НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вологодского областного суда (Вологодская область) от 18.05.2017 № 3А-39/2017

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 18 мая 2017 г. № 3а-39/2017

г.Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой М.В.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Ивакина Н.Ю.,

при секретаре Федосеевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Предприятие производственно - технологической комплектации» о признании недействующим в части распоряжения Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года № 2066-р «О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2016 год»,

установил:

распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года № 2066-р определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее - Перечень).

Перечень размещён на официальном сайте Департамента имущественных отношений Вологодской области, направлен в Управление Федеральной налоговой службы России по Вологодской области.

Открытое акционерное общество «Предприятие производственно - технологической комплектации» (далее - ОАО «Предприятие производственно - технологической комплектации», Общество, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утверждённого распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года № 2066-р, в части включения в него пунктов с порядковыми номерами №..., №....

В обоснование исковых требований административным истцом указано, что в оспариваемый Перечень включены объекты недвижимого имущества, принадлежащие Обществу на праве собственности:

- одноэтажное панельное здание гаража площадью ... кв.м, с кадастровым номером №..., назначение - нежилое, этажность - ..., расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня с порядковым номером №...);

- одноэтажное кирпичное здание гаража, площадью ... кв.м, с кадастровым номером №..., назначение - нежилое, этажность - ..., расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня с порядковым номером №...).

В соответствии с техническими паспортами указанные объекты недвижимости являются гаражами и предназначены для хранения и обслуживания автотранспортных средств. По мнению истца, гаражи не могут быть признаны объектами бытового обслуживания населения, поскольку Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 услуги стоянок для транспортных средств, в том числе гаражи выделены в отдельную группу экономической деятельности, не относящуюся к бытовым услугам населению. Общество не оказывает физическим лицам бытовые услуги по хранению автотранспортных средств в спорных объектах. Гаражи переданы в аренду юридическому лицу ООО "П", как часть производственной базы и используются ООО "П" для собственных нужд, для обслуживания производственно-логистического комплекса и частично переданы в субаренду юридическим лицам для организации складов и мест для хранения автотранспортных средств.

Просил суд признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утверждённый распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года № 2066-р в части включения в него пунктов с порядковыми номерами №..., №..., со дня его принятия.

Представитель административного истца ОАО «Предприятие производственно - технологической комплектации» по доверенности Шевелева А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности Матросова И.С. исковые требования не признала, полагала, что указанные объекты недвижимости правомерно включены в Перечень. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявление (л.д....).

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, свидетеля Гороховскую Н.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Ивакина Н.Ю., полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций является региональным налогом.

Налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 372 НК РФ).

Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Законом Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3786-ОЗ «О внесении изменений в закон области «О налоге на имущество организаций» и об отмене закона области «О внесении изменений в закон области «О налоге на имущество организаций» закон Вологодской области от 21 ноября 2003 года № 968-ОЗ «О налоге на имущество организаций» дополнен статьёй 1(1), которой установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта.

Постановлением Правительства Вологодской области от 07 декабря 2015 года № 1046 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества» установлено, что Департамент имущественных отношений Вологодской области является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Вологодской области на определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость; определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, и направление перечня в электронной форме в налоговый орган; размещение перечня на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статьей 60 Устава Вологодской области предусмотрено, что систему исполнительных органов государственной власти Вологодской области образуют Правительство области и органы исполнительной государственной власти области.

В соответствии со статьёй 1.4. Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области (утверждён постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года № 874) Департамент является органом исполнительной государственной власти области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Вологодской области, и земельных отношений.

Согласно статье 3 Закона Вологодской области от 05 июля 2012 года № 2806-ОЗ (в редакции от 28 октября 2015 года) «О нормативных правовых актах Вологодской области» органы исполнительной государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказа.

Как усматривается из материалов дела, распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года № 2066-р определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2016 год.

Перечень размещён на официальном сайте Департамента имущественных отношений Вологодской области, направлен в Управление Федеральной налоговой службы России по Вологодской области.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый административным истцом Перечень объектов недвижимого имущества, утверждённый распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года № 2066-р определён уполномоченным органом в пределах его компетенции. Вместе с тем, распоряжение принято с нарушением формы, в которой государственный орган исполнительной власти - Департамент имущественных отношений Вологодской области вправе принимать нормативный правовой акт.

Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.

Суд приходит к выводу, что способ опубликования распоряжения Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года № 2066-р - размещение на официальном сайте Департамента имущественных отношений Вологодской области позволил обеспечить лицам, чьи права и интересы затрагивает оспариваемый нормативный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием.

Постановлением Правительства Вологодской области от 07 декабря 2015 года № 1046 утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Порядок).

Комиссией Департамента имущественных отношений Вологодской области проведены мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости, о чём составлены справки от <ДАТА> (л.д....).

В соответствии со статьёй 378.2. НК РФ налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении нежилого помещения, назначение которого в соответствии с кадастровым паспортом объекта недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Статьёй 1(1) закона Вологодской области от 21 ноября 2003 года № 968-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (в редакции от 29 июня 2016года) установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что одноэтажное панельное нежилое здание площадью ... кв.м, с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: <адрес> является гаражом.

