НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вологодского городского суда (Вологодская область) от 30.11.2023 № 2А-10376/2023

Дело № 2а-10376/2023

УИД 35RS0010-01-2023-011380-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда 30 ноября 2023 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе

председательствующего судьи Давыдовой О.Н.,

при секретаре Джафаровой Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Усольцевой Е. А. к Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области о признании бездействия незаконным,

установил:

Усольцева Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к УФНС России по Вологодской области о признании незаконным бездействия УФНС России по Вологодской области в отказе предоставить информацию о наличии зарегистрированного кассового аппарата ООО «КАДАСТР-Сервис», обязать ответчика не позднее даты вступления в законную силу решения предоставить ответ на обращение от 14.08.2023 г. с информацией о наличии либо отсутствии зарегистрированного кассового аппарата. В обосновании доводов указала, что 14.08.2023 г. обращалась в инспекцию с целью получения информации о наличии у ООО «Кадастр-Сервис» кассового аппарата необходимого для расчетов с физическими лицами. В установленный срок ответа не получила. Со стороны инспекции имеется незаконное бездействие.

Протокольным определением от 09.11.2023 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «КАДАСТР-Сервис».

В судебное заседание административный истец Усольцева Е.А. не явилась, извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного ответчика УФНС России по Вологодской области по доверенности Зеленкина Е.О. с административным исковым заявлением не согласна, по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснила, что независимо от того какая система налогообложения, если оплата идет наличными денежными средствами, то обязательно наличие кассового аппарата.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, согласно которого, по платежам, поступившим на расчетный счет ООО «Кадастр-Сервис» от Усольцевой Е.А., были пробиты кассовые чеки и направлены истице на электронную почту в соответствии с ее требованиями, изложенными в назначении платежей. Просит отказать истцу в удовлетворении требований.

Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегий судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия

(бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является установление незаконности этого решения и нарушения ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

В данном случае такая совокупность условий не усматривается.

Рассмотрев обращение, Инспекция направила Усольцевой Е.А. письмо (исх. от 05.09.2023 г. ), в котором просила её явиться 08.09.2023 г. по адресу: <адрес>, для дачи пояснений и представления документов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о применении контрольно-кассовой техники. Приглашение на дачу пояснений было направлено с использованием сервиса «Личный кабинет налогоплательщика».

Согласно пункту п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ (ред. от 29.12.2022 г.) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" организация и осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон № 248-ФЗ). Приглашая Усольцеву Е.А. для дачи пояснений, Инспекция действовала в рамках полномочий, предоставленных налоговому органу Законом № 248-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 58 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контролере Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) при рассмотрении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, должностным лицом контрольного (надзорного) органа проводится оценка их достоверности.

Пунктом 1 части 3 статьи 58 Федерального закона № 248-ФЗ установлено, что в целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа при необходимости запрашивает дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина или организации, направивших обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации.

Из объяснений Усольцевой Е.А. по обстоятельствам нарушения ООО «Кадастр-Сервис» законодательства о применении контрольно-кассовой техники, полученных 08.09.2023 г., следует, что в рамках рассмотрения Грязовецким городским судом гражданского дела , в связи с возникшей необходимостью проведения экспертизы Усольцева обратилась в ООО «Кадастр-Сервис», где ей сообщили, что стоимость экспертизы составит 35 000 рублей, при оплате кассовый чек Обществом не будет выдан, предложили перевести деньги на карту ФИО1.

Согласно информации, отражённой в решении суда, в апелляционном определении Вологодского областного суда от 21 июня 2023 года Усольцева Е.А. стороной по делу не являлась, представляла интересы истца Щучкина А.Н.. Экспертизу в рамках вышеуказанного гражданского дела в суде первой инстанции проводило не ООО «Кадастр-Сервис», а другая организация - ООО «Геосфера».

В целях проведения оценки достоверности поступивших, от Усольцевой Е.А. сведений Инспекцией в соответствии с п. 1 части 3 статьи 58 Закона № 248-ФЗ была проанализирована выписка по расчётному счету Общества «Кадастр-Сервис», получены объяснения от ФИО1 директора ООО «Кадастр-Сервис», которая показала, что с гражданами Щучкиным А.Н. и Усольцевой Е.А. ООО «Кадастр - Сервис» договорных отношений не имеет, никакие услуги указанным гражданам не оказывались. Денежные средства в размере 6 рублей, перечисленные Усольцевой Е.А. на расчётный ООО «Кадастр-Сервис», были возвращены на счёт плательщика как ошибочно перечисленные.

В ответе на обращение от 13.09.2023 г. исх.Усольцевой Е.А. Инспекцией были даны разъяснения о порядке применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов между организациями с участием физических лиц, сообщено о введении в 2022-2023 годах Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 г. ограничений на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства о Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также об отсутствии у налогового органа права представлять по запросу третьих лиц информацию о регистрации контрольно-кассовой техники.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистраций и применения, которые определяются законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

В силу пункта 9 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федераций (далее - НК РФ) сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено статьей 102 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, перечисленных в подпунктах 1-15 пункта 1 статьи 102 НК РФ:

- разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

- об идентификационном номере налогоплательщика;

- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

- предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

- предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

Таким образом, истребимые гражданином в налоговом органе сведения о наличии у другого налогоплательщика зарегистрированной контрольно-кассовой техники, с применением которой происходит поступление выручки от реализации товаров, работ, услугу сведения о дате регистрации контрольно-кассовой техники относятся к налоговой тайне, которая не подлежит разглашению.

На основании вышеизложенного, действия налогового органа по отказу в предоставлении Усольцевой Е.А. информации o наличии зарегистрированного кассового аппарата у ООО «Кадастр-Сервис» являются законными. Оснований для удовлетворения административных исковых требований Усольцевой Е.А. не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 295-298 КАС РФ, суд

решил:

Усольцевой Е. А. в удовлетворении административных исковых требований к Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области о признании бездействия незаконным отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья О.Н. Давыдова

Мотивированное решение изготовлено 13.12.2023 г.