НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вологодского областного суда (Вологодская область) от 10.03.2022 № 3А-89/2022

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 марта 2022 года № 3а-89/2022

г. Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Медведчикова Е.Г.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволги О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Чистый след» об оспаривании приказа Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 08.12.2021 №...,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Чистый след» (далее - ООО «Чистый след») обратилось в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (далее также Департамент ТЭК, Департамент) от 08.12.2021 №... «Об утверждении ООО «Чистый след» предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Западной зоне Вологодской области».

В обоснование административных исковых требований указано, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует положениям действующего законодательства о ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами. При утверждении тарифов у административного ответчика отсутствовало необходимое экспертное заключение, Департамент располагал лишь его проектом. Оспариваемый нормативный правовой акт противоречит ранее вынесенному судебному решению Вологодского областного суда от 05.07.2021 по делу № 3а-320/2021. При применении метода экономически обоснованных затрат необходимая валовая выручка, включающая расходы на оплату труда, определена без учета параметров отраслевых соглашений и районного коэффициента, установленного для рабочих и служащих в городе Череповце.

Представитель административного истца ООО «Чистый след» по доверенности ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представители административного ответчика Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области по доверенностям ФИО2, ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях и в дополнениях к ним.

Суд, исследовав материалы дела, изучив материалы тарифного дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволги О.В., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.

В ходе конкурсного отбора ООО «Чистый след» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Западной зоны Вологодской области (л.д. 17-18).

31.08.2020 ООО «Чистый след» в Департамент ТЭК подано заявление об установлении цен (тарифов) на 2021 год по обращению с ТКО в размере 551,55 руб./м3 без учета НДС (л.д. 19).

17.12.2020 приказом Департамента ТЭК №... (в редакции приказа от 23.12.2020 №...) ООО «Чистый след» утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в Западной зоне Вологодской области на период регулирования 2021 год

для потребителей, за исключением категории «Население», в размере: 443,72 руб./м3, 3413,22 руб./т (с 01 января по 30 июня), 449,79 руб./м3, 3459,97 руб./т (с 01 июля по 31 декабря);

для населения - 443,72 руб./м3 (с 01 января по 30 июня), 449,79 руб./м3 (с 01 июля по 31 декабря).

Не согласившись с утверждёнными выше предельными едиными тарифами на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, ООО «Чистый след» обратилось с административным иском в Вологодский областной суд, который своим решением от 05.07.2021, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 27.10.2021, признал недействующими тарифы, указанные в приложении к приказу Департамента №... от 17.12.2020 (в редакции приказа №... от 23.12.2020), при этом на Департамент была возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий недействующий.

Во исполнение названного судебного акта приказом Департамента ТЭК от 08.12.2021 №... ООО «Чистый след» (далее также оспариваемый приказ) утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в Западной зоне Вологодской области согласно приложению к настоящему приказу (пункт 1).

Тарифы, утвержденные пунктом 1 настоящего приказа, действуют со дня вступления настоящего приказа в силу по 31.12.2021 (пункт 2).

Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования (пункт 3).

Согласно Приложению к данному приказу предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО составляют:

для потребителей, за исключением категории «Население» - 449,79 руб./м3, 3459,97 руб./т;

для населения – 449,79 руб./м3 (далее также оспариваемые тарифы).

Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы России от 21.11.2016 № 1638/16 (далее - Методические указания).

В соответствии со статьей 6 Закона № 89-ФЗ предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Вологодской области от 16.11. 2015 № 958 «Об утверждении Положения о Департаменте топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области» (далее - Положение) Департамент является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции в области государственного регулирования тарифов, в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, энергосбережения, повышения энергетической эффективности.

Основными задачами Департамента являются, в том числе, установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в области обращения с отходами.

Департамент утверждает предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 3.3.1 Положения).

Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 03.10.2001 № 481 принят Устав Вологодской области, в силу части 4 статьи 68 которого органы исполнительной государственной власти области по вопросам, входящим в их компетенцию, издают приказы, инструкции, распоряжения.