Согласно экспликации к поэтажному плану здания в указанном нежилом помещении имеется 8 гаражных боксов, электрощитовая, 2 вентиляционные камеры.

Одноэтажное кирпичное нежилое здание площадью ... кв.м, с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: <адрес> является гаражом.

Согласно экспликации к поэтажному плану здания в указанном нежилом помещении имеется ... гаражных боксов, тип площади - гаражи.

Указанные нежилые здания расположены на земельных участках с разрешённым использованием - для эксплуатации и обслуживания объектов производственной базы (л.д. ...).

01 января 2016 года ОАО «Предприятие производственно-технологической комплектации» заключен договор аренды имущества ... с арендатором ООО "П". Предметом указанного договора является обязанность арендодателя передать арендатору за плату во временное пользование производственную базу, состоящую из следующего имущества: помещения, здания, сооружения, расположенные по адресу: <адрес> согласно приложению; оборудование и механизмы согласно приложению №...; мебель, бытовую и оргтехнику согласно приложению №... к договору.

В приложении №... к договору аренды имущества от <ДАТА>№..., являющимся перечнем недвижимого имущества (помещений, зданий, сооружений), передаваемого в аренду, указано под №... одноэтажное панельное здание гаража общей площадью ... кв.м; под №... одноэтажное кирпичное здание гаража общей площадью ... кв.м.

Фактически одноэтажное панельное здание гаража, площадью ... кв.м, с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: <адрес> используется следующим образом: электрощитовая, две ветиляционных камеры, помещения площадью ... кв.м, ... кв.м., ... кв.м используются арендатором ООО "П" для собственных нужд; гаражные боксы площадью ... кв.м (ворота гаражей ...) переданы субарендатору ОАО "В" для стоянки автотранспортных средств; помещение площадью ... кв.м используется субарендатором ООО "В" для организации склада для хранения имущества; помещения площадью ... кв.м, ... кв.м переданы по государственному контракту от <ДАТА>У для хранения автотранспортных средств; помещение площадью ... кв.м используется субарендатором ООО "АН" по договору субаренды для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств; помещение площадью ... кв.м передано ООО "Ф" по договору субаренды для организации склада для хранения имущества.

Одноэтажное кирпичное здание гаража, площадью ... кв.м, с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: <адрес> фактически используется следующим образом: помещение площадью ... кв.м передано по договору субаренды ИП П.А.В. для хранения товарно-материальных ценностей; помещения площадью ... кв.м, ... кв.м используются <адрес> для хранения автотранспортных средств; помещение площадью ... кв.м предоставлено по договору субаренды ООО "А" для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств; помещение гаражного бокса площадью ... кв.м по договору субаренды передано ООО "Т" для хранения товарно-материальных ценностей; помещения ... используются ООО "П" для собственных нужд.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года № 14-ст введен в действие Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. Согласно данному классификатору услуги стоянок для транспортных средств, в том числе гаражи выделены в отдельную группу экономической деятельности, не относящуюся к бытовым услугам населению.

Эксплуатация гаражей сама по себе не свидетельствует об оказании бытовых услуг и размещении объектов бытового обслуживания.

Глава 30 НК РФ не содержит определения понятия «объект бытового обслуживания», вместе с тем, по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых или личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, понятие объекта бытового обслуживания используется для целей статьи 378.2 НК РФ с учетом статьи 11 НК РФ и указанных выше отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания, в частности, таких, как выполнение работ и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых или личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Доказательств оказания в указанных зданиях гаражей бытовых услуг гражданам, равно как и нахождения в них офисных помещений, не представлено.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами №... (пункт Перечня ...), №... (пункт Перечня ...), в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, не отвечают признакам объекта недвижимого имущества, фактически используемого для размещения объектов бытового обслуживания по смыслу подпунктов 1 и 2 пункта 1, пункта 3 статьи 378.2 НК РФ и пункта 2 статьи 1(1) закона Вологодской области от 21 ноября 2003 года № 968-ОЗ «О налоге на имущество организаций» следовательно, Перечень объектов недвижимого имущества, утверждённый распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года № 2066-р, в части пунктов с порядковыми номерами ...,..., является не соответствующим статье 378.2 НК РФ, что является основанием для удовлетворения исковых требований.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений статьи 383 НК РФ следует, что налог на имущество организаций уплачивается по истечении налогового периода не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В данном случае, включение спорных зданий в Перечень произведено в целях налогообложения на 2016 год. На момент подачи искового заявления в суд срок уплаты налога не наступил.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2016 год), признание отдельных его положений недействующими с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в газете «Красный Север» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования открытого акционерного общества«Предприятие производственно - технологической комплектации» -удовлетворить.

Признать недействующими пункты ..., ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, утверждённого распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года № 2066-р «О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2016 год», со дня его принятия.

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании Вологодской области газете «Красный Север» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Соколова

Мотивированное решение изготовлено <ДАТА>.