ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 октября 2017 г. № 3а – 73/2017
г.Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
при секретаре Опрячиной Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим в части приказа Департамента лесного комплекса Вологодской области от 12 июля 2011 года № 625 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Сямженского лесничества на территории Вологодской области»,
установил:
приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 12 июля 2011 года № 625 утвержден лесохозяйственный регламент Сямженского лесничества на территории Вологодской области.
Главой 2 лесохозяйственного регламента установлены нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов.
Раздел 2.1 регламента устанавливает нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для заготовки древесины.
Раздел 2.5 регламента устанавливает нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов как видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Приказ Департамента лесного комплекса Вологодской области от 12 июля 2011 года № 625 опубликован в областной газете «Красный Север» 29 июля 2011 года № 138 (26670), 03 августа 2011 года № 141 (26673).
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими раздела 2.1 и абзаца 73 раздела 2.5 Лесохозяйственного регламента Сямженского лесничества, утвержденного приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 12 июля 2011 года № 625.
В обоснование требований прокурор указал, что оспариваемые положения Лесохозяйственного регламента вступили в противоречие с требованиями федерального законодательства. Пунктом 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474, установлен перечень ограничений при заготовке древесины. Вместе с тем, разделом 2.1 оспариваемого регламента установлены ограничения при заготовке древесины в соответствии с утратившим силу приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01 августа 2011 года № 337 «Об утверждении правил заготовки древесины», противоречащим указанным Правилам. Положения абзаца 73 раздела 2.5 Лесохозяйственного регламента, предусматривающее срок добычи пернатой дичи в весенний период до 16 дней с начала установленного срока добывания, основано на нормах утративших силу Типовых правил охоты в РСФСР, утвержденных приказом Главохоты РСФСР от 04 января 1988 года № 1 «Об утверждении новых Типовых правил охоты в РСФСР», и в настоящее время противоречит в указанной части Правилам охоты, утвержденным приказом Минприроды России от 16 ноября 2010 года № 512.
Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой начальнику Департамента был принесен протест от 12 апреля 2017 года № 07-33-2017/1025.
По результатам рассмотрения протеста требования прокуратуры признаны подлежащими удовлетворению (письмо Департамента от 18 апреля 2017 года № 03-1771/17). Однако до настоящего времени нарушения не устранены, изменения в Лесохозяйственный регламент не внесены.
Просил суд признать недействующим раздел 2.1 и абзац 73 раздела 2.5 Лесохозяйственного регламента Сямженского лесничества, утвержденного приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 12 июля
2011 года № 625.
В ходе судебного разбирательства по делу административным истцом исковые требования уточнены, истец просил суд признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацы 16, 17, 18, 19 полностью, абзац 20 в части слов «клейм и номеров на деревьях и пнях», абзац 21 в части слов «за исключением погибших» раздела 2.1 и абзац 73 раздела 2.5 Лесохозяйственного регламента Сямженского лесничества, утвержденного приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 12 июля
2011 года № 625.
Представитель административного истца Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Викторов Д.В. в судебном заседании доводы административного искового заявления и уточненные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности Солодягин А.В. поддержал доводы отзыва на исковое заявление, указав, что в связи с истечением срока действия Лесохозяйственного регламента - 16 декабря 2018 года и большого количества изменений в действующем законодательстве 03 апреля 2017 года между Департаментом и ООО «СУ-125» заключен государственный контракт на разработку проектов 18-ти лесохозяйственных регламентов, в том числе Сямженского. Срок выполнения работ по разработке проекта Сямженского лесохозяйственного регламента - 01 октября 2017 года. Из-за длительности процедур осуществления закупок на выполнение работ по разработке проектов лесохозяйственных регламентов до настоящего времени лесохозяйственные регламенты лесничеств в новой редакции не приняты.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований.
На основании пунктов «в», «д», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; земельное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно подпункта 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона
от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 87 ЛК РФ состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).
Постановлением Правительства Вологодской области от 29 января 2007 года № 136 утверждено Положение о Департаменте лесного комплекса Вологодской области, действовавшее на момент принятия оспариваемого приказа.
Согласно Положению Департамент как орган исполнительной государственной власти области осуществляет управленческие и административные полномочия в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления государственного лесного контроля и надзора, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области.
Для достижения указанной цели Департамент организует разработку лесного плана Вологодской области, разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков на территории области, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации.
Частью 4 статьи 68 Устава Вологодской области (принят постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 03 октября 2001 года № 481) предусмотрено, что органы исполнительной государственной власти области по вопросам, входящим в их компетенцию, издают приказы, инструкции, распоряжения.
Статьёй 5 закона Вологодской области от 02 мая 2011 года № 2506-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области» (в редакции № 1, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) предусмотрено, что официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете «Красный Север».