Статьей 3 Закона Вологодской области от 05.07.2012 № 2806-ОЗ «О нормативных правовых актах Вологодской области» определено, что органы исполнительной государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказа.

В силу статьи 5 Закона Вологодской области от 02.05.2011 № 2506-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области» официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете «Красный Север» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Приказ Департамента от 08.12.2021 № 470-р опубликован 09.12.2021 на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области www.pravo.gov.ru, номер опубликования 3501202112090005 (л.д.65).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, соблюдены форма, в которой административный ответчик вправе принимать нормативные правовые акты, и порядок опубликования.

Пунктом 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу пункта 2 статьи 24.9 Закона № 89-ФЗ тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования, пунктом 7 Методических указаний № 1638/16 тарифы рассчитываются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

Необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами плановых значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (пункт 2 Основ ценообразования).

При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (подпункт «з» пункта 29 Основ ценообразования).

Пунктом 42 Основ ценообразования установлено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, о средней заработной плате в регионе по соответствующему виду экономической деятельности с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно пункту 26 Методических указаний при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложением 5 к настоящим Методическим указаниям.

При определении расходов на оплату труда учитываются параметры отраслевого тарифного соглашения (при его наличии), параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение) (при его наличии), условия коллективного договора, размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, прогнозный индекс потребительских цен.

В письме ФАС России № ВК/96368/18 от 26.11.2018 разъяснено, что при определении размера фонда оплаты труда персонала, подлежащего включению в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации согласно вышеуказанным нормам действующего законодательства Российской Федерации, необходимо учитывать результаты анализа следующих сведений: гарантий работников, предусмотренных Отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными в соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации между представителями сторон: работниками, работодателями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления; условий коллективного договора; размеров фонда оплаты труда за предшествующий период регулирования, подтвержденных данными годовой бухгалтерской отчетности и соответствующими данными статистической отчетности, а также размеров фонда оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях; прогнозного индекса потребительских цен; уровня средней заработной платы в регионе по соответствующему виду экономической деятельности по данным Федеральной службы государственной статистики; среднегодовой фактической численности, подтвержденной статистической отчетностью; нормативной численности; штатного расписания.

Таким образом, из толкования указанных норм следует, что экономически обоснованный размер расходов на оплату труда определяется из источников, перечисленных в пунктах 42 Основ ценообразования и 26 Методических указаний.

В соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Признавая недействующими ранее установленные тарифы, суды первой и второй инстанций указали, что при установлении тарифов расходы на оплату труда, подлежащие включению в необходимую валовую выручку, могли быть определены с учетом Отраслевых соглашений и установленных ими минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда.

При этом судами отмечено, что Департаментом обоснованно не принят для включения в необходимую валовую выручку на 2021 год размер расходов на оплату труда, исчисленный административным истцом исходя из средней заработной платы, фактически сложившейся в 2019 году, так как на 2021 год изменилась структура штатной численности общества (увеличилось количество сотрудников, созданы отделы документооборота и материально-технического обеспечения, по работе с потребителями) и, как следствие, изменилась величина среднемесячной оплаты труда сотрудников, следовательно, фактические данные о сложившейся в обществе заработной плате в 2019 году не сопоставимы с планируемыми расходами на 2021 год.

Согласно абзацу 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к отраслевому тарифному соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

В силу приведенных правовых норм в отношении ООО «Чистый след» действуют Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, срок действия которого продлен до 31.12.2022, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016, опубликованное на официальном сайте Минтруда России https://rosmintrud.ru, 13.01.2017 (далее - ОТС от 08.12.2016); Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, срок действия которого продлен до 31.12.2022, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16.03.2017, опубликованное на официальном сайте Минтруда России www.rosmintrud.ru, 07.07.2017, на https://rosmintrud.ru/ 15.02.2019 (далее - ОТС от 16.03.2017).

