НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вологодского городского суда (Вологодская область) от 20.12.2012 № 12-120/2013

Дело №12-1620/2012

РЕШЕНИЕ

город Вологда 20 декабря 2012 года

 Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

 председательствующего судьи Чернышевой Е.И.,

 при секретаре Шиловской О.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в отношении директора ООО «Телесистемы» ФИО1 по ст.15.1 ч.2 КоАП РФ и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ст.15.1 ч.1 КоАП РФ в отношении директора ООО «Телесистемы» ФИО1,

установил:

 ФИО1 обратился в суд с жалобой, мотивируя тем, что ИФНС РФ № по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена выездная/камеральная налоговая проверка заявителя по вопросам: полноты зачисления наличных денежных средств на специальный банковский счет. Результаты проверки отражены в акте налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ №. Заявителем поданы возражения на акт проверки. Инспекцией по результатам рассмотрения акта налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ № и возражений на акт налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ № был составлен протокол № и № от ДД.ММ.ГГГГ и постановление №, № от ДД.ММ.ГГГГ. Данным установлено: признать виновным директора ООО «Телесистемы» ФИО1 в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.15.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в сумме 4000 рублей и признать виновным директора ООО «Телесистемы» ФИО1 в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.15.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в сумме 4000 рублей. Решение Инспекции неверное по следующим основаниям. Все денежные средства приходуются в кассу предприятия и сдаются на спец.счет предприятия в банк в полном объеме. В период с 29.06 по ДД.ММ.ГГГГ на трех фискальных аппаратах был сбой фискальной памяти, суммарные показания и показания счетчиков разные. В данный период на платежных терминалах были не однократные технические поломки, что привело к ошибке по закрытию смены и составления Z отчета. Режим работы терминала ( круглосуточно) и приёмки банком наличных средств (до 16 час) различный. Формирование Z отчета происходит автоматически без участия работников ООО «Телесистемы». Приходование денежных средств и дальнейшее сдача наличных средств осуществляется по фактическому изъятию денежных средств из платежных терминалов по мере необходимости и заполнения купюроприёмника. С 27 августа по ДД.ММ.ГГГГ инкассация платёжных терминалов не производилось, поэтому данные денежные средства находились в терминалах и были зачислены и сданы в банк ДД.ММ.ГГГГ в размере 27480 руб. Акт от ДД.ММ.ГГГГ № составлен с нарушениями - указана общая сумма фискальных отчетов ККТ и сумма выручки согласно записям в журналах кассира 713 932 руб.00 коп.

 Просит признать недействительным акт № от ДД.ММ.ГГГГ, постановления № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ.

 В судебном заседании заявитель ФИО1 уточнил требования просил постановления № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ отменить. Пояснил, что из-за сбоя в системе цифры не совпадают. Налоговая не учитывала наличие денежных средств в терминале.

 В судебном заседании представитель заинтересованного лица ИФНС РФ № по <адрес> по доверенности ФИО2 с жалобой не согласна, по основаниям, изложенным в отзыве.

 Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает жалобу ФИО1 не подлежащей удовлетворению.

 ООО "Телесистемы" является платежным агентом и осуществляет деятельность по приему платежей наличных денежных средств от плательщиков, посредством платежных терминалов.

 ООО "Телесистемы" ИНН № открыт в Вологодский РФ ОАО «Россельхозбанк» специ­альный банковский счет № для зачисления наличных денежных средств получен­ных от плательщиков при приеме платежей, посредством платежных терминалов.

 Согласно данным фискальных отчетов ККТ, принадлежащей ООО "Телесистемы" общая сумма выручки за проверяемый период составляет: 713 932 руб.

 Согласно записям в журналах кассира - операциониста общая сумма выручки за проверяемый пе­риод составляет: 713 930 руб.

 Согласно записям в кассовой книге ООО "Телесистемы" общая сумма выручки за проверяемый пе­риод составляет: 683 200 руб.

 Согласно данным выписки банка Вологодский РФ ОАО «Россельхозбанк» по операциям, совер­шенным ООО "Телесистемы" по специальному счету за проверяемый период составляет 700 810 руб.

 Согласно п. 3.3 главы 3 Положения ЦРБ от 12 октября 2011г. №373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (далее Положение) «...платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) помимо приходного кассового орде­ра 0310001 на общую сумму наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным аген­том (субагентом)» и п. 1.3 главы 1 Положения «....платежный агент, осуществляющий деятельность в соот­ветствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей фи­зических лиц, осуществляемой платежными агентами" при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые ими при осуществлении указанной деятельности...».

 Проверкой установлено расхождение выручки фискальных ККТ по сравнению с суммами выручки по данным бухгалтерского учета (данные кассовой книги Д.сч. 50) в сумме 30 730 рублей.