Как усматривается из материалов дела, 12 июля 2011 года Департаментом лесного комплекса Вологодской области издан приказ № 625 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Сямженского лесничества на территории Вологодской области».
Приказ Департамента опубликован в областной газете «Красный Север»
29 июля 2011 года в выпуске № 138 (26670), 03 августа 2011 года в выпуске № 141 (26673) (т. 1 л.д. 35-47).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом. Соблюдены форма, в которой Департамент лесного комплекса Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования.
Исходя из разъяснений пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Правила). Исходя из преамбулы данного приказа, правила утверждены в соответствии со статьями 23 и 29 ЛК РФ.
В силу части 1 статьи 29 ЛК, пункта 2 Правил заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Согласно пункту 12 Правил при заготовке древесины:
а) не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;
б) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки на смежных с ними 50-метровых полосах;
в) не допускается повреждение дорог, мостов, просек, осушительной сети, дорожных, гидромелиоративных и других сооружений, русел рек и ручьев;
г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению.
д) запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков;
е) запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев;
ж) не допускается заготовка древесины по истечении разрешенного срока (включая предоставление отсрочки), а также заготовка древесины после приостановления или прекращения права пользования лесным участком;
з) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке;
и) не допускается вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ;
к) не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки;
л) не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.
Раздел 2.1 «Нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для заготовки древесины» оспариваемого Лесохозяйственного регламента Сямженского лесничества на территории Вологодской области предусматривает, что заготовка древесины регламентируется Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года № 337.
Абзацы 14 - 21 оспариваемого Лесохозяйственного регламента предусматривают, что при заготовке древесины:
- не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;
- не допускаются повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами лесосек, захламление лесов промышленными и иными отходами;
- требуется сохранять и приводить в надлежащее состояние нарушенные дороги, мосты и просеки, а также осушительную сеть, дорожные, гидромелиоративные и другие сооружения, водотоки, ручьи, реки;
- требуется производить снос возведенных построек, сооружений, установок и приспособлений, рекультивацию занятых ими земель в течение 6 месяцев после окончания вывоза древесины с лесосеки;
- запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки), а также завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение подроста и молодняка, подлежащего сохранению;
- запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков, клейм и номеров на деревьях и пнях;
- запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев, за исключением погибших.
09 января 2017 года Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года № 337 утратили силу в связи с принятием Приказа Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474, которым утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации».
Проведя сравнительный анализ перечня ограничений при заготовке древесины оспариваемого регламента с изложенными федеральными нормами, суд приходит к выводу о противоречии положений регионального законодательства абзацев 16, 17, 18, 19 полностью, абзаца 20 в части слов «клейм и номеров на деревьях и пнях», абзаца 21 в части слов «за исключением погибших» раздела 2.1 Лесохозяйственного регламента Сямженского лесничества пункту 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 23, 32 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В целях реализации указанных норм Приказом Минприроды России от 16 ноября 2010 года № 512 утверждены Правила охоты, которые устанавливают требования к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов всей территории Российской Федерации.
Однако, абзацем 73 раздела 2.5 оспариваемого регламента установлено, что сроки добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 № 18 «О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты». Корректировку сроков добывания объектов животного мира вправе осуществлять орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Добывание пернатой дичи в весенний период осуществляется продолжительностью до 16 дней с начала установленного срока добывания.
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 18 «О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» утратило силу с 15 июня 2012 года в связи с изданием постановления Правительства РФ от 26 апреля 2012 года № 395, Приказа Минприроды России от 16 ноября 2010 года № 512 «Об утверждении Правил охоты».
На оспариваемый нормативный правовой акт Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой 12 апреля 2017 года принесен протест (т. 1 л.д. 19-20).
18 апреля 2017 года Департамент лесного комплекса Вологодской области рассмотрел принесенный протест прокурора, который был признан обоснованным.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора.
При определении момента, с которого следует признать в части недействующим оспариваемый нормативный правовой акт, суд учитывает разъяснения абзаца 3 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» о том, что суд может признать нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если его положения применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.
Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, положения приказа Департамента лесного комплекса Вологодской области от 12 июля 2011 года № 625 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Сямженского лесничества на территории Вологодской области» применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, следовательно, оспариваемые положения нормативного правового акта подлежат признанию недействующими со дня вступления решения в законную силу.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в областной газете «Красный Север».
Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
уточненные требования административного искового заявления заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацы 16, 17, 18, 19 полностью, абзац 20 в части слов «клейм и номеров на деревьях и пнях», абзац 21 в части слов «за исключением погибших» раздела 2.1, абзац 73 раздела 2.5 Лесохозяйственного регламента Сямженского лесничества, утвержденного приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 12 июля 2011 года № 625.
Опубликовать сообщение о принятом решении суда в областной газете «Красный Север» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Соколова
Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2017 года.