НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вологодского областного суда (Вологодская область) от 19.02.2019 № 3А-21/19

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 февраля 2019 г. № 3а-21/2019

г.Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой М.В.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,

при секретаре Опрячиной Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента лесного комплекса Вологодской области об оспаривании в части нормативного правового акта,

установил:

по материалам государственного лесного реестра лесной участок с местоположением: Вологодская область, Череповецкий район, Череповецкое лесничество, Череповецкое участковое лесничество, кварталы (выделы) №№ 213 (19), 215 (8, 22), 232 (14, 24, 25, 26, 28) относится к землям лесного фонда и входит в состав лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, общей площадью .... и местоположением: Вологодская область, Череповецкий район, лесхоз Череповецкий, Череповецкое лесничество, кварталы №№ 1-256 (т. 1,л.д. 51).

Право собственности Российской Федерации на указанный лесной участок зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Вологодской области выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от <ДАТА>№... (т. 1 л.д. 57).

Кадастровый номер лесного участка в ГКН №....

Решением Совета Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 27 апреля 2010 года № 26 утверждён генеральный план Ирдоматского сельского поселения (т.1, л.д.8).

Решением Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района Вологодской области от 10 февраля 2016 года № 225 внесены изменения в генеральный план Ирдоматского сельского поселения (т.1, л.д.9).

В соответствии с генеральным планом Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области (в редакции решения Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района Вологодской области от 10 февраля 2016 года № 225) в границы населённых пунктов ст. Хемалда, д. Шайма включены лесные участки в кварталах №№ 213 (выдел 19ч), 215 (выдела 18ч, 22ч), 232 (выдела 14ч, 24ч, 25ч, 26ч, 28ч) Череповецкого участкового лесничества Череповецкого района Вологодской области.

На основании статьи 1.1 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области (утверждено постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года № 1108) Департамент является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области и в соответствии со статьёй 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений.

Департамент лесного комплекса Вологодской области обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 27 апреля 2010 года № 26 «О генеральном плане Ирдоматского сельского поселения» (с учётом изменений, внесённых в генеральный план решением Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района Вологодской области от 10 февраля 2016 года № 225 «О внесении изменений в генеральный план Ирдоматского сельского поселения») в части включения в границы населённых пунктов ст. Хемалда, д. Шайма лесных участков в кварталах №№ 213 (выдел 19ч), 215 (выдела 18ч, 22ч), 232 (выдела 14ч, 24ч, 25ч, 26ч, 28ч) Череповецкого участкового лесничества Череповецкого района Вологодской области.

Административный истец полагает, что оспариваемое решение не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и принято без соблюдения установленной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населённых пунктов. Находящийся в федеральной собственности лесной участок включен в границы населённых пунктов ст. Хемалда, д. Шайма Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области с нарушением процедуры согласования проекта генерального плана с Рослесхозом, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Оспариваемым актом изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что препятствует осуществлению полномочий органов федеральной власти по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.

С учётом уточнения исковых требований просил суд признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 27 апреля 2010 года № 26 «О генеральном плане Ирдоматского сельского поселения» (с учётом изменений, внесённых в генеральный план решением Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района Вологодской области от 10 февраля 2016 года № 225 «О внесении изменений в генеральный план Ирдоматского сельского поселения») в части включения в границы населённых пунктов ст. Хемалда, д. Шайма лесных участков в кварталах №№ 213 (выдел 19ч), 215 (выдела 18ч, 22ч), 232 (выдела 14ч, 24ч, 25ч, 26ч, 28ч) Череповецкого участкового лесничества Череповецкого района Вологодской области.

Представитель административного истца Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности Солодягин А.В. в судебном заседании доводы административного искового заявления и уточненные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика Совета Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В представленных отзывах глава Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Чернов А.Б. исковые требования не признал, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Совета Ирдоматского сельского поселения. Согласование проекта генерального плана осуществлялось в соответствии с действующим законодательством. Полагал, что проект генерального плана Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области является согласованным и подлежал утверждению.

Представитель административного ответчика Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом. В письменных пояснениях представитель Рослесхоза по доверенности Алешин В.В. просил удовлетворить исковые требования Департамента, поскольку оспариваемый генеральный план Рослесхозом не согласован и его утверждение произведено с нарушением действующего законодательства (т. 1, л.д.230-232).

Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом. В письменных пояснениях руководитель ТУ Росимущества в Вологодской области полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, просили рассмотреть административное дело в отсутствие представителей (т.1, л.д. 83-85).

Представители заинтересованных лиц: администрации Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представлены ходатайства о рассмотрении административного дела в отсутствие представителей.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В., полагавшей уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения от 27 апреля 2010 года № 26) утверждение генеральных планов поселения относилось к вопросам местного значения поселения.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

Подготовка проекта генерального плана поселения предусматривает его обязательное согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24 ГрК РФ), в указанных в статье 25 ГрК РФ случаях.

Пунктом 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений) установлено, что такое согласование требуется, если в соответствии с названным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Порядок согласования документов территориального планирования муниципальных образований (на момент принятия оспариваемого решения об утверждении генерального плана) был регламентирован Положением о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178.

Как следует из подпункта «а» пункта 5 названного Положения в редакции, действующей в период подготовки генерального плана Ирдоматского сельского поселения, заказчик направляет проекты документов территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40 «Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляло выработку государственной политики в области градостроительства, а также согласование проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования муниципального района, проекта генерального плана поселения и проекта генерального плана городского округа.

Исходя из изложенного, уполномоченным органом в сфере градостроительства на момент принятия оспариваемого решения об утверждении генерального плана являлось Министерство регионального развития Российской Федерации.

Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляло подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов исполнительной власти.

Уполномоченный орган в сфере градостроительства в течение 3 рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов (пункт 6 Положения). Уполномоченный отраслевой орган рассматривает проект документа территориального планирования и готовит заключение в течение 30 дней с даты получения проекта от уполномоченного органа в сфере градостроительства (пункт 7 Положения).

Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 283 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» соответствующим уполномоченным органом являлся Рослесхоз.

До 01 января 2015 года в соответствии с пунктом 4 названного постановления Правительства Российской Федерации к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населённых пунктов. Рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов г.г. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (пункт 5.4.3.Положения).

Кроме того, подпунктом 5.4.3 указанного положения в действующей редакции за Рослесхозом сохранены полномочия на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

В соответствии со статьей 1 Устава Ирдоматского сельского поселения (в редакции, действовавшей на момент принятия решения от 27 апреля 2010 года № 26) Ирдоматское сельское поселения является муниципальным образованием и наделено в соответствии с Законом Вологодской области от 06 декабря 2004 года № 1129-ОЗ «Об установлении границ Череповецкого муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав» статусом сельского поселения.

Согласно положениям статьи 19 Устава Совет сельского поселения входит в структуру органов местного самоуправления, является представительным органом муниципального образования.

Совет поселения по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Вологодской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения.

Согласно пункту 9 статьи 32 Устава муниципальные правовые акты поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

В соответствии со статьей 1 Устава Череповецкого муниципального района (в редакции, действовавшей на момент принятия решения от 10 февраля 2016 года № 225) Череповецкий муниципальный район является муниципальным образованием Вологодской области.

На основании части 2 статьи 2 Устава в состав Череповецкого муниципального района входят следующие муниципальные образования - сельские поселения: Абакановское, Воскресенское, Ирдоматское, Климовское, Малечкинское, Мяксинское, Нелазское, Судское, Уломское, Тоншаловское, Югское, Ягановское, Яргомжское.

Согласно пункту 11 части 1.1 статьи 4 Устава органы местного самоуправления Череповецкого муниципального района на территориях сельских поселений, входящих в состав района, решают вопросы местного значения городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения городских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - утверждение генеральных планов поселения.

В соответствии со статьями 17, 18 Устава Муниципальное Собрание района входит в структуру органов местного самоуправления Череповецкого муниципального района, является представительным органом Череповецкого муниципального района.

Часть 3 статьи 27 Устава Муниципальное Собрание района по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Вологодской области, Уставом Череповецкого муниципального района, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Череповецкого муниципального района.

Решения Муниципального Собрания района, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Череповецкого муниципального района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Муниципального Собрания района, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Устава муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления Череповецкого муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным считается опубликование (обнародование) в газете «Сельская новь», а также на официальных сайтах органов местного самоуправления Череповецкого муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Муниципальные правовые акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, организациям.

