НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вологодского городского суда (Вологодская область) от 25.02.2016 № 2-3223/2016

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда

«

»

февраля

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Бахаревой Е.Е.,

при секретаре Павловой Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску федерального казенного образовательного учреждения высшего образования Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний (ВИПЭ ФСИН России) к Ивановой Е.А. о возмещении ущерба, причиненного работодателю,

установил:

Истец обратился в суд с иском, мотивируя требования тем, что Иванова Е.А. проходит службу по контракту в ВИПЭ ФСИН России в должности начальника отделения оплаты финансово-экономического отдела ВИПЭ ФСИН России с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, имеет специальное звание «майор внутренней службы». В соответствии с предписанием директора ФСИН России ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в ВИПЭ ФСИН России была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По результатам ревизии, согласно пункту 8.3 Акта документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности федерального казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - акт ревизии от ДД.ММ.ГГГГ), было установлено неправомерное применение районного коэффициента при начислении разовых премий гражданскому персоналу института, что привело к переплате денежных средств в размере <данные изъяты> рублей. С ДД.ММ.ГГГГ районный коэффициент к заработной плате работников г.Вологде установлен в размере 1,15. Фонд оплаты труда не предусматривает денежные средства на выплату разовых премий. Данная позиция подтверждается в письме правового управления ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, согласно письма Государственной инспекции труда в Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ и письма прокуратуры г. Вологды от ДД.ММ.ГГГГ начисление районного коэффициента на премии гражданского персонала института не противоречило действующему законодательству. В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной начальником института ДД.ММ.ГГГГ, ответчик обязан обеспечивать правильность организации бухгалтерского учета в соответствии с нормативными документами по начислению денежного довольствия, заработной платы и других выплат, проводить начисление заработной платы вольнонаемному составу института счет 030211000 «Расчеты по заработной плате». В соответствии с приказом ВИПЭ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении служебной проверки по выяснению фактов, изложенных в рапорте ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ» в институте была проведена служебная проверка по выяснению фактов, изложенных в акте ревизии от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе служебной проверки с ответчика было взято письменное объяснение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ответчик считал, что начисление районного коэффициента на премии гражданского персонала института было законно обоснованно. Согласно заключению о результатах служебной проверки, утвержденному начальником института ДД.ММ.ГГГГ, указанное в пункте 8.3 акта ревизии от ДД.ММ.ГГГГ нарушение в вопросах выплаты заработной платы гражданскому персоналу было допущено вследствие ненадлежащего исполнения должностных обязанностей ответчиком.

Полагая, что неправомерное применение районного коэффициента при начислении разовых премий гражданскому персоналу института, приведшее к переплате денежных средств в размере <данные изъяты> рублей, допущено по вине ответчика, учитывая, что договор о полной материальной ответственности с ответчиком не заключался, руководствуясь ч.1 ст.1064 ГК РФ, истец просит суд взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в размере <данные изъяты> руб., начисленные и выплаченные гражданскому персоналу ВИПЭ ФСИН России в результате неправомерного применения ответчиком районного коэффициента при начислении разовых премий.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенном в исковом заявлении, просил удовлетворить.

В судебном заседании ответчик Иванова Е.А. исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Суд, рассмотрев дело в пределах заявленных требований, заслушав стороны, исследовав материалы дела и проанализировав собранные по делу доказательства, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Иванова Е.А. проходит службу по контракту в ВИПЭ ФСИН России в должности начальника отделения оплаты финансово-экономического отдела ВИПЭ ФСИН России с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, имеет специальное звание «майор внутренней службы».

В соответствии с предписанием директора ФСИН России ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в ВИПЭ ФСИН России была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам ревизии, согласно пункту 8.3 Акта документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности федерального казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено неправомерное применение районного коэффициента при начислении разовых премий гражданскому персоналу института, что привело к переплате денежных средств в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон № 4520-1) районный коэффициент устанавливается к заработной плате работников.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.1992 № 494 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям на территории некоторых районов Вологодской области», с ДД.ММ.ГГГГ районный коэффициент к заработной плате работников г. Вологде установлен в размере 1,15.

Согласно позиции правового управления ФСИН России, изложенной в письме от ДД.ММ.ГГГГ, фонд оплаты труда не предусматривает денежные средства на выплату разовых премий.

Вместе с тем, согласно письма Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и письма прокуратуры г. Вологды от ДД.ММ.ГГГГ начисление районного коэффициента на премии гражданского персонала института не противоречило действующему законодательству.

Пунктом 2.1. Положения о премировании работников, не имеющих специальных званий, являющегося приложением № 1 к коллективному договору ВИПЭ ФСИН России (утверждено ДД.ММ.ГГГГ начальником ВИПЭ ФСИН России ФИО3), премия работникам устанавливается в пределах фонда премирования. Выплата премий за образцовое исполнение должностных обязанностей осуществляется по итогам работы за месяц, исходя из размеров окладов работников, установленных на 1 число месяца, за который производится выплата, также работникам могут быть выплачиваться разовые премии за качественное и квалифицированное исполнение поручений по организации образовательного процесса, по случаю юбилейных дат работников, профессиональных праздников и т.д. Таких образом, перечень оснований, в соответствии с которыми работникам выплачиваются премии, не является закрытым, а премия устанавливается в пределах фонда оплаты труда, что подтверждается данными отчёта о численности и денежном содержании работников уголовно-исполнительной системы федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вологодский институт права и экономики» за 2014 год (общая сумма по должностным окладам гражданского персонала за год составила <данные изъяты> руб., фонд премирования -<данные изъяты> руб., сумма фактически начисленного премиального фонда - <данные изъяты> руб.)., следовательно, на премию распространяется применение районного коэффициента.

