Дело №12-1620/2012
РЕШЕНИЕ
город Вологда 20 декабря 2012 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Чернышевой Е.И.,
при секретаре Шиловской О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в отношении директора ООО «Телесистемы» ФИО1 по ст.15.1 ч.2 КоАП РФ и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ст.15.1 ч.1 КоАП РФ в отношении директора ООО «Телесистемы» ФИО1,
установил:
ФИО1 обратился в суд с жалобой, мотивируя тем, что ИФНС РФ № по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена выездная/камеральная налоговая проверка заявителя по вопросам: полноты зачисления наличных денежных средств на специальный банковский счет. Результаты проверки отражены в акте налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ №. Заявителем поданы возражения на акт проверки. Инспекцией по результатам рассмотрения акта налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ № и возражений на акт налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ № был составлен протокол № и № от ДД.ММ.ГГГГ и постановление №, № от ДД.ММ.ГГГГ. Данным установлено: признать виновным директора ООО «Телесистемы» ФИО1 в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.15.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в сумме 4000 рублей и признать виновным директора ООО «Телесистемы» ФИО1 в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.15.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в сумме 4000 рублей. Решение Инспекции неверное по следующим основаниям. Все денежные средства приходуются в кассу предприятия и сдаются на спец.счет предприятия в банк в полном объеме. В период с 29.06 по ДД.ММ.ГГГГ на трех фискальных аппаратах был сбой фискальной памяти, суммарные показания и показания счетчиков разные. В данный период на платежных терминалах были не однократные технические поломки, что привело к ошибке по закрытию смены и составления Z отчета. Режим работы терминала ( круглосуточно) и приёмки банком наличных средств (до 16 час) различный. Формирование Z отчета происходит автоматически без участия работников ООО «Телесистемы». Приходование денежных средств и дальнейшее сдача наличных средств осуществляется по фактическому изъятию денежных средств из платежных терминалов по мере необходимости и заполнения купюроприёмника. С 27 августа по ДД.ММ.ГГГГ инкассация платёжных терминалов не производилось, поэтому данные денежные средства находились в терминалах и были зачислены и сданы в банк ДД.ММ.ГГГГ в размере 27480 руб. Акт от ДД.ММ.ГГГГ № составлен с нарушениями - указана общая сумма фискальных отчетов ККТ и сумма выручки согласно записям в журналах кассира 713 932 руб.00 коп.
Просит признать недействительным акт № от ДД.ММ.ГГГГ, постановления № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заявитель ФИО1 уточнил требования просил постановления № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ отменить. Пояснил, что из-за сбоя в системе цифры не совпадают. Налоговая не учитывала наличие денежных средств в терминале.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ИФНС РФ № по <адрес> по доверенности ФИО2 с жалобой не согласна, по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает жалобу ФИО1 не подлежащей удовлетворению.
ООО "Телесистемы" является платежным агентом и осуществляет деятельность по приему платежей наличных денежных средств от плательщиков, посредством платежных терминалов.
ООО "Телесистемы" ИНН № открыт в Вологодский РФ ОАО «Россельхозбанк» специальный банковский счет № для зачисления наличных денежных средств полученных от плательщиков при приеме платежей, посредством платежных терминалов.
Согласно данным фискальных отчетов ККТ, принадлежащей ООО "Телесистемы" общая сумма выручки за проверяемый период составляет: 713 932 руб.
Согласно записям в журналах кассира - операциониста общая сумма выручки за проверяемый период составляет: 713 930 руб.
Согласно записям в кассовой книге ООО "Телесистемы" общая сумма выручки за проверяемый период составляет: 683 200 руб.
Согласно данным выписки банка Вологодский РФ ОАО «Россельхозбанк» по операциям, совершенным ООО "Телесистемы" по специальному счету за проверяемый период составляет 700 810 руб.
Согласно п. 3.3 главы 3 Положения ЦРБ от 12 октября 2011г. №373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (далее Положение) «...платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) помимо приходного кассового ордера 0310001 на общую сумму наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом)» и п. 1.3 главы 1 Положения «....платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые ими при осуществлении указанной деятельности...».