Как усматривается из материалов дела, решением Совета Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 27 апреля 2010 года № 26 утверждён генеральный план Ирдоматского сельского поселения (т.1, л.д.8).

30 апреля 2010 года указанное решение опубликовано в Ирдоматском информационном вестнике, выпуск № 5-10 (т.1, л.д.155-194).

При разработке генерального плана в 2010 году проектной организацией границы населённых пунктов ст.Хемалда и д. Шайма были установлены в соответствии с существующей застройкой. Информация о согласовании генерального плана в 2010 году с Минрегионразвития отсутствуют (т.1,л.д.133-134).

10 июня 2015 года администрацией Череповецкого муниципального района направлено в адрес директора Департамента стратегического и территориального планирования Министерства экономического развития Российской Федерации уведомление об обеспечении доступа к проекту внесения изменений в генеральный план Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области и материалам по его обоснованию в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования для согласования (карточка согласования №151979604).

16 июля 2015 года Федеральное агентство лесного хозяйства направило в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу письмо о рассмотрении проекта внесения изменений в генеральный план Ирдоматского сельского поселения. Отказывая в согласовании проекта внесения изменений в генеральный план, Рослесхоз указал, что из представленных материалов следует, что проектом предусмотрено увеличение площади населенного пункта д. Шайма за счет земель лесного фонда (целевое назначение - защитные леса, леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения), однако имеются разночтения в площади переводимых участков земель лесного фонда, в проекте не отображена информация о местоположении исключаемых участков земель лесного фонда в части лесничества, не указано планируемое целевое назначение переводимых участков земель лесного фонда; из текстовых материалов проекта следует, что в существующих границах населенного пункта ст. Хемалда находится участок земель лесного фонда площадью 2,5 га (т.1, л.д.233).

17 ноября 2015 года администрацией Череповецкого муниципального района направлено в адрес директора Департамента стратегического и территориального планирования Министерства экономического развития Российской Федерации уведомление об обеспечении доступа к доработанному с учетом поступивших замечаний проекту внесения изменений в генеральный план Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области и материалам по его обоснованию в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования для согласования (карточка согласования №151984734)(т.1,л.д.199).

25 ноября 2015 года состоялось заседание согласительной комиссии по урегулированию разногласий к замечаниям на проект внесения изменений в генеральный план Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области, о чём составлен протокол № 79-ЦА.

После доработки проекта внесения изменений в генеральный план Федеральное агентство лесного хозяйства, рассмотрев проект, в письме от 30 ноября 2015 года указало, что согласование с Рослесхозом не требуется, поскольку данным проектом не предусмотрено включение в границы населённых пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда.

30 декабря 2015 года Министерство экономического развития Российской Федерации направило в адрес администрации Череповецкого муниципального района сводное заключение о согласовании проекта внесения изменений в генеральный план Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области.

10 февраля 2016 года Муниципальным Собранием Череповецкого муниципального района Вологодской области принято решение № 225 «О внесении изменений в генеральный план Ирдоматского сельского поселения».

Указанное решение опубликовано в еженедельной газете Череповецкого района «Сельская новь», выпуск № 6 (768) от 18 февраля 2016 года и размещено на официальном сайте администрации Череповецкого муниципального района.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что решения приняты уполномоченными органами в пределах их компетенции. Соблюдены форма, в которой Совет Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области, Муниципальное Собрание Череповецкого муниципального района Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования, что не оспаривалось административным истцом.

Вместе с тем, при установлении границы Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области осуществлён перевод земельных участков из состава земель лесного фонда в земли населённых пунктов с нарушением установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую.

В соответствии со статьёй 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана Ирдоматского сельского поселения и изменений в него) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации. Исходя из правил названных статей, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).

Таким образом, государственный лесной реестр ведётся на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний).

Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, признаются ранее учтёнными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу).

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). Основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра - выписки из таксационных описаний, копии лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

По материалам государственного лесного реестра лесной участок с местоположением: Вологодская область, Череповецкий район, Череповецкое участковое лесничество, квартал № 213 - целевое назначение - защитные леса, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; квартал № 215 - целевое назначение - защитные леса, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; квартал № 232- целевое назначение - защитные леса, леса, расположенные в первом и втором поясах зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Указанное подтверждается справкой Департамента лесного комплекса Вологодской области от 19 декабря 2018 года № 78 как органа, уполномоченного на ведение государственного лесного реестра (т.1, л.д.51-57).