Согласно пунктам 7, 8, 17, 19, 20 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования путем рассмотрения предложения регулирующей организации. К заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Пунктом 18 Правил регулирования тарифов определено, что экспертное заключение органа регулирования содержит: а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг; б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях; г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Согласно экспертному заключению Департамента ТЭК расходы по оплате труда ООО «Чистый след», рассчитанные в соответствии с Рекомендациями по планированию экономически обоснованных расходов (средств) работодателей на оплату труда работников и иных расходов, обусловленных трудовыми отношениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства (содержащимися в приложении № 3 ОТС от 16.03.2017) (далее Рекомендации по планированию экономически обоснованных расходов на оплату труда (приложение № 3 ОТС от 16.03.2017)), составили 25 307,4 тысяч рублей, при этом средняя заработная плата составила 36 361,3 рублей в месяц. Таким образом, расходы по оплате труда, рассчитанные в соответствии с ОТС от 16.03.2017, получились меньше, чем расходы по оплате труда (в сумме 25 906,9 тысяч рублей), рассчитанные с учетом средней заработной платы по Вологодской области по виду деятельности «Организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области за 2019 год в сопоставимых ценах 2021 года с учетом индексов потребительских цен (37 222,5 рублей в месяц) (л.д. 58-63).

В соответствии с пунктом 2.5 Рекомендаций по планированию экономически обоснованных расходов на оплату труда (приложение № 3 ОТС от 16.03.2017), если средняя заработная плата регулируемой организации на плановый период ниже средней заработной платы по региону с учетом ее индексации на ИПЦ в соответствии с Прогнозом МЭР РФ, то расчет затрат на оплату труда производится до уровня средней заработной платы по региону с учетом ее индексации на ИПЦ в соответствии с Прогнозом МР РФ.

Учитывая, что средняя заработная плата с учетом районного коэффициента (25%) (в размере 36 361,3 рублей в месяц), определенная по ОТС от 16.03.2017, оказалась ниже средней заработной платы по Вологодской области по виду деятельности «Организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» по данным органа статистики (37 222,5 рублей в месяц), то Департамент, действуя в соответствии с пунктом 2.5 Рекомендаций по планированию экономически обоснованных расходов на оплату труда (приложение № 3 ОТС от 16.03.2017), правомерно произвел расчет затрат на оплату труда до уровня средней заработной платы по региону с учетом ее индексации на ИПЦ в соответствии с Прогнозом МР РФ.

Представленный административным истцом контррасчет расходов по оплате труда, подлежащих включению в необходимую валовую выручку (л.д. 130-138), не свидетельствует о неправильном применении Департаментом ОТС от 16.03.2017.

При осуществлении административным истцом расчета расходов на оплату труда средняя заработная плата на 1 работника административного персонала (без учета вознаграждения по итогам работы за год) составила 49 683,62 рубля, при этом общие расходы на оплату труда – 45 264,95 тысяч рублей (л.д. 130).

Механизм расчета расходов по оплате труда регламентирован пунктами 2.1- 2.5 Рекомендаций по планированию экономически обоснованных расходов на оплату труда (приложение № 3 ОТС от 16.03.2017), его размер зависит, в частности, от среднего тарифного коэффициента.

Как видно из представленных расчетов и пояснений к ним, при определении среднего тарифного коэффициента (2,07) административный ответчик исходил из должностных окладов, указанных в штатном расписании ООО «Чистый след», а административный истец средний тарифный коэффициент (2,56) рассчитал исходя из категорий персонала в соответствии с Методическими указаниями по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденными приказом Госстроя России от 31.03.1999 № 81.

Между тем, суд отмечает, что в пункте 2.3 Рекомендаций по планированию экономически обоснованных расходов на оплату труда (приложение № 3 ОТС от 16.03.2017) указано, что при определении тарифного коэффициента, соответствующей средней ступени по оплате труда (средний тарифный коэффициент), используются данные штатного расписания организации на последнюю отчетную дату (унифицированная форма № Т-3).

Возможность применения Методических указаний по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденных приказом Госстроя России от 31.03.1999 № 81, ОТС от 16.03.2017 не предусмотрена.