В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной начальником института ДД.ММ.ГГГГ, ответчик обязан обеспечивать правильность организации бухгалтерского учета в соответствии с нормативными документами по начислению денежного довольствия, заработной платы и других выплат, проводить начисление заработной платы вольнонаемному составу института счет 030211000 «Расчеты по заработной плате».

В соответствии с приказом ВИПЭ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении служебной проверки по выяснению фактов, изложенных в рапорте ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ» в институте была проведена служебная проверка по выяснению фактов, изложенных в акте ревизии от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе служебной проверки с ответчика было взято письменное объяснение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ответчик считал, что начисление районного коэффициента на премии гражданского персонала института было законно обоснованно.

Согласно заключению о результатах служебной проверки, утвержденному начальником института ДД.ММ.ГГГГ, указанное в пункте 8.3 акта ревизии от ДД.ММ.ГГГГ нарушение в вопросах выплаты заработной платы гражданскому персоналу было допущено вследствие ненадлежащего исполнения должностных обязанностей ответчиком.

В соответствии со ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов к заработной плате. Согласно разъяснению, утверждённому постановлением Минтруда России от 11.09.1995 № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», районные коэффициенты начисляются на фактический месячный заработок в который в том числе включаются премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положениями о премировании организации.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации в состав заработной платы (оплаты труда работника) включаются стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Оплата труда гражданского персонала уголовно-исполнительной системы производится в соответствии с приказом ФСИН России от 13.11.2008 № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы» (далее Приказ №624).

В соответствии с пунктом 2 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала уголовно-исполнительной системы (Приложение № 5) (далее - Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала), утвержденного Приказом № 624, годовой фонд оплаты труда гражданского персонала ВИПЭ ФСИН России формируется исходя из объема денежных средств, направляемых на выплаты:

окладов (должностных окладов) - в размере 12 окладов;

ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы - в размере до 6 окладов;

ежемесячной надбавки за стаж непрерывной работы (выслугу лет); премий по результатам работы - в размере до 4 окладов;

иных выплат стимулирующего характера.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала фонд оплаты труда гражданского персонала формируется с учетом:

размеров районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

иных выплат компенсационного характера, устанавливаемых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании пункта 17 Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат стимулирующего характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы (Приложение № 4), утвержденного Приказом № 624, выплата премии осуществляется по итогам работы за определенный период (месяц, квартал, иной период текущего года). Порядок и условия премирования (периодичность выплаты премии, показатели премирования, условия, при которых работникам могут быть увеличены (снижены) размеры премий или работники могут быть лишены премии полностью) устанавливаются положениями о премировании, утверждаемыми руководителями, по согласованию с профсоюзными органами, исходя из конкретных задач, стоящих перед учреждениями.

Конкретные размеры премий определяются в соответствии с личным вкладом каждого работника в выполнение задач, стоящих перед учреждением, в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда, и максимальными размерами не ограничиваются.

Учитывая вышеизложенное, работодателю предоставляется право на установление различных систем премирования. В соответствии с пунктом 2.1. Положения о премировании (Приложение № 1 к Коллективному договору) в редакции дополнительного соглашения № 2 от ДД.ММ.ГГГГ выплата премий за образцовое исполнение должностных обязанностей осуществляется по итогам работы за месяц, исходя из размеров окладов Работников, установленных на 1 число месяца, за который производится выплата вознаграждения, также Работникам могут выплачиваться разовые премии за качественное и квалифицированное исполнение поручений по организации образовательного процесса. Годовой фонд премирования планируется из расчета до 4 должностных окладов. Работники премируются при наличии и в пределах средств, предусматриваемых финансированием, выделенным ФСИН России.

Таким образом, ежемесячные и разовые премии включены в состав заработной платы, входят в состав премий по результатам работы до 4 окладов и являются составной частью фонда оплаты труда гражданского персонала. Районный коэффициент рассчитывается на весь фонд оплаты, поэтому на разовые премии, как составную часть фонда оплаты труда, работодатель обязан начислять районный коэффициент. Поэтому применение районного коэффициента по всем начисленным премиям является правомерным.

Разовые премии сверх положенного фонда премирования (свыше 4 окладов), на которые не начисляется районный коэффициент, институт не выплачивал. Доказательств обратного суду не представлено.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы (приложение №2), утвержденного приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы» (далее Приказ № 269) в пределах средств, выделенных на выплату денежного довольствия (за счет экономии денежных средств), сотрудникам (в том числе зачисленным в распоряжение) могут дополнительно выплачиваться разовые премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач.

Выплата разовой премии за счет экономии денежных средств осуществляется только сотрудникам (в том числе зачисленным в распоряжение) за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач.

Таким образом, разовые премии представителям гражданского персонала выплачиваются из общего фонда оплаты труда. Это обязывает работодателя начислять на суммы разовых премий районный коэффициент. Разовые премии аттестованным сотрудникам выплачиваются из сэкономленных средств, не включаемых в фонд оплаты труда. Начисление районного коэффициента на разовые премии Приказом № 269 не предусмотрено. Правовым управлением указанное различие в нормативной регламентации порядка (правил) начисления разовых премий представителям гражданского персонала и аттестованным сотрудникам не учтено. Это повлекло за собой формулирование в акте ревизии ошибочного вывода о допущенной переплате в сумме <данные изъяты> руб..

Таким образом, суд, учитывая положения статей 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, а также приказ ФСИН России от 13.11.2008 № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы» приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Руководствуясь Трудовым кодексом Российской Федерации, ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований федеральному казенному образовательному учреждению высшего образования Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний (ВИПЭ ФСИН России) отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Е.Е. Бахарева

Мотивированное решение изготовлено 01.03.2016.