем Департамента строительства Ярославской области указано на возможность снять замечание только в случае, если проект изменений в схему территориального планирования Вологодской области не предусматривает на территории Судского сельского поселения Череповецкого района размещение целлюлозно-бумажного комбината, как объекта регионального значения.
Таким образом, утверждение, что внесение оспариваемым нормативным правовым актом изменений в генеральный план поселения, предполагающих размещение на территории Судского сельского поселения объекта регионального значения - инвестиционной площадки промышленно-производственного типа с возможностью строительства целлюлозного комбината, соответствовало схеме территориального планирования Вологодской области опровергается представленными в материалы дела доказательствами, поскольку лишь в редакции постановления Правительства Вологодской области от 15 февраля 2015 года в схеме территориального планирования области предусмотрено создание в районе поселка Суда Судского сельского поселения Череповецкого района особой экономической зоны промышленно-производственного типа преимущественно для развития деревообрабатывающих производств с возможностью развития смежной производственной инфраструктуры.
С учетом несоответствия генерального плана схеме территориального планирования Вологодской области ссылки на осуществление подготовки документов территориального планирования на основании Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 28 июня 2010 года № 739, Стратегии развития лесного кластера Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 19 мая 2014 года № 406, не имеют правового значения для рассмотрения спора. Кроме того, указанные документы не содержат информации о конкретном местоположении планируемого к строительству целлюлозного комбината (в пункте 5 перечня крупных инвестиционных проектов Вологодской области в перспективном развитии, изложенных в Стратегии социально-экономического развития области (в редакции от 13 января 2014 года) указан лесопромышленный комплекс на территории Вологодской области (целлюлозное производство, пунктом 3.2.5 Стратегии развития лесного кластера области предусматривается реализация следующих проектов: Правительство области подписало соглашение с компанией «Свеза-Лес» о строительстве на территории региона современного целлюлозного комбината без указания конкретного места строительства).
Также, с учетом изложенного, несостоятельна ссылка на внесение изменений в генеральный план с учетом схемы территориального планирования Череповецкого района, поскольку изменения в нее вносились на основании неопубликованного постановления Правительства области от 13 января 2014 года № 18, при этом муниципальный район не уполномочен на размещение объектов регионального значения.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).
Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
При обращении в суд административным истцом указано, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права граждан на благоприятную окружающую среду, благоприятные условия жизнедеятельности, права на защиту, восстановление и сохранение среды обитания.
В соответствии с заключением Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт биологии внутренних вод имени И.Д. Папанина Российской академии наук от 17 октября 2018 года № 12502-2113.2 строительство целлюлозно-бумажного комбината в Шекснинском плесе Рыбинского водохранилища, которое входит в систему Волго-Балтийского водного пути, и имеет выход к пяти морям, способно привести к деградации планктонных и бентосных сообществ обширной части акватории, в результате которой будут утрачены важнейшие их функции, обеспечивающие биологическое самоочищение, значительно увеличится зона токсичности, которая и так отличается повышенным микробным загрязнением по сравнению с другими плесами Рыбинского водохранилища, в границах которой значительно снижено количество фито- и зоопланктона, уменьшена интенсивность фотосинтеза, отмирают виды-индикаторы олигосапробных вод, возрастает количество сапрофитов. В результате загрязненные воды будут с большей вероятностью попадать в Главный плес водохранилища и его приплотинный участок, которые практически полностью находятся в пределах Ярославской области. Существует реальная возможность распространения загрязненных вод и через плотину Рыбинской ГЭС в верхний участок Горьковского водохранилища, где она попадает в водозаборы населенных пунктов, в том числе и таких, как Рыбинск, Тутаев и Ярославль.
По информации Федерального агентства водных ресурсов в части сброса загрязняющих веществ в Рыбинское водохранилище нормативы допустимого воздействия по привносу химических и взвешенных веществ по азоту аммонийному, нитратам, БПК, взвешенным веществам и фосфатам исчерпаны, строительство нового целлюлозно-бумажного комбината с расчетными потреблениями воды и объемов загрязняющих веществ, содержащихся в сбрасываемых сточных водах, на территории Судского сельского поселения Череповецкого района Вологодской области не представляется возможным.
Конституция Российской Федерации, гарантирует использование и охрану земли и других природных ресурсов используемых народами, проживающими на соответствующей территории как основу жизни и деятельности (статья 9), каждому право на благоприятную окружающую среду (статья 42).
Исходя из данных конституционных положений, Российская Федерация призвана создавать условия, необходимые для сохранения природных объектов и экологии, что дает основание физическим лицам обращаться в суд с требованием об оспаривании нормативного правового акта, если они полагают, что таким актом нарушено указанное право либо существует угроза его нарушения.
Таким образом, возможность размещения на территории поселения и отображения в генеральном плане Судского сельского поселения инвестиционной площадки промышленно-производственного типа как объекта регионального значения при ее отсутствии в схеме территориального планирования Вологодской области исключена.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что если иное не указано в резолютивной части решения суда, то признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.
В рассматриваемом деле административным истцом оспариваются изменения, которые решением Совета Судского сельского поселения от 18 сентября 2014 года № 53 внесены в генеральный план Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области, утвержденный решением Совета Судского сельского поселения от 26 сентября 2011 года № 109.
Таким образом, суд рассматривает административное исковое заявление как требование об оспаривании основных нормативных положений генерального плана в соответствующей редакции.
Согласно положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при удовлетворении требования об оспаривании нормативного правового акта суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку не установлено применение оспариваемой части нормативного правового акта либо обстоятельства реализации в соответствии с ней прав граждан и организаций, нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня принятия.
Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия Генеральный план Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области, утвержденный решением Совета Судского сельского поселения от 26 сентября 2011 года № 109, в редакции решения Совета Судского сельского поселения от 18 сентября 2014 года № 53 «О внесении изменений в генеральный план Судского сельского поселения», в части указания в текстовой форме: том II (обосновывающая часть) и том III (утверждаемая часть) Генерального плана Судского сельского поселения, на размещение на территории Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области инвестиционной площадки промышленно-производственного типа; в части изменений, вносимых пунктом 2 Решения Совета Судского сельского поселения от 18 сентября 2014 года № 53 «О внесении изменений в генеральный план Судского сельского поселения», в пункт II Графические материалы Приложения 1 к Решению Совета Судского сельского поселения от 26 сентября 2011 года № 109, касающихся описания и отображения местоположения на территории Судского сельского поселения инвестиционной площадки промышленно-производственного типа.
Сообщение о принятии решения опубликовать в печатном средстве массовой информации - информационном вестнике Судского сельского поселения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.К. Молокова
Мотивированное решение изготовлено 02 октября 2020 года