 Данные расхождения сложились в связи с тем, что платежный агент ООО "Телесистемы" несвое­временно и не в полном объеме оприходует выручку, полученную по приему платежей посредством пла­тежных терминалов в кассовую книгу.

 В соответствии с главами 3, 5 «Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и мо­нетой Банка России на территории Российской Федерации», утвержденного Банком России 12.10.2011г. №373-П, для осуществления расчетов наличными деньгами, платежные агенты должны вести кассовую книгу по установленной Форме.

 Если организация (предприниматель) - платежный агент принимает наличные денежные средства от плательщиков за услуги через платежный терминал, то она обязана ежедневно приходовать в кассу (учиты­вать в кассовой книге) по приходному кассовому ордеру поступившие в течение дня в платежный терминал наличные денежные средства на основании данных контрольной ленты ККТ, входящей в состав терминала. независимо от времени инкассации наличных денег из платежного терминала. Причем если платежный терминал позволяет передавать эти данные в автоматическом режиме непосредственно в офис организации по электронным каналам связи, то у организации отпадает необходимость ежедневного выезда в место ус­тановки платежного терминала для получения информации о поступивших платежах. В результате чего были нарушены: главы 3, 5 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011г. № 373-П. п. 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных рас­четов с населением, утвержденных Минфином РФ от 30.08.1993г. №104 (с изменениями и допол­нениями).

 Вышеуказанное образует состав административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 В соответствии с ч.1 ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хране­ния свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных ли­митов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Обязанность платежного агента ООО "Телесистемы" сдавать в кредитную организацию получен­ные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) установлена п.15 ст. 4. Федерального закона от 3 июня 2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изменениями и дополнениями) «... платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию получен­ные при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специаль­ный банковский счет».

 Проверкой установлено превышение суммы выручки фискальных отчетов ККТ по сравнению с вы­пиской банка по операциям, совершенным ООО "Телесистемы" по специальному счету в сумме 13 120 руб.

 Данные расхождения сложились в связи с тем, что платежный агент ООО "Телесистемы" сдает на­личные денежные средства, в кредитную организацию для зачисления на свой специальный банковский счет не в полном объёме, что подтверждают данные полных фискальных отчетов ККТ, кассовой книги платежного агента и данные выписки банка по операциям, совершенным ООО "Телесистемы" по специ­альному счету.

 Вышеуказанное образует состав административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации по признаку - нарушение платежным агентом, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным Законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изменениями и дополнениями), банковскими платежными агентами и банковскими платежными суб­агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным Законом «О национальной пла­тежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный бан­ковский счет.

 В соответствии с п.15 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изменениями и дополнения­ми) платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

 В соответствии с ч.2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой пла­тежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуще­ствляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей на­личных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банков­скими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. В соответствии ч.1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

 Вина должностного лица - директора ООО «Телесистемы» ФИО1 заключается в том, что им не приняты все зависящие от него меры по недопуще­нию правонарушения.

 В силу ч.2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юри­дическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет уста­новлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность. У должностного лица - директора ООО «Телесистемы» ФИО1 имелась возможность по со­блюдению норм Федерального Закона от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей фи­зических лиц, осуществляемой платежными агентами», однако, документов, подтверждающих о принятии мер по соблюдению законодательства не представлено. Надлежащему соблюдению порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций законодатель придает серьезное значение, о чем свидетельствует санкция статьи 15.1 КоАП РФ, преду­сматривающая применительно к юридическим лицам наказание в виде штрафа в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб. и к должностным лицам - 4000 руб. до 5000 руб. Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в несоблюдении публично- правовых обязанностей, посягает на интересы государства в области торговли, финансов, налогов и сборов, на установленный нормативными правовыми актами порядок работы с денежной наличностью. Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения, которое яв­ляется формальным по своему составу. Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объектив­ной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.1 КоАП РФ. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении ру­ководителя ООО «Телесистемы» ФИО1 к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Кроме того, в данном случае должностному лицу организации назначен минимальный размер штра­фа, предусмотренного ч.1 и ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ, данная мера ответственности соразмерна совершенному правонарушению.

 При таких обстоятельствах, суд полагает постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ст.15.1 ч.2 КоАП РФ и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ст.15.1 ч.1 КоАП РФ в отношении директора ООО «Телесистемы» ФИО1 законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.

 С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л :

 Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в отношении директора ООО «Телесистемы» ФИО1 по ст.15.1 ч.2 КоАП РФ и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ст.15.1 ч.1 КоАП РФ в отношении директора ООО «Телесистемы» ФИО1 оставить без изменений, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10 - дневный срок.

Судья Е.И. Чернышева