НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вологодского областного суда (Вологодская область) от 03.03.2016 № 3А-15/2016

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 марта 2016 г. № 3а - 15/2016

г.Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой М.В.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области З.В.И..,

при секретаре Федосеевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Морозова Р.В. об оспаривании закона Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3787- ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения»,

установил:

25 ноября 2015 года постановлением Законодательного Собрания Вологодской области № 767 принят закон Вологодской области «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».

Указанный закон Вологодской области подписан Губернатором области 26 ноября 2015 года, ему присвоен номер 3787- ОЗ, 28 ноября 2015 года закон опубликован в областной газете «Красный Север» № 134.

<ДАТА> административный истец Морозов Р.В. обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании закона Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3787- ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».

В обоснование исковых требований указал, что является собственником недвижимого имущества - квартиры с кадастровым номером №..., площадью ... кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. В связи с принятием оспариваемого закона Вологодской области изменился размер исчисляемых налогов на принадлежащее ему имущество в сторону увеличения. Полагал, что оспариваемый закон не соответствует абзацу 2 пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, а также принципам, изложенным в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в части отсутствия указания на обеспечение прав налогоплательщиков - при установлении налога не учтена фактическая способность налогоплательщиков к уплате налога. Кроме этого указал, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации», приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20 августа 2013 года № 144 «Об утверждении Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» законы субъектов Российской Федерации подлежат обязательному включению в федеральный регистр. Сведениями о включении оспариваемого закона в федеральный регистр он не обладает.

Просил суд признать недействующим закон Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3787 - ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (л.д.№...).

Административный истец Морозов Р.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель административного истца Морозова Р.В. по доверенности Ч.В.Л. исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Вологодской области по доверенности К.Л.Ю. исковые требования не признала. Указала, что реализуя представленные федеральным законодательством полномочия, Законодательным Собранием Вологодской области 25 ноября 2015 года был принят закон Вологодской области «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения». Оспариваемый закон области был подписан Губернатором области 26 ноября 2015 года и ему присвоен номер 3787-ОЗ, 27 ноября 2015 года закон опубликован на официальном интернет -портале правовой информации Вологодской области, а затем опубликован в областной газете «Красный Север» № 134. Полагала, что все требования законодательства по принятию, опубликованию и введению в действие оспариваемого закона области были соблюдены. Закон Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3787-ОЗ налог на имущество физических лиц не устанавливает, ни один из обязательных элементов налогообложения не определяет. Конкретная сумма налога на имущество физических лиц определяется не оспариваемым законом области, а положениями главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации и решением представительного органа местного самоуправления. Просила суд отказать административному истцу в удовлетворении требований.

Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Вологодской области по доверенности Г.А.А. исковые требования не признал, поддержал доводы первого представителя административного ответчика.

Представитель заинтересованного лица Правительства Вологодской области по доверенности К.О.А. полагала исковые требования административного истца не подлежащими удовлетворению. Указала, что федеральный законодатель, предоставив право субъектам Российской Федерации устанавливать единую дату начала применения на территории региона порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, и право представительным органам муниципальных образований устанавливать данный порядок, определил, что переход к порядку исчисления налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости, с учётом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации элементов налогообложения, в том числе предельных размеров налоговых ставок, является обоснованным, имеет экономическое основание и учитывают фактическую способность налогоплательщика к уплате налога.

Представитель заинтересованного лица администрации города Вологды по доверенности Ч.А.Л. возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что оспариваемый закон Вологодской области принят в силу прямого указания норм статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации и не нарушает права административного истца.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в отзыве содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления (л.д.№...).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области З.В.И., полагавшей требования административного искового заявления Морозова Р.В. не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 42 Устава Вологодской области (принят постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 03 октября 2001 года № 481) Законодательное Собрание области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти области.

К основным полномочиям Законодательного Собрания области относится: принятие Устава области, изменений и (или) дополнений к нему; осуществление законодательного регулирования по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и области в пределах полномочий субъекта Российской Федерации (статья 44 Устава).

Статьёй 3 закона Вологодской области от 05 июля 2012 года № 2806-ОЗ «О нормативных правовых актах Вологодской области» предусмотрено, что Законодательное Собрание области принимает нормативные правовые акты в формах закона, постановления.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

25 ноября 2015 года постановлением Законодательного Собрания Вологодской области № 767 принят закон Вологодской области «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».

Согласно положениям статьи 14 закона Вологодской области от 05 июля 2012 года № 2806-ОЗ «О нормативных правовых актах Вологодской области» нормативный правовой акт области подлежит регистрации. Регистрация Устава области, законов области, постановлений Губернатора области, постановлений Правительства области осуществляется в порядке, определенном Правительством области. Регистрация иных нормативных правовых актов области осуществляется в порядке, определенном органом, принявшим (издавшим) их.

Учитывая вышеизложенное, регистрация постановлений Законодательного Собрания Вологодской области осуществляется в порядке, утверждённом Законодательным Собранием.

Порядок регистрации постановлений Законодательного Собрания Вологодской области утверждён распоряжением председателя Законодательного Собрания области от <ДАТА>№... «...».

В соответствии с пунктом <ДАТА> Инструкции постановления регистрируются в электронном журнале путём заполнения регистрационной карточки, при этом используется сквозная нумерация в пределах календарного года (л.д.№...).

Заверенная выписка из электронного журнала и копия карточки представлены административным ответчиком в материалы дела (л.д.№...).

В соответствии с частями 1,2 статьи 54 Устава Вологодской области, законы области, принятые Законодательным Собранием области, направляются в десятидневный срок Губернатору области для подписания и обнародования, который в течение четырнадцати дней подписывает закон области и обнародует его.

Закон Вологодской области «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» подписан Губернатором области 26 ноября 2015 года.