Факт включения в границы Ирдоматского сельского поселения вышеуказанных лесных участков подтверждён фрагментами графического наложения границ населенных пунктов на материалы лесоустройства Череповецкого лесничества 2014 года, выполненными специалистом Северного филиала государственной инвентаризации лесов Федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» «Севлеспроект» кадастровым инженером Афанасьевым А.В. (т.1, л.д.10-11).

Суд признаёт указанные фрагменты графического наложения относимыми и допустимыми доказательствами по административному делу.

Согласно пояснительной записке к фрагментам графического наложения границ населенных пунктов Ирдоматского сельского поселения на материалы лесоустройства Череповецкого лесничества 2014 года, подготовленной кадастровым инженером Афанасьевым А.В., фрагменты графического наложения границ Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области на лесоустроительные картографические материалы выполнены в программном обеспечении «AUTOCAD LTD 2013» методом наложения лесоустроительных картографических материалов на границы Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области (т.1, л.д.58).

Исходя из положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административным ответчиком относимых и допустимых доказательств в порядке части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, опровергающих вышеуказанные фрагменты картографического наложения границ, не представлено.

Включение земельных участков из состава земель лесного фонда в границы Ирдоматского сельского поселения предполагает обязательное согласование с уполномоченным федеральным органом, которым в период подготовки оспариваемого генерального плана и изменений в него являлось Федеральное агентство лесного хозяйства.

Заключение Рослесхоза о согласовании включения в границы населённых пунктов ст. Хемалда, д. Шайма Ирдоматского сельского поселения лесных участков в кварталах №№ 213 (выдел 19ч), 215 (выдела 18ч, 22ч), 232 (выдела 14ч, 24ч, 25ч, 26ч, 28ч) Череповецкого участкового лесничества Череповецкого района Вологодской области не выдавалось.

При отсутствии заключения Рослесхоза по включению земельных участков из состава земель лесного фонда в границы Ирдоматского сельского поселения соблюдение органом местного самоуправления процедур согласования само по себе не подтверждает соблюдение порядка принятия и внесения изменений в генеральный план поселения.

Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленных на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения (пункт 3 статьи 1 ЛК РФ) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 ГрК РФ), не является обязательным.

Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года № 238-О-О.

С учётом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что решение об утверждении генерального плана поселения, решение о внесении изменений в генеральный план, принятые представительными органами местного самоуправления, без предусмотренного действующим законодательством согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства включения в земли населённых пунктов лесных участков являются незаконными и не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», что является основанием для удовлетворения исковых требований.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При определении момента, с которого следует признать в части не действующим оспариваемый нормативный правовой акт, суд учитывает разъяснения пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» о том, что суд может признать нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если его положения применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, положения решения Совета Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 27 апреля 2010 года № 26 «О генеральном плане Ирдоматского сельского поселения» (с учётом изменений, внесённых в генеральный план решением Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района Вологодской области от 10 февраля 2016 года № 225 «О внесении изменений в генеральный план Ирдоматского сельского поселения» применялись и на основании этих актов были реализованы права граждан и организаций, следовательно, оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими в части со дня вступления решения в законную силу.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в печатном средстве массовой информации - газете «Сельская новь», в «Информационном вестнике Ирдоматского сельского поселения» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

уточнённые исковые требования Департамента лесного комплекса Вологодской области удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 27 апреля 2010 года № 26 «О генеральном плане Ирдоматского сельского поселения» (в редакции изменений, внесённых в генеральный план решением Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района Вологодской области от 10 февраля 2016 года № 225 «О внесении изменений в генеральный план Ирдоматского сельского поселения») в части включения в границы населённых пунктов ст. Хемалда, д. Шайма лесных участков в кварталах (выделах) №№ 213 (19ч), 215 (18ч, 22ч), 232 (14ч, 24ч, 25ч, 26ч, 28ч) Череповецкого участкового лесничества Череповецкого района Вологодской области.

Сообщение о принятии решения опубликовать в печатном средстве массовой информации - газете «Сельская новь», в «Информационном вестнике Ирдоматского сельского поселения» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Соколова

Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2019 года.