Проверкой установлено расхождение выручки фискальных ККТ по сравнению с суммами выручки по данным бухгалтерского учета (данные кассовой книги Д.сч. 50) в сумме 30 730 рублей.
Данные расхождения сложились в связи с тем, что платежный агент ООО "Телесистемы" несвоевременно и не в полном объеме оприходует выручку, полученную по приему платежей посредством платежных терминалов в кассовую книгу.
В соответствии с главами 3, 5 «Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации», утвержденного Банком России 12.10.2011г. №373-П, для осуществления расчетов наличными деньгами, платежные агенты должны вести кассовую книгу по установленной Форме.
Если организация (предприниматель) - платежный агент принимает наличные денежные средства от плательщиков за услуги через платежный терминал, то она обязана ежедневно приходовать в кассу (учитывать в кассовой книге) по приходному кассовому ордеру поступившие в течение дня в платежный терминал наличные денежные средства на основании данных контрольной ленты ККТ, входящей в состав терминала. независимо от времени инкассации наличных денег из платежного терминала. Причем если платежный терминал позволяет передавать эти данные в автоматическом режиме непосредственно в офис организации по электронным каналам связи, то у организации отпадает необходимость ежедневного выезда в место установки платежного терминала для получения информации о поступивших платежах. В результате чего были нарушены: главы 3, 5 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011г. № 373-П. п. 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином РФ от 30.08.1993г. №104 (с изменениями и дополнениями).
Вышеуказанное образует состав административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Обязанность платежного агента ООО "Телесистемы" сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) установлена п.15 ст. 4. Федерального закона от 3 июня 2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изменениями и дополнениями) «... платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет».
Проверкой установлено превышение суммы выручки фискальных отчетов ККТ по сравнению с выпиской банка по операциям, совершенным ООО "Телесистемы" по специальному счету в сумме 13 120 руб.
Данные расхождения сложились в связи с тем, что платежный агент ООО "Телесистемы" сдает наличные денежные средства, в кредитную организацию для зачисления на свой специальный банковский счет не в полном объёме, что подтверждают данные полных фискальных отчетов ККТ, кассовой книги платежного агента и данные выписки банка по операциям, совершенным ООО "Телесистемы" по специальному счету.
Вышеуказанное образует состав административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации по признаку - нарушение платежным агентом, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным Законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изменениями и дополнениями), банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным Законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет.
В соответствии с п.15 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изменениями и дополнениями) платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
В соответствии с ч.2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. В соответствии ч.1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина должностного лица - директора ООО «Телесистемы» ФИО1 заключается в том, что им не приняты все зависящие от него меры по недопущению правонарушения.
В силу ч.2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность. У должностного лица - директора ООО «Телесистемы» ФИО1 имелась возможность по соблюдению норм Федерального Закона от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», однако, документов, подтверждающих о принятии мер по соблюдению законодательства не представлено. Надлежащему соблюдению порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций законодатель придает серьезное значение, о чем свидетельствует санкция статьи 15.1 КоАП РФ, предусматривающая применительно к юридическим лицам наказание в виде штрафа в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб. и к должностным лицам - 4000 руб. до 5000 руб. Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в несоблюдении публично- правовых обязанностей, посягает на интересы государства в области торговли, финансов, налогов и сборов, на установленный нормативными правовыми актами порядок работы с денежной наличностью. Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения, которое является формальным по своему составу. Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.1 КоАП РФ. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении руководителя ООО «Телесистемы» ФИО1 к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Кроме того, в данном случае должностному лицу организации назначен минимальный размер штрафа, предусмотренного ч.1 и ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ, данная мера ответственности соразмерна совершенному правонарушению.
При таких обстоятельствах, суд полагает постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ст.15.1 ч.2 КоАП РФ и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ст.15.1 ч.1 КоАП РФ в отношении директора ООО «Телесистемы» ФИО1 законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в отношении директора ООО «Телесистемы» ФИО1 по ст.15.1 ч.2 КоАП РФ и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ст.15.1 ч.1 КоАП РФ в отношении директора ООО «Телесистемы» ФИО1 оставить без изменений, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10 - дневный срок.
Судья Е.И. Чернышева