Регистрация законов области осуществляется в соответствии со статьёй 14 закона Вологодской области от 05 июля 2012 года № 2806-ОЗ, в порядке, утверждённом Правительством Вологодской области.

В соответствии с Регламентом Правительства Вологодской области, утверждённым постановлением Правительства области от 28 декабря 2012 года № 1601, подписанные Губернатором области законы передаются в департамент управления делами Правительства области для регистрации в журнале регистрации законов. При регистрации оспариваемого закона 26 ноября 2015 года ему присвоен номер 3787-ОЗ (л.д.№...).

В материалы административного дела представлены заверенная выписка из журнала регистрации законов и выписка из Регламента Правительства области (л.д.№...).

Статьёй 5 закона Вологодской области от 02 мая 2011 года № 2506-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области» предусмотрено, что официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете «Красный Север» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), «Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области» (www.pravo.gov35.ru).

<ДАТА> закон области опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (www.pravo.gov35.ru), номер опубликования: №....

Согласно пункту 1.2 Устава редакции областной газеты «Красный Север», утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 01 июля 2013 года № 648 газета «Красный Север» является зарегистрированным в установленном порядке средством массовой информации - официальным периодическим печатным изданием Правительства Вологодской области.

<ДАТА> закон был опубликован в областной газете «Красный Север» №....

В соответствии со статьёй 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Статьёй 2 закона Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3787-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» предусмотрено, что настоящий закон вступает в силу с <ДАТА>, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования.

Таким образом, со дня официального опубликования закона - <ДАТА> до дня его вступления в силу прошло более одного месяца, закон вступил в силу с первого числа очередного налогового периода, следовательно, требования, установленные статьёй 5 Налогового кодекса Российской Федерации, были соблюдены.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации необходимо обеспечивать направление в Министерство юстиции Российской Федерации копий нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, для включения этих актов в федеральный регистр и проведения правовой экспертизы.

Приказом Минюста России от 20 августа 2013 года № 144 утверждены Разъяснения по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (зарегистрировано в Минюсте России <ДАТА>№...), согласно которым Федеральный регистр ведёт Министерство юстиции Российской Федерации через систему своих территориальных органов и учреждений. Ведение федерального регистра включает в себя юридическую обработку правового акта и присвоение правовому акту номера государственной регистрации, проведение правовой и антикоррупционной экспертиз правового акта.

Согласно справке заместителя начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области Л.Н.А. от <ДАТА>№... закон Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3787-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» включён в Федеральный регистр <ДАТА>, номер государственной регистрации №....

По результатам правовой экспертизы противоречий федеральному законодательству и коррупциогенных факторов не выявлено.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый закон Вологодской области принят с соблюдением требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия Законодательного Собрания Вологодской области на принятие нормативного правового акта; форму и вид, в которых Законодательное Собрание вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации и вступления его в силу.

Пунктом 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Административный истец, заявляя требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим, указал на его несоответствие законодательству Российской Федерации, а именно статье 3 и абзацу 2 пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Указанная правовая норма предусматривает обязанности представительных органов муниципальных образований по установлению порядка определения налоговой базы и не регулирует правоотношений по установлению единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Следовательно, требования абзаца 2 пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации на оспариваемый закон области не распространяются.

Кроме этого, суд учитывает, что государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Вологодской области была проведена в 2012 году, результаты работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости утверждены постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года № 1125. Указанное постановление не утратило силу и действует в настоящее время.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Вологодской области, на момент принятия и вступления в силу оспариваемого закона области являлись действительными.

Доводы административного истца относительно нарушений при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости и об актуальности кадастровой стоимости не относятся к предмету настоящего административного иска, так как оспариваемый закон области не регулирует вопросы установления кадастровой стоимости.

Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15 Налогового кодекса РФ). Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ).

Оспариваемый закон области налог на имущество физических лиц не устанавливает.

В связи с переходом к исчислению налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены: налоговые вычеты в отношении объектов жилого назначения; временные понижающие коэффициенты, применяемые при исчислении налога.

Полномочия по регулированию налоговой нагрузки Налоговым кодексом Российской Федерации предоставлены органам местного самоуправления. По решению представительных органов муниципальных образований налог вводится в действие или прекращает действовать на соответствующей территории, определяются конкретные налоговые ставки, могут увеличиваться размеры налоговых вычетов и устанавливаться дополнительные налоговые льготы.

Таким образом, конкретная сумма налога на имущество физических лиц определяется положениями главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации и решением представительного органа местного самоуправления.

Решением Вологодской городской Думы от <ДАТА>№... установлен и введён в действие с <ДАТА> на территории муниципального образования «<адрес>» налог на имущество физических лиц. Установлено, что налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость в отношении следующих объектов налогообложения: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение. Установлены ставки налога на имущество физических лиц, в частности в отношении жилых домов, жилых помещений - ....

Исходя из представленных административным ответчиком расчётов следует, что в результате перехода на новый порядок исчисления налога исходя из кадастровой, а не инвентаризационной стоимости, размер налога на имущество по квартире административного истца за ... год снизится по сравнению с налогом, рассчитанным за этот же год исходя из инвентаризационной стоимости, с ... рубля до ... рублей, то есть на ... рублей.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что права, свободы и законные интересы административного истца оспариваемым законом Вологодской области не нарушены.

Проверив соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что закон Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3787-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» соответствует подпункту «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункту 1 статьи 402, статьям 3,5 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах по делу оснований для удовлетворения требований административного искового заявления Морозова Р.В. не имеется.

В соответствии со статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Морозову Р.В. отказать в удовлетворении требований административного искового заявления о признании недействующим закона Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3787-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Соколова

Мотивированное решение изготовлено <ДАТА>.