Таким образом, использование при расчете расходов на оплату труда должностных окладов, указанных в штатном расписании, прямо вытекает из положений ОТС от 16.03.2017 и является экономически обоснованным, так как такой расчет основан на системе должностных окладов, фактически сложившихся и действующих на предприятии, осуществляющем регулируемую деятельность.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что Методические рекомендации по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве обязательными не являются, разработаны для других целей, то произведенный истцом на их основе расчет не свидетельствует об ошибочности экспертных оценок Департамента.

В соответствии с письмом ФАС России от 10.03.2017 № ВК/16641/17, пунктом 2.3 ОТС от 08.12.2016 минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства указаны в Приложении № 1 к ОТС от 08.12.2016.

Согласно пункту 9 данного приложения минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда для управляющих, подрядных и других организаций, оказывающих другие услуги в ЖКХ, в том числе ремонтные, а также услуги по комплексному обслуживанию зданий и помещений на 01.01.2019 года составила – 9568 рублей, при этом в силу пункта 14 для организаций, осуществляющих прочие виды деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве, минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда определена в размере 8830 рублей.

Пунктом 2.2 Рекомендаций по планированию экономически обоснованных расходов на оплату труда (приложение № 3 ОТС от 16.03.2017) установлено, что минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда (минимальный оклад) должна быть приведена к соответствующему периоду регулирования с применением индексов потребительских цен, закрепленных в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного правительством на момент принятия тарифного решения (прогноз МЭР РФ).

На основании изложенного при расчете расходов на оплату труда Департамент использовал тарифную ставку из пункта 14 Приложения № 1 к ОТС от 08.12.2016 в сумме 8830 рублей в сопоставимых к 01.01.2021 ценах, которая с учетом индексов потребительских цен в соответствии с прогнозом Минэкономразвития России от 26.09.2020 к 2020 году – 103,2 %, к 2021 -103,6% в 2021 году составила 10 229,65 рублей в месяц.

Умозаключения представителя ООО «Чистый след» о необходимости применения при расчете среднего тарифного коэффициента минимальной тарифной ставки на 01.01.2021 в размере 10 358 рублей из пункта 9 Приложения № 1 к ОТС от 08.12.2016, с учетом совместного письма Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения от 15.03.2019 № 01/56-В, Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения от 14.03.2019 № 24-АК/2019, не свидетельствуют о неправильности расчета административного ответчика, так как минимальная месячная тарифная ставка приведена к соответствующему периоду регулирования на 2021 год с применением индексов потребительских цен в полном соответствии с пунктом 2.2 Рекомендаций по планированию экономически обоснованных расходов на оплату труда (приложение № 3 ОТС от 16.03.2017), а отнесение Департаментом ООО «Чистый след» к пункту 14 (т.е. к организациям, осуществляющим прочие виды деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве) соответствует собирательной классификационной группировке видов экономической деятельности «Жилищно-коммунальное хозяйство», приведенной в Приложении № 4 к ОТС от 08.12.2016, а также в Приложении № 1 к ОТС от 16.03.2017, в том числе по коду 38 ОКВЭД2.

Кроме того, при определении экономически обоснованных расходов по оплате труда в соответствии с Рекомендациями по планированию экономически обоснованных расходов на оплату труда (приложение № 3 ОТС от 16.03.2017) итоговые показатели, как правильно указано административным ответчиком, главным образом зависят не от минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда (из 9 или 14 строки), а от должностных окладов, указанных в штатном расписании ООО «Чистый след».

Вопреки суждениям административного истца доводы Департамента об отсутствии правовых оснований для включения в состав расходов на оплату труда вознаграждения по итогам года также являются обоснованными.

В соответствии с Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников ООО «Чистый след» от 29.05.2020 выплата годового премиального вознаграждения осуществляется при условии выполнения компанией установленных целевых показателей деятельности по итогам работы за год; годовое премиальное вознаграждение не является гарантированной выплатой; в перечень должностей, замещение которых дает право на данную выплату, включены только генеральный директор, директор, заместитель генерального директора, руководитель управления (отдела), заместители руководителей управления (отдела); годовое премиальное вознаграждение не выплачивается работникам, принятым на работу сроком до 1 года, имеющим два и более не снятых дисциплинарных взыскания, допустившим грубое нарушение трудовой дисциплины (пункты 1.1, 1.3, 2.1, 2.11 Приложения к Положению).

Документы о выплате ООО «Чистый след» годового вознаграждения по итогам работы за 2019, 2020 год в орган тарифного регулирования не предоставлялись.

Оценив указанные обстоятельства, Департамент пришел к правомерному выводу об отсутствии возможности установить документально подтвержденные экономически обоснованные фактические расходы на годовое премиальное вознаграждение, так как Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников ООО «Чистый след» не гарантирует выплату данного вознаграждения и не позволяет определить плановые или фактические расходы на его выплату.

Доводы административного истца о том, что при утверждении тарифов в распоряжении Департамента отсутствовало экспертное заключение, так как в протоколе заседания правления Департамента от 07.12.2021 № 321 содержатся лишь сведения о рассмотрении проекта экспертного заключения (л.д. 26-38), не позволяют сделать вывод о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта.

В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов решение об утверждении тарифа принято органом регулирования на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Данные, приведенные в протоколе заседания правления Департамента от 07.12.2021 № 321, полностью соответствует представленному экспертному заключению, который подписан начальником управления тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса ФИО4 и её заместителем ФИО3, содержит оценку экономически обоснованных расходов, расчеты необходимой валовой выручки и тарифов (л.д. 58-65).

Оснований полагать, что 07.12.2021 во время проведения заседания правления Департамента административный ответчик не имел экономически обоснованных расчетов тарифа, не имеется.

Из предоставленной административным ответчиком распечатки аудиозаписи следует, что на заседании правления регулирующего органа 07.12.2021 на 3 минуте говорится о проведенной Департаментом экспертизе.

Указание в протоколе заседания правления Департамента от 07.12.2021 № 321 на «проект экспертного заключения» свидетельствует не о нарушении административным ответчиком порядка принятия нормативного правового акта, а о явной описке, технической ошибке, не влияющей на процедуру принятия оспариваемого приказа.

Ссылка административного истца на необходимость использования при определении расходов на оплату труда актуальных статистических данных о средней заработной плате по региону (по Вологодской области) на момент установления тарифа, т.е. по состоянию на 07.12.2021, достаточным основанием для удовлетворения иска не является.

Оспариваемый приказ принят Департаментом в силу части 6 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации взамен признанного недействующим нормативного правового акта на основании материалов, представленных административным истцом и необходимых для определения экономически обоснованных затрат регулируемой организацией на предстоящий 2021 год.

Устанавливая оспариваемый тариф, Департамент, действуя в соответствии с пунктом 2.5 Рекомендаций по планированию экономически обоснованных расходов на оплату труда, правомерно произвел расчет затрат на оплату труда до уровня средней заработной платы по региону на 2021 год, на основе данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области за 2019 год в сопоставимых ценах 2021 года с учетом индексов потребительских цен (в размере 37 222,5 рублей в месяц) (материалы тарифного дела т. 4 л.д. 109), так как средняя заработная плата, рассчитанная на основании отраслевого тарифного соглашения, составила 36 361,3 рублей в месяц и оказалась менее средней заработной платы по региону.

В соответствии с методологией Основ ценообразования расходы на оплату труда, подлежащие включению в необходимую валовую выручку, как правило, определяются на предстоящий период регулирования с учетом не фактических, а прогнозируемых величин индексации.

При этом пунктом 11 Основ ценообразования определено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее, чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Данные положения представляют собой дополнительную гарантию соблюдения интересов регулируемой организации, поскольку предусматривают ежегодную корректировку тарифов, установленных на основании прогнозируемых величин, с учетом фактических расходов организации за прошедший год.

Учитывая, что действия Департамента при установлении оспариваемых тарифов не противоречили нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, были совершены во исполнение вступившего в законную силу судебного акта, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного искового заявления ООО «Чистый След».

В соответствии со статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Чистый След» о признании недействующим приказа Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 08.12.2021 №... «Об утверждении ООО «Чистый след» предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Западной зоне Вологодской области» оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Г. Медведчиков

Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2022 года